Проблема с туннелем
Часть серии о |
Беспилотные автомобили и беспилотные транспортные средства |
---|
Факторы влияния |
Темы |
Связанные темы |
Проблема туннеля — это философский мысленный эксперимент, впервые предложенный Джейсоном Милларом в 2014 году. Это вариация классической задачи о троллейбусе, призванная сосредоточиться на этике беспилотных транспортных средств , а также на вопросе о том, кто решает, как они будут реагировать в жизни. Сценарии смерти и смерти.
Оригинальная формула
[ редактировать ]Проблема туннеля призвана привлечь внимание к конкретной проблеме этики проектирования/инжиниринга, и впервые она была представлена следующим образом:
Проблема с туннелем: вы едете по однополосной горной дороге на беспилотном автомобиле , который быстро приближается к узкому туннелю. Непосредственно перед входом в туннель ребенок пытается перебежать дорогу, но спотыкается в центре полосы, фактически блокируя вход в туннель. У машины есть только два варианта: сбить и убить ребенка или врезаться в стену по обе стороны туннеля, убив таким образом вас. Как должна реагировать машина? [1]
Подобные мысленные эксперименты предлагались и другими философами, занимавшимися темой беспилотных автомобилей. [2] Предпосылка этих мысленных экспериментов заключается в том, что даже при наличии весьма сложных технологий беспилотных автомобилей автомобили будут сталкиваться с ситуациями, когда вреда невозможно избежать.
Цель
[ редактировать ]Проблема туннелей призвана сосредоточить внимание на двух вопросах, которые она поднимает перед разработчиками и пользователями беспилотных автомобилей:
- Как должна реагировать машина?
- Кто должен решать, как будет реагировать автомобиль?
В своей первоначальной формулировке проблема туннеля рассматривается как решение «конца жизни» пассажира автомобиля: в зависимости от реакции автомобиля пассажир либо выживает, либо умирает. Из-за этой особенности, утверждает Миллар, проблема туннелей заставляет нас задаться вопросом, имеют ли проектировщики/инженеры законное моральное право принимать решения от имени пользователей беспилотных автомобилей. Действительно, второй вопрос призван бросить вызов стандартному представлению о том, что все проектные решения носят чисто технический характер. Где конструктивные особенности дают «материальные ответы на моральные вопросы» [3] В контексте использования Миллар утверждает, что дизайнеры должны найти способы учесть предпочтения пользователя, чтобы избежать неоправданных патерналистских отношений между технологией и пользователем. [4]
Поскольку проблема туннелей фокусируется на вопросах этического проектирования полуавтономных технологий, она считается проблемой роботоэтики . [5]
Общественный резонанс
[ редактировать ]Роджер Крисп рассказал о проблеме туннелей в блоге практической этики Оксфордского университета. Статья содержит критику проблемы, представленной Милларом. [6]
Проблема туннеля была в центре внимания опроса, проведенного Open Robotethics Initiative (ORi). В ответ 64% участников заявили, что машина должна двигаться прямо и убить ребенка, а 36% заявили, что она должна свернуть и убить пассажира. Кроме того, 48% респондентов сообщили, что решение было «легким», а 28% и 24% заявили, что оно было «умеренно трудным» и «трудным» соответственно. На вопрос, кто должен принимать решение, только 12% считали, что это должен сделать дизайнер/производитель, 44% считали, что это должен сделать пассажир, а 33% считали, что это следует оставить на усмотрение законодателей. [7] [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллар, Джейсон (11 июня 2014 г.). «Этическая дилемма: когда машины-роботы должны убивать, кто должен выбирать жертву? — Робохаб» . robohub.org . Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Лин, Патрик. «Автомобиль-робот завтрашнего дня может быть просто запрограммирован на то, чтобы вас сбить» . Проводной .
- ^ «Прокси-благоразумие: переосмысление моделей ответственности полуавтономных роботов» (PDF) . Юридический факультет Университета Майами .
- ^ «Видео без названия — Юридический факультет Университета Майами» . www.law.miami.edu . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Исследователи UBC надеются начать диалог о беспилотных автомобилях | Ubyssey, официальная студенческая газета UBC» . Архивировано из оригинала 25 июня 2014 г. Проверено 26 июня 2014 г.
- ^ «Проблема туннеля – практическая этика» . blog.practicalethics.ox.ac.uk .
- ^ «Если смерть от беспилотного автомобиля неизбежна, кто должен умереть? Результаты опроса читателей — Робохаб» . robohub.org .
- ^ «Моя (автономная) машина, моя безопасность: результаты опроса наших читателей — Robohub» . robohub.org .