Классическая скрипка на Кубе
Струнно-смычковые инструменты всегда присутствовали на Кубе с момента ее открытия, сначала как виола или смычковая виуэла, а позднее как итальянская скрипка. Как и другие инструменты и культура в целом, скрипка пользовалась на Кубе большим успехом в 19 веке. Скрипка была частью инструментальных ансамблей, которые сопровождали Contradance и Dance, первые кубинские музыкальные жанры, а также другие последующие жанры, такие как дансон и ча-ча-ча. Скрипка также исполняла некоторые из самых красивых мелодий, написанных на Кубе, например, «La Bella Cubana» Хосе Уайта. Кубинские скрипачи во все времена были яркими представителями кубинской музыки во всем мире.
Ранняя история скрипки на Кубе
[ редактировать ]Мы можем найти представление о семействе смычковых струн в истории Кубы с самого раннего этапа, потому что в 16 веке музыкант из Вилле Тринидад по имени Хуан Ортис упоминается летописцем Берналем Диасом дель Кастильо как «великий исполнитель». «виуэла» и «альт» ( виола ). Скрипка эпохи Возрождения — прямой предок современных итальянских скрипок, которые начали становиться популярными с 16-го века. век. [ 1 ]
Существуют документы XVIII века об использовании скрипки в музыкальной деятельности острова. Алехо Карпентье упоминает в своей книге «Музыка на Кубе» существование семьи музыкантов, которая обосновалась в городе Сантьяго-де-Куба примерно в первой половине века. [ 2 ]
Основатель семьи, скрипач Леонардо Гонсалес Абреу (1706), родился на Канарских островах в Испании и был женат на местной арфистке по имени Бернарда Родригес Рохас, вместе с которой он воспитал целую семью, посвятившую себя музыкальной деятельности на протяжении нескольких поколений. . [ 3 ]
8 февраля 1764 года Эстебан Салас-и-Кастро, новый капеллный мастер, прибыл в собор Сантьяго-де-Куба. Для выполнения своих музыкальных обязанностей Салас рассчитывал создать небольшой вокально-инструментальный ансамбль, включавший в себя две скрипки. [ 4 ]
После прибытия в Сантьяго-де-Куба в 1793 году многочисленных колонистов, бежавших от восстания рабов в Сан-Доминго, Карл Ришер и мадам Кларэ, привезя с собой клавикорды, основали оркестр с флейтой, гобоем, кларнетом, трубой, тремя валторны, три скрипки, альт, две виолончели и ударные. [ 5 ]
Также во второй половине XVIII века скрипач Рамон Менендес заслужил большую репутацию и уважение новых поколений музыкантов; по этой причине его называли «Мастером» (Эль Маэстро). Он был профессором многих известных исполнителей, таких как Томас Буэльта-и-Флорес и Секундино Аранго. [ 6 ]
19 век
[ редактировать ]
В период перехода от 18-го к 19-му векам гаванский Ульпиано Эстрада (1777–1847) давал уроки игры на скрипке и дирижировал оркестром Главного театра с 1817 по 1820 год. Помимо своей скрипачной деятельности, Эстрада вел очень активную музыкальную карьеру как дирижер многочисленных оркестров, ансамблей и опер, сочинитель множества контрданс и других танцевальных пьес, таких как менуэты и вальсы. [ 7 ] Подобно Эстраде, примерно в тот же период Хосе Мерседес Бетанкур (17?-1866) сделал активную карьеру скрипача и профессора, а также дирижера и композитора, но на этот раз в городе Камагуэй. Альдо Хоакин Гавира (1780–1880) также был выдающимся скрипачом и профессором в Гаване. [ 8 ] Хосе Вандергутч, бельгийский скрипач, прибыл в Гавану вместе со своим отцом Хуаном и братом Франциско, также скрипачами. Позже они вернулись в Бельгию, но Хосе обосновался в Гаване, где получил большое признание. Примерно в середине 19 века Вандергач дал множество концертов в качестве солиста и в сопровождении нескольких оркестров. Он был членом Ассоциации классической музыки, а также директором Музыкальной ассоциации Сокорро Мутуо де Ла Гавана. [ 9 ] Другим важным скрипачом первой половины XIX века был Секундино Аранго. Ученик Рамона Менендеса, он служил органистом в церкви Ла-Мерсед. Аранго сочинил множество данс и гуарача, а также религиозную музыку, мотеты и сальвы. Ближе к концу своей жизни он работал органистом в монастыре Сан-Франциско в Гуанабакоа, Гавана. Хосе Уайт посвятил свое последнее этюд из серии из шести Секундино Аранго, тем самым подчеркнув своим почтением известность, приобретенную этим гаванским музыкантом при жизни. [ 10 ]
Во вселенной классической кубинской скрипки XIX века есть два выдающихся мастера, которых можно считать одними из величайших скрипачей-виртуозов всех времен; это Хосе Уайт Лафит и Клаудио Бриндис де Салас Гарридо .
Получив свое первое музыкальное образование от своего отца, кубинский скрипач-виртуоз Хосе Уайт Лафит (1835–1918) дал свой первый концерт в Матансасе 21 марта 1854 года. На этом представлении ему аккомпанировал известный американский пианист и композитор Луи Моро Готшальк . который вдохновил его продолжить музыкальное обучение в Париже, а также собрал средства для этой цели. [ 11 ] Хосе Уайт изучал музыкальную композицию в Парижской консерватории с 1855 по 1871 год. Всего через десять месяцев после прибытия он получил Первую премию в категории скрипки на конкурсе Консерватории и получил высокую оценку Джоаккино Россини . В более позднее время он был профессором у известных скрипачей Джордже Энеску и Жака Тибо . С 1877 по 1889 год Уайт был назначен директором Императорской консерватории в Рио-де-Жанейро, Бразилия, где он также служил придворным музыкантом императора Педро II. [ 12 ] Позднее он вернулся в Париж, где оставался до самой смерти. Знаменитая скрипка под названием «Лебединая песня» была его любимым инструментом, а его самая известная композиция — «La bella cubana» Хабанеры. Уайт также написал множество других произведений, в том числе концерт для скрипки с оркестром. [ 13 ]

Клаудио Бриндис де Салас Гарридо (1852–1911) был известным кубинским скрипачом, сыном также известного скрипача, контрабасиста и дирижера Клаудио Бриндиса де Саласа (1800–1972), который дирижировал одним из самых популярных оркестров Гаваны во времена Кубы. первой половины XIX века под названием «Ла Конча де Оро» («Золотая раковина»). Клаудио Хосе превзошел славу и опыт своего отца и приобрел международное признание. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Бриндис де Салас начал свое музыкальное обучение у своего отца и продолжил у маэстро Хосе Редондо и бельгийца Хосе Вандергуча. Он дал свой первый концерт в Гаване в 1863 году, в котором Вандегач участвовал в качестве концертмейстера. В мероприятии также принял участие известный пианист и композитор Игнасио Сервантес. По мнению современной критики, Бриндис де Салас считался одним из самых выдающихся скрипачей своего времени на международном уровне. Алехо Карпентье называл его: «Самый выдающийся чернокожий скрипач XIX века… нечто беспрецедентное в музыкальной истории континента…». [ 17 ] Французское правительство присвоило ему звание члена Ордена Почётного легиона дворянский титул «Барон» и присвоило ему . В Буэнос-Айресе он получил подлинную Страдивари , а, живя в Берлине, женился на немке, был назначен камерным музыкантом императора и получил почетное гражданство этой страны. Бриндис де Салас умер в бедности и забытости в 1911 году от туберкулеза в Буэнос-Айресе , Аргентина . В 1930 году его останки с большими почестями были перенесены в Гавану. [ 18 ]
Другим выдающимся кубинским скрипачом XIX века был Рафаэль Диас Альбертини (1857–1928). Он учился игре на скрипке у Хосе Вндергуча и Ансельмо Лопеса (1841–1858), известного гаванского скрипача, который также занимался музыкальным издательством. В 1870 году Альбертини отправился в Париж с целью совершенствования своей техники у знаменитого скрипача Жана-Дельфина Алара, а в 1875 году получил первую премию на Парижском конкурсе, в котором впоследствии участвовал в качестве члена жюри. Он много гастролировал по миру, иногда в сопровождении таких престижных мастеров, как Хьюго Вольф и Камиль Сен-Санс. В 1894 году он вместе с Игнасьоном Сервантесом провел презентации в самых важных городах Кубы. [ 19 ]
Список выдающихся кубинских скрипачей второй половины 19-го и первой половины 20-го веков может включать: Мануэль Муньос Седеньо (1813–), Хосе Доминго Буске (1823–), Карлос Анкерманн (1829–1909), Антонио Фигероа ( 1852–), Рамон Фигероа (1862–), Хуан Торроэлья (1874–), Казимиро Зертуча (1871–1960), Хоакин Молина (1884–), Марта де ла Торре (1888–), Каталино Архона (1895–) и Диего Бонилья (1898–). [ 20 ]
20 век
[ редактировать ]В первой половине 20-го века выделяется имя Амадео Рольдана (1900–1939), поскольку, помимо прекрасного скрипача, профессора и дирижера, Рольдан считается одним из самых важных кубинских композиторов всех времен. Он родился в Париже от отца-испанца и матери-кубинки. Позже он отправился на Кубу, получил там гражданство и учился у своей матери, пианистки Альбертины Гадес. После этого он поступил в Консерваторию музыки и декламации в Мадриде, Испания, где учился игре на скрипке у Агустина Солера и Антонио Фернандеса Бордаса.
В 1917 году Рольдан получил скрипачную премию Сарасате и начал работать в Мадридском симфоническом оркестре скрипачом. Он также давал концерты в нескольких испанских городах. В 1919 году Рольдан отправился на Кубу, где начал работать профессором, а впоследствии, в 1922 году, присоединился к Гаванскому симфоническому оркестру под управлением Педро Санхуана. В 1926 году он организовал вместе с Алехо Карпентье серию концертов современной кубинской музыки, а в следующем году участвовал в качестве первой скрипки в Гаванском струнном квартете вместе со знаменитым композитором Хоакином Туриной. В 1931 году вместе с пианистом Сезаром Пересом Сентенатом он основал в Гаване «Escuela Normal de Música» и был назначен дирижером Филармонического оркестра Гаваны. Рольдан также был директором Муниципальной консерватории Гаваны, которая до сих пор носит его имя. [ 21 ]
Альберто Матеу (1903–1972) родился в Гуанабакоа, Гавана, и учился игре на скрипке в Консерватории Матеу, основателем и директором которой был его отец. Позже Матеу отправился в Брюссель, где продолжил музыкальное обучение. Он давал концерты в нескольких европейских городах, а также на Кубе, где выступал как солист, а также в сопровождении филармонического оркестра Гаваны. [ 22 ] Он выступал в США, стал гражданином США и жил в Чикаго.
После окончания Парижской консерватории в 1935 году, когда ему было всего 16 лет, известный кубинский скрипач Анхель Рейес (1919–1988) сделал очень успешную карьеру солиста, а также аккомпанировал престижным оркестрам многих стран. Он обосновался в Соединенных Штатах в очень молодом возрасте, получил награду на конкурсе Изаи в Брюсселе и был профессором Мичиганского и Северо-Западного университетов до выхода на пенсию в 1985 году. Рейес был владельцем знаменитой скрипки Липинского Страдивари. с которым он исполнил скрипичный концерт Глазунова вместе с Гаванским филармоническим оркестром под управлением Массимо Фреччиа в ноябре 1942 года. Он также исполнил ту же пьесу с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди. Рейес также получил скрипку от Карло Бергонци, известную как «Крейслер Бергонци», ранее принадлежавшую Фрицу Крейслеру , а позже Ицхаку Перлману . [ 23 ]
Эдуардо Эрнандес Асиаин (1911–2010) родился в Гаване, начал заниматься музыкой в очень раннем возрасте и дал свой первый концерт всего в семь лет. Когда ему было 14 лет, он получил Первую премию Муниципальной консерватории Гаваны и был назначен концертино Гаванского симфонического оркестра. В 1932 году он отправился в Мадрид, чтобы продолжить свое музыкальное образование у профессоров Энрике Фернандеса Арбоса и Антонио Фернандеса Бордаса. Там он получил премию Сарасате в «Настоящей консерватории музыки Мадрида», «Международном концерте скрипачей», организованном Unión Radio, а также «Национальном конкурсе скрипачей» и «Конкурсе музыки Камары». оба продвигаются Министерством образования.
С 1954 года Эрнандес Асиин выступал в качестве солиста с оркестрами Концертного общества Пасделупа и Французского радиодиффузионного оркестра в Париже, Национального оркестра Испании, Синфонического оркестра Бильбао, Оркеста Камара Мадрида и «Симфонический и камерный оркестр Сана» Себастьян», основателем которого он является. В 1968 году он был назначен первой скрипкой «Куартето Класико» RTVE , участвуя вместе с пианисткой Изабель Пикаса Гонсалес в «Квинтето Класико де РНЕ», с которым он давал концерты и делал многочисленные записи в Испании и других странах. Он также много гастролировал по США. [ 24 ]
Другими выдающимися кубинскими скрипачами первой половины 20-го века являются: Роберо Вальдес Арнау (1919–1974), Альберто Болет и Вирхилио Диаго. [ 22 ]
После 1959 года, уже в послереволюционный период, выделяется кубинский скрипач, внесший значительный вклад не только в развитие скрипки и смычковых инструментов, но и в национальную музыкальную культуру в целом.
Эвелио Тиелес начал изучать музыку на Кубе у своего отца Эвелио Тилеса Солера, когда ему было всего семь лет. [ 25 ] и позже продолжился с профессором Хоакином Молиной. [ нужна ссылка ] Между 1952 и 1954 годами Тилес учился игре на скрипке в Париже, Франция, у Жака Тибо и Рене Бенедетти. В 1955 году он вернулся в Париж и учился в Национальной высшей музыкальной консерватории в этом городе, а в 1958 году продолжил музыкальное обучение в Консерватории имени Чайковского в Москве, где был учеником известных скрипачей Давида Ойстраха и Игоря Ойстраха . Тилес окончил консерваторию в 1963 году и по рекомендации консерватории учился в магистратуре с 1963 по 1966 год у тех же профессоров. [ 25 ] Тилес также получил профессиональное образование у престижных скрипачей Хенрика Шеринга и Эдуардо Эрнандеса Асиина. [ 26 ] Эвелио Тиелес неоднократно выступал в качестве концертного исполнителя, в дуэте со своим братом, пианистом Сесилио Тилесом, или в сопровождении Кубинского национального симфонического оркестра и других симфонических и камерных ансамблей. Он выступал вместе с такими престижными дирижерами, как Томас Зандерлинг , Борис Бротт , Энрике Гонсалес Мантичи, Мануэль Дюшен Кузан и другими. [ нужна ссылка ] Эвелио Тиелес работал в Национальной школе искусств и Высшем институте искусств в Гаване , Куба . [ 25 ] где он занимал должность профессора и заведующего кафедрой струнно-смычковых инструментов с момента основания обоих академических учреждений. Он также работал национальным консультантом по смычковым струнным инструментам с 1967 по 1981 год и с 1997 по 2004 годы. В настоящее время Тилес является профессором и профессором-консультантом в Университете искусств. [ 26 ] Тилес обосновался в Испании с 1984 года и преподает игру на скрипке в консерватории Вила-Сека в провинции Таррагона, где был назначен «почетным профессором». [ нужна ссылка ] Он также работал в Высшей консерватории Барселонского лицея в качестве заведующего отделением камерной музыки (1991–1998), заведующего отделением струнно-смычковых инструментов (1986–2002) и академического директора (2000–2002). [ 26 ] Помимо своей выдающейся карьеры концертного исполнителя и профессора, в послереволюционный период Тилес продвигал и организовывал на Кубе обучение игре на смычковых струнных инструментах, в основном игре на скрипке. Он посвятил много энергии, времени и усилий продвижению деятельности, которая приносит пользу культурному обучению и развитию не только на его родной Кубе, но и в Испании, за что он получил национальные признания, такие как Знак отличия за национальную культуру и Художественное преподавание, диплом за художественные заслуги Высшего института искусств в 2002 году, медаль 50-летия ФАР в 2007 году и отличие медали национальной культуры в 2011. [ 26 ]
Другая выдающаяся скрипачка – профессор Алла Таран (1941). Она сформировалась как скрипачка в родной Украине и работала преподавателем практики камерного ансамбля. Таран обосновалась на Кубе с 1969 года. [ нужна ссылка ] Алла Таран – один из самых престижных профессоров игры на скрипке в Гаване, она внесла свой вклад в формирование нескольких поколений кубинских музыкантов, многие из которых являются выдающимися инструменталистами, такими как Ильмар Лопес-Гавилан. [ 27 ] Алла Таран работала на Кубе профессором игры на скрипке в нескольких школах провинций Санта-Клара и Сьенфуэгос, а также ассистентом концертино в Гаванском симфоническом оркестре. С 1978 года она живет в Гаване, где добилась выдающихся успехов в качестве профессора скрипки в Национальной школе искусств, Консерватории Мануэля Саумеля , Консерватории Амадео Рольдана и Высшем институте искусств (ISA). Алла Таран основала первый Детский симфонический оркестр и первый ансамбль скрипачей на Кубе, которые действуют до сих пор. За свой труд она получила медаль за педагогические заслуги и другие важные награды.
Скрипач Оскар Каррерас (1944-19?) учился в Национальной школе искусств в Гаване, Куба, и присоединился к симфоническому оркестру Матансаса. Позже он учился в консерватории имени Чайковского в Москве, а после ее окончания выступал в качестве солиста и с Национальным симфоническим оркестром на многочисленных концертах по всему острову. Он также был профессором Высшего института искусств (ISA). [ 28 ]
Альфредо Муньос (1949) начал изучать игру на скрипке в Консерватории Орбона в Гаване, Куба, а затем продолжил обучение в Национальной школе искусств и Высшем институте искусств (ISA). Он присоединился к Национальному симфоническому оркестру в качестве скрипача в 1972 году и с тех пор очень активно выступал в качестве солиста и члена Белого трио на Кубе и за рубежом. В настоящее время он является профессором Высшего института искусств (ISA). [ 29 ]
Другими кубинскими скрипачами, сделавшими карьеру в период между 20 и 21 веками, являются: Армандо Толедо (1950), Хулиан Корралес (1954), Мигель дель Кастильо и Рикардо Хустис. [ 30 ]
21 век
[ редактировать ]Уже в начале XXI века следует упомянуть скрипачей Ильмара Лопеса-Гавилана, Мирелис Морган Вердесия, Ивонну Рубио Падрон, Патрисию Кинтеро, Рафаэля Мачадо и Сандро Леаль-Сантиестебана.
Кубинский скрипач Ильмар Лопес-Гавилан начал учиться в Муниципальной консерватории Гаваны и, когда ему было всего 14 лет, был выбран для продолжения музыкального образования в Консерватории имени Чайковского в Москве. Позже он учился в «Escuela de Música Reina Sofía» в Испании, Манхэттенской музыкальной школе в Нью-Йорке и Университете Рутгерса. Лопес-Гавилан обучался у Гленна Диктероу, Захара Брона, Майи Глизаровой, Авраама Штерна и Арнольда Стейнхардта, а также Иегуди Менухина, Руджеро Риччи и Исаака Штерна. Он давал концерты на Кубе, Мексике, Венесуэле, Испании, Португалии, России и нескольких городах США; Имеет награды конкурса «Сфинкс», конкурса Липинского-Венявского в Польше и Международного конкурса имени Генрика Шеринга. Лопес-Гавилан исполняет партию Концертино в Камерном оркестре Philadelphia Virtuosi, а также участвует в Симфоническом оркестре Нью-Джерси. [ 31 ]
Мирелис Морган родилась в Гаване и училась в Высшем институте искусств (ISA). Она выступала с Кубинским национальным симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Кали в Колумбии. Морган была выбрана Клаудио Аббадо для участия в проекте Молодежного оркестра Густава Малера в 2000 году. В 2003 году она обосновалась в Европе, где училась у Райнера Шмидта в Музыкальной школе королевы Софии в Мадриде и у Ульфа Валлина в Музыкальной школе Ганса. Высшая школа музыки Эйслера в Берлине. Мирелис Морган участвовала в многочисленных концертных турах в составе Молодежного оркестра Густава Малера и Фестивального оркестра Вербье под управлением Валерия Гергиева, Джеймса Левина, Шарля Дютуа и Майкла Тилсона-Томаса. Она также выступала с Немецким симфоническим оркестром и Немецким оперным оркестром в Берлине, а также с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио. Морган присоединился к Национальному оркестру Испании в 2009 году и в настоящее время является членом оркестра Консертгебау в Амстердаме, Голландия. [ 32 ]
Ивонн Рубио Падрон родилась в Гаване и начала учиться игре на скрипке в семь лет. В 2005 году ее выбрали в состав Латиноамериканского молодежного оркестра в Венесуэле под управлением Клаудио Аббадо и Густаво Дудамеля. Она получала мастер-классы от таких выдающихся личностей, как Гидон Кремер , Франческо Манара, Рено Капюсон и Маурисио Фукс и других, а также получила национальные награды на Фестивале скрипки Мануэля Саумелла в 2001 году, Ибероамериканском конкурсе скрипки Хосе Уайта в 2003 году и на фестивале скрипки Хосе Уайта в 2003 году. Concursos Musicalia 2009. Ивонн Рубио выступает в роли Концертино в Симфоническом оркестре Кампече в Мексике и предлагает занятия в том же городе. [ 33 ]
Рафаэль Мачадо начал изучать игру на скрипке и теорию музыки в Гаване, Куба, в 1972 году; и получил степень магистра музыки в Высшем институте искусств Гаваны в 1987 году. В этот период он участвовал в важных национальных конкурсах скрипачей и получил первую премию на конкурсе «Хосе Уайт» в Высшем институте искусства ( Гавана, 1986). Мачадо был членом первого Молодежного латиноамериканского симфонического оркестра (Уругвай, 1985 г.) и участвовал в Фестивале молодых исполнителей, организованном Juventudes Musicales de Perú в 1986 г. [ 34 ] Рафаэль Мачадо выступал в качестве солиста, участника симфонических оркестров и камерных ансамблей на Кубе, в Испании, Италии, Франции, Австрии, Перу, Уругвае, USEE.UU, Канаде и Мексике. Он был членом Camerata «Brindis de Salas» в Гаване, Куба, с 1987 по 1992 год и Conjunto de Cámara de La Habana с 1988 по 1992 год, и получил широкую национальную и международную известность за свое участие в этих ансамблях. .
В 1992 году он прибыл в Мексику для участия в Симфоническом оркестре Агуаскальентеса, где в течение 18 лет выступал в качестве концертино. Он регулярно участвовал в качестве приглашенного концертино в Филармоническом оркестре Сакатекаса. Мачадо был участником «Solistas de México» с 1994 по 1995 год, группы, созданной маэстро Эдуардо Мата, а также сотрудничал с Camerata de las Américas с 1995 по 1999 год. Наряду с этими ансамблями Мачадо участвовал в концертах и фестивалях в Мехико, а также на Международном фестивале Сервантино от Гуанахуато, Мексика, с 1994 по 1999 год. Он записывался на лейбле Quindecim вместе с Орасио Франко и Camerata Aguascalientes в 1998 году и был приглашен на «Puebla Instrumenta Verano 2004» в качестве координатора Фестивального симфонического оркестра. Мачадо был выбран в 2004 году в качестве постоянного художника в Центре искусств Банфа в Альберте, Канада. С 2005 года Мачадо был художественным руководителем Фестиваля музыки Камара-де-Агуаскальентес, проекта, который он продвигал как на национальном, так и на международном уровне; а также он служил концертино в Филармоническом оркестре штата Керетаро. В настоящее время он работает в Центре музыкальных экспериментов и продвижения ансамбля в Мехико. Рафаэль Мачадо работал профессором скрипки на музыкальном факультете Автономного университета Сакатекаса и в Музыкальной консерватории Хосе Гуадалупе Веласкеса в Керетаро. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джиро, Радамес (1986). Лео Брауэр и гитара на Кубе . Кубинские буквы. Гавана, Куба. п. 17.
- ^ Карапантье, Алехо (1979). Музыка на Кубе . Кубинские буквы. Гавана, Куба. п. 58.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 98.
- ^ Карапантье, Алехо (1979). Музыка на Кубе . Кубинские буквы. Гавана, Куба. п. 62.
- ^ Карапантье, Алехо (1979). Музыка на Кубе . Кубинские буквы. Гавана, Куба. п. 100.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 138.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music Ltd. с. 75.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 92.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 224.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 16.
- ^ Жозефина Райт, «Скрипач Хосе Уайт в Париже, 1855-1875», в Black Music Research Journal , Vol. 10, № 2, осень 1990 г.
- ^ Мигель Фичер и др., Латиноамериканские классические композиторы, Scarecrow Press, 1996, стр. 373
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 229.
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр60
- ^ Гильен, Николас 1935. Тост за Саласа: король октав . Гавана.
- ^ Джиро, Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . том 1, Гавана. стр. 161
- ^ Карпентье, Дальний 2001 [1945]. Музыка на Кубе Миннеаполис, Миннесота. стр.162
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 35.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 69.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. [ нужна страница ]
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 136.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 177.
- ^ «Эдуардо Эрнандес Азиаин» . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Оровио, Хелио (12 марта 2004 г.). Эвелио Тиелес – Кубинская музыка от А до Я. ISBN 0822332124 . Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Эвелио Тиелес – Музыка концерта» . Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ Авторы. Архивировано 13 апреля 2013 г. на archive.today , биографическая статья на веб-сайте Фонда Роберта А. Панека. По состоянию на 30 марта 2013 г.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 46.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. п. 145.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Tumi Music. [ нужна страница ]
- ^ «Биография - Ильмар Лопес-Гавилан - Скрипка» . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ «Мирелис Морган Вердеция» . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ «Кубинская музыка выделяется в Кампече» . Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Pinterest — Исследуйте The First, The Festival и многое другое! Рафаэль Мачадо: https://www.pinterest.com/pin/169307267212059619/ . Консультация: 12.07.16.
- ^ DCubanos - Кубинцы в Мексике - Рафаэль Мачадо: http://www.dcubanos.com/somos/rafael-machado , доступ: 13.07.16.