Пирский филиал
Пирский филиал | |
---|---|
![]() Суд Пира Будака, Шираз, Иран, ок. 1455-1460 гг. | |
Рожденный | Филиал Абуль-Фат Пир |
Умер | 1466 Багдад |
Известный | Губернатор Шираза (1456–1460 гг.); Губернатор Багдада (1460–1466 гг.) |
Абу'л-Фатх Пир Будак (умер в 1466 г.), более известный просто как Пир Будак (альтернативно Пир Будак или Пир Будаг), сын Джахан Шаха из династии Кара Коюнлу , был губернатором Шираза (1456-1460) и Багдада ( 1460-66), где он ввел период политической и экономической стабильности. Он известен созданием библиотеки лучших рукописей , покровительством искусству, превращением Багдада в важный центр искусств и возрождением книжного искусства. Его называют величайшим туркменским меценатом.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Пир Будак был старшим сыном Джахан-шаха из династии Кара-Коюнлу , потомком группы туркменских скотоводов , мигрировавших на запад во время монгольских вторжений в 1200-х годах. [ 1 ] На протяжении 1200-х и 1300-х годов туркменские правители начали кампании по захвату территорий по всей Центральной Азии, став доминирующей державой к середине 1300-х годов.
Он родился в влиятельной семье. Его дядя, Шах Мухаммад , был правителем Багдада между 1411 и 1433 годами. [ 2 ] Его дед, Кара Юсуф, правил Азербайджаном с 1410 года, пока в 1439 году его не сменил отец Пира Будака, Джаханшах. [ 3 ] Годом ранее Джаханшах был назначен правителем Тебриза в награду за поддержку Тимурида Шахрукха . После этого он сделал Тебриз столицей своей империи и правил оттуда до своей смерти в 1467 году. [ 4 ] После смерти правителя Тимуридов в 1447 году Джаханшах стал правителем империи Тимуридов и принял титул шаха или султана. С самого начала его амбиции по расширению империи были очевидны. [ 5 ] Между 1447 и 1458 годами Джаханшах и его сыновья завоевали обширную территорию Центральной Азии. В 1453 году Пир Будак, храбрейший из сыновей, завоевал Кум . [ 6 ] в то время как его отец захватил Фарс , Исфахан и Шираз . [ 7 ]
В 1454 году Пир Будак возглавил армию, которая завоевала Кирман и Йезд . В 1457 году Джаханшах завладел восточным Ираном, включая Хорасан , а в 1458 году вошел в Герат , где занял трон. [ 8 ] К 1460-м годам империя Джаханшаха простиралась от турецкой границы на запад до двух Ираков; Кирман и берега Персидского залива . [ 9 ]
Пир Будак сражался вместе со своим отцом во многих успешных военных кампаниях; например, когда он аннексировал Исфахан , Шираз и Абаркух в 1452–1453 гг. Из-за военного мастерства Пира Будака его отец призвал его для помощи в кампании в Герате в 1458 году. [ 10 ] Вероятно, именно во время этих военных кампаний Пир Будак впервые познакомился с персидскими иллюстрированными рукописями и развил свою страсть к книжному искусству. [ 11 ] Джаханшах назначил Пира Будака губернатором Шираза в 1456 году, а другого сына, Юсуфа , губернатором Кирмана примерно в 1458 году. [ 12 ]
Отношения между Джаханшахом и его сыновьями никогда не были хорошими. Современные источники описывают Джаханшаха как кровожадного тирана, который мало уважал Священный Закон и проводил ночи в разгуле и пьянстве. [ 13 ] Несмотря на его военный успех, его правление сопровождалось постоянными восстаниями, особенно со стороны его сыновей, Пира Будака и Хасана Али , а также полуавтономных лидеров Кара Коюнлу. [ 14 ] В 1459 году Хасан Али возглавил мятеж кочевых феодалов в Азербайджане одновременно с тем, как Джаханшах воевал с тимуридом Абу Сейидом. За свое предательство Хасан Али был заключен в тюрьму. [ 15 ]
Пир Будак, который явно питал амбиции стать самостоятельным правителем, восстал против своего отца, добиваясь независимости Шираза; шаг, который вызвал гнев его отца. [ 16 ] Несколько эмиссаров из двора Джаханшаха посетили Пир-Будака и умоляли его отказаться от своего мятежного отношения, но когда стало ясно, что он не будет слушать, его отец напал и восстановил свою власть над городом. Мать Пира Будака вмешалась и согласовала условия, согласно которым он был изгнан из Шираза и заменен на посту губернатора младшим братом Юсуфом. [ 17 ]
Со своей стороны, Пир Будак был отправлен в Багдад в качестве губернатора. Это был стратегический выбор со стороны его отца; поскольку Багдад находился гораздо ближе к Тебризу, где Будак находился под бдительным надзором своего отца. [ 18 ]
В Багдаде Пир Будак снова восстал. В ответ его отец взял город в осаду на восемнадцать месяцев, вынудив его сдаться. В 1466 году отец Пира Будака приказал другому из своих сыновей, Мухаммади, возглавить штурм Багдада, и Пир Будак был убит. [ 19 ] У Пира Будака остался отец, однако империя его отца просуществовала недолго. Джаханшах потерпел поражение и был убит конкурирующим кланом Кара Коюнлу в 1467 году. [ 20 ]
Меценатство искусств
[ редактировать ]Отец Пира Будака, Джаханшах, в отличие от своих предков из Кара-Куоньюлу, проявлял интерес к искусству. Он заказал памятники в ряде персидских городов, в частности, Голубую мечеть в Тебризе. [ 21 ] Он был опытным поэтом, писавшим под псевдонимом Хакики. Его поэзия, написанная как на турецком, так и на персидском языках, демонстрирует божественное качество слова. [ 22 ] Пир Будак также писал стихи. Двустишие из одного из его стихотворений, написанных для отца, грозит стереть отца с лица земли: [ 23 ]
И мое состояние, и я молоды
не пытайтесь драться с двумя молодыми
Я буду подбрасывать тебя вверх и вниз,
Что ни следа не останется ни от тебя, ни от твоего имени.
В Ширазе Пир Будак заказал множество рукописей и основал библиотеку высококачественных произведений. [ 24 ] Под его покровительством здесь развивалась процветающая художественная индустрия. [ 25 ]
Хотя во время его пребывания в Ширазе для Пира Будака было написано несколько рукописей, ни одна из них не была иллюстрирована. [ 26 ] После успешной кампании в Герате в 1458 году незаконченная иллюстрированная рукопись знаменитого стихотворения Незами «Хамса» , ранее находившаяся во владении свергнутого правителя Герата, перешла к Пиру Будаку. [ 27 ]
Ученые полагают, что, когда Пира Будака отправили в Багдад, он взял с собой ряд лучших иллюстраторов и каллиграфов . [ 28 ] До его прибытия в Багдад местное производство рукописей сократилось из-за неопределенной экономической и политической обстановки. Однако Пир Будак воспользовался резервом талантливых каллиграфов, иллюстраторов и поэтов и вдохнул новую жизнь в искусство. [ 29 ]
Почти сразу по прибытии в Багдад он проявил явный интерес к иллюстрированным рукописям. [ 30 ] Его предпочтение отдавалось сборникам стихов. [ 31 ] Рукописи, созданные во время правления Пира Будака в Багдаде, демонстрируют «показное использование лазурита и золота». [ 32 ] Работы, собранные после 1458 года, демонстрируют сильное влияние живописи Герата. [ 33 ]
Под его патронажем Багдад стал важным центром искусства, привлекающим каллиграфов и иллюстраторов со всего региона. [ 34 ] Пира Будака называют одним из первых туркменских покровителей искусства. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]- Освещенная рукопись
- Иракское искусство
- Рукописная культура
- Средневековое искусство
- Персидское искусство
- Персидская поэзия
- Династия Тимуридов
- Империя Тимуридов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рубин Б., Ближний Восток: Путеводитель по политике, экономике, обществу и культуре, Routledge, 2015, с. 499; Минорский, В., «Джихан-шах Кара-коюнлу и его поэзия», Turkmenica 9, первоначально опубликовано в: Вестник Школы восточных и африканских исследований , том. 16, нет. 2, 1954, стр. 271–297 и переиздано онлайн издательством Cambridge University Press: 24 декабря 2009 г., DOI: https://doi.org/10.1017/S0041977X00105981 ; Тимуриды и туркмены: Средняя Азия , Афганистан и Иран, 1370- ок. Музей Давида (Дания), https://www.davidmus.dk/en/collections/islamic/dynasties/timurids-and-turkmen/coins/c345b?show=comment 1500 ,
- ^ Грей, Б., Персидская живопись , Том 2 «Сокровищ Азии», Кливленд, Скира, 1961, с. 99
- ^ Маранчини, К., Искусство Армении: Введение , Oxford University Press, 2018, стр. 128
- ^ Либерман, С., Исторический атлас Азербайджана , Oxford University Press, 2014, Rosen Publishing Group, 2003. Стр. 31-32; «Джаханьшан» в: Британская энциклопедия , https://www.britannica.com/topic/Kara-Koyunlu : Поттс, Д.Т., Кочевничество в Иране: от древности до современной эпохи , Oxford University Press, 2014, стр. 216
- ^ Браун, Э.Г., История персидской литературы при татарском владычестве (1265–1502 гг. н.э.) , Cambridge University Press, (1920) 2013, стр. 401–403.
- ^ Ламбтон, AKS, «Кум: Эволюция средневекового города», Журнал Королевского азиатского общества , том. 122, нет. 2., 1990, стр. 322-339.
- ^ Шахморади, С.М., Морадиан1, член парламента, и Монтазеролгам, А., Религия династии Кара-Коюнлу: анализ», Азиатская культура и история , Vol. 5, № 2; 2013, стр. 95-103.
- ^ Бей Зардабли И., История Азербайджана: с древнейших времен до наших дней , Lulu.com, 2014, стр. 223-224.
- ^ Браун, Э.Г., История персидской литературы под татарским владычеством (1265-1502 гг. н.э.) , Cambridge University Press, (1920) 2013, стр. 402; Рэй С., «Происхождение и ранняя жизнь Байрам-хана», Труды Индийского исторического конгресса , Том. 16, 1953, стр. 248–251; Уилбер, Д.Н., Иран: прошлое и настоящее , Princeton University Press, 1975, стр. 59; Ван Донзел, Э.Дж. (редактор), «Исламский справочник», BRILL, 1994, стр. 353
- ^ Судовар, А., Искусство персидских дворов: Избранное из коллекции Фонда искусства и истории, Random House, Хьюстон, Техас, 1992, стр. 130; Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в прах: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (ред.), « Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в честь» Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 182
- ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Роксбург, ди-джей, Персидский альбом, 1400–1600: от рассеяния к собранию , издательство Йельского университета, 2005, стр.158; Блум Дж. и Блэр С. (редакторы), Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove , том. 2, Издательство Оксфордского университета, 2009, стр. 232.
- ^ Савори, Р.М., «Некоторые заметки о провинциальной администрации ранней империи Сефевидов», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , том. 27, нет. 1, 1964, стр. 114–128.
- ^ Браун, Э.Г., История персидской литературы в наше время (1500-1924 гг. н.э.) , Cambridge University Press, 1924, стр. 403
- ^ Britannica Educational Publishing, Ирак , Britannica Educational Publishing, 2010, стр. 99; Мароцци, Дж., Багдад: Город мира, Город крови , Penguin UK, 2014, [издание электронной книги], np.
- ^ Бей Зардабли И., Этническая и политическая история Азербайджана: с древнейших времен до наших дней , Lulu.com., 2018, с. 252; Асланов А., «Кавказ в XV веке», Кавказ и глобализация , Vol. 5, № 1-2, 2011, стр. 168-172.
- ^ Браун, Э.Г., Литературная история Персии , Том. 3, Издательство Кембриджского университета, 1969, с. 402
- ^ Савори, Р., Исследования по истории сафавидского Ирана , Variorum Reprints, 1987, стр. 49
- ^ Минорский, В., «Джихан-шах Кара-коюнлу и его поэзия», Turkmenica 9 , первоначально опубликовано в: Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , том. 16, нет. 2, 1954, стр. 271–297 и переиздано онлайн издательством Cambridge University Press: 24 декабря 2009 г., DOI: https://doi.org/10.1017/S0041977X00105981 ; Атиль Э., «Живопись мамлюков в конце пятнадцатого века», Мукарнас , Том. 2, Искусство мамлюков, 1984, стр. 159–171, DOI: 10.2307/1523063.
- ^ Гасанзаде, Дж., «История Востока в миниатюрах Тебриза», IRS Art , стр. 36 http://irs-az.com/new/files/2016/186/2394.pdf ; Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104
- ^ Новая Британская энциклопедия , Том. 6, Британская энциклопедия, 1998, с. 471; Фишер, В.Б., Кембриджская история Ирана: периоды Тимуридов и Сефевидов , издательство Кембриджского университета, 1993, стр. 173
- ^ Бейн-Фишер, В., Джексон, П., Эйвери, П., Локхарт, Л., Бойл, Дж. А. Гершевич, И. и Фрай, Р. Н., Кембриджская история Ирана , Том 6, Cambridge University Press, 1986, стр. 163-65
- ^ Бинбас, И.Э., Интеллектуальные сети в Тимуридском Иране: Шараф ад-Дин Али Язди и Исламская республика литературы , Cambridge University Press, 26 мая 2016 г., стр. 72; Лингвуд К., Политика, поэзия и суфизм в средневековом Иране: новые взгляды на «Аламан ва Абсал» Джами, BRILL, 2013, стр. 41; Минорский, В., Джихан-Шах Кара-Коюнлу и его поэзия (Туркменика, 9), Вестник Школы востоковедения и Африки , Vol. 16, нет. 2, 1954, стр. 101-1. 271-297; Грей, Б., Персидская живопись , Том 2 «Сокровищ Азии», Кливленд, Скира, 1961, с. 99
- ^ Судавар, А., «Ранние Сефевиды и их культурные взаимодействия с окружающими государствами», в: Н. Кедди и Р. Мэти, Иран и окружающий мир , Сиэтл, University of Washington Press, 2002, стр. 89-120.
- ^ Роксбург, ди-джей, Турки: тысячелетнее путешествие, 600-1600 , Лондон, Королевская академия художеств, 2005, стр. 251; Голомбек Л., Тимуридская архитектура Ирана и Турана , Том. , Издательство Принстонского университета, 1988, с. 39
- ^ Танунди, ЕС, Исламская миниатюрная живопись: Музей Топкапы Сарай , Том 1 из публикаций по искусству и культуре Теркумана, Али Риза Баскан, 1979, стр. 24
- ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Роксбург, ди-джей, Турки: тысячелетнее путешествие, 600–1600 гг ., Лондон, Королевская академия художеств, 2005 г., с. 251
- ^ Эспозито, Э., Оксфордская история ислама , Oxford University Press, 1999, стр. 248; Блэр С. и Блум Дж. М. (редакторы), Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг ., Издательство Йельского университета, 1995, стр. 68; Ньюман, А.Дж., Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени: исследования Ирана в период Сефевидов , Брилл, 2003, с. 237; Бренд Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Неджипогулу Ф. и Роксбург. DJ (редакторы), Мукарнас: Ежегодник визуальной культуры исламского мира , Том. 17, БРИЛЛ, 2000, с. 83
- ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Танунди, ЕС, Исламская миниатюрная живопись: Музей Топкапы Сарай , Том 1 публикаций по искусству и культуре Теркумана, Али Риза Баскан, 1979, стр. 25
- ^ Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в прах: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», Глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (ред.), Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в Честь Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 179
- ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104
- ^ Роксбург, ди-джей, Персидский альбом, 1400-1600: от рассеяния к собранию , издательство Йельского университета, 2005, стр. 158
- ↑ Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в пыль: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», Глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (редактор), « Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в честь» Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 184
- ^ Кагман, Ф. и Танунди, ЕС, Исламская миниатюрная живопись: Музей Топкапы Сарай , Том 1 из публикаций по искусству и культуре Теркумана, Али Риза Баскан, 1979, стр. 25-26; Фишер, В.Б., Кембриджская история Ирана: периоды Тимуридов и Сефевидов , издательство Кембриджского университета, 1993, стр. 862
- ^ Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в прах: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», Глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (ред.), Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в Честь Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 179
- ^ Роксбург, ди-джей, Персидский альбом, 1400-1600: от рассеяния к собранию , издательство Йельского университета, 2005, стр. 158
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- У. Такстон, Столетие принцев, Источники по истории и искусству Тимуридов , Кембридж, Гарвард и Массачусетский технологический институт, 1989 г.