Аннибал Гантес
Аннибаль Гантез (24 декабря 1607–1668) был французским композитором и певцом эпохи барокко . Он, несомненно, является одним из самых ярких примеров «заместительного» капеллиста , то есть переходившего с поста на пост, чтобы заработать на жизнь, как это делали многие его коллеги 17 века. [ 1 ] Его маршрут можно проследить по двум типам источников: письмам из L'Entretien des musiciens , [ 2 ] который он опубликовал в 1643 году, и различные архивные документы.
Биография
[ редактировать ]
Родившийся в Марселе Гантез был крещен в соборе Нотр-Дам-ла-Майор . [ 3 ] Он был сыном Жана Гантеса [Гантеса, Гантеса, Гантеза...] (чей отец был портным и уроженцем Куэрса ) и Мари Жоли [Джолли]. Его родители поженились в Экс-ан-Провансе 19 сентября 1599 года. [ 4 ] Он был крестником Аннибала Поллалиона и маркизы Виссе. Как это часто бывает в настоящее время, условия его обучения музыке неизвестны. Когда ему исполнилось почти двадцать лет, мы можем проследить за ним в его путешествии.
Из Марселя в Марсель через Тулон, Гренобль, Руан, Гавр, Ла Шатр, Орийак, Авиньон и Монтобан.
[ редактировать ]Впервые он появился в Тулоне (ок. 1627–1628, после письма XXVIII ), затем был хормейстером коллегиата Сен-Андре де Гренобль. с 29 марта 1628 года [ 5 ] и по крайней мере до 7 июля, но там он пробыл недолго. В реестрах капитула Руанского собора указано, что он пел 18 и 21 июня 1629 года на великих мессах. [ 6 ] Впоследствии он отправился (после своих писем ) в Гавр , Ла-Шатр и Орийак , затем в Авиньон, где он работал одновременно в базилике Сен-Пьер д'Авиньон и соборе Нотр-Дам-де-Дом , снова в течение короткого периода. с декабря 1631 г. по июнь 1632 г. [ 7 ] На этой последней должности его сменил Совер Интермет . Его увольнение из церкви Св. Петра упоминается в VIII послании . [ 8 ]
Оттуда он вернулся в Église Saint-Jacques de Montauban ( Lettre II ) на короткий период времени, так как был уволен за год до окончания контракта, а затем перешел в Нотр-Дам. - церковь де-Саблон-д'Эг-Морт , где его присутствие задокументировано в 1633 году. [ 9 ] и оставался там по крайней мере до июня 1635 года, в лучшем случае до марта 1636 года, будучи замененным мессиром Эруином. Капитул, по-видимому, был удовлетворен его услугами, поскольку безуспешно предлагал жениться там, чтобы закрепить его в Эг-Морте - и это доказывало бы, что в то время он еще не был священником.
Затем Гантез вернулся к тренировкам в Марселе. [ 10 ] в неопознанной церкви. Вероятно, в то время он был рукоположен в сан священника.
Экс-ан-Прованс и Арль
[ редактировать ]Затем он перешел к мастерству Сен-Совера из Экс-ан-Прованса , имеющего хорошую репутацию, куда он был нанят 15 апреля 1636 года с годовой зарплатой в 200 литов . [ 11 ] Он оставался там два года и два месяца, сменив Жана Дарба. Он жил по соседству с органистом Луи д'Арандой, учителем грамматики Одибертом и семью певцами. [ 12 ] Получение звания капеллана 6 марта 1638 года показывает, что капеллан ценил его, но в конце концов он был уволен 23 июня, вызвав жалобы, и только 23 сентября его заменил Жеан Гарсен.
Затем Гантес переехал в церковь Сен-Трофима в Арле , также имевшую хорошую репутацию, где он был принят 5 июля 1638 года. [ 13 ] Там он сменил мастера Балдуина; с другой стороны, он пробыл там недолго, так как примерно в марте или апреле 1640 года покинул свой пост и отправился в Париж.
Париж
[ редактировать ]В Париже Гантез занимал две подряд должности: [ 14 ] Первый в Сен-Поль-Сен-Луи , второй в Église des Saints-Innocents . Что касается Сен-Поля, он утверждает, что добился успеха «путем приключений». [ 15 ] хотя посвящение аббату де Рошу — близкому родственнику кардинала Ришелье — его мессы «Лэтимини» , опубликованной в 1641 году, показывает, что он, возможно, имел некоторую поддержку. Говорят, что он работал под руководством священника Николя Мазуре, который считался неудобным. Что касается Святых-Невинных, то он присоединился к нему на конкурсной основе, но публикация Мессы «Бдение» в 1642 году и посвящение ее мадемуазель де Сен-Жеран [ 16 ] также показывает поддержку. Исполнение второй мессы в Couvent des Minimes de la Place Royale с музыкантами из Сент-Шапель и Нотр-Дам. [ 17 ] является признаком того, что в то время Гантез мог пользоваться определенной известностью. Точные периоды пребывания Гантеса в этих двух церквях неизвестны, но даты отправленных им депеш со своими мессами дают указание: в декабре 1640 года он был в церкви Святого Павла, а в июле 1642 года - в церкви Святых-Невинных. [ 18 ] Вряд ли кто-то удивится, прочитав [ 15 ] что он плохо ладил со священниками этих двух приходов и что у него остались горькие воспоминания об этом парижском эпизоде.
Осер
[ редактировать ]Именно в соборе Сент-Этьен-д'Осер , куда он был назначен 27 июня 1643 года, Гантез занимал самый длительный пост в своей карьере. [ 19 ] Именно там вскоре после прибытия, в 1643 году, он опубликовал «L'Entretien des musiciens» , [ 20 ] сборник писем, который навсегда останется в памяти его потомков, являясь незаменимым свидетельством жизни мастеров часовни в 17 веке.
Епископ Пьер де Брок подарил ему полупребендарий в знак своей готовности связать его, и из истории реликвий известно, что Гантес все еще находился там в 1650 году. [ 21 ] Мы мало или ничего не знаем об условиях его положения в Осере, за исключением того, что он был оценен своим епископом и должен был кормить детей Мастерства. [ 22 ] Опять же, мы не знаем, почему Гантез покинул эту должность.
На титульном листе L'Entretien des musiciens Гантес описан как Приер Магдалины в Провансе . Это преимущество может относиться к святилищу Святой Мадлен, расположенному в монастыре Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (Вар), но Гантеза нет в списке монастырей этого дома. [ 23 ]
Каркассон, Гренобль, Невер, Арль, Осер и Нанси.
[ редактировать ]В письмах L'Entretien des musiciens, очевидно, ничего не говорится о его карьере после 1643 года, и этот период уже невозможно реконструировать с такой уверенностью.
Именно в Каркассоне Гантез впервые появился снова, зачисленный в армию 26 июля 1654 года в базилике Святых Назария и Цельса , и от него зависело обучение и воспитание четырех алтарников, [ 24 ] от него также зависело найм субмастера для помощи ему. Он сменил там некоего Фабра и занимал этот пост самое позднее до февраля 1656 года. Письмо, адресованное его дяде, канонику Марселя, с предложением передать ему свой канонат. [ 25 ] обнаруживает, что Гантес был уже ожесточен, не имея возможности где-либо поселиться, но все еще амбициозен... Получение канонического звания позволило бы ему обеспечить себе старость, не продолжая странствий, но дядя, видимо, не сдавался.
Гантес во второй раз прошел через Сен-Андре-де-Гренобль, где он был принят 28 июня 1656 года как обычный священник, отвечающий за музыку, но без звания музыкального мастера, с зарплатой в 53 экю и 20 солей. [ 26 ] но 9 октября он быстро подал заявление об отпуске для ведения своих дел. 26 января 1657 года он попросил разрешения поселиться в Невере . [ 27 ]
В Невере нет никаких следов Гантеса, кроме упомянутого выше письма. Во второй раз он отправился в Сен-Трофим д'Арль, где 18 декабря 1657 года был нанят на должность метрдотеля часовни. [ 28 ] но и здесь его с января 1658 г. сменил некий Кордье!
Во второй раз он снова отправился в Осер, поскольку в посвящении своей песни «Патапатапан» , опубликованной в 1661 году к рождению дофина , он сказал , что ему только что было передано во владение мастерство Сент-Этьена д' Осере в день Дня всех святых (1 ноября) и что он сочинил Te Deum по этому королевскому случаю.
Последним известным следом карьеры Гантеса является карьера мастера капеллы Карла IV, герцога Лотарингского в Нанси , когда в 1665 году ему сообщают о выплате 200 франков за питание алтарных детей. [ 29 ] Тот же источник указывает, что он получил пенсию для выхода на пенсию в Провансе в 1666 году (вероятно, в Марселе?), в возрасте пятидесяти девяти лет, так что, если Ле Серфа де ла Вьевиля анекдот о его мессе на Allons en Candie правдив, он жил еще в 1668 или 1669 году, но мы не знаем где. Свидетельство о его смерти пока не найдено.
Около двадцати должностей, которые он занимал, часто в течение коротких периодов времени, за исключением Осера, могут свидетельствовать о несколько сложном или даже дерзком характере - некоторые события, описанные в его «Письмах», показывают, что он иногда проявлял мало иерархического уважения.
Музыкальные произведения
[ редактировать ]Светская музыка
[ редактировать ]- [ Четырёхголосные мелодии ]. Париж: Жак I или Жак II де Санлек, около 1640-1642 гг.? 4 том. в-4 тот . Гильо 2010 н. тот ИС-2.
- Посвящение маршалу Шарлю де Шомбергу ( Lettre LIII ). Издание утеряно, но подтверждается несколькими упоминаниями в каталогах книготорговцев и коллекционеров.
- Исследование L'Entretien ( Lettres XII, XIX, XLI и LVI ) выявило инципиты десяти арий, которые, вероятно, были частью этого сборника (см. список в Guillo 2010). Возможно, была включена и следующая мелодия.
- Я ищу самые темные ночи . Воздух отмечен в рукописи Paris BNF (Mus.): RES VMA MS 854.
- Патапатапан, давайте все пойдем на войну [3 т.]. Париж, Роберт III Баллард , 1661. 3 тт. 4 тот . Гильо, 2003 г., нет. 1661-Л, РИСМ Г 335.
- Песня «Буаре», написанная по случаю рождения Великого дофина 1 ноября 1661 года. Согласно типографскому материалу, издание приписывается Роберту III Балларду. Париж BSG: Рез Vm7.
Духовная музыка
[ редактировать ]
- Месса для четырех голосов Лаэтамини, автором которой является Аннибале Гантес, модератор Священной Модуляции Святого Павла в Париже . Париж: Роберт III Баллард, 1641. 1 т. в-2 тот . Гильо, 2003 г., нет. 1641-С, РИСМ Г 334.
- Париж Маз. : Рез Ф тот 1170 К (копия посвящения в переплете с гербами Ле Масля).
- Посвящение мсье [Мишелю] Ле Маслю, приору Роша, Мондидье, Лонг-Пона и т. д. советник короля в его государственном и тайном советах, кантор и каноник Парижской церкви, великий викарий монсеньора кардинала Ришелье и т. д. Посвящение было взято на вооружение Гантесом, чтобы сформировать письмо XLIV его «Интервью с музыкантами» . Работа также упоминается в письмах XXVII и LIII .
- Современное издание: Версаль, CMBV, 2009 г. (см. здесь). [ постоянная мертвая ссылка ] ).
- Реестры капитула собора Сен-Пьер и Сен-Поль в Труа , конец декабря 1640 года. [ 30 ] указывают, что Гантес отправил копию этой мессы капитулу собора в Труа в конце декабря 1640 г. (что не помешало Балларду датировать ее 1641 г.). В 1641 году он отправил еще одного Сен-Трофима в мастерство Арля. [ 31 ]
- Масса шести голосов [Смотреть] . Париж: Жак II де Санлек, 1642. 1 т. в плоскости, 20 ф. Гильо, 2010 г., нет. JS-3, RISM G 333. *Paris BSG: Rés. В. Фол. 197-2 инв. 240 (1-я шт.). Интернет-архив читайте здесь.
- Месса, посвященная мадемуазель де Сен-Жеран. Посвящение записано в L'Entretien, Lettre VI . Он цитируется несколько раз в L'Entre des musiciens , как и в Lettre LIII , где говорится, что Гантез заставил его услышать отцов-минимов Королевской площади с помощью лучших певцов Сент-Шапель и Нотр-Дам. .
- Гантес отправил копию капитулу собора Труа в июле 1642 года. [ 32 ]
- Голосование за Людовика XIII. самый праведный и непобедимый Откровенный и Нав. король Автор Аннибал Гантес. На концерте СС. Невинный модератор Священного модератора . Париж: Жак II де Санлек, 1642. 1 т. в плоскости, 2 ф. Гильо, 2010 г., нет. ИС-4. Париж BSG: Рез. В. Фол. 197-2 инв. 240 (2-я шт.). Заголовок приклеивается к последней странице мессы Vigilate .
- Включает Царя Господа, спасет , 4 ст.
- [Месса в подражание песне Allons en Candie ], утеряна, составлена около 1668-1669 (имеется в виду французская экспедиция в Кандию (Крит). Упоминается Ле Серфом 1705, 3-я часть, (с. 136).
- Te Deum , написанный в Осере в 1661 году по случаю рождения дофина (см. биографию выше).
- Salvum me fac Deus , утраченный мотет, написанный до 1643 года (упоминается в Lettre 35 ).
Литературные произведения
[ редактировать ]
- Гантез Аннибал, Интервью музыкантов . Осер: Жак Буке, 1643. В-12. тот , 295 с. Галлика читайте здесь . Перепечатка Женева: Минкофф, 1971.
- Посвящение Пьеру де Броку, епископу Осера, с посвящением и предисловием под названием «Реклама aux chantres» , а также ода Луи-Габриэля Бросса во славу автора.
- Содержит 57 писем, не датированных и не пронумерованных, большинство из них вымышленные, но содержат многочисленные намеки на его карьеру или на современных музыкантов. «Письмо XLIV» воспроизводит посвящение мисс Лаэтамини (1641 г.), а «Письмо VI» - посвящение мадемуазель де Сен-Жеран для мессы Бдения .
- Работа прокомментирована в Lebeuf, 1738.
- Для нумерации «Письм» и полезных примечаний используйте переиздание Эрнеста Тойнана (Париж, 1878 г.) в Интернет-архиве .
Дискография
[ редактировать ]- L'Epopée d'Annibal Gantez: Messe Vigilate для 6 голосов (1643) и Lettres . Ансамбль «Голос певца», реж. Жан-Кристоф Кандо и Мари-Кристин Барро, рассказчик. 1 компакт-диск «Псалом», 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Дж. Х. Альбанес, Королевский монастырь Сен-Максимен в Провансе ордена Братьев-проповедников: его настоятели, его анналы, его писатели... . Марсель: 1880 год.
- Жан-Луи Бонне, Бузиньяк, Мулинье и музыканты региона Од, 16-17 века . Безье, 1988.
- Флоранс Шаппе, «Аннибал Гантес, автор «Интервью музыкантов» (1643 г.)», Мастера и часовни 17 и 18 веков: музыкальные учреждения на службе Богу , реж. Бернар Домпнье (Клермон-Ферран: Университетские прессы Бле-Паскаля, 2003), (стр. 271–289).
- Флоранс Шаппе, Аннибал Гантез: вклад в музыкальную жизнь Франции 17 века . Диссертация по музыковедению, Университет Париж-4, 1994 г.
- Лоран Гийо, Пьер I Баллард и Робер III Баллард, королевские печатники для нот (1599-1673) . Спримонт: Мардага; Версаль: Версальский музыкальный центр в стиле барокко, 2003. 1550 стр. в 2 т.
- Лоран Гийо, «Музыкальные издания, напечатанные Жаком I де Санлеком, Жаком II де Санлеком и Марией Маншон, вдовой Санлек (Париж, ок. 1633-1661)», Ла, ла, ла... Учитель Анри: музыковедческие смеси, предложенные Анри Ванхюльст (Turnhout: Brepols; Tours: CESR, 2010), (стр. 257–295). ХЭЛ Прочтите здесь .
- Альбер Жако. Музыка в Лотарингии: ретроспективное исследование на основе местных архивов . Третье издание. Париж: 1886.
- Пьер Ланглуа, Приемная речь отца Ланглуа, содержащая отзыв о хормейстерах и музыкантах руанской метрополии, произнесенная на заседании 28 июня 1850 года . Руан: А. Перон, 1850. Галлика .
- Жан Лебеф, Мемуары о гражданской и церковной истории Осера и его бывшей епархии. Том 2... продолжается и по сей день с добавлением новых доказательств и аннотаций М. Шалле... М. Кантена... Осер: Перрике, 1848 г. в Интернет-архиве.
- Жан Лебёф, «Письмо, написанное... в RPN об очень малоизвестном бургундском писателе», Mercure de France , декабрь 1738 г. (стр. 2548–2557).
- Жан Ле Серф де ла Вьевиль, Сравнение итальянской музыки и французской музыки... . Брюссель: Ф. Фоппенс, 1705.
- Жан-Поль Монтанье , Полифоническая месса во Франции, 1600–1780: свидетельства печатных хоровых сборников , Кембридж: Cambridge University Press, 2017.
- Феликс Раугель, «Мастерство собора Экс-ан-Прованса», Бюллетень XVII Исследовательского общества 21–22 (1954), (стр. 422–432).
- Луи Ройе, «Музыканты и музыка в старой коллегиальной церкви Сен-Андре в Гренобле с 15 по 18 века», Humanisme et Renaissance 4 (1937), (стр. 237–273).
- Чарльз Винсенс, «Отчет о рукописи Аннибала Гантеса», Мемуары Академии наук, литературы и изящных искусств Марселя , 1888–1892 (Марсель, 1892), (стр. 337–352).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Еще один показательный пример — Гийом Бузиньяк , который работал в то же время, но переезжал реже.
- ^ Интервью музыкантов на bnf.fr
- ^ AD Bouches-du-Rhône: 201 E 11. Если не указано иное, все действия цитируются в соответствии с Chappée 2003.
- ^ AD Буш-дю-Рон: 306E-538, ф. 1445.
- ^ AD Isère: 15 G 450, по Ройеру, 1937 г. (стр. 247-248).
- ^ AD Seine-Maritime: G 2187. Ланглуа 1850 цитирует 21 июня, но не источник.
- ^ AD Воклюз: AG 443, ф. 189р и 192ф. См. также Письмо XXVIII .
- ^ Письмо VIII
- ^ AD Гар: G 1097, см. также Lettre XXVIII .
- ^ Письма 24 и 28.
- ^ AD Буш-дю-Рон: 2 G 488, ф. 202в, 234в и 239р.
- ^ См. Раугель 1954 (стр. 427-428).
- ^ AD Буш-дю-Рон: 4 G 76 f. 250В.
- ^ Он говорит об этом в своем письме XLIV .
- ^ Jump up to: а б Письмо XLVIII .
- ^ Опубликовано отдельно в его Letter VI .
- ^ См. письмо LIII .
- ^ См. ниже его работы.
- ^ Дата указана Лебефом 1848 г. (стр. 261).
- ^ Интервью музыкантов на Worldcat
- ^ См. Лебеф 1738 (стр. 2557).
- ^ Лебеф 1738 (стр. 2557).
- ^ См. Албанский 1880 г.
- ↑ AD Aude: G 71, 29 июля 1654 г., упоминается после Бонне 1988 г.
- ^ Записано Винсенсом, 1892 г. (стр. 349). Оригинал не находится.
- ^ AD Isère: 15 G 452, по Ройеру, 1937 г. (стр. 248).
- ^ То же, 15 G 452 и 453, по Ройеру, 1937 г. (стр. 248). Его отпускное письмо включено в книгу глав, расшифрованную в Chappee 2003 (стр. 287).
- ^ AD Буш-дю-Рон: 4 G 80, ф. 25В.
- ^ Жако 1886, (стр. 91).
- ^ AD Aube: G 1298, ф. 513, переписано Гильо, 2003 г.
- ^ AD Буш-дю-Рон, IV G 78.
- ^ AD Об: G 1299 ф. 45.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аннибал Гантес: Искусство, путь к Истине на ResMusica
- Аннибал Гантес на Musicologie.org
- Эпопея Аннибала Гантеса, Бдительная месса для 6 голосов (1643 г.) и Письма о Псалме.fr
- Эпос об Аннибале Гантезе на Musebaroque.fr
- Кирие для 6 голосов Аннибала Гантеза (Мессе Бдение) в 1643 году; Ансамбль Vox Cantoris на YouTube.