Янсон
![]() | |
Категория | с засечками |
---|---|
Классификация | Старый стиль |
Дизайнер(ы) | Миклош Тотфалуси Кис Чонси Х. Гриффит |
Литейный завод | Линотип |
Дизайн на основе | Роман Николая Киса 1685 года. [ нужна ссылка ] |
Janson — это название, данное набору старинных шрифтов с засечками периода голландского барокко и современных версий двадцатого века. [1] [2] [3] Janson — это четкий, относительно высококонтрастный дизайн с засечками, наиболее популярный для основного текста.
Янсон основан на сохранившихся матрицах из Лейпцига , названных в честь Антона Янсона (1620–1687), лейпцигского печатника и перфоратора из Нидерландов, который, как полагают, создал их. в котором утверждалось, что дизайнером шрифта Янсон на самом деле был венгерско-трансильванский школьный учитель и перфоратор В 1954 году Гарри Картер и Джордж Будай опубликовали эссе , Миклош (Николас) Тотфалуси Киш (1650–1702). [4] [5]
Историческая справка
[ редактировать ]

Миклош Киш , трансильванский протестантский пастор и школьный учитель, глубоко заинтересовался книгопечатанием после того, как его отправили в Амстердам помогать печатать венгерский протестантский перевод Библии. [6] [7] Это был период значительного процветания Нидерландов и время, когда их стили печати пользовались большим влиянием во всей Европе, что сделало страну центром создания новых шрифтов. [5] [8] [9] Вторую карьеру он сделал в качестве штамповщика , гравера пуансонов, используемого в качестве мастера по штамповке матриц для литья металлических шрифтов, продавая свои работы типографиям в Нидерландах и за рубежом. Стиль, в котором он работал, был основан на французских шрифтах с засечками прошлого века, но с увеличенной высотой x и более высоким контрастом штрихов, что создавало более контрастный и резкий эффект. [10] Позже его назвали « голландским вкусом » ( goût hollandois ), термин, возникший из работ Пьера Симона Фурнье в следующем столетии. [11] Кис считается одним из самых талантливых граверов, действовавших в этот период, и, возможно, он уникально писал о своей работе в более поздней жизни, что позволило лучше понять его работу, чем другие более ранние граверы. [5] Кис также вырезал шрифты для других языков, включая греческий и иврит .
Кис вернулся в Трансильванию около 1689 года и, возможно, оставил матрицы (формы, используемые для отливки шрифта) в Лейпциге по дороге домой. [12] [5] [а] Около 1720 года литейная мастерская Эрхардта в Лейпциге выпустила сохранившийся лист с их образцами, что позволило отнести их к Янсону. [13] [14]
Сохранившиеся матрицы Киса были впервые приобретены Штемпелем и сейчас хранятся в коллекции Druckmuseum (Музея печати) в Дармштадте . [15] [16] [17] Личность Киса как создателя шрифтов была заново открыта в 1950-х годах путем сравнения шрифтов из венгерских архивных источников (включая его автобиографию), в которых было указано его имя. [18] [19] [20] Благодаря своей выживаемости, шрифты Янсона стали популярны среди типографов позднего периода искусств и ремесел , таких как Апдайк , которые могли печатать с их помощью книги, используя ручной набор шрифтов из сохранившихся оригинальных матриц. В своей книге « Типы печати: их история, формы и использование » Апдайк отметил, что «хотя они и тяжелые, они сохраняют значительную живость линий и обладают большими возможностями, если использовать их со вкусом». [14]
Несмотря на свое происхождение в 17 веке, Янсон используется в самых разных современных текстовых приложениях. После редизайна журнала в 2011 году Architectural Digest использует Янсон в качестве основного текста во всех своих статьях; то же самое делает и «Философия сегодня» . Он также использовался для журнала Британского исторического общества печати . [21]
возрождения
[ редактировать ]
Шрифт Янсона был популярен среди типографов двадцатого века, включая Апдайка и Стэнли Морисона , которые восхищались его дизайном как чем-то отличным от шрифта Didone и неосредневековых шрифтов, доминирующих в девятнадцатом веке, а в двадцатом веке было сделано несколько возрождений этого горячего металла. типографские системы того периода. [22] [2]
Возрождение лица было разработано в 1937 году Чонси Х. Гриффитом из линотипов Mergenthaler литейной фабрики . Возрождение было взято из оригинальных матриц, проводимых с 1919 года литейным заводом Stempel Type Foundry , который был эксклюзивным агентом Mergenthaler в Европе. Гриффит был большим поклонником рисунков Янсона и написал Карлу Роллинзу из издательства Йельского университета : «Мне так хочется, чтобы лицо линотипа было достойным своего названия. Если мне не удастся убедиться в том, что наша интерпретация Янсона будет достойна какое бы почтенное имя оно ни носило, мы, не колеблясь ни минуты, бросим всю работу и забудем ее». [23]
Самая распространенная цифровая версия, Janson Text, происходит от металлической версии, произведенной Германом Цапфом в 1950-х годах в Штемпеле . Это было основано на оригинальных матрицах Киса. [24] Оцифровка доступна от Linotype, Adobe, Bitstream (добавление кириллических глифов), URW++ (добавление дополнительных светлых и черных насыщенностей) и других. Отдельная цифровая версия — Elsner+Flake Kis Antiqua Now от . Описанный Полом Шоу как лучшая цифровая версия, он был разработан Хильдегард Коргер и Эрхардом Кайзером и берет свое начало в возрождении Коргера для восточногерманского литейного завода VEB Typoart . [25] [1] [26]
Отдельным распространенным возрождением шрифтов Янсона является Эрхардт , созданный Monotype в 1930-х годах. [27] Несколько более сжатый, чем большинство возрождений Janson, что придает ему четкий, вертикальный вид. Это популярный книжный шрифт, особенно часто используемый в Великобритании. [28] Помимо ряда возрождений, в частности Эрхардта (описанных в этой статье), еще два от Linotype и Berthold были проданы под именем Kis. [29] [30]
классики Random House некоторые В коллекции современной библиотечной книги напечатаны в оцифрованной версии шрифта Janson.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пол Шоу (апрель 2017 г.). Тип возрождения: цифровые шрифты, вдохновленные прошлым . Издательство Йельского университета. стр. 78–9. ISBN 978-0-300-21929-6 .
- ^ Jump up to: а б Александр С. Лоусон (1990). Анатомия шрифта . Издательство Дэвида Р. Година. стр. 158–68. ISBN 978-0-87923-333-4 .
- ^ Штауффахер, Джек (1985). «Трансильванский Феникс: типы Кис-Джансона в цифровую эпоху» . Видимый язык . 19 (1): 61–76. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 19 мая 2017 г.
- ^ Миддендорп, январь (2004). Голландский тип . Роттердам: Издательство 010. п. 25. ISBN 978-90-6450-460-0 . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лейн, Джон (1983). «Типы Николая Киса». Журнал Исторического общества печати : 47–75.
- ^ Лоусон, Александр (1990). Анатомия шрифта (1-е изд.). Бостон: Годин. стр. 158–168. ISBN 978-0-87923-333-4 .
- ^ Розсондай, Марианна (2004). «Переплеты книг, напечатанных Миклошем Миштотфалуси Кисом» . E codicibus impressisque: очерки о книге в Нидерландах для Элли Коккс-Индестеге . Левен: Питерс. стр. 149–170. ISBN 978-90-429-1423-0 .
- ^ «Миклош Кис» (PDF) . Музей Клингспора . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ «Кварто» . Хефлер и Фрер-Джонс . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Джонсон, А.Ф. (1939). «Гут Холландуа» . Библиотека . с4-ХХ (2): 180–196. дои : 10.1093/библиотека/s4-XX.2.180 .
- ^ Мосли, Джеймс. «Тип и его использование, 1455–1830 гг.» (PDF) . Институт английских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2016 года . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ Морисон, Стэнли; Картер, Гарри (1973). «Глава 8: Эрхардт». Счет типов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 117–122 . ISBN 978-0-521-09786-4 . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ «Изображение книги образцов Эрхардта» . Академия Ритвельда. Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Апдайк, Дэниел Беркли (1922). «Глава 15: Типы Нидерландов, 1500-1800 гг.». Виды печати: их история, формы и использование: Том 2 . Издательство Гарвардского университета. п. 44 . Проверено 18 декабря 2015 г.
Заголовок... гласит: «Настоящие голландские типы».
- ^ Мосли, Джеймс . «Материалы шрифтоделия» . Тип Литейный цех . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ «Янсонский текст» . Мои шрифты . Adobe/Линотип . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Хайдерхофф, Хорст (1984). «Повторное открытие шрифтового дизайнера: Миклош Кис». Мелкий шрифт : 25–30.
- ^ Хайдерхофф, Хорст (1988). «Повторное открытие шрифтового дизайнера: Миклош Кис». В Бигелоу, Чарльз (ред.). Fine Print on Type: лучшее из журнала Fine Print о шрифтах и типографике . Сан-Франциско: мелкий шрифт. стр. 74–80. ISBN 978-0-9607290-2-9 .
- ^ Морисон, Стэнли (2009). «Глава 8: Лейпциг как центр типообразования» . В МакКиттерике, Дэвид (ред.). Избранные эссе по истории буквенных форм в рукописи и печати (переиздание в мягкой обложке, версия для цифровой печати под ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 149–170. ISBN 978-0-521-18316-1 .
- ^ Будай, Джордж (1974). «Еще несколько заметок о Николасе Кисе из типов Янсона». Библиотека . с5-XIX: 21–35. дои : 10.1093/библиотека/s5-XXIX.1.21 .
- ^ Боаг, Эндрю (2000). «Монотипия и фотонабор» (PDF) . Журнал Общества истории печати : 57–77. Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2016 года . Проверено 22 июля 2016 г.
- ^ МакКиттерик, Дэвид, изд. (1979). Стэнли Морисон и Д.Б. Апдайк: Избранная переписка . Сколар Пресс. стр. 24–5 и т. д.
- ^ Трейси, Уолтер. Аккредитивы . стр. 38–9.
- ^ Джасперт, Пинкус, Берри и Джонсон, с. 122.
- ^ Коргер, Хильдегард; Кайзер, Эрхард. «Kis Antiqua: Портрет шрифтовика» . Шрифты4Ever . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Карнер, Майкл. «Шрифтовой портрет Typoart Kis Now» (PDF) . Дизайн типографики . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Эрхардт» . Мои шрифты . Монотипия . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Баттерик, Мэтью. «Образец акций» (PDF) . Практическая типографика . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Луин, Франко. «Кис Классико ЛТ» . Линотипия . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ «Бертольд Кис» . Мои шрифты . Бертольд . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ Это небольшое упрощение: технически форма зажимается вокруг матрицы, однако матрица является формой для изменяемой части сорта.
- Картер, Роб, Дэй, Бен, Меггс, Филип. Типографский дизайн: форма и коммуникация, второе издание. Ван Ностранд Рейнхольд, Inc: 1993 г. ISBN 0-442-00759-0 .
- Мольнар, Йожеф . Миклош Киш из Миштотфалюса . Европейский протестантский свободный университет: 2000. ISBN 963-506-329-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
О других возрождениях Киса/Джансона:Об Эрхардте:
- Напечатанный образец из оригинального горячего металла
- Блокфлейта-монотипия 1949 года, действие происходит в Эрхардте.
Оцифровка Эрхардта: