Jump to content

Велорекс

Велорекс
Велорекс 453-0
Продолжительность: 15 секунд.
Велорекс на видео

Velorex был производственным кооперативом в Солнице , Чехословакия . Среди примечательных продуктов — небольшой трехколесный автомобиль Type 562 , выпускавшийся с 1950-х по 1971 год, и коляска . Коляска по-прежнему производится в Чехии компанией Velorexport, преемником Velorex. [ 1 ]

Начиная с 1936 года два брата Франтишек (1914–1954) и Моймир (1924–2011) [ 2 ] Странски, владельцы мастерской по ремонту велосипедов в рыночном городке Парник (сегодня часть Чешской Тршебовой ), начали проектирование небольшого дешевого трехколесного автомобиля, вдохновленного трехколесными транспортными средствами от Morgan Motor Company . В 1943 году они построили свой первый прототип, используя стальные трубы, обернутые дюралевым листом, и некоторые велосипедные детали (позже они были заменены деталями от мотоциклов). Машину назвали Оскар («кара на осе», или «телега на оси»).

В 1945 году братья построили свою первую партию автомобилей, используя в качестве кузова кожаную ткань вместо листового металла. Три автомобиля были оснащены мотоциклетными двигателями ČZ объемом 250 куб. См (15 куб. Дюймов) объемом 150 куб. См (9 куб. Дюймов), три - двигателями PAL объемом 6 л.с. (4 кВт; 6 л.с.), 300 куб. См (18 куб. Дюймов) и шесть - двигателями Jawa . Цена составляла около четверти стоимости типичного автомобиля .

Послевоенная . чехословацкая автомобильная промышленность не смогла удовлетворить спрос населения на автомобили, что привело к длительным периодам ожидания и квотам Несколько моделей небольших автомобилей были построены либо любителями, либо небольшими тиражами (например, Kreibich, TRIGA Tripolino, JAB).

В 1950 году мастерская Странского была передана небольшой производственной компании Velo в Градце-Кралове , позже переименованной в Velorex. В 1951 году оборудование и шесть рабочих были перевезены на новый завод в Солнице . В том же году Oskar 54 было произведено 120 автомобилей ; год спустя - 180; а в 1954 году восемьдесят рабочих производили 40 автомобилей в месяц. 21 января 1954 года Франтишек Странский погиб в результате крушения испытательного прототипа. Его брат Моймир отказался от членства в Коммунистической партии Чехословакии и был уволен. В 1956 году название автомобиля было изменено на Velorex — Оскар , а затем просто на Velorex . В 1959 году предприятие производило 120 автомобилей в месяц. В 1961 году часть производства переехала на новый завод в Рыхнове-над-Кнежной . Максимальная скорость автомобиля составляла 30 км/ч.

Четырехколесный кабриолет Velorex

В 1963 году началось производство новой модели «Модель 16» (оснащенной двигателями ČZ 175 или Jawa 350 типа 572); В 1968 году модель была снова модернизирована. В 1971 году производство трехколесных автомобилей прекратилось, и компания перешла на производство четырехколесного автомобиля «Модель 435-0» с двигателем Jawa 350 тип 572-04. . Проблемы в конструкции и производстве, а также неспособность конкурировать с автомобилями более высокой категории (в том числе с дешевыми «Трабантами ») сделали четырехколесник коммерческим провалом, и его производство было остановлено в 1973 году. Планируется выпуск небольшого автомобиля, аналогичного Fiat 500 или рикшу грузовик, похожий на [ 3 ] не осуществилось.

Запчасти для автомобилей Velorex сначала производились на заводе в Солнице, а после 1975 года в Рыхнове-над-Кнежной. В середине 1980-х годов Индия пыталась получить лицензию на производство трехколесных транспортных средств; сделка провалилась, поскольку исходных инструментов больше не существовало.

Статистика

[ редактировать ]
Производственные показатели
Модель Общий
Оскар 54, Велорекс Оскар, Велорекс 16/250 2,500
Велорекс 16/175 800
Велорекс 16/350 12,000
квадроцикл 435-0 1,380

Около половины продукции было экспортировано в Восточного блока страны ( Венгрию , Польшу , Болгарию , ГДР ) — всего 7540 автомобилей. В Чехословакии спрос превысил предложение и новые автомобили продавались только инвалидам после тщательной проверки официальной комиссией. Часть продукции была передана предприятиям и организациям.

По состоянию на 1996 год 62,5% трехколесных транспортных средств, проданных в Чехословакии, все еще были зарегистрированы. [ 4 ] По состоянию на 2006 год автомобиль все еще можно увидеть время от времени, и он приобрел культовый статус среди своих владельцев. В Чехии существует несколько клубов Velorex . Митинги регулярно организуются в Босковице (последний раз в 2007 году) и в Липнице-над-Сазавой , внутри замка Липнице. До 2000 года требовались только права на вождение мотоцикла (А), затем права В1 (автомобиль с 17 лет).

Технические параметры

[ редактировать ]

Velorex был построен на раме из сварных стальных труб, а кузов состоял из винила (называемого «Игелит»), натянутого на клетку и прикрепленного с помощью поворотных кнопок. Как и большинство других типов трехколесных транспортных средств, Velorex имел два колеса спереди и одно сзади.

  • спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
  • два сиденья,
  • мотоциклетный двигатель Jawa 250, двухтактный, одноцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, 248,5 см³, 9 л.с. при 4250 об/мин,
  • расход топлива: 3,6 л/100 км,
  • вес: без нагрузки 205 кг, макс 395 кг,
  • длина 3,1 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м. [ 5 ]

Оскара 16/250

[ редактировать ]
  • спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
  • два сиденья,
  • мотоциклетный двигатель Jawa 250, двухтактный, одноцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, 248,5 см³, 9 л.с. (позже 12 л.с.) при 4250 об/мин,
  • расход топлива: 3,6 л/100 км,
  • вес: без нагрузки 205 кг, макс 395 кг,
  • длина 3,25 м, ширина 1,38 м, высота 1,25 м.
  • шины меньшего размера, чем у Оскара 54 [ 6 ]

Велорекс 16/175

[ редактировать ]
  • спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
  • два сиденья,
  • мотоциклетный двигатель ČZ 175 - 505, двухтактный, одноцилиндровый, принудительное воздушное охлаждение, 171,8 см³, 8,5 л.с. при 4500 об/мин,
  • расход топлива: 5 л/100 км,
  • вес: без груза 290 кг, макс 490 кг,
  • длина 3,1 м, ширина 1,4 м, высота 1,24 м. [ 7 ]

Велорекс 16/350

[ редактировать ]
  • спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
  • два сиденья,
  • мотоциклетный двигатель Jawa 350 – 572, двухтактный, двухцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, 344 см³, 11,8 кВт (16 л.с.) при 4750 об/мин.
  • крейсерская скорость 60 км/ч (макс 85 км/ч),
  • вес: 310 кг без груза, макс 500 кг,
  • длина 3,1 м, ширина 1,4 м, высота 1,24 м. [ 8 ]

Велорекс 435-0

[ редактировать ]
  • квадроцикл [ 9 ]
  • двигатель Jawa 350/572, принудительное воздушное охлаждение, 17 л.с. при 4750 об/мин,
  • вес: 385 кг без груза, макс 585 кг,
  • расход топлива: 6,5 л/100 км,
  • максимальная скорость 80 км/ч,
  • длина 2,89 м, ширина 1,15 м, высота 1,365 м.

Коляски Velorex

[ редактировать ]
Мотоцикл Jawa 350 с коляской Velorex

Спрос на комбинации мотоциклов и колясок в Советском Союзе привел к тому, что Jawa потребовала построить мотоцикл, способный тянуть коляску, а Velorex - построить для него коляску. В ответ Jawa построила свой мотоцикл 354, обладающий достаточной прочностью и мощностью для использования с коляской, а Velorex построил коляску Type 560.

В 1974 году компания Jawa построила 350-кубовый мотоцикл Type 634, который был специально разработан для использования в составе коляски в Советском Союзе. Jawa Type 634 выдавал 28 л.с. при 5252 об/мин и впечатляющий крутящий момент в 38 футов/фунтов при 3800 об/мин, что соответствует оригинальному 750-кубовому Triumph Boneville. Электрика питалась от динамо-машины на 6 Вольт мощностью 75 Вт, в отличие от динамо-системы Jawa Type 354 на 6 Вольт мощностью 45 Вт. В ответ на это компания Velorex создала коляску Type 562, которая была прочнее, чем Type 560, но при этом была проще в сборке, тем самым улучшив темпы производства, что было проблемой при производстве Type 560. С 1974 года Velorex произвел около 290 000 колясок Type 562. до конца 1990-х годов.

В 1986 году компания Jawa заменила мотоцикл Type 634 более мощным мотоциклом Type 638 объемом 350 куб.см, который первоначально производил 34 л.с. при 6500 об/мин и крутящий момент 30 футов/фунтов при 3800 об/мин, который также был доступен с прикрепленной коляской Velorex 562.

Начиная с 1988 года мощность Type 638 была снижена до 25 л.с. при 5252 об/мин из соображений Европейского Союза по выбросам. Для голландского рынка его мощность была изменена до 23 л.с. при 5252 об/мин, чтобы удовлетворить уникальные требования Голландии по выбросам того времени.

В 1990 году компания Jawa повторно представила двигатель Type 634, теперь оснащенный 12-вольтовым генератором Magneton мощностью 228 Вт , в шасси мотоцикла Type 638 как Type 632. Этот мотоцикл оказался лучшим вариантом для коляски, чем теперь уже отрегулированный мотоцикл Type 638.

В 1990 году компания Velorex выпустила коляску Type 710, которая продавалась с прикрепленным к ней мотоциклом Type 632.

Модель 638 с дисковым передним тормозом и прикрепленной коляской Velorex Type 710 также продавалась вместе с комбинацией Type 632 как Type 639 с 1990 года.

Мотоциклы Jawa, предназначенные для использования с коляской, в отличие от одиночных мотоциклов, имеют меньшие звездочки коробки передач с 15 или 16 зубьями (18 зубьев на одиночных мотоциклах), крепление на поворотном рычаге заднего тормозного троса для крепления собственного тормозного троса коляски, левый подставка для ног с креплением для тормозного троса коляски и модифицированный жгут проводов в задней части велосипеда с электроразъемом для освещения и аксессуаров коляски.

На некоторых машинах под передней бабкой устанавливался регулируемый рулевой демпфер фрикционного типа, однако в дальнейшем это оказалось ненужным из-за хороших управляемых характеристик агрегата в целом. Эта функция иногда устанавливалась на машины Тип 634, Тип 638, Тип 632, Тип 639 и Тип 640 с 1974 года по настоящее время.

Velorex Type 710 имел более обтекаемую форму, напоминая кабину реактивного истребителя, с большим открывающимся вперед лобовым стеклом из плексигласа, а также внутренним пространством с большим количеством места для ног. Место для хранения вещей за теперь полноразмерным сиденьем со спинкой было в 3 раза больше, чем у коляски Type 562. По этой причине Type 710 считался и до сих пор считается лучшим коляской Velorex, когда-либо производившейся.

У колясок Type 562 и Type 710 одинаковое шасси, отличается только конструкция кузова. Оба оснащены 16-дюймовыми или 18-дюймовыми колесами диаметром 160 мм. Барабанный тормоз с одной ведущей колодкой диаметром, который при установке на мотоцикл Jawa связан с задним тормозным механизмом для обеспечения сбалансированного торможения.

И коляски Velorex Type 562 и Type 710 продавались по всему миру отдельно с установочными комплектами для различных иностранных типов мотоциклов, включая Harley Davidson, Honda, Triumph и т. д.

В настоящее время Jawa по-прежнему продает 350-кубовый мотоцикл Type 640 в сочетании с коляской Velorex Type 562 в Европе и Великобритании. В настоящее время это единственный большой двухтактный мотоцикл, соответствующий действующим нормам Европейского Союза по выбросам.

Кооператив распался вскоре после Бархатной революции , но с тех пор мощности по производству колясок были приватизированы, и производство колясок возобновилось под названием Velorexport. [ 1 ]

«Новый Велорекс»

[ редактировать ]
Велюр-X-Трайк

Компания Motoscoot, реселлер мотоциклов из Чехии, планирует производить современный трехколесный спортивный автомобиль под названием Velor-X-Trike (первоначально New Velorex). Проект был обнародован в марте 2010 года, и компания рассчитывает собирать около 5–10 автомобилей в год. [ 10 ]

Модель Velor-X-Trike не имеет ничего общего с недавними разработками Моймира Странского, автора оригинального Velorex. [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Классические велосипеды и коляски - История Velorexport» . Ccab.co.za. Архивировано из оригинала 7 октября 2011 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
  2. ^ «Моймир Странский умер» (на чешском языке). Velorexy.CZ . Проверено 5 ноября 2011 г.
  3. ^ «Velorex.cz: Nakladni-Velorex (на чешском языке)» . Velorexy.cz . Проверено 5 ноября 2011 г.
  4. ^ «История Вывоза (на чешском языке)» . Velorex.com . Проверено 5 ноября 2011 г.
  5. ^ «Технические данные Oskar 54 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 05 января 2013 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
  6. ^ «Технические данные Oskar 16/250 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
  7. ^ «Технические данные Velorex 16/175 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
  8. ^ «Технические данные Velorex 16/350 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
  9. ^ «Технические данные Velorex 453-0 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorexy.cz . Проверено 5 ноября 2011 г.
  10. ^ Веб-сайт Velor-X-Trike (cz, en, de)
  11. ^ Досталек, Милослав (28 апреля 2010 г.). «Дизайнер Velorex готовит новую модель» . Deník.cz (на чешском языке). Дневник . Проверено 28 апреля 2010 г.

Литература

[ редактировать ]
  • Иво Файман: Velorex: история, развитие, технологии, настоящее время ( Velorex: история, дизайн, технологии, настоящее время ), Града, 2010, ISBN   978-80-247-3274-9 . Книга готовилась с 2006 года группой энтузиастов Velorex. Среди прочего содержит каталог сохранившихся автомобилей.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6f9ab8b202f0e008d59fd191ec9f356__1725733620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/56/d6f9ab8b202f0e008d59fd191ec9f356.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Velorex - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)