Жозеф Потье
Жозеф Потье (5 мая 1768 г., Сен-Мало - 10 ноября 1830 г.) [ 1 ] ) был французским капером и работорговцем . Он был одним из лейтенантов Роберта Сюркуфа .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Жозеф Потье родился в семье низшего дворянства Сен-Мало. Его мать была потомком Роберта Сюркуфа де Мезоннёва , бретонского капера. [ 1 ] и поэтому он был дальним родственником Робера Сюркуфа . [ 2 ]
Капитан торгового флота
[ редактировать ]Еще мальчиком Потье начал плавать на кораблях, которые его отец снарядил и отправил в Гвинею и на Карибы . Он дослужился до офицера торгового флота и, в конечном итоге, до капитана 28 апреля 1792 года. [ 3 ] В этом звании он служил первым офицером на корабле «Эмабль-Роуз» под командованием капитана де Ла Кудрэ. [ 3 ]
Французский флот в революции
[ редактировать ]Вернувшись во Францию во время Французской революции и правления террора , он поступил на службу во французский флот прапорщиком; его назначили на фрегат, направлявшийся в Карибское море, который оставался там несколько месяцев, прежде чем был списан в США. [ 3 ] Опасаясь прослыть эмигрантом , он вернулся во Францию, где до конца 1795 года служил в генеральном штабе Брестской гавани. [ 3 ] После битвы при Кибероне он командовал ротой моряков, выслеживавших выживших эмигрантов. [ 3 ]
Капер
[ редактировать ]Получив освобождение от службы на флоте в конце 1795 года, Потье поступил на службу на капера «Эрёз-Нувель» в качестве первого офицера. [ 3 ] Heureuse-Nouvelle был вооружен 22 орудиями и имел экипаж из 130 человек; [ 4 ] она завоевала ряд призов [ 3 ] до 28 января 1798 года, когда британская эскадра под командованием капитана Эдварда Пелью в составе HMS Indefatigable , Cambrian и наемного вооруженного люггера Duke of York захватила ее. [ 4 ] Британцы взяли Потье в плен. [ 3 ]
Обменявшись, Потье вернулся в Брест, где снова поступил на флот. 23 сентября 1800 г. он был освобожден от службы. [ 2 ] В следующем году он был зачислен первым офицером на трехмачтовое торговое судно «Курьер де л'Иль де Франс» под командованием капитана Дюваля; когда она прибыла в Порт-Луи , Дюваль поручил командование кораблем Потье для круиза в Батавию и возвращения на Маврикий. [ 2 ]
Вернувшись во Францию 29 марта 1803 года, Потье стал свидетелем разрыва Амьенского договора и начала войны Третьей коалиции в мае. [ 2 ] 2 января 1804 года Робер Сюркуф поручил ему командовать 14-пушечным капером « Конфианс » . Потье провел несколько кампаний на Confiance . [ 2 ] во время которого он захватил два британских торговых судна, одно с мылом, а другое с спиртом. [ 5 ]
В феврале 1807 г. [ 6 ] Сюркуф назначил Потье первым помощником на своем новом капере « Ревенант » . [ 2 ] После того, как Ревенант вернулась в Порт-Луи из своей первой кампании 31 января 1808 года, [ 7 ] 2 апреля Сюркуф передал Потье командование кораблем. [ 8 ]
В конце апреля, когда «Ревенант» завершала приготовления и прокладывала маршрут, приз, полученный капером Адель, принес известие о новой войне между Францией и Португалией ; она также предоставила разведданные о Консесао-де-Санту-Антонио , 64-пушечном линейном корабле, вооруженном флейтой в Гоа, направлявшемся в Рио-де-Жанейро и Лиссабон. [ 8 ] Сюркуф поручил Портье перехватить миссию, и Ревенант покинул Порт-Луи 30 апреля. [ 8 ] Она прибыла в зону патрулирования 17 мая и обнаружила цель 24 мая. [ 8 ] Ревенант захватил Консесао-де-Санту-Антонио после часового боя. [ 9 ] [ 10 ] Потье отправил призовую команду под командованием старшего лейтенанта Фонрока на Консесао и через месяц вернулся на Маврикий со своим призом. [ 11 ]
Потье покинул «Ревенант» , который был отправлен обратно в Сен-Мало в качестве авантюриста с колониальными товарами. [ 11 ] затем он принял командование 18-пушечным 600-тонным «Диамантом» , британским призом, полученным капером Наполеоном после трехдневной погони. [ 11 ] В середине октября Диамант покинул Маврикий, также вооружившись товарами и пассажирами, и направился в Лорьян. Она прибыла в залив Киберон вечером 21 января 1809 года и наткнулась на британскую блокаду; фрегат бросился в погоню, но Потье сумел скрыться, выбросив свою артиллерию за борт. [ 11 ] [ примечание 1 ] Диаман прибыл из Бордо 23-го числа, где шторм вынудил Потье срубить мачты, чтобы спасти свой корабль; наконец он прибыл в гавань Бордо 25-го числа. [ 11 ]
По возвращении в Сен-Мало Портье стал соучредителем судовладельческой компании Joseph Potier et Harember . Тогда компания отвечала за вооружение ряда каперов. [ 13 ]
Перевозка рабов во время Реставрации Бурбонов
[ редактировать ]Во время Реставрации Бурбонов Портье вооружил невольничий корабль «Африкаин» , на котором переправлял рабов из Гвинеи на Мартинику. [ 13 ] Африкаин завершила свою карьеру в Сен-Мало 25 июля 1816 года, после чего Потье снова отплыла на «Нарциссе » в 1819 году. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кунат (стр. 418) утверждает, что с наступлением темноты Потье оснастил катер фонарем и отправил его в качестве приманки, чтобы заманить фрегат. Эту историю приписывают Роберту Сюркуфу. Похожая уловка используется в романе «Мастер и командир» вымышленного капитана Обри в 1800–01 годах. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кунат, стр.410
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кунат, стр.412
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кунат, стр.411
- ^ Перейти обратно: а б «№14088» . Лондонская газета . 3 февраля 1798 г. с. 111.
- ^ Валлийский, том 2, стр.302-303
- ^ Валлийский, том 2, стр.303
- ^ Кунат, стр.399
- ^ Перейти обратно: а б с д Кунат, стр.413
- ^ Кунат, стр.417
- ↑ Отчет капитана Жозефа Потье, цитируется в Lepelley, стр. 143 — 144
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кунат, стр.418
- ^ Шарлье, 1991
- ^ Перейти обратно: а б Кунат, стр.419
- ^ Кунат, стр.420
Библиография
[ редактировать ]- Шарлье, Жан-Мишель ; Хубинон, Виктор (1991). Сюркуф – Ужас морей . Дюпюи. ISBN 978-2800117997 .
- Кунат, Чарльз (1857). Сен-Мало с иллюстрациями моряков (на французском языке). Типография Ф. Пеала.
- Валлийский, Наполеон (1847). Французские корсары при республике и Империи (на французском языке). Полет. 2. Жюльен, Ланье и компания.
- Лепелли, Роджер (2000). Конец империи: последние дни острова де Франс и острова Бонапарта: 1809–1810 гг . Экономика. ISBN 2-7178-4148-2 .