Дети Габры Мариам
Тайе Габра Мариам | |
---|---|
Рожденный | Март 1861 г. Камкам Карода, Ифаг, Бегемдер |
Умер | август 1924 г. |
Алака Тайе Габра Мариам ( Геэз : Алека Тайе Гебре Мариам , март 1861 — август 1924) — эфиопский учёный, учитель, писатель и проповедник.
Происхождение и образование
[ редактировать ]Тайе родился в Камкам Кароде, Ифаг в провинции Бегемдер , в марте 1861 года. [ 1 ] Первоначально он начал свое образование в церковной школе, но оно было прервано, когда его отец и дядя покинули провинцию, а его мать умерла во время эпидемии в 1867 году. [ 2 ] Тайе странствовал в поисках своего отца и дяди и добрался до Массауа , а вскоре после этого поступил в шведскую евангелическую миссионерскую школу в соседнем Монкулу в 1874 году. [ 2 ] [ 1 ] Миссия не нанимала Тая для переводческой и преподавательской работы до 1886 года. [ 1 ] Позже он вернется в свою родную провинцию в 1875 году. [ 2 ] Образование Тайе позволило ему овладеть языком геэз , а также учениями Эфиопской православной церкви . [ 2 ]
Тайе вернулся в Монкулу в 1880 году и в течение следующих 20 лет стал учителем и проповедником. [ 2 ] К тому времени, когда он вернулся в Бегемдер в 1889 году, он приобрел репутацию ученого. [ 2 ]
Сочинения и учения
[ редактировать ]В 1890-х годах Тайе работал над книгой по грамматике ( Matshafa Sawasew ), которая в конечном итоге была опубликована в Монкулло в 1897 году. [ 1 ] Книга была написана на амхарском языке и объясняла грамматику геэза , а также включала словарь геэза с амхарским переводом. [ 3 ]
Рас Мангаша Атикем, губернатор Багемдера, был впечатлен мастерством Тая и его книгой «Машафа Савасев» и рекомендовал его императору Менелику II . [ 4 ] Император поручил Тайе написать историю Эфиопии и позже наградил его золотой медалью. [ 2 ] Первой опубликованной исторической работой Тайе была социальная история Эфиопии в 1922 году под названием « Я-Итиопья Хизб Тарик» («История народа Эфиопии»). [ 2 ] Тайе также написал общую историю Эфиопии, но умер прежде, чем она была опубликована. [ 2 ]
Тайе был отправлен Менеликом II в 1905 году в Германию по просьбе Вильгельма II , который хотел, чтобы эфиопский ученый каталогизировал эфиопские рукописи и преподавал геэз в Берлинском университете . [ 2 ] Менелик, возможно, сделал это отчасти из-за своего собственного интереса к возвращению редких эфиопских книг из Германии. [ 4 ] По возвращении из Германии Тайе привез около 130 эфиопских книг. [ 5 ]
Алака передать две книги Тайе помогла Нью-Йоркской публичной библиотеке об абиссинских детских играх и народных историях. [ 6 ]
История народа Эфиопии
[ редактировать ]«Я-Итиопия Хизб Тарик» («История народа Эфиопии») была опубликована в 1922 году и стала первой опубликованной исторической работой Тая. [ 2 ] [ 7 ] Книга переиздавалась с некоторыми изменениями несколько раз на протяжении многих лет: в 1927, 1953, 1955, 1962, 1965 и 1971 годах, а ее первый английский перевод появился в 1987 году на основе первого издания. [ 8 ] В основном это собрание легенд и народных историй о разных народах Эфиопии. [ 7 ] В книге использованы несколько эфиопских и европейских источников, и на нее ссылается Херуй Вольде Селассие в одной из своих книг. [ 9 ] Он должен был стать частью более крупной работы, посвященной мировой истории, истории Эфиопии и, наконец, истории эфиопских царей, но работа была прервана итальянской оккупацией Эфиопии в 1935 году. [ 9 ]
Я-Итиопия Хизб Тарик оказала влияние и является источником многих устных историй Эфиопии в последние десятилетия. [ 10 ] В течение многих лет он использовался при преподавании истории Амхара и Эфиопии в государственных школах. [ 10 ] Он был куплен в больших количествах в 1960-х годах Министерством образования Эфиопии. [ 10 ]
Существуют споры о том, кто на самом деле является автором книги. [ 11 ] Херуй Вольде Селассие передал книгу прессе, и машинописный текст книги приписывают Селассие, но друзья и семья Алаки Тайе утверждают, что книга была написана Тайем, а не Селассие. [ 11 ] В последние годы появились более достоверные и убедительные доказательства того, что некоторые рукописи Алака Тайе были приобретены Херуем Вольде Селассие и опубликованы как его собственные работы, например, его книга «Вазема» . [ 12 ] Эфиопский историк Сержью Хабле Селассие считал, что эта книга «не отдает должного эрудиции [Тэя] и не отражает его истинные способности», поскольку она основана на «ненадежных источниках» и «совсем не систематична». [ 13 ]
«Йа-Итьопья Хизб Тарик» представляла собой, по сути, восьмую и девятую главы гораздо более длинного труда под названием «Я-Итьопья Мангист Тарик» («История Эфиопского государства»), работу над которым Тайе начал по просьбе Менелика II , возможно, еще в 1898 году. [ 7 ] Первые 21 главы и часть 22-й хранятся в рукописях в библиотеке Эфиопского монастыря в Иерусалиме , а микрофильмы которых хранятся в Монастырской рукописной библиотеке Хилла в колледже Святого Бенедикта и Университете Святого Иоанна . [ 14 ] Родственники и друзья Тая полагают, что работа была отправлена в печать в 1935 году Херуем Вольде Селассие под названием «История Эфиопии» или «История эфиопских королей», но так и не была завершена из-за Второй итало-эфиопской войны . [ 14 ]
Религия
[ редактировать ]Алака Тайе отправился с евангелической миссией в Кароду в 1898 году, но его учение вызвало сопротивление против него. [ 1 ] Он предстал перед судом губернатора Багемдера Раса Мангаша Атикема, но выиграл дело. [ 1 ]
Эфиопское православное духовенство считало Тайе еретиком из-за его протестантских убеждений, но первоначально его защищал император Менелик II . [ 2 ] Абуна несколько раз расспрашивал Тая о его вере. [ 2 ] После того, как Менелик II заболел в 1909 году, Тайе был обвинен в исповедании религии Цары Мариам (« Врагов Марии ») при дворе раса Вальды Гиоргиса , губернатора Багемдера. [ 5 ] Он был арестован в декабре 1910 года и заключен в тюрьму в Аддис-Абебе . [ 2 ] Однако Тэй был рад обучать других заключенных, и позже его поместили за пределы тюрьмы. [ 2 ] Позже он был освобожден из тюрьмы в 1918 году и восстановлен в должности официального автора правительства Эфиопии. [ 2 ] На решение поместить Тае в тюрьму, возможно, повлиял тот факт, что императрицей Тайту Бетул управляла империя во время болезни мужа и она была главой традиционной православной знати. [ 15 ]
В то время как Тайе подвергался преследованиям во время регентства императрицы Тайту Бетул во время болезни ее мужа Менелика II, он провел относительно мирное время во время правления Лиджа Иясу и Зевдиту и принца-регента Рас Тафари Маканнона . [ 16 ] Тафари был либерален в своей религиозной политике и нанял Тая в качестве политического советника. [ 16 ]
Две неопубликованные работы – «Словарь» и «Лекарство для души» – опровергают элементы и практики православного учения. [ 9 ]
В 1920-е годы он проповедовал в протестантской церкви Макана Йесус в Аддис-Абебе . [ 17 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Алака Тайе должен был жениться на женщине по имени Тирунеш в Монкулло в феврале 1889 года, но она умерла за четыре дня до свадьбы. [ 18 ] Позже он женился на женщине по имени Цехаиту, которая умерла несколько лет спустя. [ 18 ] Его последней женой была Вайзаро Тирунаш, на которой он был женат шесть месяцев до своей смерти. [ 18 ] Ни от одного брака у него не было детей. [ 18 ]
Тайе умер в августе 1924 года. [ 18 ] Его религиозные оппоненты отказались разрешить его похоронить в православной церкви Селассие, и приказ императрицы Зевдиту, разрешающий захоронение, не имел никакого эффекта. [ 18 ] Вместо этого его тело было доставлено в Гулале, место захоронения католиков . [ 18 ]
Список работ
[ редактировать ]- «Образ Иисуса», Монкулло, 1894 г. [ 16 ]
- Матшафа Савасев («Книга грамматики»), Монкулло, 1897 г. [ 1 ]
- «Евангелие от Иоанна», Монкулло, 1910 г. [ 16 ]
- «Псалом Христа , Портрет Иисуса, Портрет Спасителя мира», Асмэра, 1911 г. [ 16 ]
- Мазмура Крестос («Псалтирь Христова»), Асмэра, 1913 г. [ 2 ]
- Я-Итиопия Хизб Тарик («История эфиопского народа»), Аддис-Абеба, 1922 г. [ 2 ]
- Мезигебе Калати («Словарь») (неопубликованный) [ 9 ]
- «Лекарство для души» (неопубликовано) [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эшете 1971–1972 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Стол .
- ^ Эшете 1971–1972 , с. 14ф.
- ^ Jump up to: а б Эшете 1971–1972 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Эшете 1971–1972 , с. 17.
- ^ Джордж Ф. Блэк, доктор философии. (составитель) (1928). Эфиопия и Амхарика: список произведений публичной библиотеки Нью-Йорка . Публичная библиотека Нью-Йорка . стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б с Габра Марьям 1987 , с.
- ^ Габра Марьям 1987 , стр. я, х.
- ^ Jump up to: а б с д и Эшете 1971–1972 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Габра Марьям 1987 , с. ii.
- ^ Jump up to: а б Эшете 1971–1972 , с. 22ф.
- ^ Айеле, Фантахун (2016). «Алека Тайе Дж. Марьям: испытания и невзгоды» . ЭЖСС . 2 (1): 7.
- ^ Селассие, Серж Хабл (1972a). Древняя и средневековая история Эфиопии Аддис-Абеба. п. 5.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Габра Марьям 1987 , с. х.
- ^ Эшете 1971–1972 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и Эшете 1971–1972 , с. 21.
- ^ Эшете 1971–1972 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эшете 1971–1972 , с. 24.
Библиография
[ редактировать ]- Эшете, Алеме (1971–1972). «Алака Тайе Габра Мариам (1861–1924)» . Обзор эфиопских исследований . 25 :14–30. JSTOR 41299618 .
- Стол, Байру. «Габра-Мары, Алака Тайе » Словарь африканской христианской биографии Получено 31 января.
- Раб Мэри, мой чужой (1987). История народа Эфиопии Перевод Гровера Хадсона; Тексты песен Негаш. Уппсала: Центр многоэтнических исследований (Уппсальский университет – факультет искусств). ISBN 91-86624-12-1 . ISSN 0281-448X .