Тонита Пенья
Тонита Пенья | |
---|---|
Quah ah | |
![]() | |
Рожденный | Сан -Ильдефонсо Пуэбло, Нью -Мексико, США | 10 мая 1893 г.
Умер | 9 сентября 1949 г. В Нью -Мексико, США | (в возрасте 56 лет)
Место отдыха | Кочити Пуэбло кладбище, Кочити Пуэбло , округ Сандовал, Нью -Мексико |
Известен для | Живопись американских индейцев, Pueblo Art |
Стиль | ручка и чернила с акварелью на бумаге, фрески |
Движение | Группа самоучки Сан-Ильдефонсо |
Супруга (ы) | Хуан Росарио Чавес (м. 1908–1910; Смерть), Фелипе Эррера (м. 1913–1920; Смерть), Эрчер Эпитио (М.1922–1949; Смерть) |
Дети | 6, включая Джо Хиларио Эррера |
Родственники | Мартина Бдитель Монтойя (тетя) |
Покровитель (ы) | Эдгар Ли Хьюитт |


Тонита Пенья (родилась в 1893 году в Сан -Ильдефонсо , умерла в 1949 году в Пуэбло, штат Нью -Мексико [ 1 ] ) Родился как Quah ah (означает белые коралловые бусы), но также использовал имя Тонита Бдитель Пенья и Марию Антония Тонита Пенья [ 2 ] Пенья была известным художником Пуэбло, специализирующимся на ручке и чернилах на бумаге, украшенной акварелью. [ 1 ] Она была известным и влиятельным художником-коренным американцем и учителем искусства начала 1920-х и 1930-х годов. [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Тонита Пенья родилась 10 мая 1893 года в Сан -Илдефонсо Пуэбло , штат Нью -Мексико, у родителей Ассенсион Бдение Пенья и Нативидад Пенья. [ 1 ] Когда ей было 12 лет, ее мать и младшая сестра умерли в результате осложнений из -за гриппа . [ 3 ] Ее отец не смог заботиться о ней, и ее отвезли в Кочити Пуэбло и воспитывали ее тетя Мартину Вигл Монтойя , выдающуюся Кочити Пуэбло Поттер. [ 3 ] [ 4 ] Пенья посещала индийскую школу Святой Екатерины в Санта -Фе. [ 5 ]
Карьера и позже жизнь
[ редактировать ]Эдгар Ли Хьюетт , антрополог, участвующий в контроле ближайших раскопок Frijoles Canyon (ныне Bandelier National Monument ), сыграл важную роль в развитии карьеры нескольких художников -самоучки Сан -Ильдефонсо, включая Тониту Пенью. Хьюитт приобрел картины Пенья для музея Нью -Мексико и снабдил ее качественной краской и бумагой. [ 6 ] Пенья начала получать больше известности к концу 1910 -х годов, продавая все большую сумму своей работе коллекционерам и отель La Fonda . Большая часть этой ранней работы была сделана из культурного предмета Пуэбло, в стиле, вдохновленном историческими работами коренных американцев, однако ее использование художников мольберта и западной живописи приобрела ее принятие среди своих европейско-американских современников в мире искусства. В возрасте 25 лет она продемонстрировала свои работы в музеях и галереях в районе Санта -Фе и Альбукерке. [ 7 ]
В начале 1920 -х годов Тонита не знала, сколько ее живопись продана в музее Нью -Мексико, поэтому она написала письма администраторам, потому что местный фермер беспокоился, что ей платят слишком мало. [ 8 ]
В 1930 -х годах Пенья была инструктором в индийской школе Санта -Фе и в индийской школе Альбукерке [ 1 ] и единственная женщина-художник из группы самоучки Сан-Ильдефонсо , в которую входили такие известные артисты, как Альфонсо Ройбал , Джулиан Мартинес , Абель Санчес (Оква Пи) , Крестено Мартинес и Энкарнацион Пенья. [ 9 ] [ 10 ] Будучи детьми, эти художники посещали дневную школу Сан -Ильдефонсо, которая была частью Закона о Доусе 1887 года , предназначенного для воспитания и ассимиляции детей коренных американцев в основное американское общество. [ 6 ]
В 1931 году Тонита Пенья выставлена на выставке индийского племенного искусства , которая была представлена в галереях Grand Central Art в Нью -Йорке. [ 2 ] [ 11 ] Работы с этой выставки были показаны на Венецианской биеннале 1932 года . Этот год - единственный раз, когда художники коренных американцев показали в официальном павильоне Соединенных Штатов в этом биеннале, и картины Тониты Пенья были частью этой выставки. [ 12 ] Ее танец баскет , который показал в Венецианской биеннале, был приобретен Музеем американского искусства Уитни в Нью -Йорке за 225 долларов. [ 13 ] Это была самая высокая цена, оплаченная до этого времени за картину Пуэбло, и большинство картин коренных американцев в настоящее время продавались от 2 до 25 долларов. [ 2 ]
Работа Пеньи была частью растяжения холста: восемь десятилетий местной живописи (2019–2021), опроса в Национальном музее американского индейца Джорджа Густава Хей -Хей в Нью -Йорке. [ 14 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Пенья умерла 9 сентября 1949 года. При смерти Пенья все ее оставшиеся картины и личные эффекты были сожжены в соответствии с таможнями Пуэбло. [ 1 ] [ 3 ]
Королевское искусство, от утилитарного искусства до искусств мольберта, повлияло на изменение современных европейских американцев на перспективы эстетической и духовной ценности культур и идентичностей коренных американцев. [ 15 ] Работа Пенья подчеркнула роль женщин в повседневной жизни, и ему приписывают расширение ожиданий женщин в искусстве, отказываясь ограничивать себя обычной женской роли Поттера. [ 16 ] Ее сын Джо Херрера , оказав большое влияние на его мать, стал важной фигурой в американском модернизме. [ 17 ]
Работа Пенья находится в коллекциях в Американском музее естественной истории в Нью -Йорке, Музее искусств Кливленда в Огайо, Институте науки Крэнбрук в Мичигане, Доме Асекии Мадре в Санта -Фе, Нью -Йорк Херд в Аризоне, Дартмут Колледж Колледж в Нью -Гемпшире, Музей антропологии Хаффенреффера в Университете Брауна и Музей Пибоди в Гарварде . [ 18 ] [ 16 ] Она продолжала провести национальные художественные выставки посмертно. [ 16 ]
Кратер на планете Венера был назван в честь Тониты Пенья. [ 19 ]
Влияет на социальные изменения
[ редактировать ]Пенья не приняла устоявшуюся роли женщин в искусстве на рынке художественного рынка коренных американцев начала 20-го века. Она сосредоточилась в первую очередь на двухмерных работах на бумаге, а не на более устоявшейся принятой гончарной среде своих современников. [ 3 ] Помимо ее выбора среды, предмет Пеньи также раздвинула гендерные границы. В то время она была активной, только мужчины разрешали изображать живых людей в их работе. [ 18 ] Другим способом, которым Пенья отвергла традиционные роли женщин, было то, как она подошла к своей роли матери. Вопреки традициям своего племени и Америки в целом, она решила, чтобы другие воспитывали некоторых своих детей, чтобы сосредоточиться на завершении своего образования, а также на дальнейшем своей карьере. В течение своей жизни правительство США выдвинуло идею ассимилирования коренных американцев в американской культуре. Работа Пенья стало местом сопротивления этим усилиям, подтверждая важность церемониальных танцев как решающих для выживания культуры Пуэбло. [ 20 ]
Критики
[ редактировать ]Критика Пеньи можно найти в рамках изучения «традиционного» искусства коренных американцев, а не «белого покровителя» поддержало искусство коренных американцев. [ 21 ] Работа, сделанные коренными американцами и собранные белыми посетителями, не выполняли традиционных функций в общинах коренных американцев. [ 15 ] Критики Пеньи были не только устоявшимся миром искусства, но и ее собственным племенем. Многие из картин Пенья изображали священные ритуалы, и ее коллеги по племенам полагали, что это были неуместные предметы, чтобы изобразить и делиться вне племени. [ 3 ] [ 16 ] Эпитасио Аркеро, губернатор Пуэбло и мужа Пенья во время самых горячих протестов, защищала предмет, заявив, что ее картины изображали только предмет, уже видимый для посторонних. После спора работа Пенья изменилась, чтобы сосредоточиться на культуре Пуэбло и традициях, которые не были священными или частными по своей природе. [ 3 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Тонита вышла замуж три раза и имела шестеро детей. Первый брак Пеньи был в 1908 году в возрасте 15 лет, арантировано старейшинами деревни Хуану Росарио Чавесу, [ 3 ] Однако он умер в 1912 году. [ 5 ] У нее было двое детей с Чавесом, и после его смерти она смогла временно оставить детей со своей тетиной Мартиной Монтойей, чтобы она могла закончить свое школьное образование. [ 5 ]
В 1913 году у Пенья был второй устроенный брак, на этот раз Фелипе Эррере, который погиб в результате горнодобывающей аварии в 1920 году. [ 1 ] [ 3 ] Ее сын Джо Хиларио Эррера (с мужем Фелипе Эррера) был известным художником. [ 22 ] [ 23 ]
Ее последний брак был в 1922 году для Эпитасио Аркеро, политика, который важные племенные офисы в Кочити Пуэбло, [ 24 ] И вместе у них было трое детей. [ 25 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Oasisa American
- Список художников коренных американцев
- Визуальное искусство коренных народов Америки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «ТОНИТА ПЕНА ПУЕБЛО ХАЙКАТЕР» . Американское искусство . 2010 год . Получено 21 октября 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ojibwa. «Индейцы 101: Художественные музеи открывают индийское искусство» . Nother American Netroots, Daily Kos . Получено 21 октября 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Джейкобс, Маргарет Д. (1999). Согласованные встречи: феминизм и культуры Пуэбло, 1879–1934 . U of Nebraska Press. с. 176 . ISBN 978-0-8032-2586-2 Полем
Tonita Quah ah вратарь.
- ^ Гольдберг, Джоди. "Тонита Пенья" . Известные художники . ERCSD . Получено 21 октября 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Грей, Сэмюэль Л. (1990). Тонита Пенья: Quah AH, 1893-1949 . Avanue Pub. п. 16. ISBN 978-0-936755-17-5 .
- ^ Jump up to: а беременный Rushing III, W. Jackson (1999). Искусство коренных американцев в двадцатом веке . Лондон: Routledge. ISBN 0415137489 .
- ^ "Тонита Бдение Пенья (1893–1949) Quah ah " Adobe Gallery Юго -Западной Индии марта 8 ,
- ^ Джейкобс, Маргарет Д. Разработанные встречи: феминизм и культуры Пуэбло, 1879–1934. U of Nebraska Press, 1999. Тонита Пена (Quah ah), Pueblo Painter: утверждение идентичности посредством непрерывности и изменений (научная статья)
- ^ Wander, Robin (22 февраля 2012 г.). «Основные моменты из коллекции картин коренных американцев Стэнфорда представлены в память и рынках: живопись Пуэбло в начале 20 -го века» . Стэнфордские новости . Стэнфордский университет, Cantor Art Center . Получено 22 октября 2014 года .
- ^ Корт, Кэрол; Соннборн, Лиз (2002). А до z американских женщин в изобразительном искусстве . Нью -Йорк, Нью -Йорк: FACS ON File, Inc. с. 174. ISBN 0-8160-4397-3 .
- ^ Ojibwa (28 октября 2011 г.). «Художественные музеи открывают индийское искусство» . Коренные американцы сеть . Получено 21 октября 2014 года .
- ^ Хортон, Джессика Л. (весна 2015). «Облако в Венеции: Фред Каботи и павильон США 1932 года» . Американское искусство . 29 (1): 56. doi : 10.1086/681655 . JSTOR 10.1086/681655 . S2CID 191054239 . Получено 16 апреля 2023 года .
- ^ Хортон, Джессика Л. (весна 2015). «Облако в Венеции: Фред Каботи и павильон США 1932 года» . Американское искусство . 29 (1): 75. doi : 10.1086/681655 . JSTOR 10.1086/681655 . S2CID 191054239 . Получено 16 апреля 2023 года .
- ^ «Растяжение холста: восемь десятилетий местной живописи» . Национальный музей американских индейцев . Получено 7 марта 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Anthes, Билл (2006). Родные современные: живопись американских индейцев, 1940–1960 . Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press. ISBN 0822338661 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Каин, Коринн. «Искусство Тониты Пенья» . Опытный коллекционер . Получено 22 октября 2014 года .
- ^ « Поколения в современной живописи Пуэбло» демонстрируют искусство матери и сына Тониты Пенья и Джо Эрреры в музее искусств Фред Джонс -младший » . Оклахоман.com . 2018-01-22 . Получено 2019-06-01 .
- ^ Jump up to: а беременный «Лобби -выставка» . Музей археологии и этнологии Пибоди . Гарвардский университет . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ Каттермол, Питер (1997). Атлас Венеры . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. п. 129. ISBN 0521496527 .
- ^ Jantzer-White, Marilee (1994). «Тонита Пенья (Quah ah), Pueblo Painter: утверждая идентичность через преемственность и изменения» . Американские индейцы ежеквартально . 13 (3): 369–82. doi : 10.2307/1184742 . JSTOR 1184742 . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ Jantzer-White, Marilee (лето 1994). «Тонита Пенья (Quah ah), Pueblo Painter: утверждая идентичность через преемственность и изменения». Американские индейцы ежеквартально . 18 (3): 369–382. doi : 10.2307/1184742 . JSTOR 1184742 .
- ^ Мартер, Джоан М. (2011). Гроув Энциклопедия американского искусства . Издательство Оксфордского университета. п. 444. ISBN 978-0-19-533579-8 .
- ^ Флинн, Кэтрин А. (2012). Публичное искусство и архитектура в Нью-Мексико, 1933-1943 гг . Sunstone Press. п. 302. ISBN 978-0-86534-882-0 .
- ^ Бродер, Патриция Янис (2013-12-10). Земные песни, лунные мечты: картины американских индейских женщин . Макмиллан. п. 45. ISBN 978-1-4668-5972-2 .
- ^ Американский индейский журнал культуры и исследований . Центр культуры и исследований американских индейцев, Калифорнийский университет. 2001. с. 60
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Bataille, Grechen M.; Лиза, Лори (2005). Женщины коренных американцев: биографический словарь . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Routledge. ISBN 9781138994379 Полем OCLC 960835193 .
- Фаррис, Фиби (1999). Женщины цветных художников: биоритическая книга источников для художников 20-го века в Северной и Южной Америке . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. С. 56 . ISBN 0-313-30374-6 Полем OCLC 40193578 .
- 1893 Рождения
- 1949 Смерть
- Художники из Нью -Мексико
- Артисты Пуэбло
- Коренные американские художники
- Люди из Сан -Ильдефонсо Пуэбло, Нью -Мексико
- Американские художники 20-го века
- Американские художники 20-го века
- Женщины -коренные американцы
- 20-го века коренные художники Америки Америки
- Художники коренных американцев 20-го века
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Американские женщины-художники 20-го века
- San Ildefonso Pueblo People