ЗиУ-9
Данная статья может быть приблизительным переводом с русского языка . Он мог быть создан полностью или частично с помощью компьютера или переводчика без двойной квалификации. ( январь 2021 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2015 г. ) |

ЗиУ-9 , или ЗИУ-9 ( кириллица : ЗиУ-9 ) — советский (а позже и российский ) троллейбус . Другие названия ЗиУ-9 — ЗиУ-682 и ХТИ-682 ( кириллица : ЗиУ-682 и ХТИ-682). Аббревиатура ЗиУ расшифровывается как «Завод имени Урицкого » — завод имени Моисея Урицкого , русского революционера. До 1996 года эта аббревиатура также была товарным знаком производителя автомобилей Trolza . ЗиУ-9 был впервые построен в 1966 году, однако в серийное производство он был запущен только в 1972 году и собирался вместе с другими более совершенными троллейбусами на заводе «Тролза » (бывший ЗиУ) до 2015 года. [ 1 ] Общее количество выпущенных ЗиУ-9 превышает 42 000 машин, что делает его самым массовым троллейбусом в мире. Кроме того, множество экземпляров ЗиУ-9 производилось и на других заводах бывшего советского блока.
История и развитие
[ редактировать ]
Бурное развитие троллейбусных систем в Советском Союзе в 1960-х годах потребовало большого количества троллейбусов, работающих на этих системах. Основа современного советского троллейбусного парка, ЗиУ-5 , была недостаточна для крупных городских пассажирских перевозок, поскольку она больше подходила для средних городов, а не для крупных мегаполисов, таких как Москва или Санкт-Петербург . Кроме того, ЗиУ-5 имел алюминиевый кузов, что было дорого и сложно с технологической точки зрения. Две двери в торцах корпуса ЗиУ-5 плохо работали в условиях переполненности, что было довольно обычным явлением в советском общественном транспорте.
ЗиУ-9 стал вполне удачной попыткой решить эти проблемы. По сравнению с ЗиУ-5 у него одна дополнительная дверь. Средняя и задняя двери широкие, чтобы обеспечить проход пассажиров. небольшая дверь в передней части автомобиля удобна как для водителя, так и для выходящих пассажиров. Внешний вид ЗиУ-9 выполнен из сварной стали и значительно дешевле и проще внешнего вида ЗиУ-5.

Электрооборудование ЗиУ-9 имело некоторые незначительные отличия от ЗиУ-5. Была увеличена мощность главного двигателя. на основе косвенного резистора Система управления электрическим током была немного модифицирована с учетом возросшей мощности главного двигателя. В то время как западные конструкторы разрабатывали новые устройства управления на основе полупроводников , советские инженеры решили оставить старую систему на основе резисторов для простоты обслуживания. Первые опытные образцы автомобилей прошли испытания в Москве в 1971 году и после небольших доработок конструкции были допущены к серийному производству.
Цифра «9» в названии автомобиля была первоначальным индексом проекта команды дизайнеров. Однако после запуска серийного производства новый троллейбус получил новый индекс - "682" из единой классификации нерельсовых транспортных средств общественного транспорта. все серийные машины имели обозначение ЗиУ-682. Но число 682 трудно выговаривается, а более короткая «9» до сих пор живет в повседневном языке водителей и военнослужащих. В 1986 году была введена новая классификация и прежний ЗиУ-682 получил обозначение ХТИ-682. Но на этом переименование одного и того же автомобиля не закончилось. Российская аббревиатура HTI на кириллице — ХТИ, и эти три буквы кириллицы в 1995 году перепутали с латинскими буквами XTU, которые затем стали официальным названием автомобиля.
Производство
[ редактировать ]ЗиУ-9
[ редактировать ]Первый прототип ЗиУ-9 был построен в 1966 году, второй — в 1970 году. [ 2 ] Элементы внешнего вида и ряд конструктивных решений были заимствованы у современных для того времени зарубежных фирм MAN и Chausson .
ЗиУ-9А
[ редактировать ]ЗиУ-9А представлял собой опытную версию с широким фюзеляжем до 2680 мм. Единственный прототип был изготовлен в 1968 году. [ 3 ]
ЗиУ-682Б
[ редактировать ]
В августе 1972 года началось производство первой серийной ЗиУ-682Б. [ нужна ссылка ] . Ранние троллейбусы отличались от более поздних выпусков. Модели до 1974 года имели угловые колесные арки, а не круглые. На первой партии троллейбусов использовался устаревший двигатель ДЦ-207Г, который в 1973 году заменил двигатель ДЦ-210 мощностью 110 кВт. [ нужна ссылка ] . Подвеска на первых ЗиУ-682Б была пневматической с направляющими элементами с реактивными тягами, позднее была заменена на пневморессорные направляющие. [ нужна ссылка ] . Задняя часть имела пониженный пол, чтобы уменьшить количество ступенек у задней двери, что позволило загружать инвалидные коляски, детские коляски и крупные предметы. Однако это «преимущество» нивелировалось высоким поручнем на ступенях, разделяющих заднюю и среднюю двери. Переходу от высокого этажа в салоне к нижнему заднему поспособствовал наклонный проход между задними колесными арками, что доставляло неудобства пассажирам в часы пик (особенно зимой), стоящим на обледенелой рампе. [ нужна ссылка ] . В 1991 году застройщики заменили поручень скоростного сепаратора, прикрепленный к двери, но к этому времени все складские помещения находились на трех уровнях от уровня тротуара. Для естественной вентиляции крыша кабины была оборудована четырьмя потолочными люками и сдвижными боковыми форточками. В настоящее время единственный экземпляр ЗИУ-9Б законсервирован и эксплуатируется в городе Запорожье и имеет бортовой номер 562. [ нужна ссылка ] .
ЗиУ-682В (Б00/Б0А)
[ редактировать ]В конце 1976 года началось серийное производство обновленного ЗиУ-682В, пришедшего на смену ЗиУ-682Б. Из-за наличия конструктивных недостатков, проявившихся в первые годы эксплуатации, вместо реактивных подпятников были использованы элементы типа рессор подвески. С 1976 года количество светильников в кабине сократилось с 12 до 11, каждое второе окно в кабине лишилось форточек. С 1978 года количество потолочных люков сократилось до трех (за счет люка на передней оси), а стальные тележки оснастили электрическими штангуловителями (видимо, по заказу, поскольку их машин в Москве не было до 1996 года).
С 1983 года изменилась форма и расположение передних и задних габаритных фонарей. Фонари исходной формы, неофициально называемые «лодочки», были заменены унифицированными и смещенными краями ближе к указателям маршрута. В 1985 году аналогичные конструктивные изменения претерпели внешние сигнальные фонари и указатели поворотов.
С марта по май 1984 года троллейбусы выпускались без низкоуровневой задней накопительной площадки, что было связано с необходимостью усиления базовой конструкции кузова в области заднего свеса. В 1985 году шильдик тележки был частично приведен в соответствие со стандартами формирования VIN-кода , что привело к изменению маркировки HTI682V00.
С 1988 года завод перешел на производство модификации ЗиУ-682В-012 (ЗиУ-682В0А) с двигателем постоянного тока-213 мощностью 115 кВт. С 1989 года изменилась форма крыши тележки корпуса радиореактора, она уменьшилась в размерах и имела острую кромку. В 1989 году параллельно началось производство переходной модификации ЗиУ-682В0Б, на которой электропривод открывания дверей был заменен пневмосистемой.
ЗиУ-682Г
[ редактировать ]
К концу 1980 года отдельные узлы троллейбуса, выпускавшиеся в то время, были почти на 20 лет существенно устаревшими. Поэтому одновременно с запуском в серию последней модификации ЗиУ-682В готовятся произвести более глубокую модернизацию модели троллейбуса, получившую обозначение ЗиУ-682Г. Опытные экземпляры ЗиУ-682Г были выпущены в 1988 году, а с 1 февраля 1991 года завод полностью перешел на его производство.
Помимо уже внесенных ранее изменений модели ЗиУ-682В0А- и ЗиУ-682В0Б, модель ЗиУ-682Г получила следующие отличия. Спереди, под лобовым стеклом, разместили воздухозаборную решетку. Изменено расположение окон с форточками по правому борту. Значительной реконструкции подвергся салон троллейбуса. Большую часть сидений вдоль левой стороны кузова заменили на двухрядные, что увеличило количество стоячих мест. Изменена конструкция самих сидений и их поручней. Большим изменениям подверглась кабина. Перегородка за спиной водителя, в которой раньше было овальное окно, стала глухой; удлиненная сдвижная дверь в кабине водителя. В самом салоне изменилась компоновка приборной панели, которая стала выполнена из черного пластика. Из прошлого вышел неэргономичный пульт дистанционного управления троллейбусом прямо с приборной панели, состоящий из двух длинных рядов одинаковых тумблеров. Управление внешними световыми приборами перенесли на рулевую колонку. На выделенной правой панели находились только управление открыванием дверей, переключатель стеклоочистителей и сигнализация. Остальные переключатели были перенесены на новый пульт управления на тележке слева от водительской стороны возле окна. Изменена подвеска и педали тормоза, одновременно приближенное управление автомобилем.
С другой стороны, ЗиУ-682Г поставлялся в провинциальные города в 1993–2000 гг., по сравнению с предыдущей моделью ЗиУ-682В имел существенно более легкие несущие элементы рамной части несущей рамы (видимо, для удешевления). . В результате в тяжелых условиях эксплуатации (например, в Нижнем Новгороде) за 5 лет эти элементы конструкции полностью сгнили, проржавели и прокололись легким ударом отвертки. С 1997 года базовой модификацией в серийном производстве стал ЗиУ-682Г-012 (ЗиУ-682Г0А). Внешнее отличие новой модификации сократилось в высоте бокового окна кабины, которое также имеет другое локаторное стекло. Незначительные изменения коснулись планировки салона. Это была адаптированная для внутреннего рынка модификация экспортного варианта троллейбуса ЗиУ-682Г-010, производство которого началось в 1992 году.
На базе ЗиУ-682Г-012 началась дальнейшая модернизация троллейбуса, проводившаяся в основном по заказу Мосгортранса (поскольку большинство других российских городов к тому времени стала неплатежеспособной) и разбитая на несколько этапов. Для низковольтного электрогенератора вместо 63.3701 и вспомогательного двигателя постоянного тока - 661Б был установлен малошумный статический преобразователь. Была улучшена гидроизоляция и заземление. Троллейбус стал обладать более высокой защитой от коррозии, ряд узлов теперь выполняется из алюминия, нержавеющей стали и стеклопластика. Параллельно с ЗиУ-682Г-012 в 1998 году было начато производство переходной модификации ЗиУ-682Г-014 (ЗиУ-682Г0Е), в которой на смену старым диванам в салоне были установлены индивидуальные мягкие сиденья, применены лазерные (источник?) обогреватели салона. окна. Эта версия также оснащена статическим преобразователем.
ЗиУ-682Г-016, 017 и 018
[ редактировать ]
В результате продолжения модернизации троллейбуса в том же 1998 году появилась модификация ЗиУ-682Г-016 (ЗиУ-682Г0М), ставшая базовой моделью. Наружные панели сайдинга выполнены из прессованных листов оцинкованной стали, что улучшило внешний вид тележки и повысило ее устойчивость к коррозии. Створчатые двери подверглись дополнительной антикоррозийной обработке специальным составом. Проведена большая работа по совершенствованию электрооборудования тележки: применено диэлектрическое покрытие стержней токоприемника, установлены тяги ограничителей хода, улучшена изоляционная схема, установлен в кабине индикатор токов утечки, улучшена конструкция - крышки бортов и герметизация боковых отсеков, переработана конструкция отопителя. Также применяется к системе блокировки тележки, работающей при открытых дверях.
Еще в середине 1990-х годов стало очевидно, что расположение электрики под тележкой не отвечает современным требованиям к электрике, поскольку не защищает ее от влаги, антиобледенителей и многих других, а также позволяет проходить через лужа, если глубина превышает десять сантиметров. Затем, в 1995 году, была разработана модель ЗиУ-52642, представляющая собой серьезную модернизацию ЗиУ-682Г с удалением электрооборудования на крыше троллейбуса и другими изменениями. Однако по разным причинам модель в серию не пошла.
Первой серийной серией с выносом части аппарата на крышу стал ЗиУ-682Г-017 (ЗиУ-682Г0Н), выпущенный в 2000 году. В отличие от опытного ЗиУ-52642, оснащенного тиристорно- импульсной системой управления, модификация ЗиУ-682Г - 017 остался оснащенным классическим, неэкономичным и неподдерживаемым приемлемой плавностью хода реостатом – контакторной системой управления, электрооборудованием завода «Динамо» обычными пластинчатыми дверями. Некоторым изменениям подвергся интерьер, в частности, были установлены внутренние фонари более современной формы. С 2002 года по заказу троллейбусы стали выпускаться в вариантах с измененным внешним видом кабины (здесь применена стеклопластиковая накладка).
ЗиУ-682Г-016.02 и ЗиУ-682Г-016.03
[ редактировать ]
С октября 2002 года серийно выпускается модификация ЗиУ-682Г-016.02, являющаяся дальнейшим развитием модели ЗиУ-682Г-018. Сайдинговые панели изготовлены из бесшовных стальных листов, обшивка передней части тележки комбинирована с применением панелей из стекловолокна. Передний бампер также выполнен из стеклопластика. Стекла пассажирского салона тонированы, установлено новое панорамное лобовое стекло. На троллейбусе курсирует повышенная антикоррозийная защита кузова, включающая использование токопроводящих грунтов фирмы «Sikkens» в нахлесточных швах, фосфатное защитное покрытие, а также дополнительное покрытие основания, боковин, передней и задней части защитным покрытием.
На тележке установлен тяговый двигатель постоянного тока - 213А производства Московского завода "Динамо" мощностью 110 кВт. Система управления – реостат-контактор. Большую часть тяги электротележки вынесли на крышу. Коллекторы расположены на крыше, силовые резисторы, групповой контроллер, радиореакторный выключатель ВБ-7 (возможна установка вместо выключателя ВБ-7 ручного АВ-8 в кабине сзади), статический преобразователь (ИПТ- 600/28 или ВР-3Г), тяги ограничителя хода. За спиной водителя находится корпус, внутри которого находится электрощит с реле защиты. В связи с этим первое окно в левой части салона имеет уменьшенные размеры, пассажирское сиденье, обращенное к арке передних колес, отсутствует. Освещение салона салона осуществляется люминесцентными светильниками, имеющими режимы полного, частичного и аварийного освещения. Пассажирский салон оборудован отдельными удобными сиденьями (которые, правда, часто критикуют пассажиров за неудобства и неудобства). Два пассажирских сиденья оборудованы для перевозки людей с ограниченной подвижностью. Стояночный тормоз действует на тормоза ведущих колес накопителя энергии, контроля воздуха в кабине крана. Бак гидравлического масла оснащен сигнализатором уровня масла гидроусилителя рулевого управления.
Для улучшения электрооборудования введены стеклопластиковые щиты, электроизоляция створок пассажирских дверей от кузова, внешняя электроизоляция стержневых токоприемников, устройство контроля изоляции УКИ, аварийный выключатель, наложение преимущественно электротягового комплекта из-под пола на крышу, технологические трассы на крыша для перемещения обслуживающего персонала, задние стопорные тяги, пантографы, установленные на трех электроизоляторах, система блокировки троллейбуса при открытых дверях, аварийное (запасное) освещение пассажирской зоны АНТИ, пассажирские двери, запасные выходы через окна кабины, оборудование служебных дверей из внутри и снаружи органов власти для аварийного отключения установки на крыше быстродействующего выключателя с дистанционным управлением и т.п.
С 2004 года также серийно выпускается троллейбус ЗиУ-682Г-016.03. Основное его отличие от ЗиУ - 682Г - 016.02 состоит в том, что рамный (базовый) кузов выполнен из открытого профиля (порога), что повышает жесткость и делает его более устойчивым к коррозии. Кузов троллейбуса ЗиУ-682Г 016.03 - сварная рамная конструкция.
В качестве опции возможна установка широкой парадной двустворчатой двери распашно-сдвижного типа (что особенно актуально для Москвы, используемой для оплаты проезда валидатором ).
С сентября 2009 года в связи с прекращением действия лицензии на производство троллейбусов выпуск ЗиУ 682Г016.02- и ЗиУ 682Г016.03 прекращен.
ЗиУ-682Г-016.04 и ЗиУ-682Г-016.05
[ редактировать ]
С сентября 2009 года АО «Тролза» в соответствии с полученной лицензией на производство начало выпуск троллейбусов ЗиУ-682Г-016.04 и ЗиУ-682Г-016.05. И судя по всему, эти троллейбусы и конструктивные модификации практически полностью повторяют своих предшественников ЗиУ-682Г-016.02 и ЗиУ-682Г-016.03. В качестве изменений в ранг постоянных опций вошли установка электронных маршрутных знаков и шатёра в салоне, а также АБС, которые на ЗиУ-682Г-ЗиУ 016.02 и ЗиУ-016.03-682Г выполнены заказчиком.
Модификации по состоянию на 2012 г.
[ редактировать ]Отметим, что примерно с 2003 года ОАО «Тролза» изменило несколько обозначений выпускаемых моделей троллейбусов семейства ЗиУ-682Г, считая их всеми модификациями ЗиУ-682Г-016 (VIN-код начинается со всех модификаций ХТУ682Г0М). По состоянию на 2010 год производитель предлагает следующие серийные модификации (перечислены в порядке возрастания количества изменений по сравнению с ЗиУ-682Г):
- ЗиУ-682Г-016(012) - базовая модель аналога ЗиУ-682Г-012 (поставка в виде кузова 1-го варианта)
- ЗиУ-682Г-016(018) - модификация, аналогичная ЗиУ-682Г-018 и имеющая небольшое улучшение характеристик ЗиУ-682Г-016 (поставка в виде кузова 1-го варианта)
- ЗиУ-682Г - 016.02 (поставка в виде кузова 1-го варианта)
- ЗиУ-682Г - 016.03 (поставка в виде кузова 1-го варианта)
- ЗиУ-682Г-016.04
- ЗиУ-682Г-016.05
В 2009 году компания «Тролза» разработала модифицированный ЗиУ-682Г-016.07. На этой машине стоит тотал 016.04 с другой нумерацией и системой управления - ТрСУ "Чергос" вместо штатного реостата-контактора. Единственный экземпляр в эксплуатации в Мурманске.
Серийное производство ЗиУ-9 было прекращено в 2014 году из-за отсутствия спроса на модель.
Клоны производства других компаний
[ редактировать ]
Многие заводы современной России или Белоруссии разработали свои нелицензионные или полулицензионные копии конструкции ЗиУ-9. Они могут иметь разные обозначения и товарные знаки, но в просторечии все они называются «клонами ЗиУ-9».
- АКСМ 100, АКСМ 101 и их различные модификации производства Белкоммунмаша (Минск) [ 4 ]
- БТЗ-5276 и производитель модификаций Башкирский троллейбусный завод ( г. Уфа )
- ВЗТМ-5284 и производитель модификаций Волгоградский завод транспортного машиностроения ( г. Волгоград )
- Производитель ВМЗ-170 Вологодский механический завод (ОАО «Транс-Альфа», г. Вологда )
- Троллейбусы производства «Нижтролль» ( Нижний Новгород ), официально проходящие под капитально-восстановительным
- КТ-682Г производства «Сибирский троллейбус» ( г.Новосибирск ), официально проходящий как капитально-восстановительный
- МТРЗ - 6223 Московский троллейбусный завод - модернизация ЗиУ -682 для Москвы
- ЗиУ-682 ЗиУ БТРМ производства «Барнаульские троллейбусные ремонтные мастерские» ( г. Барнаул ), официально проходящий как капитально-восстановительный
- МТРЗ-6223 Алтаэлектротранс производства «ЦАУ «Алтайэлектротранс»» ( г. Барнаул )
- ЗиУ-682 Барнаул производства ООО «Компания «Алтайская электротранспортная компания»» (Барнаул)
Операторы
[ редактировать ]
В Венгрии троллейбусы Зиу-9 в последние годы еще эксплуатировались, но они списаны в Дебрецене ( DKV ), Будапеште ( BKV ) и Сегеде ( SzKT ). [ 5 ] Первоначально 174 из них использовались в столице города Будапеште и еще несколько десятков в других городах. Хотя некоторые автобусы все еще находятся в рабочем состоянии и время от времени используются в ретро- и исторических троллейбусах.
ЗиУ-9 работали или работают во всех странах бывшего СССР, кроме Прибалтики. Они также находятся на вооружении в Белграде еще с югославских времен.
Их также продавали в Грецию , Аргентину , в Колумбии компания EDTU ( Empresa Distrital de Transportes Urbanos ) была более крупным оператором этих автобусов; в странах бывшего Восточного блока они находились в очень плохом состоянии. Три автомобиля были взяты в аренду в 1973 году для испытаний в Хельсинки , Финляндия .
Греческое пожертвование
[ редактировать ]В 2004 году ILPAP , оператор троллейбусов в Афинах и Пирее , Греция, подарил почти все свои старые троллейбусы ЗиУ-9 городу Белграду и Грузии (стране) . Один был подарен Музею транспорта Восточной Англии .
В Белграде троллейбусы ЗиУ-9 имеются с конца 1970-х годов. В 2010 году была предпринята публичная акция по спасению первого белградского ЗиУ-9 от сдачи на слом.
В художественной литературе
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2020 г. ) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Первый советский троллейбус ЗиУ-9 в Чехии» . Чехословацкий перевозчик (на чешском языке). 13 сентября 2017 г. Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «ЗиУ-9» . Transphoto.org . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Москва, троллейбус №5001» . Transphoto.org . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Низкопольный троллейбус ЗиУ-9» . Чехословацкий перевозчик (на чешском языке). 2017-06-02 . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «В сети — прощальное испытание троллейбуса ЗИУ» . Источник. 19 января 2013 года . Проверено 31 декабря 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ЗиУ-9 на Нижегородской трамвайной остановке (на русском языке)
- Троллейбус в Будапеште - троллейбусы Зиу 9 (английский, несколько устаревший)
