Аль-Муханна бин Джайфар
Аль-Муханна бин Джайфар Аль-Мухана бин Джеффер | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имам | |||||
Шестой имам имамата Омана | |||||
Царствование | 29 апреля 840 г. - 15 октября 851 г. | ||||
Предшественник | Абд аль-Малик бин Хумайд | ||||
Преемник | Аль-Сальт бин Малик | ||||
Умер | 15 октября 851 г. | ||||
| |||||
Клан | Яхмад | ||||
Религия | Ибади Ислам |
Аль-Муханна бин Джайфар ( араб . المهنا بن جيفر , латинизированный : аль-Муханна бин Джайфар ) был ученым Ибади , который был избран шестым имамом имамата Омана , правившим с апреля 841 года до своей смерти в октябре 851 года. Его правление увидел экономический рост, продолжающееся развитие теологии Ибади и реорганизацию вооруженных сил. Хотя сопротивление его попыткам укрепить власть имама возросло, он отказался оставить власть и быстро справился с проблемами своего правления. [ нужна ссылка ]
Биография
[ редактировать ]Аль-Мухана бин Джайфар был избран имамом улемами Ибади 29 апреля 840/3 раджаба 226 года хиджры, в тот же день, когда умер его предшественник Абд аль-Малик бин Хумейд . Он происходил из клана Яхмад из Азда и, возможно, был родственником четвертого имама Гасана бин Абдуллы . [ 1 ] Его склонность обнажать зубы в гневе принесла ему прозвище « Зу л-Наб » (обладатель глазного зуба). [ 2 ]
Аль-Муханна обладал суровым характером, и его правление характеризовалось все более централизованным управлением и строгими дисциплинарными мерами, особенно в отношении его критиков и тех, кого считали угрозой для имамата. [ 3 ] Его желание поддерживать порядок привело его к реорганизации вооруженных сил: флот расширился до 300 военных кораблей, а нерегулярные ополчения, известные как шурат, были заменены постоянной армией со штаб-квартирой в Низве , состоящей из 10 000 солдат и до 9 000 лошадей и верблюдов. [ 4 ] [ 5 ] улучшилось производство сельскохозяйственной продукции Афладж, Кроме того, благодаря работам, проведенным на ирригационных системах . Относительная стабильность на протяжении всего его правления способствовала увеличению торговли и росту населения: во время его правления в одном районе Низвы проживало до 14 000 жителей. [ 6 ]
Оппозиция
[ редактировать ]Игнорирование Аль-Мутанной традиционной структуры власти имамата, где власть была разделена с улемами , вызвало сопротивление со стороны их рядов. Его подход к управлению оттолкнул выдающихся ученых Башира бин аль-Мундхира и Мухаммада бин Махбуба, которые тайно отреклись от него. Несколько таких недовольных убедили Мусу бин Али, самого влиятельного учёного в области ахль аль-холл валь-акд , отстранить аль-Муханну от должности. Хотя Муса встретился с аль-Муханной, намереваясь отстранить его от власти, последний отказался и сказал ему, что ни один имам не будет править более года, если общественное мнение будет преобладать. [ 7 ] [ 8 ]
Когда-то во время правления аль-Муханы племена Махры отказались продолжать платить закят имамату. Когда человек Мари по имени Васим бин Джайфар отказался платить причитающуюся сумму и угрожал одному из сборщиков налогов аль-Муханны, он отправил три вооруженных отряда под командованием губернаторов Синава , Адама и Джалана, чтобы взять в плен вождя Марии. Во время этой экспедиции Васим был схвачен и заключен в тюрьму в Низве. Он оставался там в течение одного года, пока шейхи Махри не добились его освобождения благодаря заступничеству клана аль-Мутанны, Яхмада. Аль-Муханна предложил освободить Васима в обмен на то, что племена ежегодно приведут верблюдов в Низву, на что они согласились. [ 9 ]
Самый серьезный вызов власти аль-Мутанны бросило племя Бану аль-Джуланда, удерживавшее власть в Омане до 702 года. [ 10 ] Под предводительством некоего аль-Мугиры бин Расвана повстанцы Джуландани двинулись на Тавам , где победили и убили местного губернатора Абу аль-Вадду. В ответ аль-Мутанна направил в регион две армии, одну возглавлял Абу Марван, губернатор Сохара . В состав его сил входил индийский компонент, руководителем которого был аль-Маттар аль-Хинди, хотя неясно, были ли они наемниками или профессиональными солдатами. Армии одержали решающие победы над джуландани и провели серию репрессий, предположительно под влиянием людей аль-Маттара: бану аль-Джуланда были убиты, их поселения снесены с лица земли, а семьи вынуждены голодать в пустыне. Позже Аль-Муханна назвал их поведение «глупым» и воздал должное тем, кто потерял свои дома. [ 11 ]
Развитие теологии Ибади
[ редактировать ]Споры о сотворении Корана достигли Омана во время правления аль-Муханны и стали источником разногласий внутри сообщества Ибади. [ 12 ] По этому поводу состоялись дебаты между учеными-ибади Мухаммадом бин Махбубом и Мухаммадом бин Хишамом; первый утверждал, что Коран был создан Аллахом, а второй выступал против этой доктрины и угрожал покинуть Оман, если она продолжит распространяться. Ученые Ибади собрались, чтобы обсудить этот вопрос, и к концу встречи Мухаммад бин Махбуб отказался от своего мнения по этому поводу. Опасаясь раскола внутри общины Ибади, ученые попросили аль-Муханну запретить кому-либо говорить о том, что Коран был создан, и он подчинился. [ 13 ]
Сам Аль-Муханна активно занимался разъяснением и развитием доктрины Ибади. , В написанном им сияре адресованном некоему Муазу бин Харбу, излагаются его взгляды на вопросы ибадийского богословия и фикха , включая предопределение , сокращение молитв во время путешествий и отказ от антропоморфных взглядов на Бога. [ 14 ] Обсуждая предопределение, он утверждает, что судьба и человеческие действия происходят из знания Бога, основываясь на том взгляде, что знание Бога и определение человеческих действий неразделимы. [ 15 ] Кроме того, он приравнивает грех к неверию ( куфру ), разделяя его на две категории: неверие через неприятие откровения и неверие в откровение через непослушание ему. [ 16 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Аль-Мухана умер 15 октября 851/16 года Раби аль-Сани 237 года хиджры. [ 2 ] его сменил на посту имама Аль-Сальт бин Малик В тот же день открылась мечеть имени аль-Муханы Барка . В июле 2017 года в оманском вилаяте . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ аль-Равас 1990, с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Хоффман 2012, с. 307.
- ^ аль-Равас 1990, стр. 242-243.
- ^ аль-Салми 2001, с. 65.
- ^ аль-Равас 1990, стр. 244-245.
- ^ аль-Равас 1990, с. 245.
- ^ аль-Салми 2001, с. 65.
- ^ ар-Равас, с. 245.
- ^ аль-Равас 1990, с. 248.
- ^ аль-Салми 2001, с. 32-33.
- ^ аль-Равас 1990, стр. 246-247.
- ^ аль-Салми 2001, с. 24.
- ^ аль-Равас 1990, стр. 249-250.
- ^ аль-Салми 2001, стр. 21-22.
- ^ аль-Салми 2001, с. 55.
- ^ аль-Салми 2001, с. 58,
- ^ «Открытие мечети Имама Аль-Муханы бин Джайфара Аль-Яхмади в Барке » . Оман Дейли . 11 июля 2017 года . Проверено 10 августа 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- ар-Равас, Исам Али Ахмад (1990) Ранний исламский Оман (ок. 622/280–893): политическая история. Докторская диссертация, Даремский университет.
- Аль-Салми, Абдулрахман (2001) Оманский сияр как литературный жанр и его роль в политической эволюции и доктринальном развитии восточного ибадизма, с особым упором на послания Хорезма, Хорасана и Мансуры. Докторская диссертация, Даремский университет.
- Хоффман, виджей (2012). Основы ибади-ислама. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета.