Альфабус
![]() Полномасштабный макет Alphasat на авиашоу в Ле Бурже 2013 | |
Производитель | Талес Аления Спейс Спутники EADS Astrium |
---|---|
Страна происхождения | Европа |
Приложения | Спутниковая шина связи |
Технические характеристики | |
Стартовая масса | 6550 кг (14440 фунтов) |
Власть | до 22 кВт |
Режим | Геостационарный |
Дизайн жизни | 15 лет |
Производство | |
Статус | В производстве |
Построен | 1 |
Запущен | 1 |
Оперативный | 1 |
Первый запуск | Инмарсат-4А F4 25 июля 2013 г. |
Alphabus — семейство тяжелых геостационарных спутников связи, разработанное совместным предприятием Thales Alenia Space. [1] и EADS Astrium Satellites во Франции при поддержке Национального центра космических исследований ( CNES ), Французского космического агентства и Европейского космического агентства (ESA).
Платформа Alphabus предназначена для спутников связи с мощностью полезной нагрузки в диапазоне 12–18 кВт. Спутники на базе Alphabus будут иметь стартовую массу от 6 до 8 тонн, что на 40% больше, чем у самого мощного Spacebus 4000. [2]
Чтобы оптимально охватить диапазон задач, линейка продуктов платформы включает в себя несколько опций, таких как электрическая силовая установка, а также масштабируемые ресурсы (солнечные батареи, радиаторы для рассеивания тепла и т. д.). Платформа сможет разместить до 190 транспондеров большой мощности и большие антенные фермы и будет иметь значительный потенциал роста (мощность полезной нагрузки 22 кВт и стартовая масса 9 тонн для увеличенной дальности). [3]
Линия продуктов
[ редактировать ]При разработке нового спутника, осуществляемой в сотрудничестве двух крупных европейских производителей спутников, учтены лучшие уроки, извлеченные из предыдущих воплощений аналогичных спутников: семейств Spacebus и Eurostar соответственно от Thales Alenia Space и EADS Astrium Satellites .
- Конструкция основана на центральной трубе (позвоночный столб спутника), как и в конструкции Spacebus, с дополнительными карбоновыми и алюминиевыми панелями (Размеры 2800 x 2490 мм, Интерфейс пусковой установки: 1666 мм).
- Химическая силовая установка с двигателем Apogee мощностью 500 Н и подруливающими устройствами 16 x 10 Н ; Баки с топливом (макс. 4200 кг двухкомпонентного топлива ) и баки с гелием (2x150 литров)
- Электрическая силовая установка с ксеноновыми баками (макс. 350 кг); Подруливающие устройства ППС 1350 с механизмами ориентации (наведения) подруливающих устройств [4]
- Производство и распределение электроэнергии с регулируемыми шинами 100 В и 50 В, вмещающими два GaAs крыла солнечных батарей с 4–6 панелями; модульная литий-ионная батарея
- Управление ориентацией и орбитой (ADCS) с гироскопами, датчиками звезды и солнца, реактивными колесами
- Обработка данных с использованием шины 1553 для полезной нагрузки
- Полезная нагрузка позволяет создать модульную конструкцию, включающую антенный модуль для упрощения размещения антенны, а также эффективной сборки и тестирования.
Альфасат (Инмарсат-4А F4)
[ редактировать ]
Inmarsat заключила контракт с EADS Astrium Satellites [5] для первого использования такой платформы. Спутник получил название Alphasat (Inmarsat 4A F4) и дополнит услугу широкополосной глобальной сети Inmarsat (BGAN), поддерживая новое поколение мобильных технологий и обеспечивая связь в Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Alphasat частично финансировался ЕКА и Агентствами регионального развития Великобритании. [6]
Демонстрационные полезные нагрузки
[ редактировать ]Помимо своей основной цели по обеспечению орбитальной проверки платформы Alphabus, Alphasat также несет четыре полезных нагрузки для демонстрации технологий (TDP): [7]
- Экологические испытания и датчик радиации — будут предоставлять данные для более детального понимания радиационной среды на геостационарной орбите. Эти данные не только предоставят Immersat информацию для эксплуатации Alphasat в течение всего срока его службы, но и послужат основой для будущих проектов спутников. Этот модуль был создан EFACEC в Португалии.
- Связь и распространение в диапазонах Q/V. Полосы связи, обычно используемые телекоммуникационными компаниями, становятся переполненными, и поэтому для увеличения пропускной способности необходимо использовать новые полосы пропускания. Параллельные передатчики диапазонов Ka и Q помогут понять, как атмосфера Земли влияет на связь на этих длинах волн. Этот TDP был построен компаниями Space Engineering и Thales Alenia Space ( Италия) в рамках соглашения о совместном подряде.
- Стартрекер с активными пикселями. Стартрекеры жизненно важны для обеспечения того, чтобы спутники оставались на желаемой орбите. Этот стартовый трекер основан на конструкции с активными пикселями и может похвастаться хорошей устойчивостью к радиации, небольшими размерами и низким энергопотреблением. Этот модуль был построен компанией Jena-Optronik, Германия.
- Оптическая связь и нисходящая линия связи в диапазоне Ka. В этом модуле тестируется новая лазерная система связи, которая может обеспечить значительно более высокие скорости передачи данных, чем традиционные методы (2,8 Гбит/с). Этот пробный модуль будет принимать данные со спутника на околоземной орбите и передавать их через традиционное коммуникационное оборудование Alphasat на наземную станцию. Эта система является тестом Европейской системы ретрансляции данных ЕКА , которая в настоящее время находится в разработке. Модуль построен компанией TESAT Germany.
Первое путешествие Alphabus
[ редактировать ]Первый сервисный модуль нового Alphabus совершил свой первый рейс в конце января 2010 года – из Канн в Тулузу , во Франции . В трехдневной поездке использовался необычный конвой, состоящий из 20-метрового грузовика со спутниковым контейнером, нескольких машин сопровождения и полицейского эскорта, чтобы перекрыть улицы и перенаправить движение транспорта при их проезде через городские районы. [8]
Запуск
[ редактировать ]Alphasat (Inmarsat 4A F4) был запущен 25 июля 2013 года из Французской Гвианы. [9] к началу августа он достиг позиции удержания на геостационарной орбите и успешно развернул свои солнечные батареи и 11-метровый L-диапазона рефлектор AstroMesh . [10]
Сноски и источники
[ редактировать ]- ^ «Разработка Alphabus идет полным ходом» . Thales Alenia Space. 23 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2007 г. Проверено 5 февраля 2008 г.
- ^ Платформа Spacebus 4000, документ Thales Alenia Space.
- ^ «AlphaBus: расширенные европейские возможности» . ЕКА. 3 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2009 г.
- ^ Мишель ЛЫШИК1; Пьер-Филипп БАУБИАС; Энтони НАУЛИН; Ронан ПИН; Лоран ЛЕКАРДОННЕЛЬ (15 сентября 2011 г.). «Плазменная двигательная установка XPS на AlphaBus» (PDF) . 32-я Международная конференция по электродвижению . Проверено 1 мая 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Inmarsat и Astrium подписывают контракт на спутник Alphasat I-XL» . spaceref.com. 23 ноября 2007 года . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ «Запуск новейших телекоммуникационных спутников» . Би-би-си . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ «Брошюра Альфасат» . ЕКА . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Первое путешествие Alphabus
- ^ Ariane 5 успешно доставляет
- ^ «Альфасат выводит на орбиту свой гигантский рефлектор» . ЕКА . 5 августа 2013 года . Проверено 7 августа 2013 г.