Джозеф Эмброуз
Джозеф Эмброуз | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 27 июня 1915 г. | (60 лет)
Место захоронения | Кладбище Раса |
Национальность | литовский |
Другие имена | Йоозап Амброжявичюс Юзеф Амброжевич |
Альма-матер | Сейнская священникская семинария |
Занятие | Католический священник |
Движение | Литовское национальное возрождение |
Юозапас Амбразейюс или Амброжявичюс (1855–1915) был римско-католическим священником, участвовавшим в культурной жизни Литвы в Вильнюсе в 1896–1908 годах.
Получив образование в Сейнской священникской семинарии , Амбразейус сначала работал в Ломжской епархии , а затем в 1892 году перешел в Вильнюсскую епархию. Он работал в нескольких сельских приходах, прежде чем получил должность в Вильнюсе . Он присоединился к литовской культурной жизни города и был одним из организаторов нелегального клуба « Двенадцать вильнюсских апостолов» , который позже перерос в Вильнюсское литовское общество взаимопомощи . Он был одним из первых организаторов литовских культурных вечеров (хотя до 1904–1905 годов они были незаконными) и организовал первые литовские хоры в городе. Он выступал за использование литовского языка в католических церквях и пытался бороться с попытками полонизации местного духовенства. В частности, он выступал против епископа Эдварда фон Роппа и был отстранен от своих священнических обязанностей в 1906 году. Он опубликовал катехизис , который был добавлен в Index Librorum Prohibitorum , список запрещенных книг Ватикана, в 1907 году. После литовского запрета на прессу снятия В 1904 году Амбразиюс основал иллюстрированный сельскохозяйственный журнал. Lietuvos bitininkas (Литовский пчеловод), который позже был реорганизован в Šviesa (Свет). Когда публикация провалилась в 1908 году, Амбразиюс ушел из общественной жизни и до своей смерти в 1915 году руководил приютом для городской бедноты.
Биография
[ редактировать ]Амбразейус родился в Сувалкии в семье литовских фермеров. [ 1 ] Он учился в Мариямпольской гимназии в 1869–1874 годах и в Сейновской духовной семинарии в 1874–1880 годах. [ 2 ] Получив сан священника, он сначала был направлен в приход Едвабне . В 1883–1887 годах был викарием прихода в Ломже . В 1888–1892 годах он не имел официальных обязанностей и жил в бенедиктинском монастыре в Ломже . [ 2 ] В конце 1892 года он получил разрешение от виленского епископа переехать в Вильнюс . Всего через несколько месяцев его направили работать пастором в приходы Науяса Струнайтиса (где он начал петь религиозные гимны и преподавать катехизис на литовском языке). [ 2 ] и Лучаи . [ 3 ] В 1894 году он был разжалован в викария в Варнянах . [ 2 ]
Затем он отправился в Санкт-Петербург , как сообщается, для того, чтобы получить медицинскую помощь, а также для того, чтобы расспросить различных царских чиновников об отмене литовского запрета на прессу . Через профессора Владимира Ламанского он встретился с Феоктистовым начальником управления прессы МВД Евгением . [ 1 ] В 1896 году он вернулся в Вильнюс и некоторое время служил викарием в церкви Всех Святых и церкви Св. Архангела Рафаила, а затем был назначен на более постоянную должность викарием в церкви Св. Иоанна , где продолжал работать до своей смерти. подвеска в мае 1906 г. [ 3 ] После провала своего журнала «Швеса» он ушел из общественной жизни и руководил приютом для городской бедноты в Ужуписе . Умер в Вильнюсе в июне 1915 года и похоронен на кладбище Расос . [ 1 ]
Работы и деятельность
[ редактировать ]Литовский язык
[ редактировать ]В Вильнюсе Амбразиюс приобщился к культурной жизни Литвы и стал одним из основателей нелегального клуба «Двенадцать вильнюсских апостолов» , который позже перерос в Вильнюсское литовское общество взаимопомощи . [ 4 ] Он завербовал Донатаса Малинаускаса и Марию Шлапелене для участия в Литовском национальном возрождении . [ 3 ] Одной из целей этих обществ была борьба за службы литовского языка в католических церквях и противодействие полонизации жителей Литвы священниками. Амбразиюс помог приобрести церковь Святого Николая для нужд литовской общины Вильнюса; Литовцы боролись за церковь с 1896 по 1901 год. Однако, вероятно, чтобы избежать санкций со стороны церковной иерархии, ни на одном из петиций по этому поводу не стоит его подпись. [ 5 ]
Амбразейюс был одним из первых, кто организовал вечера литовской культуры, хотя до 1904–1905 годов они были незаконными. В 1896 году он организовал первый литовский смешанный хор, используя в качестве официального предлога курсы пчеловодства. [ 2 ] В 1898 году он организовал в своей квартире литовский церковный хор и культурный вечер. На основе польского гимна Boże, coś Polskę Амбразейус сочинил литовский гимн Dieve, kaip ilgai Lietuva varguose (Боже, Литва так долго страдала). [ 2 ] Он также сочинил Ant Dauguvos skardų («На скалах Даугавы ») о битвах Литвы с Тевтонским орденом и несколько других песен. [ 6 ] Его хор выступал на двух литовских вечерах, собравших в январе и феврале 1901 года 500–600 человек. [ 5 ]
Когда царские власти начали рассматривать вопрос об отмене запрета на литовскую прессу , Амбразейус установил контакты с Алексеем Харузиным , главой канцелярии Виленского генерал-губернаторства . Он несколько раз встречался с Харузиным, чтобы обсудить запрет прессы. [ 6 ] Харузин рекомендовал генерал-губернатору Петру Святополк-Мирскому снять запрет на прессу. Это заставило Амбразиюса поверить, что снятие запрета в мае 1904 года во многом произошло благодаря его действиям. [ 1 ]
В 1905 году Амбразиюс вошел в организационный комитет, которому было поручено организовать Великий сейм Вильнюса . [ 2 ] 15 ноября он подписал скандальный меморандум из десяти пунктов требований и деклараций, адресованный Сергею Витте , премьер-министру Российской империи. [ 7 ] Он участвовал в основании Сейма Партии национал -демократов . [ 8 ] В феврале 1906 года участвовал в организации выборов в первую Российскую Государственную Думу . [ 3 ]
В 1906 году Амбразиеус опубликовал краткий катехизис , в котором ставился вопрос о том, какому епископу следует подчиняться. [ 1 ] Ответ заключался в том, что подчиняться следует только тому епископу, который был выбран самими литовцами и одобрен Папой (Амбразейус был особенно против епископа Эдварда фон Роппа и считал его нелегитимным, поскольку он недостаточно поддерживал литовский язык в церквях). За это, а также за публикацию катехизиса без должного одобрения Амбразий был отстранен от своих священнических обязанностей. [ 1 ] 12 апреля 1907 года книга была добавлена в Index Librorum Prohibitorum — список запрещенных книг Ватикана. Это единственная литовская книга в списке. [ 4 ] Вместе с Йонасом Басанавичюсом и другими Амбразейюс в июле 1907 года основал Союз за возвращение прав литовского языка в литовских церквях . [ 1 ] Амбразиеюс был секретарем, а затем председателем этого союза. [ 2 ]
Весной 1906 года, после того как литовцы получили разрешение преподавать литовский язык в школах, Амбразейюс был избран в комитет, который собирал средства и организовывал такие уроки в различных школах города. [ 2 ] В конце 1906 года Амбразейюс был одним из соучредителей Литовского научного общества . [ 2 ] В 1906 году Амбразиеюс опубликовал букварь . В 1907 году он опубликовал 552-страничный польско-литовско-русский словарь. [ 4 ] Всего в 1906–1909 годах Амбразиеюс издал двенадцать буклетов. [ 2 ]
Пчеловодство и свет
[ редактировать ]Амбразиеюс интересовался пчеловодством. В 1891–1893 годах он опубликовал на польском языке три книги по пчеловодству. В то время самые популярные прямоугольные ульи в Литве популяризировал польский пчеловод Казимеж Левицкий . [ 1 ] Наблюдая за ульями, Амбразиеюс установил, что круглые (похожие на пень) ульи более естественны для пчел. В 1903 году он выставил свои круглые ульи и приспособление для извлечения меда из сот на первой русской выставке пчеловодства в Санкт-Петербурге и был награжден серебряной медалью. [ 1 ] В 1908 году он опубликовал на литовском языке брошюру о пчеловодстве. [ 1 ] Он продвигал яд пчелиных жал как средство от ревматизма и создал мыло из меда. [ 9 ]
В 1905 году Амбразейюс основал и редактировал иллюстрированный журнал Lietuvos bitininkas («Литовский пчеловод»). После 12 номеров журнал был реорганизован в католический журнал для фермеров «Швиеса» («Светлая») с еженедельным приложением «Швиесос лайшкелис» («Газета Швиеса»). [ 4 ] Издание поддержано пожертвованиями американцев литовского происхождения . [ 2 ] Хотя публикации были предназначены для первых, Амбразиюс опубликовал много статей по вопросам литовского языка в Вильнюсской епархии (в 1907 году оно стало официальным изданием Союза за возвращение прав литовского языка в литовских церквях). [ 2 ] В журнале также поднималась идея приобретения поместья Вяркяй (цена 800 000 рублей ) и превращения его в студенческий городок для различных литовских сельскохозяйственных и ремесленных школ. Однако эта идея не стала популярной, и читательская аудитория «Швесы» продолжала сокращаться. [ 1 ] Выпуск был прекращен после 56 выпусков в 1908 году. [ 4 ] Чувствуя себя непонятым и разочарованным в литовской публике, Амбразеюс ушел из общественной жизни. [ 1 ] Он был упрямым и резким, что сделало его непопулярным. [ 9 ] На собранные для поместья Вяркяй средства (около 50 000 рублей) он приобрел дом в Ужуписском районе Вильнюса и организовал приют для городской бедноты. Он умер в безвестности 27 июня 1915 года. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Прускус, Валдас (1991). «Я. Амбразиеюс – возрожденец национального самосознания в Вильнюсском регионе» . Проблемы (на литовском языке). 4 : 106–110, 112. ISSN 0203-7238 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Кайрюкштите, Настазия; Гудоните, Альма (2009). Литва в водовороте борьбы: Виленский и Сейнский регионы в XIX веке. в конце 20 века в начале (на литовском языке). Вильнюс: Институт издательства науки и энциклопедий. стр. 27-31. ISBN 9785420016497 .
- ^ Jump up to: а б с д Петкус, Викторас (2006). «Один из «двенадцати вильнюсских апостолов» - Юозас Амбразейюс». В Лапинскене, Альма (ред.). Культурная жизнь Вильнюса: роль духовенства 1900–1945 (на литовском языке). Вильнюс: Институт литовской литературы и фольклора. стр. 90-93. ISBN 978-9955-698-35-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и Висоцкис, Альбинас (5 мая 2020 г.) [2001]. «Юозас Амбразиеюс» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Научно-энциклопедический издательский центр.
- ^ Jump up to: а б Рашкаускас, Кястутис (2007). «Борьба за права литовского языка в религиозной жизни Вильнюса 1896-1901 гг.». (PDF) . Работа и дни (на литовском языке). 48 : 29, 32. ISSN 1392-0588 .
- ^ Jump up to: а б Джира, Людус (1914). «К истории получения печати» . Научно-литературное приложение "Надежда" (на литовском языке). 5–6 : 157–158, 161.
- ^ Мотека, Эгидиюс (2005). Великий Вильнюсский сейм (на литовском языке). Вильнюс: Литовский институт истории. Мистер. 272. ИСБН 9986-780-75-6 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 28 августа 2007 г.
- ^ Будвитис, Витаутас (2012). Жизнь и деятельность Йонаса Басанавичюса в Вильнюсе 1905-1907 гг. (PDF) (Магистерская диссертация) (на литовском языке). Университет Витаутаса Великого. Мистер. 112.
- ^ Jump up to: а б Тумас, Юозас (1933). «Амвросий, Йоозас». В Биржишке, Вацловас (ред.). Литовская энциклопедия (на литовском языке). Том. И. Каунас: Фонд прессы. стр. 392–394.