Jump to content

Пирский филиал

Пирский филиал
Суд Пира Будака, Шираз, Иран, ок. 1455-1460 гг.
Рожденный
Филиал Абуль-Фат Пир
Умер 1466
Багдад
Известный Губернатор Шираза (1456–1460 гг.); Губернатор Багдада (1460–1466 гг.)

Абу'л-Фатх Пир Будак (умер в 1466 г.), более известный просто как Пир Будак (альтернативно Пир Будак или Пир Будаг), сын Джахан Шаха из династии Кара Коюнлу , был губернатором Шираза (1456-1460) и Багдада ( 1460-66), где он ввел период политической и экономической стабильности. Он известен созданием библиотеки лучших рукописей , покровительством искусству, превращением Багдада в важный центр искусств и возрождением книжного искусства. Его называют величайшим туркменским меценатом.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Пир Будак был старшим сыном Джахан-шаха из династии Кара-Коюнлу , потомком группы туркменских скотоводов , мигрировавших на запад во время монгольских вторжений в 1200-х годах. [ 1 ] На протяжении 1200-х и 1300-х годов туркменские правители начали кампании по захвату территорий по всей Центральной Азии, став доминирующей державой к середине 1300-х годов.

Он родился в влиятельной семье. Его дядя, Шах Мухаммад , был правителем Багдада между 1411 и 1433 годами. [ 2 ] Его дед, Кара Юсуф, правил Азербайджаном с 1410 года, пока в 1439 году его не сменил отец Пира Будака, Джаханшах. [ 3 ] Годом ранее Джаханшах был назначен правителем Тебриза в награду за поддержку Тимурида Шахрукха . После этого он сделал Тебриз столицей своей империи и правил оттуда до своей смерти в 1467 году. [ 4 ] После смерти правителя Тимуридов в 1447 году Джаханшах стал правителем империи Тимуридов и принял титул шаха или султана. С самого начала его амбиции по расширению империи были очевидны. [ 5 ] Между 1447 и 1458 годами Джаханшах и его сыновья завоевали обширную территорию Центральной Азии. В 1453 году Пир Будак, храбрейший из сыновей, завоевал Кум . [ 6 ] в то время как его отец захватил Фарс , Исфахан и Шираз . [ 7 ]

В 1454 году Пир Будак возглавил армию, которая завоевала Кирман и Йезд . В 1457 году Джаханшах завладел восточным Ираном, включая Хорасан , а в 1458 году вошел в Герат , где занял трон. [ 8 ] К 1460-м годам империя Джаханшаха простиралась от турецкой границы на запад до двух Ираков; Кирман и берега Персидского залива . [ 9 ]

Пир Будак сражался вместе со своим отцом во многих успешных военных кампаниях; например, когда он аннексировал Исфахан , Шираз и Абаркух в 1452–1453 гг. Из-за военного мастерства Пира Будака его отец призвал его для помощи в кампании в Герате в 1458 году. [ 10 ] Вероятно, именно во время этих военных кампаний Пир Будак впервые познакомился с персидскими иллюстрированными рукописями и развил свою страсть к книжному искусству. [ 11 ] Джаханшах назначил Пира Будака губернатором Шираза в 1456 году, а другого сына, Юсуфа , губернатором Кирмана примерно в 1458 году. [ 12 ]

Отношения между Джаханшахом и его сыновьями никогда не были хорошими. Современные источники описывают Джаханшаха как кровожадного тирана, который мало уважал Священный Закон и проводил ночи в разгуле и пьянстве. [ 13 ] Несмотря на его военный успех, его правление сопровождалось постоянными восстаниями, особенно со стороны его сыновей, Пира Будака и Хасана Али , а также полуавтономных лидеров Кара Коюнлу. [ 14 ] В 1459 году Хасан Али возглавил мятеж кочевых феодалов в Азербайджане одновременно с тем, как Джаханшах воевал с тимуридом Абу Сейидом. За свое предательство Хасан Али был заключен в тюрьму. [ 15 ]

Пир Будак, который явно питал амбиции стать самостоятельным правителем, восстал против своего отца, добиваясь независимости Шираза; шаг, который вызвал гнев его отца. [ 16 ] Несколько эмиссаров из двора Джаханшаха посетили Пир-Будака и умоляли его отказаться от своего мятежного отношения, но когда стало ясно, что он не будет слушать, его отец напал и восстановил свою власть над городом. Мать Пира Будака вмешалась и согласовала условия, согласно которым он был изгнан из Шираза и заменен на посту губернатора младшим братом Юсуфом. [ 17 ]

Со своей стороны, Пир Будак был отправлен в Багдад в качестве губернатора. Это был стратегический выбор со стороны его отца; поскольку Багдад находился гораздо ближе к Тебризу, где Будак находился под бдительным надзором своего отца. [ 18 ]

В Багдаде Пир Будак снова восстал. В ответ его отец взял город в осаду на восемнадцать месяцев, вынудив его сдаться. В 1466 году отец Пира Будака приказал другому из своих сыновей, Мухаммади, возглавить штурм Багдада, и Пир Будак был убит. [ 19 ] У Пира Будака остался отец, однако империя его отца просуществовала недолго. Джаханшах потерпел поражение и был убит конкурирующим кланом Кара Коюнлу в 1467 году. [ 20 ]

Меценатство искусств

[ редактировать ]

Отец Пира Будака, Джаханшах, в отличие от своих предков из Кара-Куоньюлу, проявлял интерес к искусству. Он заказал памятники в ряде персидских городов, в частности, Голубую мечеть в Тебризе. [ 21 ] Он был опытным поэтом, писавшим под псевдонимом Хакики. Его поэзия, написанная как на турецком, так и на персидском языках, демонстрирует божественное качество слова. [ 22 ] Пир Будак также писал стихи. Двустишие из одного из его стихотворений, написанных для отца, грозит стереть отца с лица земли: [ 23 ]

И мое состояние, и я молоды
не пытайтесь драться с двумя молодыми
Я буду подбрасывать тебя вверх и вниз,
Что ни следа не останется ни от тебя, ни от твоего имени.

В Ширазе Пир Будак заказал множество рукописей и основал библиотеку высококачественных произведений. [ 24 ] Под его покровительством здесь развивалась процветающая художественная индустрия. [ 25 ]

Хотя во время его пребывания в Ширазе для Пира Будака было написано несколько рукописей, ни одна из них не была иллюстрирована. [ 26 ] После успешной кампании в Герате в 1458 году незаконченная иллюстрированная рукопись знаменитого стихотворения Незами «Хамса» , ранее находившаяся во владении свергнутого правителя Герата, перешла к Пиру Будаку. [ 27 ]

Ученые полагают, что, когда Пира Будака отправили в Багдад, он взял с собой ряд лучших иллюстраторов и каллиграфов . [ 28 ] До его прибытия в Багдад местное производство рукописей сократилось из-за неопределенной экономической и политической обстановки. Однако Пир Будак воспользовался резервом талантливых каллиграфов, иллюстраторов и поэтов и вдохнул новую жизнь в искусство. [ 29 ]

Почти сразу по прибытии в Багдад он проявил явный интерес к иллюстрированным рукописям. [ 30 ] Его предпочтение отдавалось сборникам стихов. [ 31 ] Рукописи, созданные во время правления Пира Будака в Багдаде, демонстрируют «показное использование лазурита и золота». [ 32 ] Работы, собранные после 1458 года, демонстрируют сильное влияние живописи Герата. [ 33 ]

Под его патронажем Багдад стал важным центром искусства, привлекающим каллиграфов и иллюстраторов со всего региона. [ 34 ] Пира Будака называют одним из первых туркменских покровителей искусства. [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рубин Б., Ближний Восток: Путеводитель по политике, экономике, обществу и культуре, Routledge, 2015, с. 499; Минорский, В., «Джихан-шах Кара-коюнлу и его поэзия», Turkmenica 9, первоначально опубликовано в: Вестник Школы восточных и африканских исследований , том. 16, нет. 2, 1954, стр. 271–297 и переиздано онлайн издательством Cambridge University Press: 24 декабря 2009 г., DOI: https://doi.org/10.1017/S0041977X00105981 ; Тимуриды и туркмены: Средняя Азия , Афганистан и Иран, 1370- ок. Музей Давида (Дания), https://www.davidmus.dk/en/collections/islamic/dynasties/timurids-and-turkmen/coins/c345b?show=comment 1500 ,
  2. ^ Грей, Б., Персидская живопись , Том 2 «Сокровищ Азии», Кливленд, Скира, 1961, с. 99
  3. ^ Маранчини, К., Искусство Армении: Введение , Oxford University Press, 2018, стр. 128
  4. ^ Либерман, С., Исторический атлас Азербайджана , Oxford University Press, 2014, Rosen Publishing Group, 2003. Стр. 31-32; «Джаханьшан» в: Британская энциклопедия , https://www.britannica.com/topic/Kara-Koyunlu : Поттс, Д.Т., Кочевничество в Иране: от древности до современной эпохи , Oxford University Press, 2014, стр. 216
  5. ^ Браун, Э.Г., История персидской литературы при татарском владычестве (1265–1502 гг. н.э.) , Cambridge University Press, (1920) 2013, стр. 401–403.
  6. ^ Ламбтон, AKS, «Кум: Эволюция средневекового города», Журнал Королевского азиатского общества , том. 122, нет. 2., 1990, стр. 322-339.
  7. ^ Шахморади, С.М., Морадиан1, член парламента, и Монтазеролгам, А., Религия династии Кара-Коюнлу: анализ», Азиатская культура и история , Vol. 5, № 2; 2013, стр. 95-103.
  8. ^ Бей Зардабли И., История Азербайджана: с древнейших времен до наших дней , Lulu.com, 2014, стр. 223-224.
  9. ^ Браун, Э.Г., История персидской литературы под татарским владычеством (1265-1502 гг. н.э.) , Cambridge University Press, (1920) 2013, стр. 402; Рэй С., «Происхождение и ранняя жизнь Байрам-хана», Труды Индийского исторического конгресса , Том. 16, 1953, стр. 248–251; Уилбер, Д.Н., Иран: прошлое и настоящее , Princeton University Press, 1975, стр. 59; Ван Донзел, Э.Дж. (редактор), «Исламский справочник», BRILL, 1994, стр. 353
  10. ^ Судовар, А., Искусство персидских дворов: Избранное из коллекции Фонда искусства и истории, Random House, Хьюстон, Техас, 1992, стр. 130; Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в прах: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (ред.), « Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в честь» Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 182
  11. ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Роксбург, ди-джей, Персидский альбом, 1400–1600: от рассеяния к собранию , издательство Йельского университета, 2005, стр.158; Блум Дж. и Блэр С. (редакторы), Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove , том. 2, Издательство Оксфордского университета, 2009, стр. 232.
  12. ^ Савори, Р.М., «Некоторые заметки о провинциальной администрации ранней империи Сефевидов», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , том. 27, нет. 1, 1964, стр. 114–128.
  13. ^ Браун, Э.Г., История персидской литературы в наше время (1500-1924 гг. н.э.) , Cambridge University Press, 1924, стр. 403
  14. ^ Britannica Educational Publishing, Ирак , Britannica Educational Publishing, 2010, стр. 99; Мароцци, Дж., Багдад: Город мира, Город крови , Penguin UK, 2014, [издание электронной книги], np.
  15. ^ Бей Зардабли И., Этническая и политическая история Азербайджана: с древнейших времен до наших дней , Lulu.com., 2018, с. 252; Асланов А., «Кавказ в XV веке», Кавказ и глобализация , Vol. 5, № 1-2, 2011, стр. 168-172.
  16. ^ Браун, Э.Г., Литературная история Персии , Том. 3, Издательство Кембриджского университета, 1969, с. 402
  17. ^ Савори, Р., Исследования по истории сафавидского Ирана , Variorum Reprints, 1987, стр. 49
  18. ^ Минорский, В., «Джихан-шах Кара-коюнлу и его поэзия», Turkmenica 9 , первоначально опубликовано в: Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , том. 16, нет. 2, 1954, стр. 271–297 и переиздано онлайн издательством Cambridge University Press: 24 декабря 2009 г., DOI: https://doi.org/10.1017/S0041977X00105981 ; Атиль Э., «Живопись мамлюков в конце пятнадцатого века», Мукарнас , Том. 2, Искусство мамлюков, 1984, стр. 159–171, DOI: 10.2307/1523063.
  19. ^ Гасанзаде, Дж., «История Востока в миниатюрах Тебриза», IRS Art , стр. 36 http://irs-az.com/new/files/2016/186/2394.pdf ; Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104
  20. ^ Новая Британская энциклопедия , Том. 6, Британская энциклопедия, 1998, с. 471; Фишер, В.Б., Кембриджская история Ирана: периоды Тимуридов и Сефевидов , издательство Кембриджского университета, 1993, стр. 173
  21. ^ Бейн-Фишер, В., Джексон, П., Эйвери, П., Локхарт, Л., Бойл, Дж. А. Гершевич, И. и Фрай, Р. Н., Кембриджская история Ирана , Том 6, Cambridge University Press, 1986, стр. 163-65
  22. ^ Бинбас, И.Э., Интеллектуальные сети в Тимуридском Иране: Шараф ад-Дин Али Язди и Исламская республика литературы , Cambridge University Press, 26 мая 2016 г., стр. 72; Лингвуд К., Политика, поэзия и суфизм в средневековом Иране: новые взгляды на «Аламан ва Абсал» Джами, BRILL, 2013, стр. 41; Минорский, В., Джихан-Шах Кара-Коюнлу и его поэзия (Туркменика, 9), Вестник Школы востоковедения и Африки , Vol. 16, нет. 2, 1954, стр. 101-1. 271-297; Грей, Б., Персидская живопись , Том 2 «Сокровищ Азии», Кливленд, Скира, 1961, с. 99
  23. ^ Судавар, А., «Ранние Сефевиды и их культурные взаимодействия с окружающими государствами», в: Н. Кедди и Р. Мэти, Иран и окружающий мир , Сиэтл, University of Washington Press, 2002, стр. 89-120.
  24. ^ Роксбург, ди-джей, Турки: тысячелетнее путешествие, 600-1600 , Лондон, Королевская академия художеств, 2005, стр. 251; Голомбек Л., Тимуридская архитектура Ирана и Турана , Том. , Издательство Принстонского университета, 1988, с. 39
  25. ^ Танунди, ЕС, Исламская миниатюрная живопись: Музей Топкапы Сарай , Том 1 из публикаций по искусству и культуре Теркумана, Али Риза Баскан, 1979, стр. 24
  26. ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Роксбург, ди-джей, Турки: тысячелетнее путешествие, 600–1600 гг ., Лондон, Королевская академия художеств, 2005 г., с. 251
  27. ^ Эспозито, Э., Оксфордская история ислама , Oxford University Press, 1999, стр. 248; Блэр С. и Блум Дж. М. (редакторы), Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг ., Издательство Йельского университета, 1995, стр. 68; Ньюман, А.Дж., Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени: исследования Ирана в период Сефевидов , Брилл, 2003, с. 237; Бренд Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Неджипогулу Ф. и Роксбург. DJ (редакторы), Мукарнас: Ежегодник визуальной культуры исламского мира , Том. 17, БРИЛЛ, 2000, с. 83
  28. ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104; Танунди, ЕС, Исламская миниатюрная живопись: Музей Топкапы Сарай , Том 1 публикаций по искусству и культуре Теркумана, Али Риза Баскан, 1979, стр. 25
  29. ^ Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в прах: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», Глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (ред.), Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в Честь Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 179
  30. ^ Бренд, Б., Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова , Routledge, 2013, стр. 104
  31. ^ Роксбург, ди-джей, Персидский альбом, 1400-1600: от рассеяния к собранию , издательство Йельского университета, 2005, стр. 158
  32. Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в пыль: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», Глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (редактор), « Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в честь» Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 184
  33. ^ Кагман, Ф. и Танунди, ЕС, Исламская миниатюрная живопись: Музей Топкапы Сарай , Том 1 из публикаций по искусству и культуре Теркумана, Али Риза Баскан, 1979, стр. 25-26; Фишер, В.Б., Кембриджская история Ирана: периоды Тимуридов и Сефевидов , издательство Кембриджского университета, 1993, стр. 862
  34. ^ Роксбург, ди-джей, «Многие желания обратились в прах: Пир Будак и формирование туркменского книжного искусства», Глава 9 в: Дэвид Дж. Роксбург (ред.), Предвидя исламское искусство и архитектуру: очерки в Честь Ренаты Холод , Брилл, 2014, с. 179
  35. ^ Роксбург, ди-джей, Персидский альбом, 1400-1600: от рассеяния к собранию , издательство Йельского университета, 2005, стр. 158

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • У. Такстон, Столетие принцев, Источники по истории и искусству Тимуридов , Кембридж, Гарвард и Массачусетский технологический институт, 1989 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da418733b79903d1b1930e9f58213901__1723338420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/01/da418733b79903d1b1930e9f58213901.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pir Budaq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)