Пегги Гилберт
Пегги Гилберт | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Маргарет Ферн Кнехтгес |
Рожденный | Су-Сити , Айова, США | 17 января 1905 г.
Источник | Голливуд , Калифорния |
Умер | 12 февраля 2007 г. Бербанк , Калифорния | (102 года)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, руководитель группы |
Инструмент(ы) | Саксофон, кларнет, фортепиано, флюиды |
Веб-сайт | Пеггиилберт |
Пегги Гилберт (17 января 1905 — 12 февраля 2007), урожденная Маргарет Ферн Кнехтгес , [ 1 ] был американским джазовым саксофонистом и руководителем оркестра.
Она родилась в Су-Сити , штат Айова. Когда ей было семь лет, она играла на фортепиано и скрипке в оркестре своего отца; Позже она открыла для себя джаз и начала играть на саксофоне. После школы она выступала в местных театрах и на курортах, стала артисткой на радио и телевидении.
В 1928 году она переехала в Голливуд, где снималась в кино и гастролировала с водевильными шоу «Фаншон» и «Марко». В 1933 году она основала свой женский джаз-бэнд, название которого часто менялось с «Пегги Гилберт и ее оркестр Metro Goldwyn» на «Пегги Гилберт и ее симфонический оркестр». Она выступала на саксофоне, флюидах, фортепиано и вокале. В 1930-х и 1940-х годах Гилберт и ее группа выступали в самых известных ночных клубах Голливуда, включая Cocoanut Grove . В одном из таких клубов она познакомилась и влюбилась в Кей Боли, водевилистку и акробатку. [ 2 ]
В этот период она снималась в кино, гастролировала по Аляске с труппой USO и стала выступать в защиту женщин-музыкантов. После трудного периода после Второй мировой войны Гилберт добился успеха в радио- и телепрограммах 1950-х годов. В 1974 году, в 69 лет, она создала свою последнюю великую женскую группу The Dixie Belles с музыкантами эпохи водевиля и биг-бэнда. Группа выступала на телевидении и на джазовых фестивалях, появляясь в The Tonight Show Starring Johnny Carson и в Rose Bowl Parade 1980 года. В 1985 году группа записала альбом Peggy Gilbert & the Dixie Belles . Гилберт дожил до 102 лет и умер в Бербанке , Калифорния. [ 3 ] [ 1 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Пегги Гилберт родилась Маргарет Ферн Кнехтгес Гилберт 17 января 1905 года в Су-Сити, штат Айова . Ее отец, Джон Дарвин Кнехтгес, играл в театральных оркестрах Су-Сити в качестве скрипача, а ее мать, Эдит Элла Гилберт, пела в оперном театре Су-Сити. Гилберт «был воспитан с уважением ко всем видам музыки и любовью к любой музыке». [ 4 ] : 2 Она начала брать уроки игры на фортепиано в восемь лет и часто сопровождала своего отца на постановках, играя на фортепиано в своем первом выступлении с его группой.
Гилберт жил в заботливой домашней обстановке. Ей и ее брату Оралу Ллойду Кнехтгесу, родившемуся в 1900 году, всегда нравилось слушать музыку, и они жили очень комфортной жизнью. Кроме того, ее родители не терпели предрассудков и «с самого начала научились относиться ко всем с уважением и вниманием, независимо от расы или этнической принадлежности». Гилберт восхищалась своим отцом и его музыкальными способностями и черпала у него большую часть своего вдохновения. [ 4 ] : 4
В семь лет Гилберт получила свою первую профессиональную работу в качестве танцовщицы в гастролирующей группе посла культуры Шотландии сэра Генри Лаудера. Она и шесть других молодых девушек совершили поездку по Небраске, Южной Дакоте, Северной Дакоте и Айове, исполняя танец Highland Fling .
С юных лет Гилберт осознавала несправедливость, связанную с гендерными предпочтениями, и поняла, что ей придется много работать, чтобы добиться того, чего она хочет. Например, хотя ее брат Орвал поощрял ее в учебе, она понимала, что люди относятся к нему по-другому; она прекрасно осознавала тот факт, что она «просто девочка». [ 4 ] : 7
Гилберт училась в средней школе Су-Сити, где брала курсы секретарей, а также еженедельные уроки игры на фортепиано. После окончания учебы в 1923 году она шесть месяцев училась в колледже Морнингсайд, прежде чем уйти и заняться музыкальным бизнесом. Частично это решение было основано на том факте, что в 1920-х годах ее отец заболел, поэтому Гилберту нужно было помочь поддержать ее родителей. В это время она самостоятельно научилась игре на альт-саксофоне , так как ей сказали, что он не подходит для молодых женщин, и вступила в Союз музыкантов в Су-Сити. [ 1 ]
Мелодичные девушки
[ редактировать ]Гилберт организовала свою первую группу в Су-Сити , группу, в которую входили Гилберт на саксофоне и кларнете, Марджори Келли на фортепиано, Дороти Келли на банджо и аккордеоне, Орвал Кнехтгес на барабанах, Рут Дубнофф на скрипке и еще двое мужчин на трубе. и бас. The Melody Girls, также сформированная в Су-Сити, состояла из пяти или шести участников и была сформирована с участием некоторых музыкантов из ее первой группы. Группа выступала по всему городу, во всех клубах, в Торговой палате и в отеле «Мартин» , где они играли в течение двух лет и каждый вечер транслировались по местной радиостанции KSCJ. [ 4 ] : 18–20
Когда в ноябре 1927 года умер отец Гилберта, она решила, что ей нужно начать карьеру в сфере развлечений, чтобы поддержать мать и бабушку. В 1928 году семья переехала в Лос-Анджелес, но была вынуждена вернуться в Су-Сити, чтобы помочь внезапно овдовевшему Орвалу. Семья, в которую теперь входят Орвал и его дети, переехала в Лос-Анджелес вместе с Гилбертом. Переезд в Лос-Анджелес и обещание славы побудили Гилберт принять девичью фамилию матери, потому что «Кнехтгес» (кух-НЕТ-чиз) было слишком трудно произносить. [ 1 ] В то время в Лос-Анджелесе не было особой конкуренции, потому что женщины-джазовые музыканты все еще находили свое место в бизнесе. Первая работа Гилберта в городе была с артистками водевиля Ирен Франклин и Хуанитой Коннорс.
Фанчон и Марко
[ редактировать ]В 1928 году Гилберт прошел прослушивание у продюсеров водевиля Фанчона «Фанни» Вольфа Саймона и Марко «Майка» Вольфа , впервые гастролировав с Руди Видофтом и секстетом саксофонистов в шоу под названием «Идея саксофобии». Шоу открылось в октябре 1928 года в Лос-Анджелесе и гастролировало по Сан-Диего, Голливуду, Сан-Франциско, Салему, Сиэтлу, Денверу, Буффало, Хартфорду, Филадельфии, Вашингтону, округ Колумбия, Атланте и многим другим городам. Тур был очень хорошо принят и широко освещался в прессе. [ 4 ] : 32
После тура «Saxophobia» Гилберт вернулся в Голливуд . Весну и лето 1929 года она провела в качестве саксофонистки в женской группе, выступавшей в отеле El Mirador в Палм-Спрингс .
В октябре 1929 года Гилберт выступил в другом туре Фанчона и Марко, «Jazz Temple Idea». Этот годовой тур помог Гилберт обеспечить свою мать во время краха фондового рынка в 1929 году. Шоу, которое проходило по тому же маршруту, что и тур "Саксофобия", считалось "новостью". [ 4 ] : 39 Следующим туром Фанчона и Марко, в котором выступила Гилберт, стал тур «Busy Bee Idea», который прошёл по Соединённым Штатам и Канаде в 1930 и 1931 годах. После этого тура Гилберт вернулась в Лос-Анджелес, где она работала в студии для МГМ .
Начало 1930-х годов
[ редактировать ]К концу тура «Busy Bee» Великая депрессия была в самом разгаре, и зарабатывать на жизнь в шоу-бизнесе стало гораздо сложнее. Гилберт начала продвигать себя как лидера группы , используя связи, чтобы появиться в нескольких фильмах со своей женской группой. Они появлялись второстепенными персонажами и обычно не получали экранных титров, поэтому трудно точно сказать, в скольких фильмах они появились на MGM. Однако Гилберт начал продвигать группу как Peggy Gilbert and the Metro-Goldwyn-Mayer Girls. Известные появления в фильмах включают «Политика» (1931), «Мокрый парад» (1932) и «Это мой мальчик» (1932). [ 4 ] : 48
В 1932 году Гилберт путешествовал по Калифорнии , работая в различных группах. В это время Гилберт следила за тем, чтобы ее группы слышали по радио, потому что она знала, что это привлечет к ним аудиторию. Их транслировали в прямом эфире из ночных клубов и бальных залов, а также с радиостанций.
В 1933 году Гилберт присоединился к группе Boots and Her Buddies . Она путешествовала с ними около трёх месяцев, затем вернулась в Лос-Анджелес, где через несколько месяцев к ней присоединились остальные женщины из группы. С их приездом в мае 1933 года Гилберт увидела возможность сформировать собственный биг-бэнд. [ 4 ] : 56–57 Группа выступала в Лас-Вегасе и во всех крупных театральных сетях региона: Warner Bros. Theaters, Pantages Theaters и West Coast Theaters. В октябре 1933 года Гилберт взяла свою группу на Гавайи вместе с Э. К. Фернандесом, человеком, который в 1903 году начал развлекательный бизнес на Гавайях.
После того, как группа вернулась с Гавайев в 1934 году, для музыкантов в Лос-Анджелесе появилось множество вакансий. У Гилберта всегда были запланированы выступления для группы, и они играли в популярных ночных клубах по всему Лос-Анджелесу, включая Cocoanut Grove в отеле Ambassador , Hollywood Roosevelt Hotel и Club New Yorker. [ 4 ] : 60, 63
Конец 1930-х годов
[ редактировать ]Музыкальная сцена Голливуда продолжала процветать в 1935 году, несмотря на Великую депрессию. Гилберт и ее группа играли в клубах и бальных залах Голливуда, Сан-Диего и Южной Калифорнии. Они также взяли на себя управление радио, поскольку транслировались по каналам KFWB, KFOX и KFXM. Согласно радиопрограммам, они регулярно выступали на KFOX и регулярно выступали в «Итальянской деревне» в Лос-Анджелесе в прайм-тайм «часа коктейлей». Эти выступления на радио и клубные концерты привели к постоянной популярности Гилберта в середине 1930-х годов.
В марте 1936 года группа выступила на праздновании 35-летия клуба 41 , ежегодном танцевальном ужине Калифорнийского яхт-клуба и в цирковом кафе Альберта Шитца. В состав группы на тот момент входили Кэтлин Макартор на барабанах, Банни Харт на гитаре, Мейбл Хикс на трубе, Кэрил Эгнью на фортепиано и Гилберт на саксофоне. Эти выступления были «оценены как образцы современной гармонии и ритма свинга». [ 4 ] : 78
В 1937 году группа выступала в Zenda Dance Café в Лос-Анджелесе пять вечеров в неделю и выступала на Втором голливудском свинг-концерте в The Palomar. Их считали «одной из лучших групп такого типа в стране». [ 4 ] : 79 В январе 1938 года Гилберт и ее группа вернулись в бальный зал Zenda, где их двухнедельный контракт был продлен до двух лет.
В это время группа продолжала играть в кино. Они появились в фильмах «Мелодия для двоих» (1937), «Большой вальс» (1938), «Ритм седла» (1938) и «Безрассудная жизнь » (1938).
В 1939 году Гилберт и ее группа продолжали выступать во многих клубах и мероприятиях, включая кафе New Hollywood и 15-й ежегодный бал полицейских в Фениксе, штат Аризона. В 1939 и 1940 годах группа транслировалась на канале KMPC как «The Early Girls and Three Chirps». Группа проводила обычные утренние и дневные программы, а также дополнительные программы по запросу коммерческих спонсоров. Они по-прежнему играли допоздна в клубах и параллельно работали в кино. Затем Гилберт вернулась домой, чтобы жить «нормальной жизнью», но, быстро поняв, что она не может оставаться в Су-Сити, вернулась в Лос-Анджелес. [ 5 ]
Статья Гилберта в Down Beat
[ редактировать ]В 1938 году Гилберт написала статью для журнала Down Beat в ответ на анонимную статью под названием «Почему женщины-музыканты хуже». В статье критиковались мужчины, которые не поощряют женщин-музыкантов. Она сказала, что женщины-музыканты столкнулись с двойными стандартами: они должны выглядеть красиво, играя на инструментах. Для женской группы было почти невозможно выжить «за счет музыкальности, а не внешнего вида». [ 6 ] : 12 В то время как мужчин нанимали за музыкальный талант, женщин по большей части нанимали исключительно за внешний вид. Гилберт сталкивалась с этой дискриминацией на протяжении всей своей карьеры, поскольку «она сталкивалась с недоверием, прямым отказом и прослушиваниями, на которых участников группы просили задрать юбки, чтобы доказать, что у них хорошие ноги». [ 1 ] Гилберт спросил: «Как ты можешь улыбаться с рогом во рту?» [ 4 ] : 84 Она получила поддержку от других женщин-музыкантов со всей страны. Статья дала ей национальную известность как защитницу женщин-инструменталистов, и на протяжении всей оставшейся жизни она продолжала быть сильной «сетью поддержки одной женщины и ярым защитником женщин». [ 3 ]
Начало 1940-х годов и Вторая мировая война.
[ редактировать ]К концу 1930-х годов спрос на полностью женские группы стал очень высоким. Этот рост женских групп, который коррелировал с участием Соединенных Штатов во Второй мировой войне, не означал, что женщины-музыканты в течение нескольких лет заменяли исключительно мужчин. Хотя «в 20-е и 30-е годы было много женских групп, музыканты, игравшие в группах 40-х годов, рассматривались как временные явления военного времени: Рози Клепальщик с трубой». [ 7 ] Несмотря на растущую конкуренцию, Гилберт отказалась делать свои выступления рискованными и избегала быть руководителем оркестра «гламурной девушки». Вместо этого она сосредоточилась на музыке и на том, как звучит группа, завоевав уважение всех, кто с ней играл. [ 4 ] : 91
В 1941 году Гилберт начала работать в Local 47, где она помогала профсоюзу управлять голливудской столовой как местом для развлечения солдат, проведения акций крови, продажи военных облигаций, помощи в трудоустройстве музыкантов-мужчин в военные оркестры и многого другого. Группа Гилберта также начала выступать под названием The Victory Belles в радиошоу, ориентированном на военнослужащих.
В июне 1942 года Пегги и ее постоянный семилетний бойфренд Джеймс Райт решили пожениться, прежде чем его отправят в Европу. Хотя его и не было, Гилберт была занята, говоря, что во время Второй мировой войны ее группа все время работала на самых разных должностях.
В 1944 году Гилберт совершил шестимесячное турне по Аляске вместе с Объединенной сервисной организацией (USO) с Тельмой Уайт , актрисой и комиком. Группа выступала для мужчин в больницах и лагерях на различных авиабазах, где группа все еще подвергалась некоторой дискриминации по признаку пола. Однажды ночью высокопоставленные офицеры отменили шоу на корабле-госпитале, чтобы женщины из группы могли «вместо этого пообщаться на вечеринке». Однако группе удалось покинуть вечеринку и успеть выступить, ради чего они и пришли. [ 6 ] : 247
В октябре 1944 года, перед отъездом на Аляску, Гилберт встретил Кей Боули, и они сразу стали близкими друзьями на всю жизнь. Когда Гилберт и ее муж развелись, она и Кей переехали вместе и продолжили свою жизнь как любящие партнеры и поддерживающие друзья. В то время не было «никаких предположений или обсуждений лесбийского образа жизни», и образ жизни Гилберта и Кей был принят их друзьями и семьей. [ 4 ] : 142
Когда война закончилась, Гилберт вернулась в Лос-Анджелес, пытаясь найти работу для своего биг-бэнда. Многие женщины-музыканты, в том числе Гилберт, потеряли работу после Второй мировой войны, потому что женщинам «пришлось переехать и позволить [мужчинам] взять на себя дело с того места, где они остановились». [ 4 ] : 121
В то время как Гилберт продолжала играть, когда могла, она начала работать полный рабочий день в Local 47, выполняя канцелярскую работу. После войны она была вынуждена организовать ансамбль из мужчин и женщин из-за нехватки женщин-музыкантов. В эту группу под названием The Jacks and Jills входил брат Гилберта Орвал на барабанах, и она продолжала выступать до 1950-х годов.
В конце 1940-х годов джаз начал перерастать в бибоп , а группы Гилберта стали постепенно старомодными. К 1949 году Гилберт пользовалась большим спросом в качестве секретаря и работала во многих комитетах Local 47. Когда этот период ее жизни подошел к концу, стало ясно, что «ее навыки саксофонистки и руководителя оркестра в сочетании с деловой хваткой, гибкостью , и хороший юмор позволили ей зарабатывать на жизнь и поддерживать свою семью в годы депрессии и войны». [ 8 ]
1950-е и 1960-е годы
[ редактировать ]В 1951 году Гилберт получил разрешение от Local 47 выступать с Адой Леонард на телевидении KTTV в течение года. В 1953 году она оставила работу в Local 47 и стала секретарем президента компании по производству барбекю, но на новой работе пробыла недолго, вернувшись в Local 47 и проработав там до 1970 года. [ 4 ] : 131
Конец 1950-х годов ознаменовался расцветом фри-джаза , и многие женщины поколения Гилберта больше не выступали. Гилберт, однако, продолжала играть, когда ее просили, но она поняла, что слишком стара, чтобы регулярно выступать вживую. Ей пришлось запросить разрешение у Local 47 на работу вне офиса. Гилберт продолжала сниматься в фильмах со своими женскими группами, включая «Второй раз вокруг» (1961).
Поскольку в начале шестидесятых количество рабочих мест для музыкантов начало сокращаться, Гилберт сосредоточилась на помощи молодым музыкантам через Local 47. Она отвечала за ориентационные занятия для новых членов, а также много лет работала в испытательном совете и совете директоров. Во время работы там ей не рекомендовали выступать, но время от времени ее видели в телешоу и кинофильмах.
В июле 1967 года Гилберт была удостоена чести на встрече шестидесяти женщин из «Эры женского биг-бэнда». Мероприятие стало «неожиданной данью уважения одному из самых любимых и уважаемых лидеров шоу-бизнеса — Пегги Гилберт». [ 4 ] : 144
Дикси Белльс
[ редактировать ]Гилберт ушла из местного отделения 47 в январе 1970 года, в свой шестьдесят пятый день рождения, но продолжала работать в испытательном совете местного отделения 47 до 1984 года, а в 1985 году она была избрана попечителем Союза.
Гилберт основал джазовую группу диксиленда для пожилых людей The Dixie Belles в начале 1970-х годов, и они сразу же добились большого успеха и начали регулярно выступать. В 1975 году Гилберт собрала группу для участия в фильме « Долгая последняя любовь» и продолжала продвигать группу для выступлений в кино и на телевидении. [ 4 ] : 146
Гилберт также продолжал выступать в защиту женщин-музыкантов. Начиная с 1979 года, она вела регулярную колонку под названием «Настраиваемся на женщин-музыкантов» для The Overture , в которой продвигала профессиональных женщин-музыкантов. [ 4 ] : 147 В это время Гилберт также была старшим членом Local 47 и продолжала наставлять молодые поколения музыкантов.
Dixie Belles продолжали выступать по всей Южной Калифорнии, выступая на многих фестивалях, ярмарках, парадах и других мероприятиях в Калифорнии. В июле 1981 года Гилберт получила «Премию живой музыки» в знак признания ее заслуг перед Local 47. Dixie Belles также появлялась в нескольких телешоу: «Вечернее шоу» с Джонни Карсоном в главной роли (1981), «Место мадам» (1982), «Золотые девушки» . (1988), «Самые смешные домашние видео Америки» (1991) и «Вы ставите свою жизнь» (1993). Группа продолжала выступать на различных благотворительных мероприятиях и фестивалях в течение 1980-х годов. [ 4 ] : 163
В 1986 году Dixie Belles записали свой единственный альбом на лейбле Cambria Master Recording. В состав группы в то время входили Гилберт на саксофоне, Натали Робин на кларнете, Марни Уэллс на трубе, Джерри Тилл на барабанах, Джорджия Шиллинг на фортепиано и Перл Пауэрс на басу.
В марте 1986 года Джинни Пул устроила обед и концерт, чтобы отдать дань уважения женщинам-музыкантам-пионерам Лос-Анджелеса. В программе были отмечены 106 женщин-музыкантов, выступавших в 1920-х, 30-х и 40-х годах, а также выступили Пегги Гилберт и The Dixie Belles.
К 1989 году Dixie Belles выполняли в среднем 150 должностей в год. Группа продолжала появляться на телевидении с начала до середины 1990-х, включая такие шоу, как ABC-TV World News Saturday и Ellen .
Смерть кларнетистки Dixie Belle Натали Робин в марте 1998 года ознаменовала конец группы. Некоторые участники группы продолжали выступать, но перестали играть как группа после почти двадцати четырех лет совместной жизни. [ 4 ] : 170
Последние годы и смерть
[ редактировать ]В 1990 году Dixie Belles получила премию «Приверженность феминизму» от уличной ярмарки города Лос-Анджелеса. В 2005 году Гилберт отпраздновала свое 100-летие в Local 47 в зале, который она помогла построить в 1949 году. [ 4 ] : 176 После своего сотого дня рождения Гилберт становилась все более слабой, особенно когда ее партнер Кей находился в больнице. Гилберт умер 12 февраля 2007 года в возрасте 102 лет после осложнений после операции на бедре. Ее прах был захоронен через несколько недель на Голливудских холмах, а рядом с ней похоронен Кей, умерший всего несколько месяцев спустя. Несмотря на трудности, с которыми она сталкивалась как женщина-музыкант, Гилберт всегда оставалась верной своим ценностям и жила согласно мантре: «Важно зарабатывать на жизнь тем, что любишь. Я зарабатывала на жизнь бизнесом, который мне нравилась». [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Архивы Гилберта хранятся в университетской библиотеке Калифорнийского государственного университета в Нортридже . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Фокс, Маргалит (25 февраля 2007 г.). «Пегги Гилберт, 102 года, умерла; руководила женскими джазовыми ансамблями» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Рэпп, Линда (4 марта 2007 г.) [2007]. «Гилберт, Пегги (1905–2007)» . В Саммерсе, Клод Дж. (ред.). glbtq: Энциклопедия культуры геев, лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров и гомосексуалистов . Чикаго: glbtq, Inc. Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Пул, Джинни (2007). «История Пегги Гилберт: саксофонистка, руководитель группы, защитник прав женщин в музыке» . www.peggygilbert.org . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Пул, Джинни Гейл (2008). Пегги Гилберт и ее девичья группа . Предисловие Лили Томлин и Джейн Вагнер. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-6102-2 . OCLC 173749535 .
- ^ «Гилберт, Пегги» . Энциклопедия популярной музыки . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Такер, Шерри (2000). Swing Shift: «девчачьи» оркестры 1940-х годов . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822324850 . OCLC 42397506 .
- ^ Такер, Шерри (1993). «Выдающиеся женщины: политика непостоянства, Вторая мировая война и женские оркестры». Горячая проволока . 9 (2): 12.
- ^ Беркетт, Лин Эллен (2009). «Пегги Гилберт и ее девичья группа». Популярная музыка и общество . 32 (4): 559–562. дои : 10.1080/03007760902924691 . S2CID 191464810 .
- ^ Коэн, Аарон (2007). «Фильм подчеркивает юношеский дух Гилберта». Мягкий . 74 (1): 20.
- ^ Гарднер, Тони (2012). «Путеводитель по коллекции Пегги Гилберт» (PDF) . Интернет-архив Калифорнии . Проверено 14 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1905 рождений
- смертей в 2007 г.
- Американские джазовые саксофонисты
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские женщины-долгожители
- Американцы немецкого происхождения
- Американские музыканты-лесбиянки
- ЛГБТ из Айовы
- Американские женщины-джазовые певицы
- Американские джазовые певцы
- Похороны в мемориальном парке Форест-Лоун (Голливудские холмы)
- Американские певцы 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Американские певицы 20-го века
- Музыканты из Айовы
- Женщины джазовые саксофонистки
- Американские ЛГБТ 20-го века
- Американские ЛГБТ 21-го века
- Американские женщины 21 века