Еврейские памятники
«Монумента Иудаика. «2000 лет истории и культуры евреев на Рейне» (нем. Monumenta Judaica. 2000 Jahre Geschichte und Kultur der Juden am Rhein ) была первой крупной выставкой еврейской религии и искусства в районе Рейнской области между Базелем и Эммерихом . Выставка проходила с 15 октября 1963 года по 15 марта 1964 года в Кёльнском городском музее (Городской музей Кёльна). Выставка, представленная 2200 экспонатами из 15 стран, дала всесторонний обзор интеллектуальной и общественной жизни евреев на Рейне между Базелем и Эммерихом на протяжении 2000 лет. [ 1 ]
Экспонаты поступили из публичных библиотек и музеев Вашингтона , Ватикана , Москвы , Лондона , Вены , Копенгагена , Будапешта и Амстердама , а также из немецких учреждений. Еврейские музеи Нью-Йорка и Цинциннати не участвовали, равно как и коллекция Шокена в Израиле . [ 2 ] На выставке также были представлены коллекции частных лиц, в том числе коллекция иудаики Эдуарда Гофмана-Крайера , так называемого «отца швейцарского фольклора». [ 3 ] Памятник иудаике вдохновил на создание Еврейского музея Швейцарии в 1966 году. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Основной причиной открытия выставки стали антисемитские граффити на кёльнской синагоге на Роонштрассе в декабре 1959 года, вызвавшие волну антисемитских инцидентов в Германии. Видя необходимость просвещать людей и предоставлять информацию об иудаизме, первоначальным предложением было провести выставку « Синагога» 1960/61 года. Kultgeräte und Kunstwerke von der Zeit der Patriarchen bis zur Gegenwart от Реклингхаузена до Кельна. Однако ответственные лица приняли решение о новой специальной выставке, которая будет готовиться в течение двух лет под руководством доктора Конрада Шиллинга. Синагога была первой комплексной выставкой иудаизма в послевоенный период, на которой в основном были представлены великолепные предметы еврейского культа. Напротив, на Monumenta Judaica должны были повлиять региональные исторические выставки веймарского периода , в частности, еврейский раздел выставки тысячелетия в Рейнской области в 1925 году. [ 5 ]
Публикации
[ редактировать ]К выставке были изданы каталог, справочник и заключение под редакцией директора проекта Конрада Шиллинга. Из 20 глав справочника большинство посвящено историческому обзору еврейских общин в Рейнской области, а некоторые главы посвящены конкретным темам, таким как еврейский религиозный год, благосостояние евреев, влияние еврейской Библии на христианское искусство. Маккавеи . как христианские мученики и вклад еврейских художников и писателей в культурную жизнь Германии Каталог составлен по одной схеме, авторы в обоих томах одни и те же. Среди 15 участников — Гюнтер Ристов, отец Виллехад Экерт, Фрид Мюльберг, Элеонора Стерлинг, Петер Блох, Вильгельм Треу, Эрнст Л. Эрлих , Э. Г. Ловенталь, Хендрик Г. ван Дам, Эрнст Рот и Э. Шерешевский, раввин Кельна и Мюнстер, который также был советником. [ 1 ]
Финансирование
[ редактировать ]Выставка спонсировалась городом Кёльн при финансовой поддержке федерального правительства и правительства штата. Westdeutscher Rundfunk во многом способствовал его успеху за счет пожертвований. Треть от общей суммы расходов пришлось на город Кёльн. Еще треть была собрана за счет продажи справочника и каталога, а также за счет поступления. Наконец, последняя треть — это гранты от федерального правительства, штата и радиостанции. [ 6 ]
Основные темы
[ редактировать ]Просветительская миссия была особенно важна для организаторов выставки. Центральными темами также были сосуществование еврейского меньшинства и христианского большинства, общее влияние религий и культур, а также преодоление идеологических взглядов на иудаизм времен нацизма. Ориентиры развития выставки можно охарактеризовать как современные и актуальные и сегодня:
- Изложение с внутриеврейской точки зрения
- Разнообразие влияний окружающей среды на судьбу еврейского меньшинства
- Избегание впечатления, что еврейская история — это всего лишь история преследований.
- Представление жизни «простых людей», а не только жизнеописаний известных личностей. [ 7 ]
Целевая группа и количество посетителей
[ редактировать ]Согласно отчету Конрада Шиллинга, выставку посетили 114 450 человек, в том числе группы из религиозных учреждений, образования, вооруженных сил и политики, такие как президент Федеративной Республики Германия Генрих Любке , кардинал Фрингс, Моше Шаретт , Наум Гольдманн , Израиль. Гольдштейн и Зигфрид Мозес. [ 2 ]
Одной из целевых групп, в охвате которой организаторы и создатели были особенно заинтересованы, была молодежь. Количество посетителей доказало успех этих усилий: более 61 процента посетителей, 70 232 человека, были подростками и молодыми людьми. [ 5 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Выставка в Кёльне получила многочисленные отзывы в национальной и международной прессе. Например, немецкая ежедневная газета Die Welt написала 19 октября 1963 года:
«...Выставка не хочет ни обвинять, ни «заглаживать вину»; Он просто хочет раскрыть истину и привести к ней; он хочет наставлять и просвещать посредством фактов, документов и «памятников». Ваша цель – толерантность, а не жалость и не только стыд. Толерантность и отсутствие предрассудков как предпосылки подлинной человечности и взаимопонимания». [ 6 ]
«...Выставка не хочет ни обвинять, ни «заглаживать вину»; он просто хочет раскрыть истину и привести к ней, он хочет наставлять и просвещать посредством фактов, документов и «памятников». Ее цель – толерантность, а не жалость и не просто стыд; терпимость и отсутствие предрассудков как предпосылки для подлинного гуманизма и взаимопонимания».
Газета New Yorker Staats-Zeitung в тот же день написала следующее:
«Форма духовной репарации, длительный эффект которой, возможно, окажет даже более благотворное влияние на немецко-еврейские отношения, чем некоторая материальная компенсация». [ 6 ]
«Форма духовного возмещения, длительный эффект которой, возможно, окажет даже более благотворное влияние на немецко-еврейские отношения, чем многие материальные компенсации».
Несмотря на выражение восхищения выставкой в целом, выходное приложение голландской газеты Nieuwe Rotterdamse Courant раскритиковало позиционирование раздела, посвященного национал-социализму, как несколько скрытое, а также заявило, что студенты, проводившие посетителей по этому разделу, выглядели немного некомфортно. [ 6 ]
Одним из наследий Monumenta Judaica стало создание Еврейского музея Швейцарии в 1966 году. Члены еврейской ассоциации Espérance (похоронное общество, или Chewra Kadischa) были вдохновлены посещением выставки на создание еврейского музея в Швейцарии. Это был первый еврейский музей в немецкоязычном мире после Второй мировой войны . [ 4 ]
В ознаменование 60-летия выставки Еврейский музей Швейцарии опубликовал статью 16 октября 2023 года. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вишницер, Рэйчел (1966). «Обзор: Шиллинг, Конрад (редактор): Monumenta Judaica. Справочник и каталог, Кельн, 1964». Еврейские социальные исследования . 28 (1):48.
- ^ Jump up to: а б Вишницер, Рэйчел (1968). «Обзор: Гардинг, Мария (ред.): Monumenta Judaica. Заключение, Кельн, 1965». Еврейские социальные исследования . 30 (1):56.
- ^ Любрих, Наоми (26 января 2023 г.). «Табеа Бури о коллекционере Эдуарде Гофмане-Крайере» . Еврейский музей Швейцарии . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Еврейский музей Швейцарии» . Swissjews.ch . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Прахт-Йёрнс, Эльфи, изд. Среда жизни евреев в Рейнской области. Аннотированные источники от раннего Нового времени до наших дней (на немецком языке). Кельн: Бёлау Верлаг. п. 352.
- ^ Jump up to: а б с д Хакенберг, Курт, изд. Памятник иудаике. 2000 лет истории и культуры евреев на Рейне. Выставка в Кельнском городском музее с 15 октября 1963 г. по 15 марта 1964 г. Заключение (на немецком языке). Кельн: Калифорнийский университет. п. 12.
- ^ Прахт-Йёрнс, Эльфи, изд. Прахт-Йёрнс, Эльфи (ред.): Среда проживания евреев в Рейнской области с комментариями источников с раннего Нового времени до наших дней, Кёльн, 2011, стр. 353 (на немецком языке). Кельн: Бёлау Верлаг. п. 353.
- ^ Любрич, Наоми (16 октября 2023 г.). «Аллия Опплигер вспоминает 60-летие Монумента Иудаики» . Еврейский музей Швейцарии . Проверено 30 декабря 2023 г.