Jump to content

Резьба по аргиллиту Хайда

Резьба с изображением каноэ с гребцом, инкрустация из кости, Хайда Гвайи , ок. 1850–1900, НМАИ

Резьба по аргиллиту хайда — скульптурная традиция народа хайда коренного на северо-западном побережье Северной Америки . Впервые он стал широко распространенным видом искусства в начале 19 века и продолжается по сей день.

Группа фигур хайда, 1880–1900, Королевский музей Британской Колумбии.

Аргиллит стал популярным материалом для резьбы после упадка торговли мехом каланов в начале 19 века. Эта резьба позволила Хайде торговать с приезжими европейцами. Таким образом, резные фигурки из аргиллита обычно рассматриваются как туристическое искусство , поскольку изначально они были предназначены для экспорта из общины хайда и создавались исключительно как средство экономического процветания. В результате резьба по аргиллиту содержит образы, охватывающие как хайда, так и европейскую культуру. Иногда образы смешиваются с традиционными формами хайда и европейскими стилями. Часто в резьбе по аргиллиту традиционные изображения хайда путаются и теряют свое важное культурное значение. Это гарантировало, что культурно-символические образы не будут использоваться как средство экономического процветания сообщества. Эти формы резьбы по аргиллиту также содержали множество визуальных каламбуров и шуток как в отношении предметов и животных в целом, так и в отношении европейской культуры. Аргиллит, из которого вырезают хайда, находится на Хайда-Гвайи , ранее известные как Острова Королевы Шарлотты. Карьер принадлежит хайда, которые имеют исключительное право использовать добытое в карьере вещество для резьбы по дереву. Сегодня резные изделия из аргиллита продаются в галереях и магазинах изобразительного искусства и принимают более традиционные формы хайда.

Художники хайда вырезают на черном сланце острова Хайда-Гвайи уже несколько сотен лет. С момента своего зарождения искусство изображало самые разные образы, от традиционных форм хайда до западных фигур. Несмотря на это, резьба по аргиллиту Хайда систематически изучалась только в течение последних тридцати-сорока лет. Оно широко известно как туристическое искусство из-за обстоятельств его создания и содержания, которое оно часто содержало. На самом деле резьба по аргиллиту – это гораздо больше, чем просто туристическое искусство. Этот вид искусства стал высоко цениться музеями и частными коллекционерами. Канадские антропологи и этнографы изучают аргиллит уже около 60 лет, как и, хотя и совсем недавно, американские историки искусства . Резьба по аргиллиту продолжает процветать и сегодня, и можно ожидать, что со временем возникнут новые фазы и периоды.

Расположение и состав

[ редактировать ]
Кусок необработанного аргиллита из Хайда-Гвайи.

Аргиллит похож на вещество, известное как катлинит , которое использовали коренные народы Американских равнин для вырезания своих церемониальных трубок. Однако, в то время как катлинит имеет красновато-коричневый цвет из-за высокого содержания оксида железа , аргиллит имеет цвет от темно-серого до черного из-за более высокого содержания углерода.

Аргиллит, используемый Хайдой, находится в аргиллитовом карьере Слейтечак на горе Слейтечак недалеко от Скидгейта на восточном склоне острова Грэм в Хайда-Гвайи. На скидгейтском диалекте языка хайда аргиллит называется kwawhlhal . До карьера очень трудно добраться, и его точное местоположение тщательно охраняется теми, кто может указать его на карте. Аргиллит является важным товаром для народа хайда, и в настоящее время только хайда имеют право использовать его разновидность, найденную в ручье Слейтечак. [1] чего нет больше нигде в мире. Одно из первых задокументированных сообщений о карьере Слейтечак относится примерно к 1820 году, когда старатели, искавшие уголь или медь, наткнулись на большое месторождение черного сланца. По словам Мариуса Барбо, канадского этнографа, изучавшего аргиллит на протяжении 1940-х и 1950-х годов, коренным владельцем земли, на которой располагался карьер, был Джордж Гунья , один из первых известных резчиков по аргиллиту. [2]

Аргиллит из карьера Слейтечак не содержит кварца или полевого шпата , а органическая матрица, из которой он построен, очень сложна, характеристики, которые отличают его от других аргиллитов. Аргиллит Слейтечак начал формироваться около 70 миллионов лет назад, когда близлежащее отверстие в земной коре нагрело слой сланца, образованный каолином и углеродистой матрицей. Невооруженным глазом аргиллит похож на другие формы сланца, но отличается микроскопически, поскольку в матрице содержится большое количество органических материалов. [3]

Техники коллекционирования, резьбы и хранения.

[ редактировать ]

Хотя резчики обычно предпочитают собирать аргиллит из карьера самостоятельно, нередко группы трудоспособных людей, помимо резчиков, совершают трудный путь. Эти поездки обычно состоят из нескольких человек, которые привозят достаточно аргиллита, чтобы резчики могли вырезать его как минимум в течение года. [4] Коллекционеры аргиллита выбирают тот сланец, который выглядит наиболее свободным от дефектов. Плиту весом до 500–600 фунтов (приблизительно 227–272 килограмма) вырезают из карьера с помощью различных инструментов, включая ручную пилу, стальной клин, кувалду, лопату, лом и длинный шест, используемый в качестве рычага. [5] Большую плиту разрезают на более мелкие куски весом от 50 до 100 фунтов каждый, и сборщики медленно и осторожно несут их домой.

Большинство резчиков везде, где это возможно, создают скульптуру из цельного куска аргиллита. Однако, поскольку увеличение размера аргиллита увеличивает вероятность разрушения изделия из-за присущих ему дефектов и напряжений, скульптуры большего размера иногда изготавливаются из отдельных частей, вырезанных и впоследствии склеенных. Горельеф часто вырезается против волокон. Этот метод придает стабильность хрупкому аргиллиту. Недостатком этого метода является то, что он иногда вызывает отслаивание, что делает горельефную резьбу продвинутой техникой резьбы. Для длинного и неглубокого куска часто лучше работать с волокнами. Разные объекты требуют разного уровня мастерства при их исполнении. Панельные трубы считаются самыми сложными в обработке деталями. Чаши также сложны: групповые фигурки, коробки, шесты и тарелки считаются более простыми в изготовлении. [6] Черный цвет аргиллита обычно неестественен. В естественном состоянии аргиллит часто имеет серо-черный или зелено-черный цвет. Черная как смоль отделка создается резчиком, который натирает резьбу маслом или полирует во время ее создания. Натуральные масла, вырабатываемые кожей, на самом деле ответственны за создание глубокого черного цвета аргиллита, которым он известен. [7] , хотя аргиллит также принято покрывать полировкой, чтобы воссоздать угольно-черный цвет.

Высокое содержание влаги облегчает резку аргиллита; поэтому после добычи из карьера Слейтечак его сохраняют максимально влажным. Его часто оборачивают влажной тканью и хранят во влажном месте, например, закапывая в землю. Другой метод защиты от влаги — покрыть поверхность необработанного куска аргиллита варатаном. Чем суше становится аргиллит, тем больше опасность отслаивания или растрескивания в процессе резьбы. [8]

Возможное происхождение резьбы по аргиллиту Хайда

[ редактировать ]
Чарльз Эденшоу (ок. 1839–1920) и резьба.

Кнут Фладмарк, профессор кафедры Университета археологии Саймона Фрейзера , считает, что аргиллит был известен еще в доевропейском контакте с Хайда и что он использовался для более утилитарных целей, таких как создание губных губ . Флэдмарк проводил раскопки на ранчо Ричардсон на острове Грэм, расположенном недалеко от устья реки Тлелл. Летом 1969 и 1970 годов он нашел первый крупный археологический комплекс аргиллита. Анализ комплекса, проведенный Фладмарком, привел его к мысли, что создание кусков аргиллита для целей торговли последовало за его использованием в сообществе Хайда в качестве трубочного камня. Колено Флэдмарка, обнаруженное на этом месте, возможно, предшествует общепринятой дате начала производства аргиллита в качестве товарного товара в 1820 году. Эти коленчатые трубы практически не имеют украшений и, по-видимому, служат только утилитарным целям, характеристики, которые отличают их от более поздних нефункциональных панельных труб и других исключительно эстетических изделий из аргиллита. Кроме того, Фладмарк отмечает обнаружение в археологических записях губы, которая, по-видимому, сделана из аргиллита. [9]

Робин Кэтлин Райт считает, что именно появление табачной трубки в культуре хайда породило первые резные изделия из аргиллита. Курительный табак был завезен на хайда европейскими и американскими моряками. Трубки из аргиллита, на которых имеются следы курения табака , датируются примерно 1810–1840 годами и, как правило, небольшого размера, но имеют пропорционально большие чаши. Эти очень ранние изделия из аргиллита изображают традиционные изображения хайда, которые обычно можно увидеть на тотемных столбах , масках , погремушках и ручках ложек. [10]

Искусство хайда всегда содержало образы ранга , происхождения и статуса , и его можно воспринимать как своего рода «записывающее устройство». [11] для общества, которое имеет богатую историю, но не имеет письменных традиций. Коммерческая резьба по аргиллиту, по-видимому, началась в 1820-х годах, когда он стал цениться как предмет торговли. Хайда в то время, похоже, не использовали аргиллит для каких-либо утилитарных функций или каких-либо других функций, кроме резьбы. Для хайда аргиллит, возможно, был частью движения к большей финансовой выгоде. Увеличение денежного благосостояния стало более важным на протяжении 19 века, и продажа аргиллита была одним из методов, способствовавших этому. До 1820 года резьба по аргиллиту не встречалась ни в государственных, ни в частных коллекциях. Частично движение к резьбе по аргиллиту было связано с сокращением популяции каланов и последующим сокращением торговли шкурами каланов.

Понимание стилистических фаз

[ редактировать ]

Мариус Барбо

[ редактировать ]

Канадский этнограф Мариус Барбо был одним из первых, кто широко проанализировал это искусство. Барбо полагал, что резьба по аргиллиту возникла в результате воздействия хайда на китобоев во время контактов с европейскими и евро-американскими торговцами. Однако, как отметили более поздние исследователи, искусство скримшоу было представлено хайда лишь примерно через 20 лет после начала резьбы по аргиллиту. Барбо также считал, что резьба по аргиллиту начала переходить в новую фазу только около 1870 года, когда более традиционные темы начали заменять западно-ориентированные стили, которые до этого момента доминировали в резьбе по аргиллиту. В своем исследовании Барбо упустил из виду самые ранние резные изображения на аргиллите, в которых использовались совершенно традиционные изображения. [12]

Кэрол Кауфман

[ редактировать ]

Кэрол Кауфманн, историк искусства из Калифорнийского университета, внесла большой вклад в понимание резьбы по аргиллиту Хайда в своей докторской диссертации. диссертация «Изменения в резьбе по аргиллиту, 1820–1910 годы» , в которой она проанализировала социальные и культурные влияния на стиль и тип резьбы, производившейся в то время. [13] Первый период Кауфмана был периодом исследования новой среды. Резьба по аргиллиту в то время параллельна резьбе по другим материалам, например по дереву.

Эта первая фаза, названная Хайда I, существовала примерно с 1820 по 1830 год. Вторая фаза началась в 1830 году и была названа Западным периодом. Именно тогда резьба по аргиллиту начала включать западные элементы и темы. Кауфман опровергает идею о том, что на эту фазу повлияли европейские и евро-американские покупатели, которые хотели приобрести резной аргиллит Хайда в западной тематике. Она также не согласна с теорией, предложенной Барбо и Эрной Гюнтер. [14] : эта резьба по аргиллиту в западном стиле была вдохновлена ​​китобоями. Кауфманн интерпретирует переход к западным образам в 1830-х годах как восприимчивость хайда к европейской культуре и социальное желание более полно включить западный образ жизни в их собственный мир. Первый и второй этапы схожи тем, что ни один из резных предметов не является священным; вместо этого все резные фигурки из аргиллита, изготовленные между 1820 и 1865 годами, приблизительной датой окончания второго периода, представляют собой утилитарные изделия и совершенно светского характера. Третий период Хайда II отмечен возвращением к образам, темам и стилям, вдохновленным хайда, и начинается через пять лет после окончания второго, в 1870 году. Хотя это возвращение к более традиционным образам было интерпретировано как стабилизация в обществе хайда из-за уменьшение количества китобоев и торговцев в регионе, Кауфманн считает, что замещение на самом деле было вызвано распадом социального и художественного регулирования. Поскольку популяция хайда была уничтожена из-за таких контактных элементов, как болезни, возросшая мобильность и миссионерское влияние, традиционные правила, которые регулировали производство культурно важных предметов и изображений, начали приходить в упадок. По мнению Кауфмана, распространение священных или уважаемых изображений или объектов в таком носителе, как аргиллит, на самом деле было «расшатыванием традиционной социальной структуры». [15]

Робин Кэтлин Райт

[ редактировать ]

Робин Кэтлин Райт, еще один американский историк искусства, опиралась на диссертацию Кауфмана, взяв за основу аргиллитовые трубки Хайда. Райт внесла два элемента в изучение резьбы по аргиллиту: она разработала идею о том, что именно появление табачных трубок на северо-западном побережье помогло вдохновить на начало резьбы по аргиллиту и успешно сопоставило западные влияния на культуру хайда и их влияние на стиль и стиль аргиллита. образы. [16]

Уилсон Дафф: смысл и бессмысленность

[ редактировать ]

Уилсон Дафф , канадский антрополог, отметил некоторые проблемы с вышеупомянутыми теориями развития стилей и тем резьбы по аргиллиту Хайда. Дафф повторно проанализировал историю резьбы по аргиллиту и существующие теории о ее влиянии и интерпретировал временную шкалу, основанную на том, что он называет «смыслом» и «бессмыслицей». Вместо трех периодов Кауфмана Дафф разбил историю резьбы по аргиллиту на четыре этапа. Он использовал первые три фазы Кауфмана и добавил четвертую, которую впоследствии разделил на две части.

Первый период Даффа датируется 1800–1835 годами. Это «бессмысленный» период, который характеризуется отсутствием логических композиций традиционных образов или тем хайда. По мнению Даффа, эти нелогичные изображения в аргиллите вызваны нежеланием хайда позволить важным элементам своей культуры принадлежать европейцам и американцам. Второй период Даффа называется «Бред белого человека» и происходит между 1830 и 1865 годами. Этот период наполнен резными фигурками из аргиллита, изображающими европейцев или американцев, которые часто вырезаются в стиле, более западном. Это движение к более западным стилям и темам потенциально связано с усилением контактов между двумя культурами. В период «Non-Sense» Даффа также было много смешанных изображений и визуального каламбура. Таким образом, эта «бессмысленная» тема также свидетельствует о насмешках хайда над кажущимся отсутствием рациональности в западной культуре.

В этот период изображения западной культуры увеличились и стали более подробными и сложными. К 1865 году в хайда появились общепринятые изображения одежды в западном стиле и произошло слияние традиционных и западных методов изображения фигуры. Третий период существовал между 1865 и 1910 годами. Этот период «чувства хайда» представляет собой движение назад к строго традиционным темам в резьбе по аргиллиту, скорее всего, из-за сокращения населения и культуры, происходящего в обществе хайда в то время. В резьбе по аргиллиту внезапно проявляется смысл, равно как и важные фигуры хайда, такие как вожди и шаманы, а также священные или религиозные темы. Мифы хайда начинают изображаться в резьбе, причем миф о Матери-Медведице является одной из наиболее распространенных тем мифов, появляющихся в этот период. Дафф рассматривает этот период как попытку хайда записать элементы своей культуры, которые быстро забывались из-за религиозного обращения или смерти. К 1910 году искусство резьбы по аргиллиту начало приходить в упадок в связи с продолжающейся потерей людей и культуры хайда. Четвертый период Даффа состоит из двух фаз и добавлен к исходной хронологии Кауфмана. Этот период называется «Haida-Sense II» и существовал между 1910–1981 годами, что делает его самым продолжительным периодом в модели Даффа. Многие из великих художников хайда, создававших резьбу в третий период, умерли в первые годы четвертого периода, что привело к нехватке квалифицированных резчиков и остановке производства резных изделий из аргиллита. Эту первую фазу четвертого периода Дафф называет «Эрой плато». Эпоха плато завершилась общенациональным возрождением в 1960-х годах, которое произошло во всех индейских общинах с целью оживить практику традиционных культур. Начинающие резчики по аргиллиту обращали внимание на оставшихся более старых резчиков, академические круги , музеи и галереи для получения информации о том, как вырезать. [17]

Краткое описание временной шкалы

[ редактировать ]
  • 1820: Овальные трубы и панели из труб являются самой популярной формой, созданной из аргиллита.
  • 1830: Конфигурация трубчатых панелей становится более популярной, чем овальная форма труб. Это изменение сопровождается движением к изображениям в западном стиле. Также в это время появляются однофигурные трубки и трубки западного типа.
  • 1840: Овальные трубы производятся меньше, в то время как панели труб и формы панелей стали обычным явлением. Отдельные фигуры теперь обычно представляют американских или европейских мужчин.
  • 1840–1860: Предпочтение покупателей посуде, а также флейтам и другой утвари.
  • 1865: Происходят большие изменения в традициях; Начинают появляться тотемные столбы и столбы домов. Эти изменения начинают период времени, когда более традиционные изображения проникают в резьбу по аргиллиту. После этой даты можно увидеть очень мало резных фигурок на западную тематику.
  • 1870: Продолжающееся увеличение тематики коренных народов. Видны первые столбы для плоских домов, а также отдельно стоящие столбы для домов, которые стали более популярными после 1875 года.
  • 1880: Примерно в этот день происходит еще одно увеличение числа типов объектов. Также появляются многочисленные резные фигуры, которые в это время становятся наиболее распространенными.
  • 1890: Происходит возрождение популярности трубки, хотя и с увеличением украшений. Популярность отдельных фигур также снова возрастает. Модель тотемного столба продолжает пользоваться спросом и в настоящее время, и эта тенденция сохраняется и по сей день.
  • 1900–1910: Устойчивое производство по созданию фигур и шестов.
  • 1910–1960: Большинство производимых изделий имеют небольшие размеры (6 дюймов или меньше). В настоящее время лишь немногие художники вырезают большие изделия. Столбы производятся и продаются в магазины и галереи.
  • 1960: Интерес к культурному возрождению коренных американцев приводит к увеличению количества резьбы по аргиллиту всех форм и размеров. [18]

Резчики по аргиллиту Хайда

[ редактировать ]
  • Джей Симеон
  • Гэри Минакер Расс
  • Руфус Муди
  • Кристиан Уайт
  • Даррел Уайт
  • Том Ханс [1] [2]
  • Пэт Макгуайр
  • Лесли Дрю и Дуг Уилсон. Аргиллит: Искусство Хайда . Суррей, Британская Колумбия: Дом Хэнкок , 2003. ISBN   978-0-88839-037-0
  1. ^ Барбо, Мариус. 1957. Резчики Хайда из аргиллита. Департамент по делам Севера и природных ресурсов, Оттава.
  2. ^ Дрю, Лесли и Дуглас Уилсон. 1980 Аргиллит, Искусство Хайда. Хэнкок Хаус, Северный Ванкувер.
  3. ^ Гетти, Рональд, М. и Кнут Р. Флэдмарк. (редакторы) 1973 г. Историческая археология на северо-западе Северной Америки. Археологическая ассоциация, Калгари.
  4. ^ Гюнтер, Эрна. 1966 Искусство в жизни индейцев северо-западного побережья. Портлендский художественный музей, Портленд.
  5. ^ Кауфманн, Кэрол. 1976 В «Этническом и туристическом искусстве: проявления культуры четвертого мира». под редакцией Нельсона Х. Х. Граберна .
  6. ^ Шиэн, Кэрол. 1983 Трубы, которые не дымят, уголь, который не горит: скульптура Хайда из аргиллита. Гленбоу, Калгари.
  7. ^ Райт, Робин К. 2001 Резьба по аргиллиту Хайда девятнадцатого века: документы культурных встреч. В книге «Искусство и индейская Америка: восприятие, реальность и влияние» под редакцией Мэри Луизы Крамрин и Сьюзен Клэр Скотт. Юниверсити-Парк, Пенсильвания.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2a96aaa3a449a510c722f764abe94c3__1716776280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/c3/c2a96aaa3a449a510c722f764abe94c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haida argillite carvings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)