Экспериментальный театр в арабском мире
Экспериментальный театр в арабском мире возник в постколониальную эпоху как сплав западных театральных традиций с местными исполнительскими культурами, такими как музыка и танец. Для него характерна гибридность, поскольку он переносит традиционные арабские представления, которые обычно можно было увидеть на площадях и рынках, в театральные здания. [1] Экспериментальный театр в арабском мире исторически принял формы форума-театра , используя участие публики как способ сглаживания конфликтов и разрешения социальной напряженности. [2] В результате аудитория из обычно пассивной превращается в активную и вовлеченную. Его рассматривают как форму театра сопротивления и культурного активизма, поскольку он касается современных чувствительных проблем региона, таких как израильско-палестинский конфликт , «арабская весна» , роль женщин в арабском обществе и религии. Подобные вопросы часто решаются с помощью юмора. С годами экспериментальный театр в арабском мире постепенно превратился в синоним немейнстримных и андеграундных художественных движений, в которых художники постоянно развиваются и ломают традиционные границы между актерами и зрителями. Сценарий сочетает в себе присвоение и неприсвоение западных моделей и обычно является органичным, более импровизационным и саморефлексивным. [1] В конце 2000-х годов в арабском мире также возник импровизационный театр, который принимает форму стендап-комедийных шоу.
Контекст
[ редактировать ]В некоторых странах региона, особенно в государствах Персидского залива , государство активно участвует в экспериментальном театре, чтобы контролировать доступ к нему. Египет был первой страной, которая запустила фестиваль экспериментального театра (Каирский международный фестиваль экспериментального театра) через Министерство культуры в 1989 году. В других странах экспериментальный театр возник на улицах и в разгар политических потрясений благодаря инициативам художников. . [3] [4]
История
[ редактировать ]В конце 20-го века арабский театр имел сильное желание порвать с западными формами, чтобы отвергнуть европейские колониалистские практики. Многие художники, от Северной Африки до Ближнего Востока, начали отдавать предпочтение собраниям публики в кругу, халке, вместо западной театральной постановки на авансцене. [5] Многие политики движения за независимость поощряли театральную деятельность как способ расширить возможности большинства неграмотных людей. После движения за независимость все большее число арабских студентов, обучавшихся за границей, начали адаптировать пьесы Шекспира и Мольера в местном контексте. [6] : 12 Тем временем местные драматурги, такие как Юсиф Идрис, начали призывать к созданию оригинального арабского театра. Шедевр Юсифа Идриса «Аль-Фарафир» («Шлепанцы») до сих пор считается центральным эталоном экспериментального театра в регионе. Затем последовали более укрощенные формы театра, и авангардная идея активного зрителя стала прочно укоренившейся условностью. После « арабской весны» многие пьесы ближневосточных писателей раскрывали ее через призму репрессивных пыток. [7] Под влиянием роли социальных сетей в арабских восстаниях некоторые художники даже расширили процесс вовлечения аудитории в политическую активность в ответ на современные проблемы, вводя в пьесы интерактивные средства, такие как Интернет и видео. [8]
Категории экспериментального театра в арабском мире
[ редактировать ]Экспериментальный театр в арабском мире можно разделить на три географические категории: Ближний Восток, Магриб и государства Персидского залива.
Средний Восток
[ редактировать ]Ближний Восток был самым энтузиазмом и авангардистским экспериментальным театром в арабском мире. В основном все началось в начале 90-х с театра «Аштар». [9] которая стала первой компанией, адаптировавшей методологию Театра угнетенных к израильско-палестинскому конфликту на Ближнем Востоке. После «арабской весны» новые формы экспериментального театра, в основном использующие методы « Театра угнетенных» по всему региону ускоренными темпами стали появляться .
В Египте, через два месяца после падения режима Хосни Мубарака в феврале 2011 года, Независимая культурная коалиция запустила ежемесячный культурный фестиваль «Эль-Фан Мидан» («Искусство – это площадь»), цель которого – вывести искусство и культуру на улицы Египта. Драматическая труппа «Масра аль-Махурин» была включена в фестиваль и представила интерактивные сценки, требовавшие участия зрителей. [3] Еще одно театральное представление, возникшее после « арабской весны» , — «Монологи Тахрира». Этот проект состоит из профессиональных актеров и актеров-любителей, которые выходят на сцену и рассказывают короткие личные истории, собранные на площади Тахрир и через социальные сети. Истории часто представляют собой эмоциональные рассказы о солидарности, страхе и насилии. [10] В ноябре 2011 года театральный режиссер и актриса Нора Амин запустила в Александрии «Египетский национальный проект театра угнетенных». [11]
Ливанский кинорежиссер и театральный режиссер Люсьен Буржейли вывел импровизационный театр на улицы Бейрута во время конфликта в Ливане в 2008 году . В своей последней работе «66 минут в Дамаске» (2012) Буржейли вдохновился заявлениями иностранных журналистов и местных активистов о сирийских центрах содержания под стражей. Его спектакль считается одним из самых экстремальных видов интерактивного театра, поскольку зрители играли роли похищенных туристов. [12] Совсем недавно Рабих Мруэ и Лина Салех поставили на сцене «33 раунда и несколько секунд» , спектакль со множеством коммуникационных инструментов, но без актеров. Спектакль представляет собой закрытие дома, в котором рассказывается о загадочном самоубийстве правозащитника, обсуждаемом в Facebook в Ливане. [8]
Хотя театр в Палестине существовал еще с позднего османского периода, первой крупной местной театральной труппой был Палестинский национальный театр , или театр Эль-Хакавати (араб. المسرح الوطني الفلسطيني), который начинался как гастролирующая труппа драматургов, режиссеров и актеров в 1977 году, а в 1984 году основал официальный театр со штаб-квартирой в Восточном Иерусалиме. С самого начала театр активно участвовал в постановке спектаклей в своем собственном центре, расположенном в Восточном Иерусалиме, а также гастролировал по оккупированным территориям с целью развития местный театр, поощрять и обеспечивать большую социальную сплоченность, солидарность и сумуд (стойкость), а также предоставлять возможности местным палестинским художникам более широко развивать свое ремесло. В 1991 году два выдающихся палестинских актера, Эдвард Муаллем и Иман Аун, основали Театр Аштар в Иерусалиме, а четыре года спустя переехали в Рамаллах. Театр «Аштар» стал пионером нескольких программ, ориентированных на обездоленные группы населения, таких как женщины и молодежь в регионе, основанные на методах театра «Аштар». Театр угнетенных . [13] Театр «Аштар» часто ездил в отдаленные районы, чтобы выступать перед маргинализованной аудиторией, что позволяло им донести понимание театра до новой аудитории в городах, деревнях и лагерях беженцев по всей Палестине. В 2005 году программа театра «Аштар» представила идею Законодательного театра в регионе. [14] В 2007 году Театр Аштар стал официальным «Ближневосточным региональным центром театра угнетенных» в сотрудничестве с Аугусто Боала Центром театра угнетенных в Рио-де-Жанейро, Бразилия, и начал проводить региональные тренинги в Йемене и Ираке.
Пожалуй, самой всемирно известной экспериментальной театральной труппой в Палестине за последние два десятилетия был Дженинский театр свободы (также известный как Театр свободы), который был основан в 2006 году известным наполовину евреем, наполовину палестинцем актером Хулиано Мер-Хамисом. и бывший бригады «Аль-Акса» командир Закария Зубейди , который учился у матери Мер-Хамиса, Арны Мер-Хамис , в театральной программе, которую она организовала в лагере беженцев Дженин во время первой интифады для помощи в лечении травмированных детей. Помимо постановки многих важных палестинских и международных постановок, а также гастролей по всему миру, Театр Свободы стал важной драматической школой и предлагал обучение многим экспериментальным и авангардным техникам, включая Театр угнетенных , Театр жестокости и Театр Плейбэк . Якобы из-за своего искусства, раздвигающего границы, и нарушения консервативных нравов местного населения, Мер-Хамис был убит перед театром в апреле 2011 года.
Еще одна театральная инициатива была проведена Центром «Семена мира» через двунациональное движение израильтян и палестинцев «Борцы за мир» . [15] Театр изображений использовался отдельными израильскими и палестинскими группами, чтобы выявить противоречивые взгляды. Были также использованы методы форумного театра , которые привели к вмешательству «зрителя-актёра», когда отдельные еврейские и арабские студенты сосредоточили внимание на сценариях, наполненных насилием.
В Иордании профессор Фади Скейкер открыл бесплатное пространство для экспериментов в исполнительском искусстве — Театральную лабораторию Аммана. Основываясь на концепции пограничной педагогики Анри Жиру , он изучал роль прикладного театра в расширении прав и возможностей палестинской молодежи-сирот, живущей в одном из крупнейших лагерей беженцев на Ближнем Востоке, лагере Бакаа . [16]
Магриб
[ редактировать ]В отличие от типичной экспериментальной драмы, аудиторией которой является скорее интеллектуальная элита, экспериментальный театр в Магрибе более популярен и охватывает более широкую аудиторию. Представления проходят в общественных местах среди зрителей, которые образуют халку (круг) вокруг рассказчика. Они состоят из повествования рассказчика о повседневной жизни или исторических событиях. Рассказчик выбирает тему, которая обычно является исторической или религиозной, и начинает импровизировать, восхваляя, в основном используя разговорный арабский язык. [6] : 55 Сценарий незакончен и дыряв, что дает актеру свободу импровизировать. Исполнение часто зависит от виртуозности одного человека, исполняющего разные роли. Рассказчики включают драматические элементы, такие как танцы и пение. Во время французской оккупации региона рассказчики имели такой успех, что некоторые из них подвергались цензуре со стороны властей. Пионерами этого жанра популярного театра в Алжире являются Абделькадер Аллула и Рашид Ксентини. [17] В Марокко Мохаммеда Кагата считают одним из лучших представителей марокканского муртаджала, подрывного, комического и ироничного импровизированного представления театральных практик. [18] проводится Фестиваль экспериментального театра В Тунисе с 1992 года в Меденине . [19]
Государства Персидского залива
[ редактировать ]В процессе создания экспериментального театра в странах Персидского залива активно участвует государство. В 2011 году страны Персидского залива запустили инновационный цифровой проект под названием «Этап Персидского залива». Он представляет собой онлайн-платформу, которая делится с мировой аудиторией записанными выступлениями молодых театральных трупп из Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Актёрские компании были выбраны в ходе конкурса, в котором у актёров и творческих коллективов каждой страны-участницы был всего один день на постройку декораций, репетицию и выступление. В проекте участвовало множество партнеров: Британский Совет, Digital Theatre, Министерство культуры, искусств и наследия Катара и Катарский фонд. [20] [21]
См. также
[ редактировать ]- STAR Too — экспериментальный театральный проект, базирующийся в Дубае. Их последняя постановка «Is It Real?» объединил в себе гигантский проектор, кукольный театр теней и обзор на 360 градусов для зрителей. [22]
- Leish Troupe – одна из немногих независимых и экспериментальных театральных групп в Сирии. [23] Их последняя постановка была посвящена идентичности и анализу ролей, отведенных мужчинам и женщинам в обществе. В спектакле разделена мужская и женская публика. Если женская аудитория видит изображение ритуалов, возложенных на женщин, то мужская аудитория видит те, через которые проходят мужчины во время похорон.
- ImproBeirut был основан в марте 2008 года режиссером Люсьеном Буржейли как первый профессиональный импровизационный театр на Ближнем Востоке. [24] ImproBeirut внедряет инновационные импровизационные форматы, запуская театральные виды спорта и объемный интерактивный импровизированный театр или 4D-театр.
- Враг народа – арабская адаптация пьесы Ибсена в постановке Норы Амин в Египте в 2013 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Амин, К. (2006). «Театр в арабском мире: трудное рождение». Theatre Research International, 31, стр. 145–162.
- ^ Малех, Г. (1997). «Рождение современного арабского театра». Курьер ЮНЕСКО, Том. 50, выпуск 11, с. 28
- ^ Перейти обратно: а б Халил, Нама (2 августа 2012 г.). «Искусство и арабское пробуждение» . ФПИФ . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Официальный сайт Люсьена Буржейли» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 г. Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Карлсон, М. (2012). «Перформанс и политика пространства: театр и топология» с. 20
- ^ Перейти обратно: а б Рубин, Д. (2000). «Всемирная энциклопедия современного театра: арабский мир»
- ^ Джон Натан (5 мая 2012 г.). «Поток пьес ближневосточных писателей раскрывает темную сторону арабской весны – Особенности – Театр и танец» . Независимый . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лина Сане: «Тревога очевидное за 33 поворота и несколько секунд» - 66-й Авиньонский фестиваль / Театр / Facebook / Ливан / Интервью - RFI» (на французском языке). Rfi.fr. 10 июля 2012 года . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Microsoft Word — обложка TP French.doc» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2013 г. Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Искусство на Революционной площади Египта | Ближневосточный исследовательский и информационный проект» . Мерип.орг. 12 января 2012 года . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ "Дом" . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 г. Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Лин Гарднер (21 июня 2012 г.). «66 минут в Дамаске – рецензия | Сцена» . Хранитель . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Аштар › для театральных постановок и обучения» . Ashtar-theatre.org. 29 января 2014 г. Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 г. Проверено 24 апреля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Куфтинец, С. (2009). «Театр, содействие и формирование нации на Балканах и Ближнем Востоке» с. 106
- ^ Скейкер, FF (2011). «Опыт работы в детском доме: прикладная театральная практика в лагере беженцев в Иордании» Исследователь прикладного театра / журнал IDEA, 12, стр. 1-8
- ^ Банхэм, М. (2006). «История театра в Африке» с. 60
- ^ «Театр в Марокко и постколониальный поворот | Текстуры» . Текстуры-платформа.com. 21 сентября 2009 г. Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Центр драматического искусства и сценического искусства Меденин – Национальный фестиваль экспериментального театра» . Cad-medenine.com . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Гольфстадия» . Цифровой театр . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Гарднер, Лин (31 января 2011 г.). «Театру нужны окна в мир | Сцена» . theguardian.com . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ "Дом" . Культурист . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Кристина Вагнер. «Сирийский театр исследует отношения мужчины и женщины | Сила культуры» . Powerofcultural.nl . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «ИмпроБейрут» . Improbeirut.blogspot.fr. 9 марта 2010 г. Проверено 3 февраля 2014 г.