Эмиль Визель
Эмиль Визель | |
---|---|
Рожденный | Визель Эмиль Антон Йозеф 1 марта 1866 г. |
Умер | 2 мая 1943 г. Ленинград , Россия | ( 77 лет
Национальность | русско-немецкий |
Известный | живопись, графика, искусствовед и организация международных художественных выставок |
Награды | Кавалер Почетного легиона , Париж, 1900 г.
Кавалер ордена Леопольда II , Брюссель, 1910 г. Орден Короны Италии , Рим, 1911 г. |
Эмиль Визель (1 марта 1866, Санкт-Петербург – 2 мая 1943, Ленинград) – художник, хранитель музея и член правления Императорской Академии художеств России (с 1914), организатор международных художественных выставок, советник Эрмитажа и Русский музей и кавалер Почетного легиона . В советское время он был специалистом по русскому и западному изобразительному искусству и скульптуре в музейном отделе Главнауки.
Семья
[ редактировать ]Эмиль Оскарович Визель (Визель Эмиль Антон Йозеф) – барон, сын действующего статского советника (чин на государственной службе в до1917 году в России), происходил из немецко-австрийского рода Визель.
Отец – Оскар Борисович Визель (Визель Оскар Сигизмунд), родился в России в 1826 году, окончил Высшую гимназию князя Безбородко в Нежине (ныне Нежинский государственный университет имени Гоголя ), работал в Министерстве финансов России, неоднократно посещал Берлин, Амстердам, Париж. от имени Их Величеств царей Александра II и Александра III .
Мать – Мария Кристина де Пуантен родилась в 1835 году. Ее отец Франсуа де Пуантен, имевший семейные корни из французской провинции Пикардия, родился при дворе Людовика XVIII в изгнании в Варшаве . Он отличался строительством серебряного иконостаса Казанского собора (Санкт-Петербург) и был награжден орденом Святой Анны графом Юлием Помпеевичем Литте (итал. Джулио Ренато де Литта Висконти Арезе).
Брат — Оскар Оскарович Визель ( Wiesel Osсcar Bernhard Franz ) родился в России в 1864 году. Окончил юриста, работал на Шпицбергене и в Швейцарии российским консулом, позднее генеральным консулом в Италии (Неаполь) в ранге исполняющего обязанности статского советника. .
Жена – Александра Эмильевна Штраус (Штраус Александра Гермина) (1866–1939) училась в Киевской гимназии и прошла курс прикладного искусства в Императорском обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге по специальностям «роспись фарфора» и «резьба по дереву». ».
-
Оскар Сигизмунд Визель
-
Мари Кристин Пойнт
-
Франсуа Пойнт
-
Оскар Визель
Образование
[ редактировать ]Эмиль Визель окончил Санкт-Петербургского университета физико-математический факультет . Интерес к рисунку и живописи побудил его одновременно посещать вечерние занятия в школе Императорского общества поощрения художников, после чего поступить в Императорскую Академию художеств. Впоследствии он продолжил образование в Мюнхене в студии Александра фон Вагнера , там освоил типичную для этой школы технику рисунка, включающую четко выраженный контур и высокую детализацию изображения.
Позже вместе со своим другом Иваном Ендогуровым, тоже художником, он переехал в Париж. Там их приняли в известную в тот период студию Фернана Кормона , являвшуюся местом, где академизм мог соперничать с крепнущим импрессионизмом. Занятия Кормона посещали такие самобытные художники, как Анри де Тулуз-Лотрек и Винсент Ван Гог . Именно Кормон показал Визелю новые графические приемы, которые легли в основу его импрессионистической техники изображения, опиравшейся не на контур, а на светотеневую обработку. Визель также учился в Академии Коларосси в Париже.
Творческая работа
[ редактировать ]Визель получил признание как зрелый художник после того, как его и Ендогурова картины начали выставляться в парижских Салонах (1894 и 1901). В начале XX века Эмиль Визель выполнил портретную серию своих выдающихся современников: графа Владимира Коковцева , академика Александра Карпинского , астронома Сергея Глазенапа , художника Ильи Репина , врача Гундобина Н.П., певца Леонида Собинова, артистов балета Мари Петипа и Галины Улановой , композиторы Петр Ильич Чайковский , Николай Римский-Корсаков , Илья Глазунов и другие. По заказу он создавал портреты президентов Академии художеств, членов царской семьи , а позже Владимира Ленина . Особое место в его наследии занимают многочисленные картины, выполненные в импрессионистической манере, отражающие его любовь к Петербургу и его окрестностям: впечатления от событий, путешествий и встреч с разными людьми.
Его портреты масляными красками и огромная серия картин Владимира Софроницкого пронизаны лиризмом. Визель работал в живописи и графике маслом, акварелью, гуашью, тушью, итальянскими и графитными карандашами. Он проявил себя как мастер портрета, пейзажа, интерьерной съемки и сценического жанра.
Выставки
[ редактировать ]Картины Визеля хранятся и выставляются в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Казани . В Театральном музее в Петербурге хранятся его акварельные и карандашные сцены, зарисовки актеров. Часть документов, переписки и фотографий Визеля хранятся в Академии художеств, Библиотеке имени Михаила Салтыкова-Щедрина, Музее истории Санкт-Петербурга. Первая персональная выставка состоялась в день 100-летия со дня рождения в 1966 году в музее Академии художеств. Более 160 полотен Визеля были выставлены в 1998 году в Казанском музее изобразительных искусств вместе с другими картинами членов династии Визеля. Художественное наследие Эмиля Визеля в 2012 году выставлялось дважды:
- «Династия Визелей», Москва.
- «Немцы в России», Казанский государственный музей.
Деятельность: музеи, выставки, организационная и научная работа.
[ редактировать ]В 1894 году Эмиля Визеля пригласили стать помощником хранителя музея Академии художеств. По инициативе Визеля было основано новое отделение в Императорской Академии художеств. Принимал участие в пополнении собрания Русского музея (1898). Он переиздавал новый устав, проводил реорганизации, поддерживал открытие провинциальных музеев и контролировал их деятельность.
В 1900 году Визель отправился в Париж в качестве представителя России, чтобы руководить русским отделом изящных искусств на международной выставке. Французское правительство высоко оценило его деятельность и наградило его орденом Почетного легиона. Позднее организовал русские отделы изобразительного искусства на международных выставках в Мюнхене (1901), Брюсселе (1910), Риме (1911) и Турине (1913). В 1914 году Эмиль Визель был избран действительным членом Императорской Академии художеств. Работал экспертом по русскому и западному изобразительному искусству и скульптуре в комитете Главнауки (главное управление науки, научно-художественное учреждение и музейное учреждение) музейного отдела, советником Эрмитажа и Русских музеев. Во время революции Эмиль Визель эвакуировал коллекции Музея Академии художеств в Москву, чтобы спасти шедевры, а затем вернул их обратно в Пертоград (Санкт-Петербург).
Эмиль Визель занимался и научной работой: выступал с докладами и писал статьи в средствах массовой информации на тему музейной деятельности. Участвовал в каталогизации экспонатов музея Академии художеств (1915). Сохранился его фундаментальный научный труд «Взаимосвязь зрительных восприятий и выражения изобразительного искусства» (1930).
Ссылка в Казахстан и блокада Ленинграда (Ленинградская блокада)
[ редактировать ]В период сталинских репрессий Эмиль Визель, его жена, сын Оскар Визель (этнолингвист, профессор Института востоковедения в Ленинграде (Санкт-Петербург)) с женой Верой Шолпо и внук Эмиля Андрей Визель были отправлены в Казахстан, село Челкар (1935 г.). Несмотря на финансовые и жизненные трудности, художники Эмиль Визель и Вера Шолпо продолжали создавать портреты и пейзажи, теперь уже на среднеазиатский сюжет. Эмилю Визелю и его жене удалось вернуться в Ленинград через два года благодаря близкому другу семьи Владимиру Софроницкому. Год спустя его сын Оскар Визель и семья также покинули Казахстан. Поскольку им не разрешили поселиться в Москве или Ленинграде, местом проживания они выбрали Казань, город с университетом, богатый музеями, театрами и интеллектуальной и художественной жизнью, где мог найти работу и художник, и лингвист.
Блокада Ленинграда стала последним испытанием для Эмиля Визеля. Он умер в возрасте 77 лет в 1943 году.
Адреса
[ редактировать ]Saint-Petersburg, 4th Line (Liniya), Vasilyevsky Island , 1.
Семья Визель владела домом на озере Медуми ( Медуми , Латвия), и селом Гринишки (ныне Тетери, Латвия).
Галерея
[ редактировать ]-
Автопортрет
-
Супруга Штраус Александра Гермина
-
Мария Федоровна (Дагмар Датская) . 1905 г.
-
graf Vladimir Kokovtsov (Hermitage)
-
Артистка балета Мари Петипа
-
Александра Визель
-
Владимир Ленин в эмиграции ( Государственный исторический музей , Москва)
-
Венеция
-
Венеция
-
Венеция
-
Интерьер квартиры на Васильевском острове
-
Интерьер квартиры Визеля
-
Тур Кабуки по России 1928: Эскиз костюма
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография на сайте artru.info (на русском языке)
- Ирина Лобашева. Коллекция изобразительного искусства династии Визелей на сайте Museum.ru (на русском языке)
- Гастроли Кабуки в России 1928: Эскизы костюмов Эмиля Визеля и Татьяны Визель
- 1866 рождений
- 1943 смертей
- Культура в Санкт-Петербурге
- Кавалеры Почетного легиона
- Художники Российской Империи.
- Советские художники
- Художники из Санкт-Петербурга.
- Выходцы из Российской империи немецкого происхождения
- Благотворители из Российской Империи
- Художники-импрессионисты
- Русские художники-импрессионисты.
- Выпускники Академии Коларосси
- Жертвы блокады Ленинграда.