Абдолхоссейн Сепанта
Абдолхоссейн Сепанта | |
---|---|
Абдул Хосейн Сепанта | |
![]() | |
Рожденный | 4 июня 1907 г. |
Умер | 28 марта 1969 г. Исфахан , Иран | ( 61 год
Место отдыха | Тахт-э Фулад |
Род занятий | Кинорежиссер, продюсер |
Годы активности | 1929–1933 |
Абдолхосейн Сепанта ( персидский : محمد سندة , 4 июня 1907 — 28 марта 1969) — иранский кинорежиссер и продюсер. Он создал первые звуковые фильмы на персидском языке. Он также был писателем, журналистом и пропагандистом либеральной политики . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Абдолхосейн Сепанта родился в районе проспекта Вагонхане в Тегеране в 1907 году. Его отец, Голам Реза Хан, был переводчиком Моззафар-ад-Дин Шаха , короля династии Каджаров . [ 2 ]
Абдолхосейн начал свое обучение в колледжах Сент-Луиса и зороастрийском колледже в Тегеране примерно в 1925 году. Он обнаружил живой интерес к древней персидской истории и литературе. Поэтому в 1927 году он выбрал своей фамилией Сепанта. В 1927 году он отправился в Индию через Бушер . Там он познакомился с Диншахом Ирани как со своим индийским переводчиком, который был директором Персидского зороастрийского общества. После обширных исследований древней культуры он ненадолго вернулся в Иран.
Вскоре Сепанта снова вернулся в Индию с планами на более длительное пребывание. Он продолжал изучать древнеиранскую культуру и литературу. Вдохновленный своими учителями и профессорами, Сепанта начал свою деятельность в кино. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Лор Девушка
[ редактировать ]По мере того как Сепанта проявлял больший интерес к кино, он обнаружил, что существует вероятность того, что одна из его постановок может попасть в кинотеатры Ирана благодаря некоторой конкурентной тактике. Ведущим продюсером иранских фильмов в то время был Оганес Оганян , русский армянский иммигрант, который стал пионером киноиндустрии в Иране. Его немые фильмы пользовались успехом в Иране и были созданы по образцу серии датских комедий, вышедших в эфир в предыдущие годы.
Глядя на передовые технологии, доступные в Британской Индии , Сепанта понял, что может принести в иранское кино первый звуковой фильм. В 1931 году вместе со своим знакомым Ардеширом Ирани , парсом из местной общины, Сепанта начал производство фильма « Девушка Лор» на студии Imperial Film Co. в Бомбее. Этот фильм стал первым фильмом, в котором люди разговаривали, а также одним из первых постановок в мусульманской стране, в котором снималась женщина. Фильм был показан в октябре 1933 года в Тегеране в двух крупных кинотеатрах, кинотеатрах «Маяк» и «Сепах» , и на удивление имел большой успех. Вопреки ожиданиям менеджеров кинотеатра, делавших ставку на иностранные фильмы, «Девушка Лор» имела мгновенный успех и установила новый рекорд продаж и продолжительности проката, который не побивался несколько лет. [ 7 ]
Сепанта написал весь сценарий, а также сыграл главную мужскую роль. История рассказывает о Гольнаре, горничной деревенской чайной, которая влюбляется в Джафара, правительственного агента. Они влюбляются друг в друга и сбегают в Индию, пока политическая напряженность в проблемном Иране не утихнет. Говорят, что этот фильм является тонким политическим комментарием об отсутствии общей общественной безопасности в период, когда династия Пехлеви приходит на смену династии Каджаров в Иране.
Лидер раннего иранского кино
[ редактировать ]В 1930-е годы с 1931 по 1937 год было снято девять звуковых фильмов. Из этих девяти пять - фильмы Сепанты. Многие считают его лидером той эпохи, когда фильмы были в основном политическими документальными, а развлекательные фильмы не нравились правящей династии.
Он был режиссером, сценаристом и неоднократно исполнял главные роли в своих фильмах. Это были «Девушка Лор» (1931), «Фирдоуси» , «Ширин-о-Фархад» , «Чёрные глаза » и «Лейли о Меджнун» (фильм 1936 года) , которые производились в Индии.
Сепанта был литератором и видным исследователем доисламской персидской литературы, поэтому его фильмы носили чрезвычайно национальный и исторический характер, тенденция, которая преобладала в других художественных и литературных кругах того времени и была результатом подавленной, но беспокойной социальной и культурная ситуация в обществе.
Что касается мотивов создания A Lor Girl , Сепанта объясняет позже:
«Поскольку это был первый иранский звуковой фильм, представленный за границей, я чувствовал, что он должен представить яркую картину Ирана... Я должен признать, что этот фильм стал большим стимулом для националистической гордости иранцев-эмигрантов».
До 1933 года и «Девушки Лор» иранское кино не было столь популярным, а немногочисленные кинотеатры в Тегеране и других крупных городах обслуживали только аристократию и некоторые определенные классы общества. Более того, у иранских кинематографистов не было четкой позиции. За исключением Сепанты, который использовал в своих работах элементы древней иранской литературы, остальные режиссеры в основном имитировали зарубежное кино.
Превосходные фильмы Сепанты повысили ожидания иранской киноаудитории. В 1934 году он снял свой второй фильм «Фирдоуси» на праздновании тысячелетия великого персидского эпического поэта Фердоуси .
Третий фильм Сепанты. Ширин-о-Фархад. В основу положена романтическая история из драматической поэзии Низами . Фильм был снят в Индии за четыре месяца и показан в конце 1934 года. Сепанта снял свой четвертый фильм «Черные глаза» и в течение четырех недель показывал его в Тегеране. В 1936 году Сепанта снял свой последний коммерческий фильм «Лайли-о-Маджнун».
Между 1930 и 1936 годами иранская киноиндустрия была закрыта, и Сепанта продолжал свою деятельность в одиночку, продюсируя свои фильмы и поддерживая рынок живым и загруженным.
После Лайли-о-Маджнуна Сепанта готовилась к съемкам еще одного сценария с рабочим названием «Чёрная сова» . Однако проект так и не был реализован, как и еще один написанный им сценарий о жизни персидского математика, астронома и поэта Омара Хайяма .
Консерватизм и иранцы Калькутты
[ редактировать ]Ранние фильмы Сепанты были сняты в Бомбее с участием парсов в качестве организаторов и актеров разного происхождения. По какой-то причине в 1935 году Сепанта собрал вещи и уехал из Бомбея в Калькутту искать возможности в бенгальском кино .
Этот последний фильм, «Лайли-о-Маджнун» , был основан на полномасштабной драматической поэме Низами, похожей на поэму «Ромео и Джульетта» . Семья Басрави создала множество периферийных устройств, которые дополняли сценарий, например, подробную информацию о внешних и внутренних сценах, диалогах, движениях актеров, декорациях, костюмах, освещении, звуковых эффектах и движениях камеры. Они также способствовали составлению предлагаемых пояснительных записок по монтажу и обработке фильмов и описанию сцен по тщательно проработанным рисункам. Хотя доступны еще 4 сценария, ни один из них не отличается таким детальным качеством исполнения. Из-за меняющегося политического климата в Иране Лайли-о-Маджнун так и не добился сопоставимого успеха на рынке.
Вернуться в Иран
[ редактировать ]В 1935 году он уехал из Калькутты ( Калькутты ) домой, надеясь, что сможет заручиться помощью правительства для создания киностудии в Иране. Однако ему не удалось заручиться достаточной поддержкой своих проектов со стороны нового правительства.
Доктор Сассан Сепанта процитировал своего отца в интервью:
«В сентябре 1936 года он прибыл в Бушер (порт на берегу Персидского залива ) с отпечатком Лайли-о-Маджнуна. Из-за бюрократических сложностей отпечаток фильма не удалось сразу выпустить на экран, и ему пришлось уехать в Тегеран. Без этого отношение правительственных чиновников с самого начала было необъяснимо враждебным, и он почти сожалел, что вернулся домой. Власти не ценили кино как вид искусства или даже как средство массовой коммуникации, и вскоре он понял, что ему пришлось это сделать. забыть о своей мечте о создании киностудии в Иране. Ему даже было трудно получить разрешение на показ своего фильма, и в конце концов владельцы кинотеатра заставили его передать им фильм почти даром».
Разочарованный Сепанта продал свой «Лайли-о-Маджнун» по очень низкой цене кинематографу. владельцев в Тегеране, он собирался в последний раз вернуться в Индию, чтобы снимать «Черную сову» и «Омара Хайяма» , но из-за болезни матери его задержали в Исфахане. Он так и не вернулся в Индию.
Подходит после съемок фильма
[ редактировать ]С 1934 по 1954 год в Иране не было снято ни одного фильма. [ нужна ссылка ] и когда возобновилась кинопроизводственная деятельность, Сепанта жила уединенно в Исфахане.
В 1943 году он начал издавать свой еженедельный журнал (газета «Сепанта»). Ему было трудно продолжать издавать свой журнал из-за его идеологии и политической мысли, которые считают свободу основной политической ценностью и стремились к созданию общества, характеризующегося свободой мысли, под властью правительства. Поэтому он был вынужден закрыть свой журнал в 1954 году. С 1955 года он был иранским консультантом Программы помощи США в Исфахане.
Наконец, спустя 30 лет, Сепанта снова занялся кинопроизводством, но уже не как профессионал. Он купил 8-миллиметровую камеру Canon и в период с 1967 по 1969 год снял несколько короткометражных документальных фильмов. «Осень», один из его 8-миллиметровых фильмов, был представлен через 2 года после его смерти на 26-й сессии Мастерской свободного кино в 1971 году в Иране. .
За свою жизнь он написал и перевел восемнадцать книг, в том числе:
- Этическая философия Древнего Ирана,
- Кем был Зороастр и что Он сделал,
- Элементарная Маздясна, Лучи философии в Древнем Иране,
- Избранные стихи Дехкана Самани и Мирзы Аболвахаба Гольшана Иранпура,
- Сборник стихов Сепанты и Стихи периода Пехлеви .
Абдолхуссейн Сепанта сыграл фундаментальную роль в формировании и развитии иранского кино , он известен как отец иранских звуковых фильмов в Иране.
Сепанта умер в Исфахане от сердечного приступа 28 марта 1969 года.
Фильмография
[ редактировать ]- 1933 – Девушка Лор
- 1934 - Фирдоуси
- 1934 – Ширин и Фархад
- 1936 – Очи черные
- 1937 - Лейла и Меджнун ( персидский : Лили и Меджнун, романизированный : Лейли и Меджнун)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Абдул Хоссейн Сапента - биография, автобиография и творческая карьера | Стихи» . Манзум (на персидском языке) . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ «Об Абдуле Хоссейне Сапенте — ИРНА» . www.irna.ir. Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ «Превращение могилы отца говорящего кино в Иране в место для мытья ковров - Информационное агентство Mehr | Новости Ирана и мира | Информационное агентство Mehr» . www.mehrnews.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Behnegarsoft.com (25 мая 2013 г.). «Отцу иранского говорящего кино исполнилось 106 лет | Ибна» . Иранское книжное агентство (IBNA) (на персидском языке) . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ «Абдул Хоссейн Сепента | Биография + фотографии Абдула Хоссейна Сепенты | Салам Синема» . www.salamcinama.ir . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Тебаян, электронная библиотека. «Абдул Хосейн Сепента » Тебианская библиотека (на персидском языке) . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Фарханаки, аналитический новостной сайт Табнак. «Ночные похороны Абдула Хосейна Сапенты» . Информационное агентство Табнак (на персидском языке) . Проверено 19 ноября 2021 г.