таинство (клятва)
В древнеримской религии и праве сакраментум представлял собой клятву который делал присягнувшего sacer или обет , «отданным богам» в отрицательном смысле, если он нарушал ее. [1] Сакраментум также называл вещь, которая была заложена как священный залог и, следовательно, терялась в случае нарушения клятвы. [2] Оба случая подразумевают лежащее в основе сакрацио , акт посвящения.
Сакраментум . отличается от iusiurandum , который более распространен в юридическом применении, например, принесение присяги в суде Сакраментум устанавливает прямую связь между человеком, приносящим клятву (или вещью , заложенной при принесении клятвы) и богами; iusiurandum засвидетельствованному — это клятва добросовестности внутри человеческого сообщества, соответствующая ius, богами. [3]
Сакраментум – это происхождение английского слова « таинство », переход в значении, на который указывает Апулеем использование этого слова для обозначения религиозного посвящения . [4]
Легальное использование
[ редактировать ]В римском праве вещь, данная в залог или залог, считалась сакраментумом . Сакраментум легис действо представляло собой денежную сумму, внесенную на хранение в рамках юридической процедуры. [5] подтвердить, что обе стороны судебного процесса действовали добросовестно. [6] Если бы были соблюдены правильные законы и процедуры, можно было бы предположить, что результат был iustum , правильным или действительным. Таким образом, проигравшая сторона фактически дала лжесвидетельство и лишилась своего таинства как формы piaculum , искупительной жертвы; победителю вернули свой депозит. Конфискованное сакраментум обычно выделялось государством на финансирование сакра паблика , публичных религиозных обрядов. [7]
Военная присяга
[ редактировать ]Sacramentum militare (также как militum или militiae ) — присяга, которую солдаты приносили присягой на верность консулу в республиканскую эпоху или позже императору . Сакраментум , относящийся как к закону, так и к армии, указывает на религиозную основу этих институтов.
Текст клятвы записал Вегеций : [8]
- И солдаты клянутся, что сделают все, что прикажет император, никогда не покинут армию и не откажутся умереть за Римскую республику !
- («Но солдаты клянутся, что они будут добросовестно выполнять все, что прикажет Император, что они никогда не оставят службу и что они не будут стремиться избежать смерти за Римскую республику!»)
Сакраментум , который делает солдата священным, помогает объяснить, почему он подвергался более суровым наказаниям, таким как казнь и телесные наказания, которые считались неуместными для гражданских граждан, по крайней мере, при республике. [9] По сути, он отдал свою жизнь на залог, что также является условием грозного таинства, к которому присягают гладиаторы . [10] В редких случаях наказания децимацией от выживших легионеров часто требовалось возобновить свою присягу, подтвердив роль государственной религии как основы римской военной дисциплины .
К III веку таинство совершалось ежегодно, 3 января, о чем свидетельствует календарь государственных ритуалов, обнаруженный в Дура-Европосе , так называемый Feriale Duranum , который датируется периодом правления Северуса Александра (222-235 гг. н. э.). [11] В более поздней империи клятва верности создала конфликт среди христиан, служащих в армии, и привела к появлению множества солдат-мучеников . [12] Тертуллиан осудил готовность любого солдата-христианина принести присягу в таинстве , поскольку крещение было единственным таинством, которое должен соблюдать христианин. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йорг Рюпке , Domi Militiae: Религиозное построение войны в Риме (Франц Штайнер, 1990), стр. 76–80.
- ↑ Д. Брикель «О военных аспектах умбрийского бога Фиса Санция» в Revue de l'histoire des religies. [ нужна полная цитата ] я п. 150-151; JAC Thomas, Учебник римского права, Амстердам, 1976 г., с. 74 и 105.
- ^ Арнальдо Момильяно , Пятый вклад в историю классических исследований и древнего мира (История и литература, 1975), том. 2, с. 975–977; Лука Грилло, Искусство Bellum Civile Цезаря: литература, идеология и сообщество (Cambridge University Press, 2012), стр. 60.
- ^ Апулей , Метаморфозы 11.15.5; Роберт Шиллинг, «Упадок и выживание римской религии» в римской и европейской мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года)
- ^ Латина Варро Де Лингва V 180; Праздник Святого Причастия с. 466 л; 511 л; Пол Фестус Эпитом с.467 Л
- ^ Джордж Мусуракис, Юридическая история Рима (Routledge, 2007), стр. 33.
- ^ Мусуракис, Юридическая история Рима , стр. 33, 206.
- ^ Вегетиус 2.5.
- ^ См. дальнейшее обсуждение в фустуариуме.
- ^ Гладиаторы поклялись подвергнуть свои тела возможности быть «сожженными, связанными, избитыми и убитыми мечом»; Петроний , Сатирикон 117; Сенека, Эпистулы 37.1-2.
- ^ А.Д. Нок, «Римская армия и римский религиозный год», Harvard Theological Review 45 (1952:187-252).
- ^ Карлин А. Бартон, Печали древних римлян: Гладиатор и чудовище (Princeton University Press, 1993), стр. 14–16, 35 (примечание 88), 42, 45–47.
- ^ Тертуллиан, Корона [ нужна полная цитата ] , как отметил Пол Стивенсон, Константин, римский император, Кристиан Виктор , 2010:58.