Палка для торгов
Палка для торгов [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] (иногда также называемый будстикке , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] боевая стрела , [ 7 ] или ствол [ 8 ] ) — термин для обозначения деревянного предмета, такого как дубинка или дубинка, который несет гонец и используется жителями Северной Европы, например, в Шотландии и Скандинавии, для сплочения людей к делу (собраниям), а также для защиты или восстания.
Шотландия
[ редактировать ]В Шотландии такой жетон ( шотландский гэльский : crann-tara , [ 9 ] [ 10 ] переводится как «огненный крест». [ 11 ] [ 12 ] или «крест позора» [ 11 ] ) использовался для сплочения членов клана к оружию. Эта практика описана в романах и поэзии сэра Вальтера Скотта . Небольшой горящий крест или обугленный кусок дерева носили из города в город. Широко известное применение было во время восстания якобитов в 1715 году , хотя совсем недавно оно применялось среди шотландских поселенцев в Канаде во время войны 1812 года . [ 13 ] В 1820 году более 800 бойцов шотландского клана Грант были собраны благодаря прохождению Огненного Креста , чтобы прийти на помощь вождю своего клана и его сестре в город Элгин . [ 14 ]
Имя Крэнн Тара использовалось в программе о текущих событиях на шотландском гэльском языке на Grampian Television ( ITV ). [ 15 ] и политический журнал под редакцией Нормана Истона с 1977 по 1982 год. [ 16 ]
Скандинавия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2012 г. ) |

Когда прибыл враг, палочки для торгов ( старошведский : buþkafle (sg.)) были отправлены во все стороны. В Швеции они представляли собой дубинки или просто деревянные куски; в Норвегии появились перепрофилированные стрелы. Иногда к одному концу палочки для торгов была прикреплена веревка, а другой конец был обуглен; Олаус Магнус (1555 г.) рассказывает, что тех, кто не принесет дубинку в следующую деревню, будут повешены, а их усадьбы сожжены.
Когда народ собирался на что-нибудь , предмет имел форму топора , а если собрание касалось богохульства , то это был крест.
Предметы подписывались рунами или другими знаками, чтобы указать причину собрания (например, избрание короля у Камня Моры ) и того, кто их послал. В средние века использование бучкафларов было официальным методом объединения людей, и их разрешалось вырезать только определенным чиновникам, например, губернаторам и шерифам .
Однако они были особенно эффективны, когда их использовали для сбора людей против королевского гнета и высоких налогов. После Далекарлианского восстания 1743 года были наложены строгие ограничения на использование торговых палок.
В Швеции палка для торгов была стандартизирована во время деревенской реорганизации в 1742 году, и именно на уровне деревни она часто использовалась. В XIX и XX веках к булавам прикреплялись более конкретные сообщения или вставлялись в пустое пространство. Еще в начале 20-го века в шведском законодательстве был параграф, в котором говорилось, что в случае лесного пожара палка для торгов будет отправлена между деревнями. [ нужна ссылка ] — Подобные параграфы присутствовали и в финском законодательстве относительно правильного употребления арпакапулы , или будкавле на финском шведском языке , вплоть до ХХ века. [ 17 ]
Газеты
[ редактировать ]Концепция «палки торгов» использовалась в качестве названия для нескольких газет, в том числе норвежских газет Budstikka , Budstikken и Bremanger Budstikke , а также фарерской газеты Tingakrossur .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Белл, Уильям. 1862. О так называемых кольцевых деньгах ... Труды Королевской ирландской академии 8 (1): 253–268, с. 260.
- ^ Йонг, Шарлотта М. 1884. История христианских имен . Лондон: Macmillan and Co., с. 413.
- ^ Уэст, Джон Фредерик. 1972. Фарерские острова: возникновение нации . Лондон: К. Херст, с. 24.
- ^ Марриат, Гораций. 1860. Резиденция в Ютландии, на Датских островах и в Копенгагене , том 1. Лондон: Джон Мюррей, с. 33.
- ^ Уильямс, Генри Смит. 1908. Скандинавия, Швейцария – 1715 . Нью-Йорк: The Outlook Company, с. 91.
- ^ Клаузен, Арне Мартин . 1999. Эстафета факела: новое изобретение традиций и конфликта с греками. В книге Арне Мартина Клаузена (редактор), Олимпийские игры как представление и публичное мероприятие: на примере XVII зимних Олимпийских игр в Норвегии , стр. 75–96. Нью-Йорк: Берган, с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Саймон, Джеффри. 1988. Мобилизация сил НАТО-Варшавского договора . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национального университета обороны, с. 520.
- ^ Витрингтон, Дональд Дж. 1983. Шетландские острова и внешний мир, 1469-1969 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 58.
- ^ «Кранн-тара» . в гэльском словаре Дуэлли .
- ^ «смоляное дерево» . в «Маленьком словаре».
- ^ Перейти обратно: а б История Королевской школы Шотландии . 1873. Лондон: Т. Нельсон и сыновья, с. 247.
- ^ Питток, Мюррей. 1999. Кельтская идентичность и британский имидж . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, стр. 5.
- ^ Кранн-тара - «Собирающийся луч, сигнал, формально используемый в случае оскорбления или надвигающейся опасности, чтобы призвать клан к оружию. Это был кусок дерева, наполовину обгоревший и залитый кровью, в знак мести огнем и мечом, ожидавшей тех членов клана, которые не сразу ответили на призыв. Оно передавалось от одного постоянно назначенного посыльного к другому, и таким образом тревога распространилась по крупнейшим районам в невероятно короткий срок. В 1745 году кранн-тара пересекла обширный район Бредалбейн , преодолев более 30 миль за три часа». Дуэлли, Эдвард (1973). Иллюстрированный гэльский словарь английского языка (8-е изд.). Глазго: Публикации Gairm. стр. 264
- ^ «История и факты о клановых грантах» . Архивировано из оригинала 13 января 2008 г.
- ↑ Дебаты в Палате общин на гэльском и валлийском языках , Hansard , 20 июля 1988 г., том 137 cc641-2W
- ^ Истон, Норман (редактор), Crane No. 1, зима 1977 года, Абердин.
- ^ Хаккила, Эско (ред.): «Арпакапула». Лакиасиайн кясикирья , с. 40. Порвоо: Werner Söderström Oy, 1938. — Наиболее известные положения содержатся в Уголовном кодексе 1889 года (глава 44, §§ 23–24).