Petko Staynov
Petko Staynov | |
---|---|
Петко Стаинов | |
Рожденный | |
Умер | 25 июня 1977 г. | (80 лет)
Место отдыха | Центральное Софийское кладбище |
Занятие | Композитор |
Веб-сайт | staynov |
Петко Стайнов ( болг . Петко Стайнов; 1 декабря 1896, Казанлык — 25 июня 1977) — болгарский композитор и пианист . [1] Он обогатил болгарскую музыкальную культуру и внес значительный вклад в ее развитие. Композитор большого творческого таланта, широкой музыкальной и общей культуры, обладавший острым чувством актуальных идей современности, он посвятил всю свою жизнь и все свои способности болгарской музыке и музыкальной культуре, Болгарской академии наук .
Жизнь
[ редактировать ]В шесть лет Стайнов повредил один глаз; в результате заразился и другой глаз. В 11 лет он полностью потерял зрение. Окончил Институт слепых в Софии (1915), где впервые проявился его музыкальный талант. Позже он учился музыке у Андрея Стоянова и сделал первые попытки сочинения музыки.В 1920 году уехал в Германию на год обучения в Частном музыкальном лицее в Брауншвейге . В 1923 году он окончил Дрезденскую музыкальную консерваторию по специальности композиция у Александра Вольфа и фортепиано у Эрнста Мунка. [1] Вернувшись в Казанлык в 1925 году, он создал свое первое крупное произведение: симфоническую сюиту «Фракийские танцы» в трех частях. Позже он добавил к сюите дополнительную часть «Мечкарско» («Танец медвежьего стража», 1926).
В 1927 году он переехал в Софию и начал преподавать игру на фортепиано в Институте слепых.Петко Стайнов работал преимущественно в жанрах симфонической и хоровой музыки. Будучи одинаково талантливым и в том, и в другом, он обобщил некоторые тенденции болгарского музыкального творчества и открыл новые перспективы его развития. Он адаптировал европейскую музыкальную традицию к болгарскому мышлению, к способностям исполнителей и слушателей, к естественному процессу развития национальной музыки. От европейской музыки Стайнов перенял некоторые выразительные приемы и формы, возможности симфонического оркестра , построение продуманной конструкции. Что характеризует его как ярко болгарского музыкального творца, так это внедрение собственного болгарского музыкального стиля. В полной мере этот стиль выразился в совершенно самостоятельной мелодике (без прямого цитирования народной музыки) и в гармоническом языке его творчества. Идея его сочинений раскрывается через тексты хоровых песен и баллад, программные названия большинства его симфонических произведений.
Работает
[ редактировать ]Симфоническое творчество Стайнова включает сюиты «Фракийские танцы» (1925, 1926) и «Сказка» (1930), симфонические поэмы «Легенда» (1927) и «Фракия» (1937), Симфоническое скерцо (1930), концертные увертюры «Балканы» и « Молодежная увертюра» (1936). и 1953), две симфонии (1945 и 1949). Они раскрывают красоту родного края, задор народных танцев, навевают сказочные образы. Две его симфонии отмечены глубокими философскими обобщениями.
Симфонические произведения Стайнова дышат мощными философскими посылами, а некоторые из них, как, например, «Фракийские танцы» и «Фракия» , стали символическими для болгарской музыки.Хоровые песни Петко Стайнова раскрывают особенности характера болгарского народа ( «Елочка наклоняется », «Взошло яркое солнце » , «Эй, Иван» , «Сыграй мелодию, Димо» , «Ой, этот мужик, Димо» , «Эй, Димо» ). До начала 1930-х годов он следовал традициям хорового искусства, заложенным первыми композиторами этого жанра, привнося при этом элементы собственного стиля.
Своими хоровыми балладами Стайнов заложил основу совершенно нового направления в болгарской музыке. В них он воссоздал преимущественно драматические события древней и новой истории Болгарии и тем самым добился национального балладного звучания (например, «Тайна реки Струма» , 1931; «Урвич» для смешанного хора на слова Н. Ракитина, 1933; «Всадники» , 1932; «Сто и «Двадцать мужчин» для мужского хора на слова П. П. Славейкова, 1935; «Девичий плач» для смешанного хора на слова Т. Кунева, 1936; Антон» И. Радоева, 1954; « Товарищ для смешанного хора на слова Д. Пантелеев, 1955). В своих балладах композитор использовал элементы национального интонационного фонда, но строго народное звучание помешало бы его творческому пылу добиться эффективного драматического повествования. Баллады Стайнова представляют технические трудности для своих исполнителей и до сих пор остаются пробным камнем исполнительского мастерства болгарских хоров.
Его общая работа как в симфоническом, так и в хоровом жанрах способствовала некоторым забытым этапам развития болгарской музыки и, таким образом, еще больше укрепила его статус выдающегося деятеля болгарской музыкальной культуры.
Государственные учреждения
[ редактировать ]Петко Стайнов возглавлял Союз народных хоров Болгарии (Болгарский певческий союз) и Ассоциацию современной музыки болгарских композиторов (1933–44), а также был директором Национальной оперы (1941–44). В 1941 году он был избран постоянным членом (академиком) Болгарской академии наук , а в 1948 году стал директором недавно основанного Института музыки с музеем (позже Института музыковедения) при Академии; занимал эту должность до конца своих дней. Он также был членом Президиума Болгарской академии наук. Среди других должностей, которые он занимал, был академик-секретарь Отделения искусств и культуры Болгарской академии наук. Под его мудрым и компетентным руководством эти учреждения, союзы, ассоциации и другие организации достигли высочайшего уровня своих достижений.
и Анной Каменовой основал Национальный фестиваль болгарского народного искусства В 1965 году он вместе с Райной Кацаровой . [2]
Представления Петко Стайнова о социальных функциях музыки, о значении народной музыки для творчества болгарских композиторов, о создании болгарского музыкального стиля, хоровом пении, хорах, школьном музыкальном образовании, композиторах и их произведениях, исполнителях и событиях в Музыкальная жизнь страны были изложены в многочисленных статьях, большая часть которых была опубликована в сборнике « Петко Стайнов: О болгарской музыкальной культуре» , 1967.
Петко Стайнов обладатель множества высоких государственных наград. Он умер 25 июня 1977 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брашованова, Лада (2001). «Стынов, Петко». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 24 (2-е изд.). Макмиллан Паблишерс Лимитед. п. 302-303 . ISBN 9781561592395 .
- ^ «В IX Национальном собрании в Копривштице приняли участие 17 тысяч человек» . News.bg (на болгарском языке). 7 августа 2005 г. Проверено 31 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1896 рождений
- 1977 смертей
- Болгарские композиторы-классики
- Люди из Казанлыка
- Слепые классические музыканты
- Похороны на Центральном Софийском кладбище.
- Члены Болгарской академии наук
- Выпускники Музыкального университета Карла Марии фон Вебера
- Композиторы-классики XX века
- Болгарские композиторы-классики мужского пола
- Музыканты-мужчины 20-го века