Программа изучения языка «Мастер-ученик»
Программа изучения языка «Мастер-ученик» — это стратегия, используемая для возрождения языка , в которой преданные своему делу изучающие язык (ученики) работают со свободно говорящими людьми (наставниками), чтобы «создать свой собственный устный языковой контекст посредством повседневной деятельности, культурных практик и участия сообщества». ". Впервые представленный в 1992 году, этот метод становится все более популярным в Северной Америке. [1] и по всему миру. [2]
Программа была разработана Лиэнн Хинтон в сотрудничестве с Сетью коренных жителей Калифорнии и ее вспомогательным комитетом «Защитники выживания языков коренных народов Калифорнии». Программа была разработана в сотрудничестве с носителями шести языков коренных народов Калифорнии : карук , хупа , юрок , винту , йовлумне и мохаве . [3] MALLP впервые заработала летом 1993 года и с момента своего создания росла с каждым годом. [3] К 1996 году, всего через три года после начала, программа профинансировала 26 команд, охватывающих шесть первоначальных языков, а также патвин , пайуте и килива . [3]
Онова МакИвор и Питер Джейкобс из Университета Виктории , в частности, провели исследование среди учащихся Mentor-Apprentice в Британской Колумбии и определили, что эта программа особенно эффективна для обучения взрослых. [4] [5]
Дизайн
[ редактировать ]Программа была разработана так, чтобы ее могли легко использовать группы без обширной лингвистической подготовки, что позволяло сообществам использовать программу самостоятельно. Оно также было разработано с учетом традиционного стиля обучения групп коренных народов Калифорнии, который отдает предпочтение индивидуальной, добровольной среде обучения, в отличие от западной модели образования, которая подчеркивает конкуренцию среди учащихся и негативные последствия плохой успеваемости (т.е. плохие оценки). [3] Потребность в такой программе, как MALLP, была очевидна из-за ресурсоемкости и трудоемкости школьных программ возрождения языка, подобных тем, которые используются среди маори , ирландцев , гавайцев и валлийцев . [3] Кроме того, большая часть родительского поколения коренных калифорнийских общин больше не говорила на языке своих предков, что исключает возможность возрождения посредством использования языка дома. [3] Из-за этих проблем была разработана программа MALLP с целью помочь молодым специалистам в этих сообществах, а также нынешним и будущим родителям стать опытными носителями своего языка. [3]
Программа
[ редактировать ]Основная цель MALLP состоит в том, чтобы ученик в течение нескольких лет овладел своим языком путем создания условий мини-погружения внутри каждой команды. [3] Чтобы создать условия мини-погружения, командам предлагается вести свою повседневную жизнь как обычно, в течение минимального количества часов в неделю, но всегда общаться на изучаемом языке. [3] Программа включает в себя методы из нескольких программ изучения языка, включая Total Physical Response . [6] [3]
MALLP основан на десяти основных пунктах: [7]
- Команды должны стремиться общаться только на своем языке и избегать английского, насколько это возможно.
- Команды должны использовать невербальное общение, чтобы внедрить язык в действия, жесты и выражения.
- Мастера должны стремиться обучать своих учеников, используя полные предложения и обычный разговор.
- Команды должны стремиться к тому, чтобы все их реальное общение происходило на их языке, а не только в определенные периоды обучения.
- Важно признать, что язык является частью культуры, а не отдельной от нее сущностью.
- Команды должны сосредоточиться на развитии способности ученика говорить и слушать на своем языке и меньше думать о письме и грамматическом анализе.
- Команды должны разработать задания для совместного выполнения, чтобы предоставить больше возможностей для разнообразного использования языка.
- При необходимости в помощь ученику рекомендуется использовать аудио- и видеозаписи.
- Концепция активного обучения имеет решающее значение для успеха ученика.
- Важно быть внимательным к потребностям обоих членов команды.
Принятие
[ редактировать ]С момента своего создания программы «Наставник-ученик» были приняты несколькими другими языковыми группами коренных народов, в том числе:
- Группы аборигенов в Австралии [8] [9]
- Первый Народный культурный совет Британской Колумбии , [10] [11]
- Мичифа Программа возрождения в Манитобе [12]
- на Аляске [13]
- в Северо-Западных территориях [14]
- в Нунавуте и Юконе [15]
- по языку мигмау Программа стажировок наставников [16]
- Дополнительная саамскому языку в Финляндии программа обучения [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакИвор, Онова; Джейкобс, Питер; Дженни, Барбара (18 декабря 2023 г.), Дагостино, Кармен; Митхун, Марианна; Райс, Кере (ред.), «32 возрождения языка: результаты обучения в стиле наставник-ученик» , «Языки и лингвистика коренных народов Северной Америки» , том. 2, Де Грюйтер Мутон, стр. 717–740, номер документа : 10.1515/9783110712742-032 , ISBN. 978-3-11-071274-2 , получено 28 марта 2024 г.
- ^ Пайн, Эйдан; Турин, Марк (29 марта 2017 г.). «Оживление языка». Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики . doi : 10.1093/acrefore/9780199384655.013.8 . ISBN 978-0-19-938465-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Выживание языков, находящихся под угрозой исчезновения: Калифорнийская программа мастер-ученик». Международный журнал социологии языка (123). 1 января 1997 г. дои : 10.1515/ijsl.1997.123.177 . ISSN 1613-3668 .
- ^ «Карты изучения языков коренных народов - Университет Виктории» . UVic.ca. 20 декабря 2016 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Взрослые, которых стыдят за то, что они говорят на языках коренных народов, являются ключом к возрождению» . Новости ЦБК . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Ашер, Джеймс Дж. (1986). Изучение другого языка через действия: полное руководство для учителя . Адамски, Кэрол. (3-е изд.). Лос-Гатос, Калифорния: Sky Oaks Productions. ISBN 0940296500 . OCLC 14761708 .
- ^ Хинтон, Линн (8 октября 2001 г.). Зеленая книга возрождения языка на практике . стр. 1–18. дои : 10.1163/9789004261723_002 . ISBN 9789004261723 .
- ^ Кнут, Олавский (12 апреля 2013 г.). «Программа изучения языка магистр-ученик: опыт и адаптация в австралийском контексте». Языковая документация и сохранение . 7 . hdl : 10125/4569 .
- ^ «Обучение мастер-ученик | www.rnld.org» . www.rnld.org . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Первый Народный Культурный Совет | Программа Наставничества-Ученика» . www.fpcc.ca. Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Программа Master-Apprentice, часть 1 , 23 августа 2010 г. , получено 22 декабря 2017 г.
- ^ Кемп, Челси (15 января 2024 г.). «Окончание финансирования целостной программы Michif вызывает опасения, что находящийся под угрозой исчезновения язык метисов не выживет» . Новости ЦБК . ЦБК . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Мартин, Мэри Кэтрин (14 апреля 2017 г.). «Хаа Шука: начинаются трехлетние курсы обучения тлинкитскому, хайда, цимшианскому языкам» . Империя Джуно . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Программа наставников-учеников» . Образование, культура и занятость . Правительство Северо-Западных территорий . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Правительство Канады вносит исторический вклад в поддержку языков коренных народов Севера» . Канада.CA . Канадское наследие. 25 ноября 2022 г. Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Программа стажировок наставников по языку мигмау» . listuguj.ca . Правительство Листугуджа Мигмау. Декабрь 2021 года . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Люнг, Женевьева (2 января 2014 г.). «Возрождение языков коренных народов: как воссоздать потерянное поколение». Текущие проблемы языкового планирования . 15 (1): 104–106. дои : 10.1080/14664208.2014.857519 .