Архе-письмо
В философии языка « архе-письмо » ( фр . Archi-écriture «архе-» означает «происхождение, принцип или телос »). [ нужна ссылка ] ) — это концепция, введенная французским философом Жаком Деррида , которая относится к абстрактному виду письма, которое предшествует как речи, так и реальному письму. [1] На Западе фонетическое письмо рассматривалось как вторичная имитация речи, плохая копия непосредственного живого акта речи. Архе-письмо в некотором смысле является языком, поскольку оно уже существует до того, как мы его используем, оно уже имеет заранее заданную, но податливую структуру/генезис, которая представляет собой полуфиксированный набор различных слов и синтаксиса. Эта фиксированность и есть письмо, на которое ссылается Деррида; такое «письмо» можно увидеть даже в культурах, где письмо не используется , его можно увидеть в зазубринах на веревке или бочке, в установленных обычаях или в местах расположения вокруг жилых помещений.
Понятие «археписьмо» обобщает письмо как чернильные следы на бумаге. Идея состоит в том, что многие вещи, включая устную речь, на самом деле подобны письму и поэтому могут быть названы «археписьмением». Письмо вводит разрыв между тем, что подразумевается под этим, и тем, что имеется в виду на самом деле. Подобно тому, как письмо вызывает такое разделение, устная речь тоже делает то же самое. Даже внутренние монологи и «частные» мысли являются примерами археписьма и, следовательно, не могут иметь фиксированного значения. [2]
В эссе Деррида « Аптека Платона » он попытался поставить под сомнение эту расстановку приоритетов, во-первых, усложнив два термина: речь и письмо. По мнению Деррида, это осложнение видно в греческом слове φάρμακον pharmakon , которое означало одновременно «лечение» и «яд». Деррида утверждал, что еще у Платона речи всегда отдавалось предпочтение перед письмом. Деррида отметил, что Платон утверждал, что письмо «ядовито» для памяти, поскольку письмо — это просто повторение по сравнению с живой памятью, необходимой для речи. Деррида, однако, указывает, что, поскольку и речь, и письмо основаны на повторении, их нельзя полностью различить. Деррида утверждал, что в последующие века философ Жан-Жак Руссо и лингвист Фердинанд де Соссюр отводили письму второстепенную или паразитическую роль.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Смит 2005 , с. 43.
- ^ «Деррида, Жак | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 17 июня 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Смит, Джеймс К.А. (20 октября 2005 г.). Жак Деррида: Живая теория . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-6280-0 . Проверено 22 марта 2023 г.
- «Деррида, Жак | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 17 июня 2024 г.