Жан де Бурнонвиль

Жан де Бурнонвиль [ 1 ] французский композитор, действовавший в первой трети 17 века, родился в Нуайоне около 1585 года и умер в Париже 27 мая 1632 года. Его не следует путать с его сыном Валентином де Бурнонвилем , который публиковал мессы в середине 17 века. .
Биография
[ редактировать ]Нуайон
[ редактировать ]1612 года В Octo Cantica говорится, что он родился в Нуайоне, но год его рождения неизвестен.
Сен-Кантен
[ редактировать ]В том же сборнике он указан в то время как хозяин детей коллегиальной церкви Сен-Кантен . [ 2 ] В 1613 году Бурнонвиль предложил капитулу собора Камбре переплетенный сборник своих месс (вероятно, парижские издания Пьера I Балларда ). [ 3 ] Он оставался в Сен-Кантене примерно до 1618 года. [ 4 ]
В 1610-х годах он выиграл первые премии на музыкальных фестивалях Руана , Эврё и Абвиля . [ 5 ]
Амьен
[ редактировать ]Бурнонвиль находился в Амьене до 1619 года: он был назначен метрдотелем часовни ( symphoniarca ) Амьенского собора в связи с его тредецимом Missae 1619 года . [ 6 ] Нам известен протокол приема органа собора, подписанный его рукой 23 июня 1623 года, а также подписанный Анри Фремаром и Жаном Тителузом . [ 7 ] что позволяет предположить, что он был органистом.
Париж
[ редактировать ]Он закончил свою карьеру в Сент-Шапель дю Пале в Париже, где 6 декабря 1631 года был назначен директором магистратуры, заменив Жака Дю Мустье, который умер 6 декабря 1631 года. [ 8 ] Он вступил в должность 3 января 1632 года, после принесения присяги, и был посажен «на нижних креслах с правой стороны, не имея сана священства». Предложение такой должности нецерковному музыканту было необычным; можно сделать вывод, что именно его качества заслужили такое предложение. Он проработал недолго и умер 27 мая 1632 года. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Он также упоминался Аннибалом Гантесом в 1643 году: как Бурнонвиль, который умер хозяином часовни Сент-Шапель и оставил своего сына таким же добродетельным, как и он, магистром Амьенской церкви . [ 10 ] Помимо сына Валентина , у него также учился Артю О-Кусто . в 1615 году в Сен-Кантене [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]

Известные произведения Бурнонвиля носят исключительно сакральный и духовный характер. Они пользовались большим уважением у современников. В его произведениях имитации трактуются гибко и элегантно. Его контрапункт высокого качества и умеет оставаться живым и непосредственным, как в песнях, из которых он иногда черпает вдохновение для своих масс (нарушая директивы Тридентского Собора , призывавшего отказаться от этого светского вдохновения).
Массы
[ редактировать ]Их девятнадцать, разделенных на парижские тома (включая Octo cantica 1612/1625 г.) и коллекцию Дуэ.
- Масса четырех голосов. В имитацию модуля Ave sea star . Париж: Пьер I Баллар , 1618. 1 т. 2°. RISM B 3842, Гильо 2003, № 1618-B.
- Масса четырех голосов. В имитацию модуля «Радуйся, Мария» . Париж: Пьер Баллар, 1618. 1 т. 2°. Гильо 2016 № 1618-B2.
- Эти две мессы являются частью собрания месс Бурнонвиля, напечатанного мастерской Балларда между 1607 и 1618 годами, которое также содержало следующие тома, все из которых утеряны: Мадонна Саппи (4 тома), Септими тони (4 тома), Ad nutum Domini (6 ст.), Heu mihi (4 ст.), In nomine Jesu (5 ст.), J'ay sendi les deux maux (5 ст.), Нарцисс (5 ст.), Nunc dimittis (5 ст.), Par un matin d'esté (4 ст.). Они появились раньше коллекции Дуэ 1619 года, и некоторые из них можно найти там. См. Гильо, 2003 г., № ND-12 и ND-22. Месса Мадонны Саппи также известна в итальянской рукописи. [ 12 ]
- Тринадцать месс, последняя из которых была посвящена умершим . Дуэ: Ян Богард , 1619. 6 томов. 4-я обл. RISM B 3843, Лица 1989, № 45.
- Посвящение епископу Амьену Франсуа Лефевре де Комартену , 13 апреля 1619 года. Включает 13 месс: для 4 голосов Ad libitum, Ave Maria, Ave maris stella, Heu mihi, Septimi toni ; для 5 голосов В песне паломников Святого Иакова, Во имя Иисуса, Le rossignol, Nunc dimittis ; для 6 голосов Ad nutum Domini, Dessus le Marché d'Arras, La guerre françoise (celle-ci inspirée par La bataille de Marignan Клемана Жанкена ), For the умершего . Французский Читать онлайн
- Была опубликована массовая книга Ad libitum : редакция и аннотации Рене-Мари Ребу. [для смешанного пятиголосного хора]. - Париж: музыкальные издания Schola Cantorum de Paris и Procure générale de musique, [1953]. В — 4°, 10 п.
Гимны и песнопения
[ редактировать ]- Восемь песнопений Богородице-Матери, которые, как принято считать, возвеличивают Ее, а также более распространенные гимны почти всего года, к которым добавляются воскресная вечерня и Рождество Господне. По римским обрядам. (4-5 ст.). Париж: Пьер I Баллар, 1612. 4 тт. 4°. RISM B 3841, Гильо 2003, № 1612-C.
- Содержит 8 магнификатов, псалмов, гимнов, des antiennes à la Vierge, Missa syllabica и Missa Septimi toni . Музыка звучит дронально и остается одинаковой для каждого куплета. Эти композиции антифональны (т.е. с чередованием простого вокала и полифонии).
- Сборник переиздан в 1625 г. (неизвестен в RISM, Guillo 2003, № 1625-B). В названии упоминание Сен-Квентена не было изменено (поскольку Бурнонвиль в то время работал в Амьене). Галлика Читать онлайн .
- Восемь песнопений Девы Марии, начало которых — Магнификат, по восьми ладам, или тонам, которые принято петь в храмах, состоящим каждый из четырех голосов. Париж: Пьер Баллар, 1614. 1 т. 2°. Гильо 2016 № 1614-D2.
- Содержит 8 увеличений на 8 тонов в антифонной форме. Письмо более тщательно продумано, чем в сборнике 1612 года.
Духовная музыка
[ редактировать ]- Пятьдесят катренов лорда Пибрака, положенные на музыку во II, III и III частях . Париж: Пьер I Баллар, 1622. 4 тт. 8° обл. RISM B 3844, Гийо 2003, № 1622-B.
- Издание следует оригинальному порядку катренов Пибрака .
Источники
[ редактировать ]- Брене, Мишель (1973). Музыканты Сент-Шапель дю Пале; неопубликованные документы, собранные и аннотированные Мишелем Брене (Париж, А. Пикард, 1910) (pdf) . Публикации Международного музыкального общества (на французском языке). (псевдоним Мари Бобилье ). Женева: Издания Минкофф. п. 379. ИСБН 2826600419 . ОСЛК 1149112 .
- Жорж Дюран. Музыка Амьенского собора до революции , Bulletin de la Société des antiquaires de Picardie 29 (1920–1922), (стр. 329–457). Перепечатка в «Музыкальной жизни во французских провинциях: 1» (Женева, 1971). см. (с. 91–95).
- Аннибал Гантес. Интервью музыкантов на Галлике. Осер: 1643 г. Переиздано Эрнестом Тойнаном: [ 13 ] Париж, 1878 год.
- Шарль Гомар, Исторические заметки о мастерстве Сен-Кантена и музыкальных знаменитостях этого города . Сен-Квентен: 1851. Перепечатка в «Музыкальной жизни французских провинций: 1» (Женева, 1971).
- Музыканты Парижа 1535–1792 гг. Согласно файлу Лаборда. Опубликовано Иоландой де Броссар . – Париж: Пикард, 1965.
- Лоран Гийо, [ 14 ] Обнаружение в библиотеке Фелса (Католический институт Парижа) коллекции месс, содержащей найденные произведения Тителузы, Дю Корруа, Фонтене и Бурнонвиля (Париж, 1587–1626) , Revue de musicologie 102/2 (2016), ( стр. 379–394).
- Лоран Гильо. Пьер I Баллард и Роберт III Баллард, королевские печатники музыки (1599–1673) . Спримонт и Версаль: 2003. В 2 т.
- Жюль Удуа, [ 15 ] Художественная история собора Камбре, бывшей столичной церкви Нотр-Дам: отчеты, описи и неопубликованные документы... Париж: Morgand et Fatout, 1880.
- Дениз Лоне. Религиозная музыка во Франции от Трентского собора до 1804 года Религиозная музыка во Франции от Трентского собора до 1804 года на WorldCat. Париж: Французское общество музыковедения , 1993.
- Кэрол МакКлинток. [ 16 ] «Новые источники мантуанской музыки». Журнал Американского музыковедческого общества 22/3 (1969), (стр. 358–515).
- Музыка Пикардии с 14 по 17 века под руководством Камиллы Кавикки, Мари-Алексис Колен и Филиппа Вендрикса. Тюрнхаут: Брепольс, 2012.
- Гвидо Персоны. Жоан I Богар, Жан II Богар и Пьер Богар в качестве нотных печатников в Дуэ с 1574 по 1633 год и их отношения с Officina Plantiniana . Ex Officina Plantiniana: исследование памяти Христофора Плантини (ок. 1520 – 1589) , изд. Маркус де Шеппер и Франсин де Нав. Антверпен: Ассоциация антверпенских библиофилов, 1989, (стр. 613–666).
- Жан-Поль Монтанье , Полифоническая месса во Франции, 1600–1780: свидетельства печатных хоровых сборников, Кембридж: Cambridge University Press, 2017.
Дискография
[ редактировать ]- Жан Тителуз: Hymnes et Magnificat. Жан-Шарль Аблицер, исторический орган Сен-Мильо. Стихи исполняются поочередно, полифонически и просто в исполнении Жерара Лесна, Жозепа Бене, Жозепа Кабре и Малкольма Ботвелла . 1 CD Harmonic Records H/CD 9037, 1990. [Спетые полифонии взяты из сборника Бурнонвиля 1612/1625].
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В литературе его иногда называют Жан-Валентином, но древние источники этого не подтверждают.
- ↑ В переиздании 1625 года типограф не изменил это упоминание...
- ^ См. Houdoy 1880 (стр. 224): Мне, Жану де Бурнонвилю, мне из детей церкви MS St Quentin за его произведения из нескольких месс, написанных на музыку, напечатанных в книге, предложенной отделению, 9 книг .
- ^ Гомарт 1851 (стр. 45).
- ^ Предисловие к Missæ tredecim 1619 года сообщает нам об этом в латинском отрывке в начале части Басса , переписанном Дюраном 1920 года (стр. 92). Вступительные произведения из того же сборника содержат две анаграммы : IL A BON' ODEUR EN VILLE и HÉ N'OY-JE UN BEL ORLANDE?
- ↑ Он носит тот же титул в своих Cinquante Quatrains 1622 года. В своей статье в Biography Universelle des Musiciens (том II (стр. 43-44)) Фетис приводит ему ошибочную историю, путая его призы с его постами...
- ^ Амьен AD Сомма: 4 G 1144, воспроизведено в Musique en Picardie 2012 (стр. 282).
- ^ А Артю О-Кусто заменил Бурнонвиля в Амьене.
- ↑ Об этом парижском эпизоде см. Brenet 1973 , стр. 176–177. Его похоронная колонна в Сент-Шапель прошла 28 мая в Нижней Сент-Шапель: см. Brossard 1965 (стр. 42).
- ^ См. Гантез 1643, письмо XVIII .
- ^ Гомарт 1851 (стр. 48).
- ^ Удине, Библиотека архиепископской семинарии, месса, датированная 1622 годом. Упоминается после МакКлинтока 1969 года (стр. 510).
- ^ «Эрнест Тойнан (1827-1894) — Автор — Ресурсы Национальной библиотеки Франции» . data.bnf.fr. Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ «Лоран ГИЛЬО» . IReMus . Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ «Жюль Удуа (1818-188. ?) — Автор — Ресурсы Национальной библиотеки Франции» . data.bnf.fr. Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ «Кэрол МакКлинток (1910–1989) — Автор — Ресурсы Национальной библиотеки Франции» . data.bnf.fr. Проверено 12 октября 2017 г.