Уильям А. Уилсон (фольклорист)
Уильям А. Уилсон | |
---|---|
Рожденный | Уильям Альберт Уилсон 23 сентября 1933 г. |
Умер | 26 апреля 2016 г. | ( 82 года
Национальность | Американский |
Другие имена | Берт Уилсон |
Известный | Мормонский фольклор |
Награды | Премия губернатора Юты в области искусств, 1 998 г. [ 2 ] Премия Леонарда Дж. Аррингтона, Ассоциация истории мормонов, 2002 г. [ 1 ] |
Академическое образование | |
Альма-матер | Университет Индианы Университет Бригама Янга |
Диссертация | Фольклор и национализм в современной Финляндии [ 1 ] (1974) |
Докторантура | Феликс Дж. Ариес |
Академическая работа | |
Дисциплина | Мормонский фольклор |
Учреждения | Государственный университет Юты Университет Бригама Янга |
Уильям Альберт «Берт» Уилсон (23 сентября 1933 г. - 25 апреля 2016 г.) [ 3 ] был знатоком мормонского фольклора . [ 4 ] : 2 «Отец мормонского фольклора» [ 5 ] помог основать и организовать фольклорные архивы как в Университете штата Юта (USU), так и в Университете Бригама Янга (BYU). Он руководил фольклорным архивом УрГУ с 1978 по 1985 год и возглавлял кафедру английского языка в УБЯ с 1985 по 1991 год. Он и его студенты собирали шутки, легенды, рассказы, песни и другую информацию, чтобы пополнить фольклорные архивы мормонов.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Уильям Альберт Уилсон родился в Тремонтоне, штат Юта , в семье Билла Уилсона, который работал бригадиром железной дороги в Union Pacific , и Люсиль Уилсон. [ 1 ] Он вырос в Дауни, штат Айдахо , в небольшом, сплоченном сообществе. [ 6 ] Он был лучшим другом Юджина Инглэнда . Он стал первым из своей семьи, кто поступил в университет, когда в 1951 году поступил в Университет Бригама Янга (BYU). В 1953 году он служил на Церкви миссии Иисуса Христа Святых последних дней в Финляндии.
Находясь в Финляндии, он полюбил финскую культуру , особенно сборник эпической поэзии «Калевала» . [ 1 ] Будучи миссионером, он встретил Ханнеле Бломквист, которая служила сестрой-миссионеркой. Они вместе учились в УБЯ и поженились в храме в Солт-Лейк-Сити 31 мая 1957 года. У них было четверо детей. [ 2 ]
После года преподавания английского языка в средней школе Баунтифул Уилсон получил степень магистра английского языка в BYU. Его друг и коллега Роберт Блэр предложил ему изучать фольклор в Университете Индианы из-за хорошей репутации школьной программы по фольклору Центральной Евразии. Поначалу его интерес к фольклору был без особого энтузиазма, но вскоре он погрузился в учебу.
Уилсон получил языковую стипендию Национальной обороны , которая помогла ему финансировать учебу в Университете Индианы. По стипендии он изучал эстонский и финский языки. С 1965 по 1966 год Уилсон получил грант Фулбрайта на изучение истории культуры Финляндии. Он учился в библиотеке Финского литературного общества, проявляя особый интерес к идее немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера о том, что душу культуры можно увидеть через ее фольклор. Ричард Дорсон , директор по фольклорным исследованиям [ 1 ] и наставник Вильсона одобрили тему диссертации Вильсона - политическое использование «Калевалы» для привития национализма. [ 6 ] Феликс Дж. Ойнас возглавлял диссертационный комитет Вильсона. [ 7 ]
В 1967 году Уилсон возобновил преподавание в BYU, и у него развился рак щитовидной железы , и он перенес пять операций, чтобы предотвратить развитие рака. В 1973 году он взял отпуск в BYU, чтобы защитить диссертацию в 1974 году. [ 1 ] [ 7 ]
Исследования и распространение мормонского фольклора
[ редактировать ]Уилсон открыл для себя изучение мормонского фольклора, когда читал Святых мудреца и седла» для класса « Остина Э. и Альты С. Файф и заинтересовался мормонским фольклором. В 1969 году он написал статью об историях трёх Нефийцев , удивив Дорсона своей способностью собирать мормонский фольклор в Индиане, за пределами горных штатов . [ 1 ] В своем более позднем исследовании «Трех Нефийцев» Уилсон заявил, что устойчивость этих историй показывает, насколько мормоны верят в личного и доброжелательного Бога. [ 8 ] Поначалу Уилсон сосредоточился на сверхъестественных сказках и легендах, но затем он работал над расширением фольклорных исследований мормондов, включив в них повседневную жизнь. [ 4 ] : 5, 19
Уилсон написал десятки статей о мормонском фольклоре, охватывая такие темы, как мормонский юмор, мормонские миссионеры, изображение групп меньшинств среди мормонов и семейный фольклор. Анализируя мормонский фольклор, он обнаруживает, что он обычно поддерживает определенное поведение и власть, но допускает возможность восстания. [ 1 ] Он сказал, что фольклор меняется по мере того, как он передается между участниками, чтобы отразить потребности людей, его рассказывающих. Истории становятся «психологически правдивыми», даже если они не происходили на самом деле. [ 9 ] : 369
Уилсон оживил Фольклорное общество Юты в 1970-х годах, проведя встречи с Историческим обществом штата Юта . Он читал лекции различным обществам и «всем, кто хотел слушать» о важности фольклорных исследований. С 1976 по 1984 год Уилсон возглавлял Группу народного искусства в Совете искусств штата Юта. Он работал в группе народного искусства Национального фонда искусств в течение четырех лет в 1980-х годах, в течение которых он подал заявку и получил финансирование для ежегодного собрания ковбойской поэзии в Элко, штат Невада . [ 1 ] Уилсон был директором Центра западных исследований Редда, а в 1990 году получил звание профессора гуманитарных наук в области фольклора и литературы. [ 2 ] Он редактировал журнал «Западный фольклор» с 1979 по 1983 год с целью публиковать статьи, которые мог бы понять средний студент колледжа. [ 1 ] Он обучал многих нынешних мормонских фольклористов, и ему была посвящена недавняя книга о мормонском фольклоре. [ 4 ] : хii
Создание фольклорных архивов мормонов
[ редактировать ]Уилсон работал директором фольклорной программы и архивов в Университете штата Юта с 1978 по 1985 год, расширяя и формализуя коллекцию, которую начали Остин Э. и Альта С. Файф. [ 2 ] [ 10 ] Работая директором архива, он и Барбара Уокер (тогда Гарретт) [ 10 ] установил таксономию для архивирования народных материалов, [ 11 ] который он разработал на основе системы Яна Гарольда Брунванда, напечатанной в «Изучении американского фольклора» . [ 1 ] Новая система Уилсона бесконечно расширяема, позволяя создавать дополнительные классификации внутри классификаций. Уилсон также работал над расширением курсов бакалавриата и помог создать новую магистерскую программу: американские исследования с упором на фольклор. [ 1 ] Работая в Университете штата Юта, Уилсон руководил фольклорной конференцией Файфа, которая становилась все более популярной. [ 1 ]
Уилсон возглавлял кафедру английского языка в BYU с 1985 по 1991 год. [ 2 ] Вернувшись в BYU в 1985 году, он начал организовывать новый фольклорный архив, используя метод, разработанный им в Университете штата Юта. Архив начался с статей, которые студенты написали для Уилсона, антрополога Джона Соренсона и другого фольклориста Томаса Э. Чейни. В документах сборника рассказывается о легендах, верованиях, шутках, песнях и материальной культуре, популярных среди мормонов и/или на Межгорном Западе. Первый постоянный архивариус был нанят в 1995 году, а когда Уилсон вышел на пенсию, коллекция стала частью коллекции библиотеки Гарольда Б. Ли . В 1999 году коллекция официально стала частью отдела специальных коллекций Л. Тома Перри библиотеки и называется Фольклорным архивом Уильяма А. Уилсона. [ 11 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- «Изучение мормонского фольклора» . Исторический ежеквартальный журнал Юты . 44 (4). 1976.
- «Во славу самих себя: истории, которые стоит рассказать» . Исследования УБЯ . 44 (4). Осень 1976 года.
- с Поулсен, Ричард К. (ноябрь – декабрь 1980 г.). «Проклятие Каина и другие истории: чернокожие в мормонском фольклоре» . Солнечный камень . 5 (6).
- О том, как быть человеком: фольклор мормонских миссионеров . Логан, Юта: Издательство Университета штата Юта. 1981.
- «Автострады, парковки и ларьки с мороженым: три нефийца в современном обществе» (PDF) . Диалог . 21 (3): 15–27. 1988.
- «Изучение мормонского фольклора: неуверенное зеркало истины» (PDF) . Диалог . 22 (4). 1989.
- Брунванд, Ян Гарольд, изд. (1996). «Мормонский фольклор». Американский фольклор: энциклопедия . Нью-Йорк: Garland Publ. ISBN 978-0815307518 .
- Уилсон, Уильям А. (2006). Руди, Джилл Терри (ред.). Сущность человеческого опыта: очерки фольклора Уильяма А. Уилсона . Университетское издательство Колорадо. дои : 10.2307/j.ctt4cgkmk . ISBN 9780874216530 . JSTOR j.ctt4cgkmk .
Награды и почести
[ редактировать ]- Сотрудник Американского фольклорного общества. [ 2 ]
- Сотрудник Исторического общества штата Юта. [ 2 ]
- Заслуженный ученый Карла Г. Маезера, 1990 г. [ 2 ]
- Премия губернатора Юты в области искусств, 1 998 г. [ 2 ]
- Премия Леонарда Дж. Аррингтона, Ассоциация истории мормонов, 2002 г. [ 1 ]
- Премия Америко Паредеса, Американское фольклорное общество [ 1 ]
- Высокие награды правительства Финляндии и Финского литературного общества. [ 2 ]
- Премия Чарльза Редда Академии наук, искусств и литературы штата Юта [ 1 ]
- Медаль Аймо Турунена от Финского общества «Калевала». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Шумейкер, Джордж Х. (2004). « «О том, чтобы быть человеком»: наследие Уильяма А. Уилсона». В Стэнли, Дэвид (ред.). Фольклор в Юте: история и путеводитель по ресурсам . Университетское издательство Колорадо, Городской институт. стр. 78–85. дои : 10.2307/j.ctt46nxj8.14 . ISBN 9780874215885 . JSTOR j.ctt46nxj8.14 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Уильям «Берт» Уилсон» . Некролог Уильяма «Берта» Уилсона . Морг в долине Юты . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ «Некролог Уильяма Альберта (Берта) Уилсона в газете Salt Lake Tribune» . Солт-Лейк-Трибьюн . 27 апреля 2016 года . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Элиасон, Эрик А.; Молд, Том, ред. (2013). Предания последних дней: мормонские фольклорные исследования . Университет Юты Пресс. ISBN 9781607812852 .
- ^ Стек, Пегги Флетчер. «Король мормонского фольклора Берт Уилсон, легенда сама по себе, умирает, но все эти сказки продолжают жить» . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джамса, Дениз Уилсон (2006). «Биография дочери Уильяма А. Уилсона». В Руди, Джилл Терри (ред.). Сущность человеческого опыта: очерки фольклора Уильяма А. Уилсона . Университетское издательство Колорадо. стр. 283–292. дои : 10.2307/j.ctt4cgkmk.22 . ISBN 9780874216530 . JSTOR j.ctt4cgkmk.22 .
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Уильям (1974). Фольклор и национализм в современной Финляндии (диссертация). Университет Индианы.
- ^ «Автострады, парковки и ларьки с мороженым» (PDF) . Диалог . 21 (3): 15–27. 1988.
- ^ «Изучение мормонского фольклора» . Исторический ежеквартальный журнал Юты . 44 (4). 1976.
- ^ Перейти обратно: а б «История фольклорных архивов Файфа» . archives.usu.edu . Университет штата Юта . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Молоденькая, Кристи. «Фольклор (Фольклорный архив Уильяма А. Уилсона)» . сайты.lib.byu.edu . Библиотека Гарольда Б. Ли. Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 3 января 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1933 рождения
- смертей в 2016 г.
- Жители округа Бэннок, штат Айдахо.
- Люди из Тремонтона, Юта
- Выпускники Университета Бригама Янга
- Выпускники Университета Индианы
- Писатели из Айдахо
- Писатели из Юты
- Ученые 20-го века
- Ученые 21 века
- Американские фольклористы
- Преподаватели Университета штата Юта
- Преподаватели Университета Бригама Янга