Jump to content

Янсон

Категория с засечками
Классификация Старый стиль
Дизайнер(ы) Миклош Тотфалуси Кис
Чонси Х. Гриффит
Литейный завод Линотип
Дизайн на основе Роман Николая Киса 1685 года. [ нужна ссылка ]

Janson — это название, данное набору старинных шрифтов с засечками периода голландского барокко и современных версий двадцатого века. [1] [2] [3] Janson — это четкий, относительно высококонтрастный дизайн с засечками, наиболее популярный для основного текста.

Янсон основан на сохранившихся матрицах из Лейпцига , названных в честь Антона Янсона (1620–1687), лейпцигского печатника и перфоратора из Нидерландов, который, как полагают, создал их. в котором утверждалось, что дизайнером шрифта Янсон на самом деле был венгерско-трансильванский школьный учитель и перфоратор В 1954 году Гарри Картер и Джордж Будай опубликовали эссе , Миклош (Николас) Тотфалуси Киш (1650–1702). [4] [5]

Историческая справка

[ редактировать ]
Римские типы из экземпляра Эрхардта. Большие размеры более сжаты, чем меньшие, на которых основаны Эрхардт и Янсон.
Курсив из образца Эрхардта

Миклош Киш , трансильванский протестантский пастор и школьный учитель, глубоко заинтересовался книгопечатанием после того, как его отправили в Амстердам помогать печатать венгерский протестантский перевод Библии. [6] [7] Это был период значительного процветания Нидерландов и время, когда их стили печати пользовались большим влиянием во всей Европе, что сделало страну центром создания новых шрифтов. [5] [8] [9] Вторую карьеру он сделал в качестве штамповщика , гравера пуансонов, используемого в качестве мастера по штамповке матриц для литья металлических шрифтов, продавая свои работы типографиям в Нидерландах и за рубежом. Стиль, в котором он работал, был основан на французских шрифтах с засечками прошлого века, но с увеличенной высотой x и более высоким контрастом штрихов, что создавало более контрастный и резкий эффект. [10] Позже его назвали « голландским вкусом » ( goût hollandois ), термин, возникший из работ Пьера Симона Фурнье в следующем столетии. [11] Кис считается одним из самых талантливых граверов, действовавших в этот период, и, возможно, он уникально писал о своей работе в более поздней жизни, что позволило лучше понять его работу, чем другие более ранние граверы. [5] Кис также вырезал шрифты для других языков, включая греческий и иврит .

Кис вернулся в Трансильванию около 1689 года и, возможно, оставил матрицы (формы, используемые для отливки шрифта) в Лейпциге по дороге домой. [12] [5] [а] Около 1720 года литейная мастерская Эрхардта в Лейпциге выпустила сохранившийся лист с их образцами, что позволило отнести их к Янсону. [13] [14]

Сохранившиеся матрицы Киса были впервые приобретены Штемпелем и сейчас хранятся в коллекции Druckmuseum (Музея печати) в Дармштадте . [15] [16] [17] Личность Киса как создателя шрифтов была заново открыта в 1950-х годах путем сравнения шрифтов из венгерских архивных источников (включая его автобиографию), в которых было указано его имя. [18] [19] [20] Благодаря своей выживаемости, шрифты Янсона стали популярны среди типографов позднего периода искусств и ремесел , таких как Апдайк , которые могли печатать с их помощью книги, используя ручной набор шрифтов из сохранившихся оригинальных матриц. В своей книге « Типы печати: их история, формы и использование » Апдайк отметил, что «хотя они и тяжелые, они сохраняют значительную живость линий и обладают большими возможностями, если использовать их со вкусом». [14]

Несмотря на свое происхождение в 17 веке, Янсон используется в самых разных современных текстовых приложениях. После редизайна журнала в 2011 году Architectural Digest использует Янсон в качестве основного текста во всех своих статьях; то же самое делает и «Философия сегодня» . Он также использовался для журнала Британского исторического общества печати . [21]

возрождения

[ редактировать ]
Книга, напечатанная Кисом в Коложваре (современное название Клуж-Напока ) в 1697 году, после его возвращения в Трансильванию. Он защищает его несколько спорный выбор редактирования и орфографии в его венгерской печати.

Шрифт Янсона был популярен среди типографов двадцатого века, включая Апдайка и Стэнли Морисона , которые восхищались его дизайном как чем-то отличным от шрифта Didone и неосредневековых шрифтов, доминирующих в девятнадцатом веке, а в двадцатом веке было сделано несколько возрождений этого горячего металла. типографские системы того периода. [22] [2]

Возрождение лица было разработано в 1937 году Чонси Х. Гриффитом из линотипов Mergenthaler литейной фабрики . Возрождение было взято из оригинальных матриц, проводимых с 1919 года литейным заводом Stempel Type Foundry , который был эксклюзивным агентом Mergenthaler в Европе. Гриффит был большим поклонником рисунков Янсона и написал Карлу Роллинзу из издательства Йельского университета : «Мне так хочется, чтобы лицо линотипа было достойным своего названия. Если мне не удастся убедиться в том, что наша интерпретация Янсона будет достойна какое бы почтенное имя оно ни носило, мы, не колеблясь ни минуты, бросим всю работу и забудем ее». [23]

Самая распространенная цифровая версия, Janson Text, происходит от металлической версии, произведенной Германом Цапфом в 1950-х годах в Штемпеле . Это было основано на оригинальных матрицах Киса. [24] Оцифровка доступна от Linotype, Adobe, Bitstream (добавление кириллических глифов), URW++ (добавление дополнительных светлых и черных насыщенностей) и других. Отдельная цифровая версия — Elsner+Flake Kis Antiqua Now от . Описанный Полом Шоу как лучшая цифровая версия, он был разработан Хильдегард Коргер и Эрхардом Кайзером и берет свое начало в возрождении Коргера для восточногерманского литейного завода VEB Typoart . [25] [1] [26]

Отдельным распространенным возрождением шрифтов Янсона является Эрхардт , созданный Monotype в 1930-х годах. [27] Несколько более сжатый, чем большинство возрождений Janson, что придает ему четкий, вертикальный вид. Это популярный книжный шрифт, особенно часто используемый в Великобритании. [28] Помимо ряда возрождений, в частности Эрхардта (описанных в этой статье), еще два от Linotype и Berthold были проданы под именем Kis. [29] [30]

классики Random House некоторые В коллекции современной библиотечной книги напечатаны в оцифрованной версии шрифта Janson.

  1. ^ Jump up to: а б Пол Шоу (апрель 2017 г.). Тип возрождения: цифровые шрифты, вдохновленные прошлым . Издательство Йельского университета. стр. 78–9. ISBN  978-0-300-21929-6 .
  2. ^ Jump up to: а б Александр С. Лоусон (1990). Анатомия шрифта . Издательство Дэвида Р. Година. стр. 158–68. ISBN  978-0-87923-333-4 .
  3. ^ Штауффахер, Джек (1985). «Трансильванский Феникс: типы Кис-Джансона в цифровую эпоху» . Видимый язык . 19 (1): 61–76. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 19 мая 2017 г.
  4. ^ Миддендорп, январь (2004). Голландский тип . Роттердам: Издательство 010. п. 25. ISBN  978-90-6450-460-0 . Проверено 27 июля 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Лейн, Джон (1983). «Типы Николая Киса». Журнал Исторического общества печати : 47–75.
  6. ^ Лоусон, Александр (1990). Анатомия шрифта (1-е изд.). Бостон: Годин. стр. 158–168. ISBN  978-0-87923-333-4 .
  7. ^ Розсондай, Марианна (2004). «Переплеты книг, напечатанных Миклошем Миштотфалуси Кисом» . E codicibus impressisque: очерки о книге в Нидерландах для Элли Коккс-Индестеге . Левен: Питерс. стр. 149–170. ISBN  978-90-429-1423-0 .
  8. ^ «Миклош Кис» (PDF) . Музей Клингспора . Проверено 6 ноября 2015 г.
  9. ^ «Кварто» . Хефлер и Фрер-Джонс . Проверено 9 декабря 2015 г.
  10. ^ Джонсон, А.Ф. (1939). «Гут Холландуа» . Библиотека . с4-ХХ (2): 180–196. дои : 10.1093/библиотека/s4-XX.2.180 .
  11. ^ Мосли, Джеймс. «Тип и его использование, 1455–1830 гг.» (PDF) . Институт английских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2016 года . Проверено 7 октября 2016 г.
  12. ^ Морисон, Стэнли; Картер, Гарри (1973). «Глава 8: Эрхардт». Счет типов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 117–122 . ISBN  978-0-521-09786-4 . Проверено 11 сентября 2015 г.
  13. ^ «Изображение книги образцов Эрхардта» . Академия Ритвельда. Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года . Проверено 6 ноября 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б Апдайк, Дэниел Беркли (1922). «Глава 15: Типы Нидерландов, 1500-1800 гг.». Виды печати: их история, формы и использование: Том 2 . Издательство Гарвардского университета. п. 44 . Проверено 18 декабря 2015 г. Заголовок... гласит: «Настоящие голландские типы».
  15. ^ Мосли, Джеймс . «Материалы шрифтоделия» . Тип Литейный цех . Проверено 14 августа 2015 г.
  16. ^ «Янсонский текст» . Мои шрифты . Adobe/Линотип . Проверено 5 ноября 2015 г.
  17. ^ Хайдерхофф, Хорст (1984). «Повторное открытие шрифтового дизайнера: Миклош Кис». Мелкий шрифт : 25–30.
  18. ^ Хайдерхофф, Хорст (1988). «Повторное открытие шрифтового дизайнера: Миклош Кис». В Бигелоу, Чарльз (ред.). Fine Print on Type: лучшее из журнала Fine Print о шрифтах и ​​типографике . Сан-Франциско: мелкий шрифт. стр. 74–80. ISBN  978-0-9607290-2-9 .
  19. ^ Морисон, Стэнли (2009). «Глава 8: Лейпциг как центр типообразования» . В МакКиттерике, Дэвид (ред.). Избранные эссе по истории буквенных форм в рукописи и печати (переиздание в мягкой обложке, версия для цифровой печати под ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 149–170. ISBN  978-0-521-18316-1 .
  20. ^ Будай, Джордж (1974). «Еще несколько заметок о Николасе Кисе из типов Янсона». Библиотека . с5-XIX: 21–35. дои : 10.1093/библиотека/s5-XXIX.1.21 .
  21. ^ Боаг, Эндрю (2000). «Монотипия и фотонабор» (PDF) . Журнал Общества истории печати : 57–77. Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2016 года . Проверено 22 июля 2016 г.
  22. ^ МакКиттерик, Дэвид, изд. (1979). Стэнли Морисон и Д.Б. Апдайк: Избранная переписка . Сколар Пресс. стр. 24–5 и т. д.
  23. ^ Трейси, Уолтер. Аккредитивы . стр. 38–9.
  24. ^ Джасперт, Пинкус, Берри и Джонсон, с. 122.
  25. ^ Коргер, Хильдегард; Кайзер, Эрхард. «Kis Antiqua: Портрет шрифтовика» . Шрифты4Ever . Проверено 20 сентября 2017 г.
  26. ^ Карнер, Майкл. «Шрифтовой портрет Typoart Kis Now» (PDF) . Дизайн типографики . Проверено 20 сентября 2017 г.
  27. ^ «Эрхардт» . Мои шрифты . Монотипия . Проверено 14 июня 2015 г.
  28. ^ Баттерик, Мэтью. «Образец акций» (PDF) . Практическая типографика . Проверено 13 июля 2015 г.
  29. ^ Луин, Франко. «Кис Классико ЛТ» . Линотипия . Проверено 11 сентября 2015 г.
  30. ^ «Бертольд Кис» . Мои шрифты . Бертольд . Проверено 11 сентября 2015 г.
  1. ^ Это небольшое упрощение: технически форма зажимается вокруг матрицы, однако матрица является формой для изменяемой части сорта.
  • Картер, Роб, Дэй, Бен, Меггс, Филип. Типографский дизайн: форма и коммуникация, второе издание. Ван Ностранд Рейнхольд, Inc: 1993 г. ISBN   0-442-00759-0 .
  • Мольнар, Йожеф . Миклош Киш из Миштотфалюса . Европейский протестантский свободный университет: 2000. ISBN   963-506-329-6 .
[ редактировать ]

О других возрождениях Киса/Джансона:Об Эрхардте:

Оцифровка Эрхардта:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c35d894578b2b4d8bcedf3e4e9ac01e9__1695877500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/e9/c35d894578b2b4d8bcedf3e4e9ac01e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Janson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)