Опричнина
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Июль 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Опричники Силы Russian : Опричные войска , romanized : Oprichnie voyska | |
---|---|
Активный | 1565—1572; де-юре до 1584 г. |
Страна | Царство России |
Верность | Царь |
Размер | 6,000 |
Псевдоним(а) | Опричнина |
Опричнина ( русское : опричнина , IPA: [ɐˈprʲitɕnʲɪnə] ) — государственная политика, проводившаяся царем Иваном Грозным в России между 1565 и 1572 годами. Эта политика включала массовые репрессии против бояр (российских аристократов), включая публичные казни и конфискацию их земли и имущества. В этом контексте этот термин может также относиться к: [ 1 ] [ 2 ]
- Печально известная организация шести тысяч опричников , первая политическая полиция в истории России. [ 3 ] [ 4 ]
- Часть России , управляемая непосредственно Иваном Грозным , где действовали его опричники.
- Соответствующий период русской истории.
Термин опричнина , происходит опричь русского слова обозначения , . от Иван придумал для этой политики который
Причины
[ редактировать ]В 1558 году царь Иван IV начал Ливонскую войну . широкая коалиция, в которую вошли Польша , Литва В войну против России была втянута и Швеция. Война стала затяжной (продолжалась до 1583 г.) и дорогостоящей; набеги крымских татар , польские и литовские вторжения, голод, торговая блокада и растущие военные расходы опустошили Россию.
В 1564 году князь Андрей Курбский перешёл на сторону литовцев и командовал литовской армией против России, опустошив русскую область Великие Луки .
Царь Иван стал подозревать других аристократов в готовности предать его. [ 5 ]
Историки Василий Ключевский (1841–1911) и Степан Веселовский (1876–1952) объясняли опричнину с точки зрения паранойи Ивана и отрицали более крупные социальные цели опричнины. [ 6 ] Однако историк Сергей Платонов (1860–1933) утверждал, что Иван IV задумал опричнину как подавление растущей боярской аристократии. [ 7 ] Профессор Изабель де Мадариага (1919–2014) расширила эту идею, объяснив опричнину как попытку Ивана подчинить все независимые социальные классы самодержавию. [ 8 ]
Учреждение
[ редактировать ]3 декабря 1564 года Иван IV отправился из Москвы на богомолье . Хотя такие поездки были обычным делом для трона, Иван не позаботился об установлении обычных правил правления в его отсутствие. При этом его сопровождала необычайно большая личная охрана, значительное количество бояр и казна. [ 9 ]
После месяца молчания Иван, наконец, 3 января 1565 года издал две грамоты из своих укреплений в Александровой слободе . Первая адресовалась московской элите и обвиняла ее в растратах и измене. Дальнейшие обвинения касались духовенства и его защиты доносившихся бояр. В заключение Иван заявил о своем отречении . Второе письмо было адресовано населению Москвы, и в нем утверждалось, что «он не имеет гнева на» ее граждан. Разделенный между Александровой слободой и Москвой, боярский двор не мог управлять в отсутствие Ивана и опасался гнева московских граждан. Посланцы отправились в Александрову слободу [ 10 ] умолять Ивана вернуться на престол. [ 11 ]
Иван IV согласился вернуться при условии, что он сможет преследовать людей за измену вне юридических ограничений. Он требовал права казнить и конфисковывать земли изменников без вмешательства боярского совета или церкви. Для продолжения своего расследования Иван издал указ об учреждении опричнины (первоначально термин обозначал землю, оставленную дворянской вдове отдельно от земли ее детей). Он также взимал сбор в размере 100 000 рублей для оплаты опричнины. [ 12 ]
Организация
[ редактировать ]Опричнина представляла собой отдельную территорию в пределах России, преимущественно на территории бывшей Новгородской республики на севере. В этот регион входили многие финансовые центры государства, в том числе соляной район Старой Руссы и известные купеческие города. Иван обладал исключительной властью над территорией опричнины. Боярский совет управлял земщиной («землей»), вторым разделом государства. До 1568 года опричнина опиралась на многие административные учреждения, находившиеся в ведении земщины. Лишь когда конфликт между земщиной и опричниной достиг своего апогея, Иван создал самостоятельные институты внутри опричнины. [ 13 ]
Иван также предусмотрел создание личной гвардии, известной как опричники. Первоначально это была тысяча человек. Вербовкой руководили дворянские опричники Алексей Басманов и Афанасий Вяземский. В новую гвардию Ивана имели право дворяне и посадские люди, не имевшие отношения к земщине или ее управлению. [ 14 ] Анри Троя подчеркивал скромное происхождение рекрутов опричнины. [ 15 ] Однако историк Владимир Кобрин оспаривает, что переход к низшим классам был поздним явлением в эпоху опричнины. Многие ранние опричники имели тесные связи с княжескими и боярскими родами России. [ 16 ]
Территориальные подразделения при опричнине привели к массовому переселению. Когда имущество земщинских дворян попало на территорию опричнины, опричники захватили их земли и вытеснили владельцев на земщинские земли. Территория опричнины включала в себя преимущественно служебные усадьбы. Александр Зимин и Степан Веселовский утверждают, что это разделение практически не затронуло наследственное землевладение. Однако Платонов и другие ученые утверждали, что переселение было направлено на подрыв власти помещичьего дворянства. Павлов назвал переселение земщинских военнослужащих с территорий опричнины в наследственное имение критическим ударом по власти княжеского сословия. Раздел наследственных владений уменьшил влияние княжеской элиты в родных провинциях. [ 17 ] Больше всего пострадала Суздальская губерния , потерявшая 80% шляхты. [ 18 ]
В условиях опричнины опричники пользовались социальными и экономическими привилегиями. В то время как земские бояре теряли и наследственность, и служилые земли, опричники сохранили наследственные владения, попадавшие в земщинскую землю. Более того, Иван пожаловал опричнине трофеи в виде тяжелого налога, взимаемого с земщинских дворян. Восходящие опричники были обязаны своей преданностью Ивану, а не наследственности или местным связям. [ 19 ]
Операции
[ редактировать ]Первая волна преследований коснулась в первую очередь княжеских родов России, особенно влиятельных семей Суздаля. Иван казнил, сослал или пытал видных представителей боярских родов по сомнительным обвинениям в заговоре. В 1566 г. опричнина распространилась на восемь центральных округов. Из 12 тысяч тамошних дворян 570 стали опричниками, остальные были изгнаны. Им пришлось пробираться в земщину в середине зимы; помогавшие им крестьяне были казнены. [ 20 ] В знак милосердия Иван отозвал в Москву ряд дворян. Царь даже созвал земских дворян на земский собор по поводу Ливонской войны. Иван поставил вопрос, должна ли Россия сдать Ливонские территории недавно победившей Литве или продолжить усилия по завоеванию региона. Орган утвердил военные меры и увеличил чрезвычайные налоги для поддержки истощающейся казны.
Однако земский собор также направил ходатайство о прекращении опричнины. Царь отреагировал возобновлением опричного террора. Он приказал немедленно арестовать петиционеров и казнил предполагаемых лидеров протеста. Дальнейшее расследование связало Ивана Федорова, руководителя земщинской думы, с заговором с целью свержения царя Ивана; Федорова отстранили от суда и вскоре после этого казнили. [ 21 ]
Свержение шведского короля Эрика XIV в 1568 году и смерть второй жены Ивана в 1569 году обострили подозрения Ивана. Его внимание обратилось на северо-западный город Новгород . Во втором по величине городе России, Новгороде, проживало большое служилое дворянство , имевшее связи с некоторыми осужденными боярскими семьями Москвы. Несмотря на разграбление города при Иване III, Новгород сохранил политическую организацию, отстраненную от центрального управления России. Более того, влияние города на северо-востоке возросло, поскольку город противостоял военному наступлению на границу с Литвой. Предательская сдача Литве пограничного города Изборска также заставила Ивана усомниться в вере пограничных городов.
Иван IV и отряд опричников устроили в Новгороде месячный террор ( Новгородскую резню ). Опричники совершили набег на город и устроили казни среди всех сословий. Поскольку Ливонская кампания привела к значительному истощению государственных ресурсов, Иван с особым рвением нацелился на церковные и торговые владения. После Новгорода компания опричников обратилась в соседний купеческий город Псков . К городу относились относительно милосердно. Опричники ограничили казни и сосредоточили свое внимание в первую очередь на конфискации церковного богатства. Согласно популярному апокрифическому сообщению, Николай Салос из Пскова, юродивый , предсказал падение Ивана и тем самым побудил глубоко религиозного царя пощадить город. С другой стороны, Иван, возможно, не чувствовал необходимости устраивать террор в Пскове из-за предыдущего разграбления города после Изборской измены. Тяжелое финансовое состояние государства и необходимость пополнить военную казну, вероятно, вдохновили на второй рейд. [ 22 ]
Преследования стали направлены против самого руководства опричнины. Царь уже отказался от участия Басманова и Вяземского в Новгородском походе. По возвращении Иван приговорил обоих к тюрьме, где они вскоре умерли. Поворот Ивана против высших эшелонов опричников Павлов связывает с увеличением числа низших слоев в их рядах. Иван, возможно, отреагировал на явное недовольство княжеских опричников жестоким обращением с Новгородом. Более того, классовое неравенство могло настроить низших рекрутов против княжеских опричников. Поскольку Иван уже подозревал старших опричников в вопросе о Новгороде, новобранцы низшего происхождения могли инициировать новые преследования, чтобы увеличить свое влияние в опричной иерархии. [ 23 ]
Расформирование
[ редактировать ]В 1572 году произошло падение государственного устройства опричнины. Территории земщины и опричнины были воссоединены и переданы под управление реформированного Боярского совета, в который входили представители обеих сторон разделенного аппарата. [ 24 ]
Ученые назвали различные факторы, объясняющие роспуск опричнины. Когда крымские татары сожгли Москву в 1571 году во время Русско-крымской войны , опричники не смогли оказать серьёзного сопротивления. Успех татар, возможно, поколебал веру царя в эффективность опричнины. Иван, возможно, счел государственное разделение неэффективным в период войны и ее значительного социального и экономического давления. С другой стороны, Иван мог счесть опричнину успешной; В результате ослабления княжеской элиты царь, возможно, почувствовал, что террор просто изжил себя. [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]Ученый Роберт О. Крамми и Платонов подчеркнули социальные последствия массовых переселений в период опричнины. Разделение крупных имений на более мелкие опричные участки подвергало крестьян более строгому помещичьему владычеству. Более того, в результате государственного террора появилось новое кочующее население, а захват земель вынудил многих крестьян покинуть свои земли. Увеличение числа странствующих, возможно, послужило мотивом окончательной институционализации крепостного права на российском престоле. [ 26 ] Опричнина совпала с крупным социально-экономическим кризисом в России и, согласно некоторым современным и историческим данным, способствовала ему. [ 27 ]
Историк Изабель де Мадариага подчеркнула роль опричнины в консолидации аристократической власти. Переселение резко сократило власть потомственного дворянства. Землевладельцы-опричники, которые были обязаны своей лояльностью трону, заменили аристократию, которая могла развить независимые политические амбиции. [ 28 ] С другой стороны, Крамми охарактеризовал социальные последствия опричнины как провал. С этой точки зрения опричнина не преследовала последовательных социальных мотивов и вместо этого проводила в значительной степени несфокусированный террор. [ 29 ] Подобные интерпретации взяты из работ Руслана Скрынникова 1960-х годов , который описывал опричнину как царство террора, призванное искоренить все возможные вызовы самодержавию:
В условиях массового террора, всеобщего страха и доносов аппарат насилия приобрел все подавляющее влияние на политическую структуру руководства. Адская машина террора вырвалась из-под контроля своих создателей. Последними жертвами опричнины оказались все, кто стоял у ее колыбели. [ 30 ]
Культурные изображения
[ редактировать ]Иван Лажечников написал трагедию Опричники « » « основал , на основе которой Чайковский свою оперу Опричник» . В свою очередь, опера Чайковского вдохновила Аполлинария Васнецова на создание картины 1911 года , изображающей городскую улицу и людей, в панике бегущих при приходе опричников.
Фэнтезийная вариация Опричнины появляется в японском ранобэ «Врата » . Он сохранил название, цель, деятельность, мотив собачьей головы и даже использование метл из исторического оригинала.
Владимира Сорокина Роман 2006 года «День опричника» представляет собой антиутопическое ближайшее будущее, в котором российская монархия и опричнина будут восстановлены. Опричнины романа ездят на красных машинах с отрубленными собачьими головами в качестве украшения на капоте, насилуют и убивают инакомыслящих дворян, потребляют огромное количество алкоголя и наркотиков, восхваляя при этом монархию и Русскую Православную Церковь .
См. также
[ редактировать ]- Кризис конца XVI века в России.
- Копать
- Царство террора
- Антиклерикализм во Франции
- НКВД
- КГБ
- Okhrana
- Сожжение книг и захоронение ученых
- литературная инквизиция
- Великая чистка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Опричнина» . Большая советская энциклопедия .
- ^ Уолтер Лейч. «Русско-польское противостояние» в Тарасе Гунчаке, изд. «Русский империализм». Издательство Университета Рутгерса. 1974, с. 140
- ^ Олег Гордиевский и Кристофер Эндрю (1999). КГБ: Внутренняя история его разведывательных операций от Ленина до Горбачева (русскоязычное издание, Москва, Центрполиграф, ISBN 5-227-00437-4 , с. 21)
- ^ Манаев, Г. (07.01.2019). «Безумие трех русских царей и истина, стоящая за ним» . Россия за пределами новостей . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Р. Скрынников, Иван Гросный , М., Наука , 1975, с. 93–96
- ^ Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 123.
- ^ С. Ф. Платонов, Иван Грозный, пер. Джозеф Л. Вечински (Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1986), 101–02.
- ^ Изабель де Мадариага , Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета , 2005), 364–65, 368–70.
- ^ Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 107.
- ^
Сравнивать:
де Мадариага, Изабель (25 сентября 2006 г.) «Установление опричнины » . Иван Грозный . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (опубликовано в 2006 г.). п. 178. ИСБН 9780300119732 . Проверено 2 августа 2022 г.
Митрополит [...] направил в Александровскую слободу своими посланниками архиепископа Пимена и ахимандрита Левкия [...]. [...] Послы из Москвы достигли Александровской слободы 5 января 1565 года, за ними следовал длинный след дворян, вооруженных людей, купцов, горожан и простых людей города. [...] Царь принимал сначала духовенство, потом боярство [...].
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 176–78; Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 112–13.
- ^ Изабель де Мадариага, Иван Грозный , 179–80.
- ^ Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 109–11, 140.
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 182–83; Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 112–13.
- ^ Анри Троя, Иван Грозный , пер. Э. П. Даттон (Лондон: Phoenix Press, 2001), 129–30.
- ^ Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 113.
- ^ Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 143–45; С. Ф. Платонов, Иван Грозный , пер. Джозеф Л. Вечински (Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1986), 130.
- ^ Изабель де Мадариага, Иван Грозный , с. 182
- ^ Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 113.
- ^ Изабель де Мадариага, Иван Грозный , с. 183
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 202–08, 231–32; Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 130–34.
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 242–50; Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 147–52.
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 255–60; Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 155–56, 161–62.
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 282; Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 166–67.
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 278–79; Андрей Павлов и Морин Перри, Иван Грозный (Лондон: Pearson Education Limited, 2003), 162–67.
- ^ Роберт О. Крамми, «Иван IV: реформатор или тиран?» в «Переосмыслении российской истории» под ред. Дэниел Х. Кайзер и Гэри Маркер (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994), 162–63; С. Ф. Платонов, Иван Грозный , пер. Джозеф Л. Вечински (Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1986), 114–19.
- ^ Колычева, Евгения Ивановна (1987). Аграрный строй России XVI в. (in Russian). Наука. p. 181.
- ^ Изабель Де Мадариага, Иван Грозный: первый царь России (Лондон: издательство Йельского университета, 2005), 368–70.
- ^ Роберт О. Крамми, «Иван IV: реформатор или тиран?» в «Переосмыслении российской истории» под ред. Дэниел Х. Кайзер и Гэри Маркер (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994), 162.
- ↑ Цитата: Александр Янов. Истоки самодержавия: Иван Грозный в русской истории . Калифорнийский университет Press, 1981. ISBN 9780520042827 . п. 315.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вальтер Лейч. «Русско-польское противостояние» в Тарасе Гунчаке, изд. «Русский империализм». Издательство Университета Рутгерса. 1974, с. 140
- Олег Гордиевский и Кристофер Эндрю (1999). КГБ: Внутренняя история его разведывательных операций от Ленина до Горбачева (русскоязычное издание, Москва, Центрполиграф, ISBN 5-227-00437-4 , стр. 21)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рецензия на книгу The New York Times - Антиутопическая история о будущем России (13 марта 2011 г.)