Анна Зайдель
Анна Катарина Зайдель (1938 — 29 сентября 1991) — немецкий китаевед , считавшийся авторитетом в изучении даосизма . За 22 года работы в Институте хобогирина Французской школы крайнего Востока в Киото Зайдель стала центром притяжения для многих западных учёных, занимающихся восточноазиатскими исследованиями, которые отважились отправиться в древнюю японскую столицу для проведения исследований.
Ранние годы
[ редактировать ]Младшая из троих детей, Зайдель родилась в Берлине , Германия, но большую часть детства провела в южном городе Мюнхене . Во времена нацизма ее отец, который был авиационным инженером, поддерживал ее мать, которая была потомком выдающейся немецко- еврейской семьи; они незаконно укрывали друга-еврея в своем доме на протяжении всей Второй мировой войны, рискуя быть приговоренными к смертной казни . Родители Зайделя поощряли ее заниматься интеллектуальными интересами с раннего возраста. Получив образование по основам китаеведения в Мюнхенском университете (1958–1960) и Гамбургском университете (1961), Зайдель специализировалась на изучении китайских религий в Париже, где она училась у двух выдающихся эмигрантов, австрийца Максима Кальтенмарка и Немец Рольф А. Штайн с 1961 по 1968 год. Ее докторская диссертация « Обожжение Лао-цзы в даосизме Хань» считается новаторским исследованием в этой области. В 1969 году Зайдель был избран членом Французской школы Крайнего Востока и отправлен в Киото , древняя столица Японии, где она жила до самой смерти.
Исследовать
[ редактировать ]Здесь ее работа была сосредоточена на составлении « Хобогирина» , многотомного энциклопедического словаря буддизма . Одновременно она получила возможность продолжить собственные исследования даосизма, став одним из ведущих мировых экспертов в этой области. После непродолжительного брака с бостонским ученым Холмсом Уэлчем , с которым она совместно редактировала книгу «Грани даосизма» (1979), Зайдель полностью посвятила свою жизнь учебе и Институту Хобогирина.
В 1978 году она преподавала китайскую религию в качестве приглашенного профессора в Гавайском университете и в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре в 1988 году; она неоднократно отвергала выгодные предложения именитых американских университетов. В 1985 году она основала двуязычный журнал Cahiers d'Extreme-Asie , который с тех пор стал важным изданием в области изучения религий Восточной Азии. Заявленная цель журнала заключалась в том, чтобы сблизить ученых Европы , Америки и Восточной Азии . Положение Зайдель в Киото дало ей уникальную возможность служить связующим звеном между различными географическими сообществами ученых. Она была ученым международного уровня: немкой по воспитанию и культурной самобытности, француженкой по гражданству и образованию, проживающей и работающей в Японии, и ее обхаживал англоязычный академический истэблишмент.
Письмо
[ редактировать ]Опубликованные работы выражали ее мысли с ясностью, которой она добивалась, избегая стилистических приукрашиваний и не делая уступок модной теоретической терминологии. Точка зрения Зейдель на китайскую религию, изложенная в ее статье «Даосизм», написанной для 15-го издания Британской энциклопедии (1975), сломала ортодоксальные стереотипы. Хотя ее работа была основана на ранних религиозных текстах, которые она подвергла самому строгому филологическому исследованию, ее анализ религии распространялся на все аспекты культуры. Основной упор она делала на религиозную практику в ее историческом контексте, а не запутывалась в доктринальных рассуждениях. Зайдель был атеистом и не практиковал даосизм; несмотря на это, она была известна своим подходом к религиозным явлениям с высокой степенью сочувствия. Хотя Зайдель не проводила долгосрочных систематических полевых исследований китайской религии, она уделяла пристальное внимание современным религиозным явлениям, которые интерпретировала как континуум древних текстовых традиций. У нее был четкий сравнительный взгляд на религию, и она постоянно наблюдала и записывала религиозный ландшафт, где бы она ни путешествовала. Ее важные коллекции документов остаются в хранении Института Хобогирина.
Зайдель умерла, не успев написать крупный синтез своей области исследований, хотя были некоторые первоначальные попытки в этом направлении (буклет «Даосизм», «Die inoffizielle Hochreligion Chinas» и ее авторитетная «Хроника даосских исследований на Западе, 1950–1990 »). На момент смерти ее работа осталась незавершенной.
Ссылки
[ редактировать ]- фон Фалькенхаузен, Лотар (февраль 1992 г.). «Некролог: Анна Катарина Зайдель (1938–1991)» . Журнал азиатских исследований . 51 (1): 242–243. дои : 10.1017/s0021911800047306 .