Кабгайи
Кабгайи | |
---|---|
![]() Пригородный вид на собор Кабгайи вдалеке | |
Координаты: 2 ° 06'03 "ю.ш. 29 ° 45'08" в.д. / 2,100718 ° ю.ш. 29,752243 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Провинция | Южная провинция |
Округ | Муханга район |
Город | Гитарама |
Высота | 5945 футов (1812 м) |
Кабгайи расположен к югу от Гитарамы в районе Муханга , Южная провинция , Руанда , в 25 милях (40 км) к юго-западу от Кигали . Он был основан как миссия католической церкви в 1905 году. Он стал центром Римско-католической церкви в Руанде и является местом расположения старейшего собора в стране, а также католических семинарий, школ и больницы. Церковь сначала поддерживала правящую элиту тутси , но позже поддержала большинство хуту . Во время геноцида в Руанде в 1994 году были убиты тысячи тутси, нашедших здесь убежище. Некоторые выжившие восхищаются мужеством многих священников, которые помогали им в те трудные дни, таких как отец Эвергисте РУКЕБЕША и многие другие. [ нужна ссылка ] Позже некоторые хуту, в том числе три епископа и множество священников, были убиты повстанческими солдатами РПФ. На братской могиле возле больницы установлен мемориал. Внутри базилики хранятся тела трех епископов, убитых повстанцами ФНР. Двум из них (Винсенту Нсенгиюмве, архиепископу Кигали и Джозефу Рузиндане, епископу Бьюмбы) правительство Руанды отказало в переводе в их собственные соборы. [ нужна ссылка ]
Расположение
[ редактировать ]Кабгайи расположен посреди центрального плато Руанды на высоте около 6000 футов (1800 м) над уровнем моря. [ 1 ] Отель расположен в деревне Камадзуру района Гахого в секторе Ньямабуе, в 5 минутах езды от города Муханга. [ 2 ] Сообщество находится к югу от Гитарамы, второго по величине города Руанды, и примерно в 30 километрах (19 милях) от Кигали столицы . Здесь мягкий и умеренный климат. Есть два сезона дождей. [ 3 ] Среднегодовое количество осадков составляет от 1000 до 1100 миллиметров (от 39 до 43 дюймов). Расчетное годовое суммарное испарение составляет около 815 миллиметров (32,1 дюйма). [ 4 ] Почва песчаная и относительно неплодородная. [ 1 ] По состоянию на 2002 год большинство жителей Кабгайинского района занимались сельским хозяйством. Лишь немногие из более богатых домохозяйств могли позволить себе иметь скот. [ 5 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Королевством Руанда до прихода европейских колониальных держав управляла элита тутси, составлявшая около 15% населения, а класс крестьян хуту , составлявший около 85%. Считается, что оба когда-то в прошлом мигрировали откуда-то еще: тутси с востока, а хуту с севера. Стереотип таков, что тутси были высокими и стройными, а хуту были ниже ростом и крепче. Тутси были скотоводами с воинскими традициями, а хуту были земледельцами. У этих двух групп был общий язык — киньяруанда . [ 6 ] Богатые хуту вступали в брак с представителями правящего класса тутси, и многие тутси были бедными фермерами, не имевшими скота. но все же существовали социальные различия, которые ставили тутси выше хуту в начале колониальной эпохи. [ 7 ]
Поначалу миссии в Руанде находились в ведении Апостольского викариата Южной Виктории Ньянзы , возглавляемого Джоном Джозефом Хиртом . [ 8 ] Кабгайи был основан как миссионерский пост после того, как немцы, колониальная держава, получил неохотное разрешение от двора короля Мусинга в 1904 году. Руанды [ 9 ] Миссионеры получили холм Кабгайи в феврале 1905 года. [ 1 ] Они получили около 120 гектаров (300 акров) земли. [ 10 ] Они приступили к масштабной программе строительства сначала домов, а затем церковных зданий. требуются грузчики, каменщики, повара, садовники и другие рабочие. [ 11 ] Их требования рабочей силы от жителей региона вызвали напряженность в суде. В ответ немецкие власти сообщили миссионерам, что они должны получить разрешение Суда на набор рабочей силы, а колониальные власти не будут им в этом помогать. [ 12 ]
Однако вскоре миссия стала влиятельной силой в стране. Король Мусинга, участвовавший во внутренней борьбе за власть, позаботился о сохранении дружеских отношений с миссионерами. и в декабре 1906 года сказал им, что хотел бы, чтобы весь его народ научился молиться. [ 13 ] Знаменитые тутси также видели ценность в хороших отношениях с этими могущественными землевладельцами. Их длительные визиты стали проблемой для священников. которые не всегда могли уделить им то внимание, которого требовала вежливость. [ 14 ] В июле 1907 года отцы начали строить в Кабгайи школу для сыновей вождей тутси, которых они считали естественными лидерами страны. [ 15 ] Отцы встали на сторону крестьянина- хуту против его повелителя тутси, когда крестьянин был неправ в соответствии с законами страны, и снова вызвали порицание со стороны немецких властей. [ 16 ] Однако в целом миссионеры в Кабгайи придерживались политики в поддержку тутси. [ 17 ]
Церковь была основана в Руанде. Миссии в Бурунди, находившиеся в ведении Апостольского викариатства Уньяниембе , были объединены с миссиями в Руанде и образовали Апостольский викариат Киву. [ 8 ] 12 декабря 1912 года Жан-Жозеф Хирт был назначен первым апостольским викарием Киву. [ 18 ] Малая семинария Сен-Леона была основана в Кабгайи в 1913 году. [ 19 ] Некоторые из первых студентов уже обучались в миссии Рубия в Танганьике и могли говорить по-латыни лучше , чем старые европейские священники. [ 20 ] Хирт основал свою штаб-квартиру в Кабгайи и работал там с руандийскими семинаристами до выхода на пенсию в 1921 году. [ 8 ] В 1916 году, во время Первой мировой войны , бельгийцы захватили Руанду и Бурунди. Они продолжили политику Германии, включая поддержку правящего класса тутси. [ 21 ]
К 1921 году в Апостольском викариате Киву насчитывалось тридцать тысяч христиан. [ 8 ] Кабгайи стал резиденцией Апостольского викариата Руанды, когда он был создан в апреле 1922 года и отделился от Апостольского викариата Урунди . [ 22 ] В 1928 году Алексис Кагаме поступил в малую семинарию Кабгайи. Ему предстояло стать крупным интеллектуальным лидером, писателем и знатоком руандийских традиций и культуры. [ 23 ] В 1932 году в Кабгайи был установлен первый печатный станок в Руанде. Киньяматека , первый местный журнал, начал выходить в 1933 году. [ 24 ] Связь постепенно улучшалась. В 1938 году была открыта дорога, соединившая Кабгайи с Рубенгерой на западе. [ 25 ]
Пост был
[ редактировать ]
Бельгийский колониальный мандат закончился после Второй мировой войны (1939–1944). В 1946 году Руанда и Бурунди были объявлены подопечной территорией ООН , оставаясь под управлением Бельгии. [ 21 ] В 1952 году в Кабгайи был рукоположен монсеньор Алоис Бигирумвами , первый чернокожий римско-католический епископ в бельгийской Африке. Позже он стал голосом в пользу примирения между тутси и хуту. [ 26 ] [ 27 ] В феврале 1952 года кафедра была переименована в Апостольский викариат Кабгайи. [ 22 ] В декабре 1954 года типография «Кабгайи» выпустила первый номер журнала для детей « Хобе » с восемью страницами, написанными на языке киньяруанда. [ 28 ] В ноябре 1959 года кафедра была возведена в состав Митрополичьей архиепархии Кабгайи. [ 22 ]
Отказавшись от поддержки тутси, католическая церковь поддержала националистов-хуту. В своем пастырском послании от 11 февраля 1959 года епископ Кабгайи Андре Перроден частично писал: «В нашей Руанде различия и социальное неравенство в значительной степени связаны с расовыми различиями в том смысле, что богатство, с одной стороны, а политическая и даже судебная власть, с другой стороны, в значительной степени находится в руках людей одной расы». [ 29 ] Эти замечания подразумевали, что католическая церковь Руанды поддерживает претензии хуту. [ 30 ] Возможно, они были восприняты как форма морального оправдания первых массовых убийств тутси, последовавших позднее в том же году в районе Кабгайи. [ 31 ] В 1959 году церковная типография в Кабгайи даже использовалась для выпуска брошюр, призывающих хуту применять насилие против тутси. [ 32 ]
1 ноября 1959 года заместитель вождя хуту Доминик Мбоньюмутва подвергся нападению со стороны банды молодых людей тутси возле миссии Кабгайи. Ему удалось сбежать, но слухи о его смерти распространились быстро. На следующий день группа хуту напала на четырех видных деятелей тутси в соседнем вождестве Ндиза. и в последующие дни насилие, направленное против тутси, распространилось по всей Руанде. [ 33 ] Во время последовавшего четырехлетнего кризиса многие тутси бежали в соседние страны. [ 34 ] Второй Ватиканский собор (1962–1965), уделивший особое внимание помощи бедным, способствовал растущей поддержке хуту со стороны католической церкви. хотя многие тутси были столь же бедны. [ 35 ]
Пост-независимость
[ редактировать ]
28 января 1961 года Национальный конгресс Руанды провозгласил независимость. [ 36 ] Заявление движения, в котором доминируют хуту, было сделано в Гитараме, к северу от Кабгайи. [ 37 ] Страна официально стала независимой от Бельгии 1 июля 1962 года. [ 38 ] Первый президент страны Грегуар Кайибанда получил образование в семинарии Кабгайи. как и многие другие лидеры хуту. [ 35 ] Кайибанда был секретарем архиепископа Перродена в Кабгайи. [ 39 ] В 1973 году в Кабгаи произошло массовое убийство иосифлянских священников. Сообщается, что и архиепископ Перроден, и президент Кайибанда присутствовали, но отказались вмешаться. [ 40 ]
В апреле 1976 года Кабгайи стал резиденцией Кабгайской епархии после того, как от нее были отделены другие кафедры. [ 22 ] Папа Иоанн Павел II посетил Кагбайи в сентябре 1990 года. Он выступил против разрыва между бедными крестьянами Руанды и городской элитой. и призвал обеспечить равный доступ к государственным услугам и кредитам для сельских жителей. [ 41 ] Церковь сотрудничала с правительством. Винсент Нсенгиюмва , архиепископ Кигали, стал членом центрального комитета правящей партии хуту MRND. [ 42 ] [ 43 ] Некоторые церковные лидеры возражали против чрезмерного доминирования хуту. В 1991 году епископ Кабгайи Тадди Нсенгиюмва опубликовал пастырское письмо, в котором глубоко критиковал широкое распространение политических убийств и отсутствие заинтересованности в примирении между этническими группами. [ 44 ]
Экстремисты хуту захватили власть в апреле 1994 года и приступили к систематической программе уничтожения тутси и умеренных хуту. [ 34 ] Беженцы тутси от массовых убийств начали прибывать в Кабгайи в середине апреля, где они жили в тесноте, с небольшим количеством еды и воды. многие страдают малярией или дизентерией. Каждый день солдаты и ополченцы отбирали молодых людей для убийства. [ 45 ] К концу мая в Кабгае насчитывалось около 38 тысяч беженцев. [ 46 ] Кабгайи в то время называли «лагерем смерти», где беженцы беспомощны перед изнасилованиями и убийствами со стороны ополченцев. [ 47 ]
Руандийский патриотический фронт (ПФР), созданный изгнанниками тутси в Уганде, дали отпор и начали получать контроль над страной. [ 34 ] Группа руандийских епископов обратилась к Папе Иоанну Павлу II с просьбой сделать религиозный центр Кабгайи нейтральной зоной. и Папа передал это обращение в Организацию Объединенных Наций. Епископы заявили, что армия под руководством хуту все еще обеспечивает защиту, но если армия будет вынуждена отступить от сил ПКР, наступающих на Кабгайи, она не сможет защитить беженцев от ополченцев хуту. Наблюдатели ООН, отправленные в Кабгайи, не увидели никаких признаков резни, но сообщили, что беженцев запугивали. [ 46 ]

Апелляция опоздала. Правительственные войска и военизированные формирования интерахамве- хуту продолжили массовые убийства, прежде чем бежать от РПФ, который взял под свой контроль Кабгайи 2 июня 1994 года. [ 49 ] По первым сообщениям священнослужителей, погибло сравнительно немного людей – примерно 1500 из 30 000. [ 50 ] Однако в отчете восемнадцати судей суда Гакака за февраль 2009 года говорится, что по меньшей мере 64 000 беженцев были убиты. Многие из жертв были похоронены заживо. Сообщается, что к убийству причастны сотрудники Красного Креста и местное духовенство. [ 48 ] [ 51 ] [ а ]
После того, как РПФ взял под свой контроль, 5 июня 1994 года архиепископ Винсент Нсенгиюмва, епископы Тадди Нсенгиюмва и Джозеф Рузиндана , а также десять других священников были убиты в Гакуразо, к югу от Кабгайи. [ 55 ] [ 56 ] Сообщается, что убийцами были солдаты тутси , которые их охраняли. В РПФ заявили, что солдаты считали, что священники были причастны к предыдущим убийствам тутси. Папа выразил сожаление по поводу убийств. [ 57 ] Священник и журналист Андре Сибомана сообщил, что позже 19 июня 1994 года РПФ убил «сотни» крестьян в Кабгайи. [ 27 ]
После массовых убийств 1994 года епархии Кабгайи и Бьюмба при содействии Католической службы помощи , а затем Бюро по народонаселению, беженцам и миграции США, начали организовывать собрания, чтобы помочь молодежи понять, что произошло, почему и как предотвратить подобные события. повторил. [ 58 ] Программы были открыты для всех. 30% молодежи в трех испытательных лагерях Кабгайи не были католиками. [ 59 ]
Учреждения
[ редактировать ]Сегодня в Кабгайи находится соборная базилика Непорочного зачатия (Beatae Immaculatae Virginis) , просторное здание из красного кирпича, построенное в 1923 году. [ 48 ] На церемонии освящения в апреле 1923 года присутствовали многие колониальные администраторы и король Мусинга, собрав большую толпу местных жителей. [ 60 ] Бельгийские колониальные правители также сделали Кабгайи местом расположения больницы и школ для подготовки акушерок, печатников, плотников, кузнецов и представителей других профессий. Есть небольшой музей с выставкой артефактов разных периодов. [ 48 ] В Кабгайи также находится Национальная межепархиальная семинария Кабгайи (Цикл философии). [ 61 ] Св. Пасторальный центр Андре, [ 62 ] Школа Святого Иосифа [ 63 ] и Колледж медсестер и акушерок Святой Елизаветы. [ 64 ] По состоянию на 2013 год Кабгайинская районная больница испытывала нехватку персонала, что привело к большим очередям пациентов. [ 65 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Алтарный фон – Кафедральный собор Богоматери в Кабгайи
-
Католическая скульптура в соборе Кабгайи
-
Вывеска со зданием колониальной эпохи - Больница Кабгайи
-
Часовня на территории больницы — Больница Кабгайи
-
Уличная сцена возле собора Кабгайи
-
Сгоревшая классная комната и больница Кабгайи
-
Соборная базилика Богоматери в Кабгайи
-
Мозаика Христа с поясами - Соборная базилика Богоматери в Кабгайи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с Линден и Линден 1977 , с. 69.
- ^ Национальное земельное управление, Республика Руанда. «План землепользования района Муханга на 2021-2050 годы» . Lands.rw .
- ^ Государственный департамент США, 2011 г. , с. 251.
- ^ Льюис и Берри 2012 , с. 256.
- ^ Прекер и Кэррин 2004 , с. 255.
- ^ Адекунле 2007 , с. 4-5.
- ^ Мамдани 2001 , стр. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Короче 2011 , с. 79.
- ^ де Форж 2011 , с. 55.
- ^ де Форж 2011 , с. 63.
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 59.
- ^ де Форж 2011 , с. 78.
- ^ де Форж 2011 , с. 80.
- ^ де Форж 2011 , с. 81.
- ^ Мамдани 2001 , с. 89.
- ^ де Форж 2011 , с. 91.
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 109.
- ^ Митрополичья архиепархия Букаву .
- ^ История школы — Сен-Леон .
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Олсон и Шадл 1991 , с. 530.
- ^ Перейти обратно: а б с д Епархия Кабгайи Руанды .
- ^ Буджо и Муя 2006 , с. 43.
- ^ Quaghebeur & Kalengayi 2008 , с. 94.
- ^ де Ламе 2005 , с. 72.
- ^ Редекоп и Гасана 2007 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Мейеренрих 2010 .
- ^ Quaghebeur & Kalengayi 2008 , с. 96.
- ^ Overdulve 1997 , с. 121 и след.
- ^ Лефевр и Ферхаджян 2007 , с. 134.
- ^ Морель 2010 , с. 1214.
- ^ Шеррер 2002 , с. 75.
- ^ Ньюбери 1988 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Геноцид в Руанде и его последствия , с. 245.
- ^ Перейти обратно: а б Санне 2010 , с. 108.
- ^ Блаустейн, Сиглер и Бид 1977 , стр. 593.
- ^ Лемаршан 1977 , с. 87.
- ^ де Ламе 2005 , с. 59.
- ^ Гийбо 2002 , с. 141.
- ^ Шеррер 2002 , с. 14.
- ^ РУАНДА: Понтифик говорит, что сельская беднота нуждается в помощи .
- ^ Мелверн 2000 , с. 20.
- ^ Редекоп и Гасана 2007 , с. 129.
- ^ Петерсон 2001 , с. 274.
- ^ Орр 1994 .
- ^ Перейти обратно: а б Льюис 1994а .
- ^ Джонс 2013 , с. 258.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бриггс и Бут 2010 , с. 120.
- ^ Мелверн 2000 , с. 206.
- ^ Петерсон 2001 , с. 279.
- ^ Сабиити 2009 .
- ^ Суд Гакаки откладывает судебное разбирательство.. .
- ^ Суббота 2009б
- ^ Гакака закончился, оставив руандийцев разделенными .
- ^ Desouter 2007 , с. 90.
- ^ Сибомана и Гильберт 2008 , с. 103.
- ^ Льюис 1994 .
- ^ Католическая служба помощи 2004 , с. 33.
- ^ Католическая служба помощи 2004 , с. 36.
- ^ де Форж 2011 , с. 188-189.
- ^ Новости из стран и епархий .
- ^ Центр Сент-Андре .
- ^ Табаро 2013 .
- ^ Завершается проект создания мощностей.. .
- ^ Сигнализация нехватки персонала в больнице Кабгайи .
Источники
- Адекунле, Юлиус (2007). Культура и обычаи Руанды . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-33177-0 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Блаустейн, А. П. Самест; Сиглер, Джей Адриан; Бид, Бенджамин Р. (1977). Документы о независимости мира. 2 . Архив Брилла. ISBN 978-0-379-00795-4 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Бриггс, Филип; Бут, Дженис (16 марта 2010 г.). Руанда . Брэдт Путеводители. п. 120. ИСБН 978-1-84162-306-1 . Проверено 21 марта 2013 г.
- Бужо, Бенезе; Муя, Жювеналь Илунга (2006). Африканская теология в XXI веке: вклад пионеров . Публикации Paulines Африка. ISBN 978-9966-081-57-5 . Проверено 23 марта 2013 г.
- «Проект создания потенциала завершает разработку стратегических планов для школ медсестер и акушерок в Руанде» . ИнтраХэлс. Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 г. Проверено 22 марта 2013 г.
- Католические службы помощи (2004 г.). Тематические исследования CRS Justice Lens . Католические службы помощи. GGKEY:5KGBJSZE2DX . Проверено 23 марта 2013 г.
- «Центр Святого Андрея» . Кигали Коннект . Проверено 22 марта 2013 г.
- де Ламе, Даниэль (2005). Холм среди тысячи: трансформации и разрывы в сельской местности Руанды . Университет Висконсин Пресс. п. 59. ИСБН 978-0-299-21560-6 . Проверено 23 марта 2013 г.
- де Форж, Элисон (17 мая 2011 г.). Поражение - единственная плохая новость: Руанда при Мусинге, 1896–1891 гг. Университет Висконсин Пресс. ISBN 978-0-299-28143-4 . Проверено 21 марта 2013 г.
- Десоутер, Серж (май 2007 г.). Суд над Руандой по делу РПФ: исторический обзор . Харматтан. ISBN 978-2-296-16303-4 . Проверено 22 марта 2013 г.
- «Епархия Кабгайи Руанды» . GCatholic.org . Проверено 21 марта 2013 г.
- «История школы» . Семинария Святого Льва Младшего в Кабгайи. 17 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2013 г. Проверено 21 марта 2013 г.
- «Суд Гакака откладывает судебный процесс над католическим священником до следующей недели» . Информационное агентство Hirondelle . 21 мая 2009 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- «Гакака прекращает свое существование, оставляя руандийцев разделенными» . Пресс-секретарь . 21 июня 2012 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- Гийбо, Мэг (2002). Руанда: земля, забытая Богом? : Возрождение, Геноцид и надежда . Книги Монарха. ISBN 978-1-85424-576-2 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Джонс, Адам (11 января 2013 г.). Геноцид: всестороннее введение . Рутледж. ISBN 978-1-134-25980-9 . Проверено 23 марта 2013 г.
- «Сигнализация нехватки персонала в больнице Кабгайи» . Убуз Мабваку . 10 января 2013 года. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- Лефевр, Барбара; Ферхаджян, Софи (2007). Понимание геноцидов 20-го века: сравните-поучите . Росни-су-Буа: Editions Bréal. ISBN 978-2-7495-2141-1 . Проверено 22 марта 2013 г.
- Лемаршан, Рене (1977). Африканские королевские власти в перспективе: политические изменения и модернизация в условиях монархии . Касс. ISBN 978-0-7146-3027-4 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Льюис, Пол (1 июня 1994a). «Ватикан просит ООН создать «безопасную зону» в Руанде» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 марта 2013 г.
- Льюис, Пол (12 июня 1994 г.). «5–10 июня: Новые злодеяния в Африке; в Руанде убиты три епископа и 10 священников, поскольку племенные убийства продолжаются» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 марта 2013 г.
- Льюис, Луизиана; Берри, Л. (26 июля 2012 г.). Окружающая среда и ресурсы Африки . Рутледж. ISBN 978-1-136-88095-7 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Линден, Ян; Линден, Ян (1977). Церковь и революция в Руанде . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-0671-5 . Проверено 21 марта 2013 г.
- Мамдани, Махмуд (2001). Когда жертвы становятся убийцами: колониализм, национализм и геноцид в Руанде . Издательство Принстонского университета. п. 89 . ISBN 978-0-691-10280-1 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Мейеренрих, Йенс (2010). «Сквозь темное стекло» . Архивировано из оригинала 20 июня 2012 г. Проверено 21 марта 2013 г.
- Мелверн, Линда (2000). Преданный народ: роль Запада в геноциде в Руанде . Книги Зеда. п. 20. ISBN 978-1-85649-831-9 . Проверено 22 марта 2013 г.
- «Митрополитическая архиепархия Букаву» . GCatholic.org . Проверено 26 марта 2013 г.
- Морель, Жак (июнь 2010 г.). Франция в центре геноцида тутси . МОРЕЛЬ Жак. п. 1214 . ISBN 978-2-84405-242-1 . Проверено 22 марта 2013 г.
- Ньюбери, Кэтрин (1988). Сплоченность угнетения: клиентство и этническая принадлежность в Руанде, 1860–1960 гг . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-06256-5 . Проверено 22 марта 2013 г.
- «Вести из стран и епархий» . БИКАМ-СЕБАМ . Сентябрь 2007 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- Олсон, Джеймс Стюарт; Шадл, Роберт (1991). Исторический словарь европейского империализма . Издательская группа Гринвуд. п. 530. ИСБН 978-0-313-26257-9 . Проверено 22 марта 2013 г.
- Орр, Дэвид (10 июня 1994 г.). «Жизнь кипит в руандийском склепе: в Кабгайи Дэвид Орр становится свидетелем саги о выживании среди огромной армии мертвецов» . Независимый . Проверено 23 марта 2013 г.
- Овердулв, CM (1997). «Пастырское письмо монсеньора Перродена, апостольского викария Кабгайи, к Великому посту 1959 года, 11 февраля 1959 года» . Руанда: Народ с историей . Харматтан. ISBN 978-2-7384-5292-4 . Проверено 22 марта 2013 г.
- Петерсон, Скотт (8 августа 2001 г.). Я против моего брата: война в Сомали, Судане и Руанде . Рутледж. п. 274. ИСБН 978-0-203-90290-5 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Прекер, Александр С.; Кэррин, Гай (2004). Финансирование здравоохранения для бедных: мобилизация ресурсов и распределение рисков . Публикации Всемирного банка. ISBN 978-0-8213-5525-1 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Квагебер, Марк; Каленгайи, Бибиан Чибола (1 января 2008 г.). Аспекты культуры колониальной эпохи в Центральной Африке . Харматтан. п. 94. ИСБН 978-2-296-04967-3 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Редекоп, Верн Нойфельд; Гасана, Оскар (2007). «Причастность религиозных лидеров к миметическим структурам насилия: пример Руанды» (PDF) . Журнал религии и общества . Проверено 23 марта 2013 г.
- «РУАНДА: Понтифик говорит, что сельская беднота нуждается в помощи» . Лос-Анджелес Таймс . 9 сентября 1990 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- Сабиити, Дэниел (12 февраля 2009 г.). «В Кабгае погибло более 60 тысяч человек – репортаж» . Новые Времена . Архивировано из оригинала 18 апреля 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- Сабиити, Дэниел (11 сентября 2009b). «Перед Гакачей появляется еще один пастор-муханга» . Новые Времена . Архивировано из оригинала 18 апреля 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- Санне, Ламин Осман (2010). Новый день: Очерки мирового христианства в честь Ламина Санне . Питер Лэнг. п. 108. ИСБН 978-1-4331-0456-5 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Шеррер, Кристиан П. (2002). Геноцид и кризис в Центральной Африке: корни конфликта, массовое насилие и региональная война . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-97224-0 . Проверено 23 марта 2013 г.
- Шортер, Эйлуорд (1 декабря 2011 г.). Белые отцы во время колониального завоевания: История миссионеров Африки (1892-1914) . КАРТАЛА Издания. ISBN 978-2-8111-0575-4 . Проверено 26 марта 2013 г.
- Сибомана, Андре; Гильберт, Лора (2008). Давайте сохраним надежду для Руанды: продолжение расследования смерти Андре Сибомана, Эрве Деген . Харматтан. ISBN 978-2-296-04164-6 . Проверено 21 марта 2013 г.
- Табаро, Жан де ла Круа (20 февраля 2013 г.). «Шесть лучших религиозных школ для старших классов» . Новые Времена . Проверено 22 марта 2013 г.
- «Геноцид в Руанде и его последствия» (PDF) . УВКБ ООН. 1 января 2000 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- Государственный департамент США (2011). Справочная информация: Центральная Африка, апрель 2011 г. InfoStrategist.com. ISBN 978-1-59243-127-4 . Проверено 23 марта 2013 г.