Гарекин I (Киликия)

Гарегин I ( арм . Карегин А. Йовсепеанц ) (17 декабря 1867, Хачисар (ныне Чардахлу ), Арцах — 21 июня 1952, Антелиас , Ливан ) — исследователь армянского искусства и Католикос Киликии Армянской Апостольской Церкви с 1943 по 1952 год. .
Образование и карьера священнослужителя
[ редактировать ]Родившийся Гарегин Овсепян , родом из Арцаха (тогда входившего в состав Елизаветпольской губернии Российской империи ), он учился в Геворгянской семинарии Католикосата всех армян в Эчмиадзине (1882-1890). В этот период он был рукоположен в сан дьякона Армянской церкви и присоединился к Конгрегации Святого Престола Эчмиадзина. В 1892–1897 годах изучал теологию и философию в университетах Лейпцига, Галле и Берлина. Его докторская диссертация была опубликована в Лейпциге в 1897 году.
После возвращения из Германии Гарегин был рукоположен в иеромонах в Эчмиадзине. В 1917 году он был рукоположен во епископа. До начала Первой мировой войны занимал ряд преподавательских и административных должностей в пределах юрисдикции Святого Престола, в Эчмиадзине, Ереване и Тбилиси ; он был в разное время главой Эчмиазинской библиотеки, деканом Геворкянской семинарии и редактором католикосатского журнала « Арарат» . После массового притока беженцев, спасавшихся от геноцида армян в Османской империи в 1915-1916 годах, он возглавил Комиссию братской помощи, которая заботилась о бегущих сиротах.
Гарекин был рукоположен во епископа в 1917 году. В мае 1918 года, во время османского вторжения в Закавказье, участвовал в Сардарапатской битве ; он и другие священники посетили деревни, расположенные недалеко от линии фронта, чтобы побудить как армянских солдат, так и безоружных жителей деревни противостоять вторгшейся армии. Его служба была оценена последующими наградами, которые он получил как от российского командующего Кавказским фронтом, так и от правительства Республики Армения (1918-1920). Это также снискало ему огромное уважение в армянских националистических кругах, включая влиятельную партию Дашнака . Это оказалось решающим в решающие моменты его последующей карьеры.
В 1920 году, во время вторжения в Армению турецких кемалистских войск, Гарегин вновь вызвался пойти на передовую. Однако на этот раз он попал в плен, когда кемалисты захватили Карс 30 октября. Он бежал 19 января 1921 года, нашел убежище в городском американском приюте и 21 марта наконец добрался до территории Армении, где уже была установлена советская власть.
Гарекин с близкого расстояния стал свидетелем попыток Советского Союза уничтожить организованную религию, включая Армянскую церковь. Еще в 1923 году советская тайная полиция сообщила о своем недовольстве его религиозной деятельностью. В 1924 году он совершил поездку по другим армянским общинам СССР и собрал 120 000 рублей для Эчмиадзина. В 1924 году он был назначен членом недавно созданного Высшего духовного совета Эчмиадзина, а затем переизбирался для работы в этом органе как в 1932, так и в 1941 году. В 1925 году он был возведен в сан архиепископа. Он сыграл ключевую роль в сборе помощи жертвам сильного землетрясения, обрушившегося на второй по величине город Армении Ленинакан (ныне Гюмри ) в 1926 году. С 1927 по 1933 год Гарегин был предстоятелем Крымской и Нор-Нахичеванской епархии (ныне Гюмри). пригород Ростова-на-Дону ), охватывавший приходы и учреждения Армянской Церкви на обширных территориях России, включая Москву и Ленинград. Однако он мало что мог сделать, чтобы остановить продолжающееся закрытие армянских церквей в этих районах.
В 1934 году Католикос Эчмиадзинский Хорен I назначил Гарегина понтификальным легатом для поездки за границу с целью сбора средств на реконструкцию Эчмиадзинского собора и других расходов Католикосата, а также решения административных проблем, возникших в некоторых епархиях Армянской Церкви за пределами Армянской Церкви. СССР, особенно во Франции и США. С 1935 года Гарекин посетил почти дюжину стран Европы и Ближнего Востока, во время которых он собрал около 35 000 долларов США .
В 1936 году Гарекин достиг США, что оказалось последним этапом его миссии. Серьезный раскол возник в Армянской церкви Северной Америки по вопросу сотрудничества со Святым Престолом Эчмиадзина, который, как жаловались диссиденты, находился под полным контролем коммунистов в Советской Армении. Гарегин не смог найти выход из этого кризиса. Епархия Армянской Церкви, оставшаяся верной Эчмиадзину, в конечном итоге избрала его своим следующим предстоятелем. Его избрание состоялось, несмотря на неоднократные призывы из Эчмиадзина вернуть его Святому Престолу. Действительно, местоблюститель архиепископ Геворг Чорекчян доложил Национальному духовному собранию (НДА) в Эчмиадзине в 1941 году, что результаты зарубежной миссии Гарекина не покрыли финансовые потребности Святого Престола.
В 1938-1943 годах Гарекин служил предстоятелем Восточной епархии Армянской Церкви в Северной Америке. После того, как СССР и США стали союзниками во время Второй мировой войны , он возглавил усилия по сбору 120 000 долларов от американцев армянского происхождения для оказания помощи армянским солдатам Красной Армии и армянским мирным жителям, пострадавшим в результате продолжающейся войны в Европе. Отдельно он также помог собрать еще 85 000 долларов для формирования танкового подразделения «Давид Сасунский» для Красной Армии.
Религиозная карьера Гарегина приняла неожиданный поворот в 1943 году, когда конкурирующие про- и антисоветские армянские политические фракции согласились выдвинуть его кандидатуру на пост следующего Католикоса Великого Дома Киликийского, второго по важности престола Армянской Церкви. Условия военного времени не позволяли Гарегину покинуть США и добраться до резиденции этого католикосата в Ливане до марта 1945 года. Тем временем он оставался в Нью-Йорке, собирая 44 000 долларов для Католикосата Киликии, а также получая обязательства спонсировать студентов в его семинария.
В июне 1945 года Гарекин ненадолго вернулся в Советскую Армению (впервые с 1935 года) для участия в АЯЭ, которая избрала Чорекчяна следующим Католикосом всех армян. Гарекин был первым католикосом Киликии, принявшим участие в выборах католикоса Эчмиадзина, и лично рукоположил новоизбранного Геворга VI. В 1946–1949 годах Гарекин поддержал поддерживаемую Кремлем кампанию по репатриации около 90 000 армян диаспоры в Советскую Армению. В 1946 году Геворг предоставил ему беспрецедентную привилегию носить алмазный крест на своем капюшоне, что обычно было единственной прерогативой Католикоса Всех Армян. Геворг также попросил Гарегина выступить посредником в решении административного спора внутри Армянского Патриархата в Стамбуле, который традиционно находится за пределами юрисдикции Католикосата Киликии.
Давление «холодной войны» обострило внутриармянские политические споры на Ближнем Востоке в последние годы правления Гарегина. Его отношения с антисоветской партией Дашнаков, поддержавшей его избрание, теперь охладились. После того, как с 1950 года здоровье Гарегина начало ухудшаться, советские лидеры в Москве опасались, что его преемником может стать продашнакский священнослужитель. В 1951 году они подтолкнули Геворга в Эчмиадзине официально написать Гарегину в Ливан и предложить назначить и рукоположить преемника (приемлемого для Советов) при его жизни. Гарегин отказался от этого предложения, усмотрев в нем нарушение внутренних свобод, которыми традиционно пользовались католикосаты как Эчмиадзина, так и Киликии. Действительно, за смертью Гарегина в 1952 году последовала четырехлетняя борьба за его преемственность, закончившаяся победой кандидата, поддерживаемого дашнаками.
Карьера ученого
[ редактировать ]Гарегина также помнят как выдающегося исследователя армянского искусства конца девятнадцатого и первой половины двадцатого века.
Первоначально его научный интерес был сосредоточен на сборе и изучении армянской устной литературы. Он также написал несколько работ по теологии. После этого у него появился сильный интерес к изучению средневековых армянских рукописей (особенно их иллюстраций, колофонов и палеографии), а также средневековой литературы, историографии, археологии, архитектуры, эпиграфики и пластического искусства. Он является автором ряда монографий и десятков научных статей, в основном на армянском языке, но также и на русском языке.
В царский период он был избран членом Кавказского отделения Императорского археологического общества в Москве и Российское императорское археологическое общество в Санкт-Петербурге. После Геноцида армян в 1917 году он приступил к созданию армянского этнографического музея в Закавказье, собирая материалы от беженцев, бежавших из Османской империи.
В течение короткого периода независимости Армении (1918-1920) он был назначен профессором истории армянского искусства и археологии в недавно созданном Ереванском государственном университете . Он также стал членом-учредителем Комитета охраны памятников Армении.
Гарекин продолжал свою научную деятельность в государственных академических и исследовательских институтах в первые годы советской власти, но агрессивная антирелигиозная кампания коммунистического режима вскоре лишила его возможности публиковаться в советских научных журналах. С конца 1920-х годов его исследования появлялись в различных изданиях армянской диаспоры. Однако Академия наук Советской Армении посмертно опубликовала в 1983–1987 годах двухтомную антологию его произведений.
Во время своего правления в качестве Католикоса Киликии Гарегин также предпринял ощутимые шаги по превращению штаб-квартиры Католикосата в Ливане в армянский культурный центр в диаспоре. В 1951 году он опубликовал «Хишатакаранк Дзераграц» (на армянском языке Յիշատակարանք Ձեռագրաց), книгу объемом 1255 страниц о религиозных и исторических ссылках, охватывающую период с V века до 1250 года нашей эры. Информация была собрана из древних армянских рукописей, которые находились, среди других мест, в Армянском монастыре. Патриархат в Иерусалиме . В этом проекте ему помогал его Посохоносец ( гавазанакир ), студент семинарии Торком Постаджян , который поехал с ним в Иерусалим и вручную скопировал и собрал информацию из оригинальных документов.
Примечания
[ редактировать ]Вскоре после смерти Гарегина I в 1952 году армянский священнослужитель Нешан Саркисян был рукоположен в священники и получил имя Гарегин в память о покойном католикосе. Позже Гарегин Саркисян стал Католикосом Киликии Гарегином II, а затем Католикосом Гарегином I. всех армян
Вторичные источники
[ редактировать ]- Арзуманян, преподобный Завен, Азгапатум [История народа], Том. 4, Книги I-II (Нью-Йорк, 1995 и 1997 гг.).
- Авакян, Арра С. (1998). Армения: путешествие по истории . Электрический пресс, Фресно.
- Эгиаян, Бивзанд (1975). Жаманакиц Патмутин Катогикосутан Айоц Киликиой 1914-1972 [Новейшая история Армянского католикосата Киликии]. Антелиас, с. 565–628.
- Ошакан, Акоп (1948). Arewelahay Banasirutiwne ew Эчмиадзин: Гарегин Катогикос Овсепян [Восточноармянская филология и Эчмиадзин: Католикос Гарегин Овсепян]. Антилиас.