Господь и Искупитель
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2015 г. ) |
Dominus ac Redemptor ( Господь и Искупитель ) — это папская записка , обнародованная 21 июля 1773 года, согласно которой Папа Климент XIV подавил Общество Иисуса . Общество было восстановлено в 1814 году Пием VII. [1]
Фон
[ редактировать ]Иезуиты были изгнаны из Бразилии (1754 г.), Португалии (1759 г.), Франции (1764 г.), Испании и ее колоний (1767 г.) и Пармы (1768 г.). [1] Хотя ему приходилось сталкиваться с сильным давлением со стороны послов при дворе Бурбонов , Папа Климент XIII всегда отказывался уступить их требованиям о подавлении Общества Иисуса.
Однако этот вопрос достиг такой кризисной точки, что этот вопрос, по-видимому, стал главным вопросом, определившим исход конклава 1769 года, созванного для избрания преемника Климента XIII. В то время как во Франции, Испании и Португалии подавление имело место де-факто ; Вступление на престол нового Папы стало поводом для того, чтобы настоять на отмене корней и ветвей ордена, де-факто и де-юре , в Европе и во всем мире. Джованни Кардинал Ганганелли, монастырский монах- францисканец, был одним из пяти папабили . Его позиция по «иезуитскому вопросу» была несколько двусмысленной. Когда его спросили, он сказал придворным кардиналам, выступающим против иезуитов, что «он признал за суверенным понтификом право с чистой совестью ликвидировать Общество Иисуса при условии, что он будет соблюдать каноническое право; и что было бы желательно, чтобы папа сделал это». все, что в его силах, чтобы удовлетворить желания Корон». [2] В то же время проиезуитский Зеланти считал его безразличным или даже благосклонным к иезуитам. Ганганелли был избран и принял имя Климента XIV.
Контекст
[ редактировать ]В течение нескольких лет Климент XIV пытался успокоить оппозицию иезуитам, обращаясь с ними жестко. Он отказался встретиться с Настоятелем Генеральным Лоренцо Риччи , приказал им не принимать послушников и т. д. По словам Томаса М. Маккуга SJ, «Общество теряло своих международных покровителей: Австрия, Пруссия и Россия сначала аннексировали части Польши ( из трех) разделов летом 1772 года Виктор Амадей III, женатый на сестре короля Испании, взошел на трон Сардинии в феврале 1773 года. Более значительной была утрата австрийского покровительства: для того, чтобы закрепить брак между ними; ее дочь Мария-Антуанетта французскому дофину Людовику в 1770 году императрица Мария Терезия пообещала не препятствовать усилиям Бурбонов по подавлению, хотя сама она ничего не имела против иезуитов». [3]
Кардинал Франсуа-Жоахим де Пьер де Берни , чья работа по роспуску принесла ему назначение послом Франции при Святом Престоле, работал с Климентом над обеспечением отсрочек, о которых просил Папа. Образцы папского заявления циркулировали среди дворов Бурбонов более года. Окончательный проект был переведен из буллы в менее важную папскую записку. [3] Однако давление, оказанное Бурбонами Испании, Неаполя и Франции, а также пассивное отношение и молчаливое согласие Австрии привели переговоры к внезапному прекращению. [4]
Давление продолжало нарастать до такой степени, что католические страны начали угрожать отделением от Церкви. Папская булла была издана главным образом по инициативе Жозефа Мониньо, испанского посла. Климент XIV в конечном итоге уступил «во имя мира Церкви и во избежание отделения в Европе» и подавил Общество Иисуса кратким Dominus ac Redemptor 21 июля 1773 года.
Содержание
[ редактировать ]Документ состоит из сорока пяти параграфов.
Во вступительном абзаце Климент XIV дает тон: Господь наш пришел на землю как «Князь мира». Эта миссия мира, переданная апостолам, является долгом преемников Святого Петра , обязанностью, которую Папа выполняет, поощряя институты, способствующие миру, и устраняя, если необходимо, другие, которые препятствуют миру. Подавление религиозного порядка может быть оправдано не только в случае его вины, даже с точки зрения гармонии и спокойствия в Церкви. В качестве приоритета он упоминает Пием V подавление гумилиатов в 1571 году, ликвидацию Урбаном VIII Регулярного ордена св. Амвросий и Варнава в Роще, а также подавление Иннокентием X Ордена Св. Василия Армянского. [1]
Далее следует длинный раздел, в котором Климент XIV рассматривает причины, которые, по его мнению, требуют исчезновения Общества Иисуса .
- Перечисляется длинный список обвинений против Общества.
- Он напоминает, что за свою историю Общество сталкивалось с жесткой критикой.
- Вспоминается горе, причиненное предыдущим папам столкновениями среди католиков по поводу доктрины иезуитов.
В заключительном, более техническом разделе Климент XIV выносит фактический приговор о подавлении Общества Иисуса . Для реализации брифа продиктованы некоторые положения.
Несмотря на то, что Общество изображается как угроза миру, оно подавляется, но не осуждается явно в папском письме.
Исполнение
[ редактировать ]Второй краткий отчет Gravissimis ex causis (16 августа) учредил комиссию из пяти кардиналов, которой было поручено информировать иезуитов и решать многие практические проблемы, вызванные подавлением. Двумя днями позже письмо кардинала, президента комиссии, предписывало всем епископам Церкви провозгласить и опубликовать краткое изложение в каждом доме, резиденции или школе иезуитов в присутствии собравшейся общины иезуитов. Этот необычный подход создал множество проблем, поскольку существовало 22 589 иезуитов, 49 провинций, 669 колледжей и более 3000 миссионеров. [5] Сотни школ были закрыты или переданы другим религиозным орденам или государству. [1]
Некатолические страны, такие как Пруссия и Россия, запретили епископам обнародовать свод правил и приказали иезуитам продолжать свою академическую деятельность, как будто ничего не произошло.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Dominus ac Redemptor (1773)», Институт перспективных иезуитских исследований, Бостонский колледж.
- ^ Вильгельм, Йозеф. «Папа Климент XIV». Католическая энциклопедия. Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 5 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б МакКуг С.Дж., Томас М., «Реставрация иезуитов - Часть вторая: Общество при Клименте XIV», Thinking Faith , 14 августа 2014 г.
- ^ Сольер, Джозеф. «Франсуа-Иоахим-Пьер де Бернис». Католическая энциклопедия Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 7 января 2019 г.
- ^ « 16 августа 1773 г. — Общество Иисуса подавлено», Иезуитская реставрация 1814 г. , 16 августа 2014 г.» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 года . Проверено 9 марта 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Полный текст описания на латыни и французском языке можно найти вкратце Папы Климента. NSP
- Полный текст доступен на английском языке на Портале иезуитских исследований ( http://jesuitportal.bc.edu/research/documents/1773_dominusacredemptor/ ).
- Бангерт, Уильям: История Общества Иисуса , Сен-Луи, 1972.
- Марикс, Роберт Александр и Джонатан Райт. (2015). Иезуитское выживание и восстановление , изд. Брилл.