Фармакон
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В критической теории фармакон — это концепция, введенная Жаком Деррида . Оно происходит от греческого исходного термина φάρμακον ( фармакон ), слова, которое может означать либо лекарство, яд или козел отпущения. [а] [1]
В своем эссе « Аптека Платона » [2] Деррида исследует представление о том, что письмо — это фармакон в сложном смысле этих значений как «средство производства чего-либо». Деррида использует фармакон , чтобы подчеркнуть связь между его традиционными значениями и философским понятием неопределенности . «[Т] переводческие или философские попытки отдать предпочтение или очистить определенное значение фармакона [и идентифицировать его как «лекарство» или «яд»] на самом деле совершают интерпретационное насилие по отношению к тому, что в противном случае оставалось бы неразрешимым». [3] В то время как прямой взгляд на отношение Платона к письму (в «Федре ») предполагает, что письмо следует отвергнуть как строго отравляющее способность мыслить самостоятельно в диалоге с другими (т. е. для анамнеза ). Бернард Стиглер утверждает, что « гимнестическое проявляется как то, что составляет состояние анамнестического». [4] — иными словами, экстернализованное, ограниченное во времени общение необходимо для оригинальной творческой мысли, отчасти потому, что оно является изначальной опорой культуры. [5] Однако, ссылаясь на четвертый «продуктивный» смысл слова «фармакон» , Каколирис утверждает (в отличие от толкования, данного Дерридой), что спор между Теутом и царем в «Федре» Платона заключается не в том, является ли фармакон письма или лекарством яд, а, скорее, менее бинарный вопрос: производит ли он память или воспоминание . [6] [б] С этой точки зрения неопределенность и двусмысленность не являются фундаментальными чертами фармакона , прочтением Деррида а, скорее, деконструктивным .
Кроме того, фармакон теоретизировался в связи с более широкой философией технологий, биотехнологии, иммунологии, улучшения и зависимости . Грегори Бейтсон отмечает, что важной частью философии Анонимных Алкоголиков является понимание того, что алкоголь играет лечебную роль для алкоголика, который еще не начал высыхать. Это не просто вопрос введения анестетика, а средство для алкоголика «выйти из своих собственных безумных предпосылок, которые постоянно подкрепляются окружающим обществом». [8]
Более благоприятный пример — концепция Дональда Винникотта о « переходном объекте » (например, плюшевом мишке ), который связывает и прикрепляет ребенка и мать. Даже в этом случае мать должна в конечном итоге научить ребенка отделяться от этого объекта, чтобы ребенок не стал чрезмерно зависимым от него. [9] Стиглер утверждает, что переходный объект является «истоком произведений искусства и, в более общем плане, жизни разума». [9] : 3
Подчеркивая третий смысл фармакона как козла отпущения, но затрагивая другие смыслы, Буше и Руссель рассматривают Квебек как фармакон в свете дискурса вокруг спора о Барбаре Кей и движения за суверенитет Квебека . [с]
Перссон использует несколько значений фармакона, чтобы «преследовать своего рода феноменологию лекарств как воплощенных процессов, подход, который выдвигает на первый план производственный потенциал лекарств; их способность реконфигурировать тела и болезни множеством непредсказуемых способов». [11] Основное утверждение Перссона подчеркивает идею (из Деррида) о том, что эффект фармакона является изменяющей форму тела, скорее контекстуальным, чем причинным, и касается липодистрофии, которую испытывают некоторые пациенты с ВИЧ, принимающие антиретровирусную терапию. [д]
Возможно, будет необходимо провести различие между «фармакологией», которая действует во многих смыслах, в которых этот термин понимается здесь, и дальнейшим терапевтическим ответом на (эффект) фармакона рассматриваемого . Ссылаясь на гипотезу о том, что использование цифровых технологий, понимаемых как фармакон внимания , коррелирует с « синдромом дефицита внимания », Стиглер задается вопросом, в какой степени цифровые реляционные технологии могут «родить новые формы внимания». [5] Продолжая вышеизложенную тему терапевтического ответа: Ваттимо сравнивает интерпретацию с вирусом; в своем эссе, отвечающем на эту цитату, Забала говорит, что вирус — это онто-теология, и что интерпретация — это «наиболее подходящий фармакон онто-теологии». [12] [и] Забала далее замечает: «Я считаю, что поиск фармакона можно функционально понимать как цель, которую многие постметафизические философы ставили перед собой со времен Хайдеггера , после которого философия стала вопросом терапии, а не открытия[.]»
Примечания
[ редактировать ]- ^ Первое и второе значения относятся к повседневному значению фармакологии (и ее подобласти, токсикологии ), обозначая любое лекарственное средство, а третье значение относится к фармакологическому ритуалу человеческого жертвоприношения.
- ^ «То, что вы обнаружили, помогает не памяти, а воспоминанию», в Джоуэтта переводе Федра на Wikisource ; «οὔκουν μνήμης ἀλλὰ ὑπομνήσεως φάρμακον ηὗρες» в греческом издании 1903 года. [7]
- ^ «Фармакон обычно был символическим козлом отпущения, в который вкладывалась сумма развращенности сообщества. Рассматриваемый как яд, он впоследствии был исключен из сообщества во времена кризиса как форма социального катарсиса, став, таким образом, лекарством для города. Мы утверждаем, что во многих отношениях Квебек может быть как ядом, так и лекарством с точки зрения канадской внешней политики». [10]
- ^ «Двойственное качество фармакона - это больше, чем просто вопрос« неправильного препарата, неправильной дозы, неправильного пути введения, неподходящего пациента». Лекарства, как и в случае с антиретровирусной терапией, могут быть как полезными, так и вредными. одному и тому же человеку в одно и то же время ». [11]
- ^ [O]ne не может говорить безнаказанно интерпретируя; интерпретация подобна вирусу или даже фармакону, который поражает все, с чем соприкасается. С одной стороны, это сводит всю реальность к сообщению, стирая различие между Natur и Geisteswissenschaften, поскольку даже так называемые «точные» науки проверяют и фальсифицируют свои утверждения только в рамках парадигм или предварительных представлений. Если «факты», таким образом, кажутся ничем иным, как интерпретациями, то интерпретация, с другой стороны, представляет собой факт: герменевтика — это не философия, а провозглашение самого исторического существования в эпоху конца метафизики[.] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ φάρμακον в онлайн- греко-английском лексиконе Лидделла-Скотта-Джонса
- ^ Деррида, Жак (1981), «Аптека Платона» В: Распространение , перевод Барбары Джонсон, Чикаго, University of Chicago Press, стр. 63–171.
- ^ Стиглер, Бернард (2011). «Недоверие и фармакология трансформационных технологий». Квантовые взаимодействия : 28.
- ^ Стиглер, Бернард (2010). Ради чего стоит жить: О фармакологии . Кембридж, Великобритания: Политика. п. 19. ISBN 9780745662718 .
- ^ Jump up to: а б Стиглер, Бернард (2012). «Реляционная экология и цифровой фармакон». Культурная машина . 13 : 1–19.
- ^ Каколирис, Герасимос (2014). «Неразрешимый» Фармакон Платона : прочтение Дерридой « Федра» ». В Хопкинсе, Берт; Драммонд, Джон (ред.). Новый ежегодник феноменологии и феноменологической философии . Том. 13. Рутледж.
- ^ Платон, Федр 275a , Платонис Опера, изд. Джон Бёрнет. Издательство Оксфордского университета. 1903.
- ^ Бейтсон, Грегори (1978). Шаги к экологии разума . Нортвейл, Нью-Джерси: Jason Aronson Inc., с. 317. ИСБН 978-0-87668-950-9 .
- ^ Jump up to: а б Стиглер, Бернард (2010). Ради чего стоит жить: О фармакологии . Кембридж, Великобритания: Политика. ISBN 9780745662718 . : 1–3
- ^ Буше, Жан-Кристоф; Руссель, Стефан (2007). «От Афганистана до «Квебекистана»: Квебек как фармакон канадской внешней и оборонной политики». В Доделине, Жан; Дэниел, Шванен (ред.). Канада среди наций, 2007 год: какое пространство для маневра? . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 130. ИСБН 9780773533967 . JSTOR j.ctt80kb6 .
- ^ Jump up to: а б Перссон, Аша (2004). «Объединение Фармакона : ВИЧ, медицина и изменение формы тела». Тело и общество . 10 (4). Публикации Сейджа: 45–67. дои : 10.1177/1357034X04047855 . S2CID 71301067 .
- ^ Забала, Джеймс (2007). «Фармаконы онто-теологии» В Забале, Джеймс (ред.). Ослабление философии: очерки в честь Джанни Ваттимо . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 231. ИСБН 9780773531437 .
- ^ Ваттимо, Джанни (2005). «Эпоха интерпретации » В Рорти, Ричард; Ваттимо, Джанни; Забала, Джеймс (ред.). Будущее религии Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231509107 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ринелла, Майкл А. (2010). Фармакон: Платон, наркокультура и идентичность в древних Афинах . Лексингтонские книги.
- Бьянкини, Самуэль; Куинц, Эмануэле (2016). Поведенческие объекты . Штернберг Пресс.
- Мроз, Адриан (2020). «Поведение, значение и привычки, называемые эстетикой. Часть 2: Теоретические пути феноменологического обретения смысла». Польский журнал эстетики . 57 :88.дои : 10.19205 /57.20.4 .
- Пейдж, Карл (1991). «Правда о лжи в республике Платона». Древняя философия . 11 (1): 1–33. дои : 10.5840/ancientphil199111132 .
- Ринелла, Майкл А. (2007). «Возвращение к аптеке: Платон, Деррида и мораль политического обмана». Полис: Журнал древнегреческой политической мысли . 24 (1). Брилл: 134–153. дои : 10.1163/20512996-90000111 .
- Александр Гернер, Философия человеческих технологий, http://cfcul.fc.ul.pt/LT/FTH/
- Стайку, Элина (2014). «Введение трансплантата: философия и иммунология». Деррида сегодня . 7 (2). Издательство Эдинбургского университета: 155–179. дои : 10.3366/drt.2014.0087 .
- Александр Гернер, Улучшение как отклонение
- Мейерс, Тодд (2014). «Обещание и обман: фармакос, заместительная терапия и опасности опыта». Культура, медицина и психиатрия . 38 (2). Спрингер: 182–196. дои : 10.1007/s11013-014-9376-9 . ПМИД 24788959 . S2CID 33502895 .
- Ри, Джонатан (2012). Рецензия на книгу: Вы должны изменить свою жизнь Питер Слотердейк, https://newhumanist.org.uk/2898/book-review-you-must-change-your-life-by-peter-sloterdijk