Велорекс

Velorex был производственным кооперативом в Солнице , Чехословакия . Среди примечательных продуктов — небольшой трехколесный автомобиль Type 562 , выпускавшийся с 1950-х по 1971 год, и коляска . Коляска по-прежнему производится в Чехии компанией Velorexport, преемником Velorex. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Начиная с 1936 года два брата Франтишек (1914–1954) и Моймир (1924–2011) [ 2 ] Странски, владельцы мастерской по ремонту велосипедов в рыночном городке Парник (сегодня часть Чешской Тршебовой ), начали проектирование небольшого дешевого трехколесного автомобиля, вдохновленного трехколесными транспортными средствами от Morgan Motor Company . В 1943 году они построили свой первый прототип, используя стальные трубы, обернутые дюралевым листом, и некоторые велосипедные детали (позже они были заменены деталями от мотоциклов). Машину назвали Оскар («кара на осе», или «телега на оси»).
В 1945 году братья построили свою первую партию автомобилей, используя в качестве кузова кожаную ткань вместо листового металла. Три автомобиля были оснащены мотоциклетными двигателями ČZ объемом 250 куб. См (15 куб. Дюймов) объемом 150 куб. См (9 куб. Дюймов), три - двигателями PAL объемом 6 л.с. (4 кВт; 6 л.с.), 300 куб. См (18 куб. Дюймов) и шесть - двигателями Jawa . Цена составляла около четверти стоимости типичного автомобиля .
Послевоенная . чехословацкая автомобильная промышленность не смогла удовлетворить спрос населения на автомобили, что привело к длительным периодам ожидания и квотам Несколько моделей небольших автомобилей были построены либо любителями, либо небольшими тиражами (например, Kreibich, TRIGA Tripolino, JAB).
В 1950 году мастерская Странского была передана небольшой производственной компании Velo в Градце-Кралове , позже переименованной в Velorex. В 1951 году оборудование и шесть рабочих были перевезены на новый завод в Солнице . В том же году Oskar 54 было произведено 120 автомобилей ; год спустя - 180; а в 1954 году восемьдесят рабочих производили 40 автомобилей в месяц. 21 января 1954 года Франтишек Странский погиб в результате крушения испытательного прототипа. Его брат Моймир отказался от членства в Коммунистической партии Чехословакии и был уволен. В 1956 году название автомобиля было изменено на Velorex — Оскар , а затем просто на Velorex . В 1959 году предприятие производило 120 автомобилей в месяц. В 1961 году часть производства переехала на новый завод в Рыхнове-над-Кнежной . Максимальная скорость автомобиля составляла 30 км/ч.

В 1963 году началось производство новой модели «Модель 16» (оснащенной двигателями ČZ 175 или Jawa 350 типа 572); В 1968 году модель была снова модернизирована. В 1971 году производство трехколесных автомобилей прекратилось, и компания перешла на производство четырехколесного автомобиля «Модель 435-0» с двигателем Jawa 350 тип 572-04. . Проблемы в конструкции и производстве, а также неспособность конкурировать с автомобилями более высокой категории (в том числе с дешевыми «Трабантами ») сделали четырехколесник коммерческим провалом, и его производство было остановлено в 1973 году. Планируется выпуск небольшого автомобиля, аналогичного Fiat 500 или рикшу грузовик, похожий на [ 3 ] не осуществилось.
Запчасти для автомобилей Velorex сначала производились на заводе в Солнице, а после 1975 года в Рыхнове-над-Кнежной. В середине 1980-х годов Индия пыталась получить лицензию на производство трехколесных транспортных средств; сделка провалилась, поскольку исходных инструментов больше не существовало.
Статистика
[ редактировать ]Модель | Общий |
---|---|
Оскар 54, Велорекс Оскар, Велорекс 16/250 | 2,500 |
Велорекс 16/175 | 800 |
Велорекс 16/350 | 12,000 |
квадроцикл 435-0 | 1,380 |
Около половины продукции было экспортировано в Восточного блока страны ( Венгрию , Польшу , Болгарию , ГДР ) — всего 7540 автомобилей. В Чехословакии спрос превысил предложение и новые автомобили продавались только инвалидам после тщательной проверки официальной комиссией. Часть продукции была передана предприятиям и организациям.
По состоянию на 1996 год 62,5% трехколесных транспортных средств, проданных в Чехословакии, все еще были зарегистрированы. [ 4 ] По состоянию на 2006 год автомобиль все еще можно увидеть время от времени, и он приобрел культовый статус среди своих владельцев. В Чехии существует несколько клубов Velorex . Митинги регулярно организуются в Босковице (последний раз в 2007 году) и в Липнице-над-Сазавой , внутри замка Липнице. До 2000 года требовались только права на вождение мотоцикла (А), затем права В1 (автомобиль с 17 лет).
Технические параметры
[ редактировать ]Velorex был построен на раме из сварных стальных труб, а кузов состоял из винила (называемого «Игелит»), натянутого на клетку и прикрепленного с помощью поворотных кнопок. Как и большинство других типов трехколесных транспортных средств, Velorex имел два колеса спереди и одно сзади.
Оскар 54
[ редактировать ]- спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
- два сиденья,
- мотоциклетный двигатель Jawa 250, двухтактный, одноцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, 248,5 см³, 9 л.с. при 4250 об/мин,
- расход топлива: 3,6 л/100 км,
- вес: без нагрузки 205 кг, макс 395 кг,
- длина 3,1 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м. [ 5 ]
Оскара 16/250
[ редактировать ]- спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
- два сиденья,
- мотоциклетный двигатель Jawa 250, двухтактный, одноцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, 248,5 см³, 9 л.с. (позже 12 л.с.) при 4250 об/мин,
- расход топлива: 3,6 л/100 км,
- вес: без нагрузки 205 кг, макс 395 кг,
- длина 3,25 м, ширина 1,38 м, высота 1,25 м.
- шины меньшего размера, чем у Оскара 54 [ 6 ]
Велорекс 16/175
[ редактировать ]- спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
- два сиденья,
- мотоциклетный двигатель ČZ 175 - 505, двухтактный, одноцилиндровый, принудительное воздушное охлаждение, 171,8 см³, 8,5 л.с. при 4500 об/мин,
- расход топлива: 5 л/100 км,
- вес: без груза 290 кг, макс 490 кг,
- длина 3,1 м, ширина 1,4 м, высота 1,24 м. [ 7 ]
Велорекс 16/350
[ редактировать ]- спроектирован как специальный автомобиль для инвалидов,
- два сиденья,
- мотоциклетный двигатель Jawa 350 – 572, двухтактный, двухцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, 344 см³, 11,8 кВт (16 л.с.) при 4750 об/мин.
- крейсерская скорость 60 км/ч (макс 85 км/ч),
- вес: 310 кг без груза, макс 500 кг,
- длина 3,1 м, ширина 1,4 м, высота 1,24 м. [ 8 ]
Велорекс 435-0
[ редактировать ]- квадроцикл [ 9 ]
- двигатель Jawa 350/572, принудительное воздушное охлаждение, 17 л.с. при 4750 об/мин,
- вес: 385 кг без груза, макс 585 кг,
- расход топлива: 6,5 л/100 км,
- максимальная скорость 80 км/ч,
- длина 2,89 м, ширина 1,15 м, высота 1,365 м.
Коляски Velorex
[ редактировать ]
Спрос на комбинации мотоциклов и колясок в Советском Союзе привел к тому, что Jawa потребовала построить мотоцикл, способный тянуть коляску, а Velorex - построить для него коляску. В ответ Jawa построила свой мотоцикл 354, обладающий достаточной прочностью и мощностью для использования с коляской, а Velorex построил коляску Type 560.
В 1974 году компания Jawa построила 350-кубовый мотоцикл Type 634, который был специально разработан для использования в составе коляски в Советском Союзе. Jawa Type 634 выдавал 28 л.с. при 5252 об/мин и впечатляющий крутящий момент в 38 футов/фунтов при 3800 об/мин, что соответствует оригинальному 750-кубовому Triumph Boneville. Электрика питалась от динамо-машины на 6 Вольт мощностью 75 Вт, в отличие от динамо-системы Jawa Type 354 на 6 Вольт мощностью 45 Вт. В ответ на это компания Velorex создала коляску Type 562, которая была прочнее, чем Type 560, но при этом была проще в сборке, тем самым улучшив темпы производства, что было проблемой при производстве Type 560. С 1974 года Velorex произвел около 290 000 колясок Type 562. до конца 1990-х годов.
В 1986 году компания Jawa заменила мотоцикл Type 634 более мощным мотоциклом Type 638 объемом 350 куб.см, который первоначально производил 34 л.с. при 6500 об/мин и крутящий момент 30 футов/фунтов при 3800 об/мин, который также был доступен с прикрепленной коляской Velorex 562.
Начиная с 1988 года мощность Type 638 была снижена до 25 л.с. при 5252 об/мин из соображений Европейского Союза по выбросам. Для голландского рынка его мощность была изменена до 23 л.с. при 5252 об/мин, чтобы удовлетворить уникальные требования Голландии по выбросам того времени.
В 1990 году компания Jawa повторно представила двигатель Type 634, теперь оснащенный 12-вольтовым генератором Magneton мощностью 228 Вт , в шасси мотоцикла Type 638 как Type 632. Этот мотоцикл оказался лучшим вариантом для коляски, чем теперь уже отрегулированный мотоцикл Type 638.
В 1990 году компания Velorex выпустила коляску Type 710, которая продавалась с прикрепленным к ней мотоциклом Type 632.
Модель 638 с дисковым передним тормозом и прикрепленной коляской Velorex Type 710 также продавалась вместе с комбинацией Type 632 как Type 639 с 1990 года.
Мотоциклы Jawa, предназначенные для использования с коляской, в отличие от одиночных мотоциклов, имеют меньшие звездочки коробки передач с 15 или 16 зубьями (18 зубьев на одиночных мотоциклах), крепление на поворотном рычаге заднего тормозного троса для крепления собственного тормозного троса коляски, левый подставка для ног с креплением для тормозного троса коляски и модифицированный жгут проводов в задней части велосипеда с электроразъемом для освещения и аксессуаров коляски.
На некоторых машинах под передней бабкой устанавливался регулируемый рулевой демпфер фрикционного типа, однако в дальнейшем это оказалось ненужным из-за хороших управляемых характеристик агрегата в целом. Эта функция иногда устанавливалась на машины Тип 634, Тип 638, Тип 632, Тип 639 и Тип 640 с 1974 года по настоящее время.
Velorex Type 710 имел более обтекаемую форму, напоминая кабину реактивного истребителя, с большим открывающимся вперед лобовым стеклом из плексигласа, а также внутренним пространством с большим количеством места для ног. Место для хранения вещей за теперь полноразмерным сиденьем со спинкой было в 3 раза больше, чем у коляски Type 562. По этой причине Type 710 считался и до сих пор считается лучшим коляской Velorex, когда-либо производившейся.
У колясок Type 562 и Type 710 одинаковое шасси, отличается только конструкция кузова. Оба оснащены 16-дюймовыми или 18-дюймовыми колесами диаметром 160 мм. Барабанный тормоз с одной ведущей колодкой диаметром, который при установке на мотоцикл Jawa связан с задним тормозным механизмом для обеспечения сбалансированного торможения.
И коляски Velorex Type 562 и Type 710 продавались по всему миру отдельно с установочными комплектами для различных иностранных типов мотоциклов, включая Harley Davidson, Honda, Triumph и т. д.
В настоящее время Jawa по-прежнему продает 350-кубовый мотоцикл Type 640 в сочетании с коляской Velorex Type 562 в Европе и Великобритании. В настоящее время это единственный большой двухтактный мотоцикл, соответствующий действующим нормам Европейского Союза по выбросам.
Кооператив распался вскоре после Бархатной революции , но с тех пор мощности по производству колясок были приватизированы, и производство колясок возобновилось под названием Velorexport. [ 1 ]
«Новый Велорекс»
[ редактировать ]Компания Motoscoot, реселлер мотоциклов из Чехии, планирует производить современный трехколесный спортивный автомобиль под названием Velor-X-Trike (первоначально New Velorex). Проект был обнародован в марте 2010 года, и компания рассчитывает собирать около 5–10 автомобилей в год. [ 10 ]
Модель Velor-X-Trike не имеет ничего общего с недавними разработками Моймира Странского, автора оригинального Velorex. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Классические велосипеды и коляски - История Velorexport» . Ccab.co.za. Архивировано из оригинала 7 октября 2011 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Моймир Странский умер» (на чешском языке). Velorexy.CZ . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Velorex.cz: Nakladni-Velorex (на чешском языке)» . Velorexy.cz . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «История Вывоза (на чешском языке)» . Velorex.com . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Технические данные Oskar 54 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 05 января 2013 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Технические данные Oskar 16/250 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Технические данные Velorex 16/175 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Технические данные Velorex 16/350 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorex.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Технические данные Velorex 453-0 с сайта Velorex.com, на чешском языке» . Velorexy.cz . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Веб-сайт Velor-X-Trike (cz, en, de)
- ^ Досталек, Милослав (28 апреля 2010 г.). «Дизайнер Velorex готовит новую модель» . Deník.cz (на чешском языке). Дневник . Проверено 28 апреля 2010 г.
Литература
[ редактировать ]- Иво Файман: Velorex: история, развитие, технологии, настоящее время ( Velorex: история, дизайн, технологии, настоящее время ), Града, 2010, ISBN 978-80-247-3274-9 . Книга готовилась с 2006 года группой энтузиастов Velorex. Среди прочего содержит каталог сохранившихся автомобилей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Краткий обзор
- Velorexy.cz (на чешском языке, также есть английская навигация) с каталогом других веб-сайтов, связанных с Velorex , огромным количеством Velorex в гараже , сотнями статей.
- Клуб Velorex в Босковице. Архивировано 11 января 2013 г. в archive.today (на чешском языке).
- ВЕЛОРЭКС в Германии