Изменение климата в Монтане
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2011 г. ) |

Изменение климата оказало ряд последствий на американский штат Монтана . Волны жары становятся все более распространенными, весной тает снег раньше, а деревья гибнут в результате засухи, лесных пожаров и увеличения численности лесных насекомых. В ближайшие несколько десятилетий в Монтане изменение климата, скорее всего, повлияет на доступность воды, урожайность сельскохозяйственных культур и риск лесных пожаров. [ 1 ] Правительства штатов и местные органы власти предприняли законодательные шаги, такие как создание портфеля возобновляемых источников энергии и создание планов действий по борьбе с изменением климата, чтобы смягчить последствия изменения климата .
Воздействие
[ редактировать ]

Водные ресурсы
[ редактировать ]
По данным МГЭИК , возможные последствия для водных систем региона Монтана включают уменьшение количества воды в некоторых районах. , потепление в горных штатах По прогнозам МГЭИК приведет к уменьшению снежного покрова , усилению зимних наводнений и сокращению летних стоков. Это может усилить конкуренцию за водные ресурсы .
Монтана является штатом в верховьях реки , и, следовательно, потенциальные последствия изменения климата , влияющие на водные ресурсы Монтаны, выходят далеко за пределы государственных границ. Департамент качества окружающей среды штата Монтана установил, что изменение климата повлияет на основные водные ресурсы штата Монтана, поскольку качество воды и экосистемы могут быть поставлены под угрозу, когда загрязняющие вещества и отложения переносятся весенним стоком в неестественное время. [ 2 ]

В отчете Университета Летбриджа говорится, что изменение климата может изменить поток рек и объем водоснабжения за счет уменьшения снежного покрова, что может привести к недостаточному объему водохранилища весной и к опасному низкому расходу летом, что делает потоки многолетних ручьев потенциально прерывистыми. [ 3 ]

Общество охраны дикой природы Монтаны обеспокоено тем, что потепление воды может также изменить поведение некоторых видов, например, местная бычья форель требует более холодной воды, чем другие рыбы, и ей будет трудно выжить, если вода потеплеет. [ 4 ]
Лесные ресурсы
[ редактировать ]
Леса Монтаны ежегодно поглощают до 23,1 миллиона тонн эквивалента углекислого газа — примерно 62 процента валовых выбросов штата. В штате также есть 8,9 миллиона акров земли, которые считаются пригодными для облесения с потенциальной способностью секвестрации до 15 миллионов метрических тонн. [ 5 ]
Воздействие изменения климата на леса Монтаны может привести к обратной связи : если предположить переход к «более засушливому» сценарию осадков и температуры, то изолирующая способность высокогорных лесов Монтаны может быть уменьшена или даже полностью устранена. [ 6 ]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]

Влияние изменения климата на сельское хозяйство варьируется в зависимости от региона. Согласно Четвертому оценочному отчету МГЭИК, сельскохозяйственное производство Монтаны не может существенно измениться в краткосрочной перспективе . Например, более высокие температуры снижают урожайность пшеницы, но концентрация углекислого газа будет выше, что благоприятно. [ 7 ] Более теплые зимы могут привести к двум циклам сбора урожая в год, но также и к увеличению роста сорняков и вредителей. [ 7 ]
Есть еще проблемы, с которыми Монтана может столкнуться из-за более теплого климата. К ним относятся сокращение посевов, которым требуется более прохладная погода, занос болезней и вредителей, пришедших из более теплого климата, более сильные штормы и засухи. [ 8 ] Что касается производства крупного рогатого скота, то в более теплую погоду коровы будут меньше есть и медленнее расти. [ 7 ] Домашний скот также сталкивается с тепловым стрессом и распространением паразитов .
Здоровье человека
[ редактировать ]

Негативное воздействие изменения климата на здоровье уже документально подтверждено, и ожидается, что в XXI веке оно усилится. [ 9 ] Жители Монтаны ощутят воздействие на здоровье повышения температуры и уменьшения стока рек, аналогичное тем, которые наблюдаются в других частях страны. [ 10 ] Уменьшение летнего стока рек приведет к повышению концентрации загрязняющих веществ, включая токсичные металлы, микробы и питательные вещества. [ 10 ] Повышение температуры и увеличение количества лесных пожаров отрицательно повлияют на качество воздуха, увеличивая заболеваемость. [ написание? ] астмы, заболеваний легких и сердца. [ 10 ] В среднем изменение климата уже продлило сезон аллергии на 20 дней ежегодно с 1950 года. [ 10 ]
Государственная адаптация и смягчение последствий
[ редактировать ]Возобновляемые источники энергии
[ редактировать ]
В апреле 2005 года Монтана разработала портфель возобновляемых источников энергии , который требует, чтобы все коммунальные предприятия к 2015 году получали не менее 15% своей электроэнергии из возобновляемых источников энергии . [ 11 ] Часть плана развития возобновляемой энергетики Монтаны состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие сельских районов, требуя от коммунальных предприятий покупать кредиты на возобновляемую энергию и электроэнергию, вырабатываемую местными энергетическими компаниями. С 2010 по 2014 год коммунальные предприятия Монтаны должны закупить 50 МВт у этих сельских коммунальных предприятий. Начиная с 2015 года этот показатель вырастет до 75 МВт. Любая коммунальная компания, обслуживающая более 5000 человек, обязана разработать стандарт использования возобновляемых источников энергии, который будет способствовать развитию возобновляемых источников энергии с особым упором на экономическое развитие сельских районов. [ 12 ]
В настоящее время возобновляемая энергия Монтаны добывается в основном из энергии ветра , геотермальной энергии и солнечной энергии . Монтана предлагает множество налоговых льгот и программ кредитования для частных лиц и предприятий для содействия развитию возобновляемой энергетики на всех уровнях как в частном, так и в государственном секторе. [ 13 ] Это законодательство, продвигающее возобновляемую энергию, включает производственные стимулы, гранты и кредиты на коммунальные услуги, программу «зеленой» энергетики, освобождение от налога на имущество и снижение налога на производство.
В 2009 году Монтана получила 10,3 миллиона долларов в виде федерального финансирования Закона о восстановлении для повышения энергоэффективности государственных зданий и расширения инфраструктуры использования и переработки возобновляемых источников энергии в штате. Средства также будут использованы для грантов для поощрения использования новых технологий чистой энергии, которые уже перешли на стадию производства, но еще недостаточно известны и не используются в штате. Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) также будет предоставлять кредиты под низкие проценты потребителям, предприятиям и некоммерческим организациям для установки различных систем возобновляемой энергии, включая ветровую, солнечную, геотермальную, гидроэнергию и биомассу. [ 14 ]
Ветер

Монтана входит в пятерку лучших штатов страны по потенциалу производства ветровой энергии. По состоянию на 2009 год в Монтане было произведено 820 924 МВт электроэнергии, вырабатываемой ветром, что составляло более трех процентов всей электроэнергии, произведенной в Монтане в том году. [ 11 ] Монтана занимает первое место в стране по скорости ветра класса 3 и выше, при этом большинство ветряных электростанций расположены в районах с низкой численностью населения, рядом с населенными пунктами, которые благоприятствуют развитию ветроэнергетики. [ 15 ] Департамент качества окружающей среды штата Монтана хранит данные мониторинга существующих ветроэнергетических установок и предоставляет эти данные людям, которые заинтересованы в инвестициях в ветроэнергетику в штате. [ 16 ] Отдел продвижения и развития энергетики «содействует созданию рабочей группы по ветровой и передаче энергии, в которую входят представители промышленности, правительства, научных кругов и других заинтересованных сторон. Группа собирается ежеквартально с апреля 2008 года и собирается для выявления препятствий на пути передачи и развития ветроэнергетики, а также для разработки стратегий. преодолеть эти препятствия». [ 17 ]
Крупномасштабные ветряные электростанции в Монтане в настоящее время включают ветряную электростанцию Глейшер возле Шелби, ветряную электростанцию Джудит Гэп в округе Уитленд, ветряную электростанцию Даймонд-Уиллоу недалеко от Бейкера, штат Монтана, и ветряной парк Хорсшу-Бенд возле Грейт-Фолс. [ 18 ] Подробные карты ветроэнергетики доступны на официальном сайте MDEQ. [ 19 ]
Геотермальный В мае 2005 года штата Монтана ( Министерство энергетики DOE) и компания Sage Resources Миссулы, штат Монтана, учредили Геотермальную программу Монтаны. Потенциал Монтаны для крупномасштабного развития геотермальной энергетики все еще оценивается. [ 20 ] Программа Министерства энергетики США «Geopowering the West» показывает, что в Монтане имеется более 25 000 квадратных миль участков и территорий с высоким потенциалом. [ 21 ]
В настоящее время в Монтане имеется 15 участков с высокими температурами, расположенных вблизи Уайт-Салфер-Спрингс, Хелены, Энниса, Бозмана, Бьютта и Боулдера, а также более 50 обозначенных геотермальных зон с различной температурой по всему штату. В общей сложности двадцать семь известных участков имеют температуру поверхности от 110 ° F до выше 149 ° F, а текущие оценки температуры для глубоких резервуаров превышают 350 ° F. Интерактивная топографическая карта с подробной информацией об основных геотермальных объектах Монтаны доступна на официальном сайте MDEQ. [ 22 ]
Солнечная

В настоящее время большинство проектов солнечной энергетики в Монтане реализуются на уровне жилых домов или небольших муниципальных образований: в домах, ранчо, школах, общественных зданиях и на предприятиях. Возможность создания более масштабных объектов по производству солнечной энергии в Монтане продолжает изучаться. Восточная Монтана получает в среднем 5 часов полного солнца в год, а западная Монтана получает в среднем 4,2 часа в год, поэтому Монтана имеет достаточные солнечные ресурсы для поддержки более широкого развития солнечной энергии в будущем. [ 23 ]
Штат Монтана в настоящее время предлагает многочисленные налоговые льготы и возобновляемые кредитные программы для поощрения проектов развития солнечной энергетики. Подробную информацию об этих программах также можно найти на официальном сайте MDEQ. [ 24 ]
Местное самоуправление
[ редактировать ]
В 2007 году Монтана опубликовала свой всеобъемлющий План действий по изменению климата и стала седьмым штатом США, присоединившимся к Западной климатической инициативе (WCI). Вскоре после этого многочисленные местные органы власти по всему штату начали разрабатывать официальную политику в области изменения климата и стандарты выбросов парниковых газов, которые будут применяться на местном уровне. Стандарты, опубликованные в местных планах действий по изменению климата, во многом созданы по образцу комплексного Плана действий штата Монтана по изменению климата. [ 25 ]
В 2009 году Хелена опубликовала план действий сообщества по борьбе с изменением климата. [ 26 ]
В 2011 году Бозман опубликовал окончательный план действий по борьбе с изменением климата. [ 27 ] то же самое произошло и с округом Миссула. [ 28 ]
Кроме того, Государственный университет Монтаны и Университет Монтаны также опубликовали планы действий по изменению климата для сообществ кампуса. [ 29 ] [ 30 ]
В конце 2011 года Коалиция Кларк-Форк округа Миссула также начала процесс разработки стратегии действий по борьбе с изменением климата. [ 31 ]
В 2018 году Конфедеративные племена Салиш и Кутенай начали комплексный процесс планирования адаптации к изменению климата. [ 32 ]
В 2018 году город Ред-Лодж принял План энергосбережения, направленный на сокращение выбросов парниковых газов до 50% от уровня 2016 года к 2040 году. [ 33 ]
Оттер-Крик
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В середине 1990-х годов федеральное правительство приобрело большой участок земли по соседству с Йеллоустонским национальным парком , чтобы предотвратить разработку на этой земле предполагаемого золотого рудника. [ 34 ] В результате сделки с землей Монтана потеряла значительные доходы от роялти за добычу полезных ископаемых и потребовала компенсации штату потери. [ 34 ] После периода переговоров федеральное правительство согласилось передать право собственности на угольные участки Оттер-Крик штату. [ 34 ] Тракты располагались на юго-востоке Монтаны, в районе, богатом углем, но практически не освоенном. [ 35 ] На момент продажи Тракты были окружены шахматной доской частной собственности, принадлежащей крупной компании по недвижимости; Великая северная недвижимость . [ 34 ] Через несколько лет после того, как Монтана стала владельцем Тракта, компания Great Northern Properties продала свою долю в прилегающих объектах компании Arch Coal , Inc., второй по величине угольной компании, разрабатываемой в Соединенных Штатах . [ 34 ]
В 2009 году Земельный совет штата Монтана , орган, ответственный за принятие решений о том, как будут управляться земли штата Монтана, проголосовал за получение предложений от компаний-застройщиков, заинтересованных в районе Оттер-Крик . [ 34 ] После того, как первоначальный период торгов закончился, а предложений не было получено, Земельный совет снизил цену за тонну и повторно представил участки на торги. Arch Coal была единственным претендентом на покупку участка Оттер-Крик. [ 34 ] В марте 2010 года Земельный совет проголосовал 3–2 за принятие заявки Arch Coal на приобретение участков. [ 36 ]
Судебные разбирательства
[ редактировать ]Принимая решение об аренде участков, Земельный совет не был обязан в соответствии с законодательством штата учитывать какое-либо воздействие на окружающую среду или последствия, которые могут возникнуть в результате предлагаемого рудника. [ 37 ] После того, как Земельный совет утвердил договор аренды, Совет по ресурсам Северных равнин и другие природоохранные группы подали иск в Шестнадцатый судебный округ в Бродусе, штат Монтана . [ 38 ] Группы утверждали в судебных документах, что Земельный совет не учел влияние нового рудника на изменение климата, и что Земельный совет не рассмотрел ни единой альтернативы полной разработке рудника, как того требует Экологическая политика Монтаны. Действовать . [ 38 ] Монтана обратилась в суд с просьбой отклонить иск, утверждая, что у него не было юридических прав для оспаривания решения Земельного совета, что Закон штата Монтана об экологической политике не распространялся на решения Земельного совета и что закон, позволяющий Земельному совету не рассматривать какие-либо экологические воздействие было конституционным. [ 39 ] Выслушав аргументы по этим вопросам, суд отклонил отказ Монтаны в отклонении иска и разрешил рассмотрение дела по существу. [ 39 ] По состоянию на ноябрь 2011 года дело все еще рассматривается в Шестнадцатом судебном округе.
Судебные процессы
[ редактировать ]Судебный процесс по фонду изменения климата
[ редактировать ]В мае 2011 года несколько родителей подали иски от имени своих несовершеннолетних детей в Верховный суд Монтаны . [ 40 ] Родители утверждали, что атмосфера является общественным ресурсом, находящимся в доверительном управлении Монтаны на благо граждан Монтаны, и что на штате лежит обязанность защищать этот ресурс от вреда, такого как изменение климата. [ 40 ] В петиции, поданной в Верховный суд Монтаны, перечислялись многие последствия изменения климата, которые происходили в штате, и утверждалось, что эти изменения повлияли на «общественное доверие». [ 40 ]
Первоначально государство не отреагировало на иск родителей. [ 41 ] Однако Верховный суд Монтаны обязал Генеральную прокуратуру штата отреагировать на петицию. [ 41 ] Когда Генеральная прокуратура штата все-таки отреагировала, она не подвергла критике существо доводов родителей, а скорее оспорила процессуальную позицию дела. [ 42 ] Родители подали иск в соответствии с « первоначальной юрисдикцией » Верховного суда Монтаны, а не в апелляционном порядке. [ 40 ] Первоначальная юрисдикция Верховного суда Монтаны была ограничена Конституцией Монтаны . [ 40 ] Генеральная прокуратура утверждала, что родители не смогли доказать, что дело подпадает под первоначальную юрисдикцию Верховного суда, и утверждала, что высокий суд отклонил ходатайство в пользу обычного процесса суда низшей инстанции. [ 42 ]
Верховный суд согласился с Генеральной прокуратурой и отклонил ходатайство о первоначальной юрисдикции. [ 43 ] Суд заявил, что сложность дела и объем фактических определений, которые необходимо было принять, лучше подходят для суда низшей инстанции по установлению фактов, а не для высокого суда штата. [ 43 ]
Held v. Montana
[ редактировать ]
Дело «Хелд против Монтаны» является первым процессом по конституционному праву, направленным судебным в США . [ 44 ] Иск был подан в марте 2020 года шестнадцатью молодыми жителями Монтаны в возрасте от 2 до 18 лет. [ 45 ] [ 46 ]
Истцы утверждали, что поддержка государством индустрии ископаемого топлива усугубила последствия изменения климата для их жизни, тем самым лишив их права на «чистую и здоровую окружающую среду в Монтане для нынешнего и будущих поколений». [ 47 ] :Искусство. IX, § 1 как того требует Конституция Монтаны . [ 44 ] [ 48 ] В суде, состоявшемся в июне 2023 года, истцы оспорили закон, который запрещал государству учитывать выбросы парниковых газов в качестве фактора при принятии решения о выдаче разрешений на проекты, связанные с энергетикой. [ 49 ] [ 50 ] 14 августа 2023 года судья суда первой инстанции вынес решение в пользу молодых истцов, хотя государство заявило, что будет обжаловать это решение. [ 51 ] Верховный суд Монтаны заслушал устные прения 10 июля 2024 года, и семь его судей приняли дело к рассмотрению . [ 52 ]
Уставы
[ редактировать ]В мае 2023 года законодатели-республиканцы приняли закон — возможно, самый агрессивный в стране закон о борьбе с изменением климата , — запрещающий государственным ведомствам учитывать последствия изменения климата при рассмотрении разрешений на такие проекты, как угольные шахты и топливные электростанции . [ 53 ] Закон штата десятилетней давности уже запретил штату рассматривать «фактические или потенциальные последствия регионального, национального или глобального характера». [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ США, Агентство по охране окружающей среды. (2016). Что означает изменение климата для Монтаны . Получено с: https://www.epa.gov/sites/production/files/2016-09/documents/climate-change-mt.pdf.
- ^ Департамент качества окружающей среды Монтаны, изменение климата. «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) - Вода» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2011 г. Проверено 30 ноября 2011 г.
- ^ Ларсон, Роберт П.; Брин, Джеймс М.; Джонсон, Дэниел Л.; Леттс, Мэтью Г.; Кензи, Стефан В. (2010). «Моделирование воздействия изменения климата на весенний сток в Скалистых горах Монтаны и Альберты I: разработка модели, калибровка и исторический анализ». Канадский журнал водных ресурсов / Revue canadienne des ressources hidiques . 36 (1): 17–34. дои : 10.4296/cwrj3601017 . S2CID 109993368 .
- ^ «Картирование Монтаны с точки зрения изменения климата» . Отдел новостей WCS . Общество охраны дикой природы. 23 июня 2011 г. Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Консультативный комитет Монтаны по изменению климата. «План действий Монтаны по изменению климата». 2007, раздел 2, стр. 2, 5; Приложение I, с. 43.
- ^ Бойзенвю, Селин и Бег, Стивен. «Моделирование показывает уменьшение запасов углерода и потенциал выбросов углерода в лесах Скалистых гор в течение следующего столетия». Экологические приложения, 2010, стр. 1302-1319.
- ^ Jump up to: а б с «Что означает изменение климата для Монтаны» (PDF) . Агентство по охране окружающей среды США. 19 января 2017 года . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Изменение климата – последствия» . Департамент качества окружающей среды штата Монтана . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Здоровье | Изменение климата — последствия для здоровья и окружающей среды | Агентство по охране окружающей среды США» . Epa.gov. 28 июня 2006 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Центр здоровья и глобальной окружающей среды, изменения климата и здоровья Гарвардской медицинской школы в Монтане (ноябрь 2009 г.)
- ^ Jump up to: а б «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) — возобновляемые источники энергии» . Deq.mt.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Факты о ветре в Монтане | Развитие ветроэнергетики в сообществе компанией National Wind» . Nationalwind.com . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) – Налоговые льготы» . Deq.mt.gov. 18 апреля 2011 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Новости: NewsDetail» . .eere.energy.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Министерство торговли Монтаны — ветроэнергетика» . Commerce.mt.gov. 28 июня 2010 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) - Историческая энергетическая статистика» . Deq.mt.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Министерство торговли Монтаны — Рабочая группа по ветровой и трансмиссии» . Commerce.mt.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Министерство торговли Монтаны — достижения в области энергетики» . Commerce.mt.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) — Карта ветроэнергетики» . Deq.mt.gov. 23 сентября 2011 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) - Программа геотермальной энергии» . Deq.mt.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «EERE: Домашняя страница программы геотермальных технологий» . .eere.energy.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) — Объекты» . Deq.mt.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Солнечный» . MontanaGreenPower.com . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) – солнечная/геотермальная энергия» . Deq.mt.gov. 16 сентября 2011 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Департамент качества окружающей среды штата Монтана (DEQ) — План действий» . Deq.mt.gov. 13 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 1 января 2012 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ http://www.ci.helena.mt.us/fileadmin/user_upload/City_Public_Works/Global_Climate/Documents/2009/Climate_Task_Force_Report_8-19-09.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ https://wayback.archive-it.org/all/20120514175243/https://www.bozeman.net/Departments-(1)/Administration/Documents/BOZEMAN-COMMUNITY-CAP-2011-FINAL.aspx [ только URL-адрес PDF ]
- ^ http://www.geosinstitute.org/images/stories/pdfs/MissoulaFINALreport.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ План действий Университета штата Монтана по изменению климата «Устойчивое развитие МГУ — План действий по борьбе с изменением климата» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ План действий Университета Монтаны по изменению климата
- ^ План действий коалиции Кларка Форка по изменению климата «Действия сообщества: ClimateWise» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ Верблюд, Кейя. «Консультативный комитет по изменению климата (CCAC)» . ЦСКТ Изменение климата . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ План энергосбережения города Ред Лодж «Сайт города Ред Лодж» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «История Оттер-Крик - Центр экологической информации Монтаны» . Meic.org. Архивировано из оригинала 24 января 2012 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Черновик информационного бюллетеня по Оттер-Крик» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2012 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ МАЙК ДЕННИСОН Государственное бюро штата Миссул (18 марта 2010 г.). «Земельный совет одобрил сделку по углю Оттер-Крик на сумму 86 миллионов долларов; протестующие в Миссуле арестованы» . Миссулиан.com . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «77-1-121. Соответствие экологической экспертизе — исключения» . Data.opi.mt.gov . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б http://leg.mt.gov/content/Services%20Division/Lepo/mepa/Court-Cases/NPRCvsBLC.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Jump up to: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2012 г. Проверено 1 декабря 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и http://supremecourtdocket.mt.gov/view/OP%2011-0258%20Writ%20-%20Other%20--%20Petition?id={80553430-6861-4124-B4AE-AC8877E1449A}
- ^ Jump up to: а б ГВЕН ФЛОРИО из штата Миссулиан (18 мая 2011 г.). «Верховный суд Монтаны обязал штат отреагировать на иск детей об изменении климата» . Миссулиан.com . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Монтана АГ добивается отклонения иска об изменении климата» . Плоский маяк. 1 января 1970 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Суд Монтаны отклоняет ходатайство о климате — The Bozeman Daily Chronicle: Environment» . Ежедневная хроника Бозмана. 16 июня 2011 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Нур, Дхарна (12 июня 2023 г.). «Молодые жители Монтаны впервые подали в суд дело об изменении климата» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 июня 2023 года.
- ^ Уеда, Рэй Леви (13 апреля 2022 г.). «Ископаемое топливо против нашего будущего: молодые жители Монтаны ведут историческую борьбу за климат» . Хранитель . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года.
- ^ Нур, Дхарна (12 июня 2023 г.). « Моя жизнь и мой дом»: молодые люди начинают давать показания на историческом климатическом процессе в США» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года.
- ^ «Конституция штата Монтана» (PDF) . Courts.mt.gov . Судебная власть Монтаны. 22 марта 1972 г. Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2023 г.
- ^ Геллес, Дэвид (24 марта 2023 г.). «В Монтане молодежь против государства в историческом климатическом деле» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 14 июня 2023 года.
- ^ Миллер, Блэр (19 июня 2023 г.). «Сотрудники DEQ, «экономисты по климату», дают показания в суде штата Монтана по изменению климата» . Ежедневный Монтанан . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года.
- ^ Нур, Дхарна (20 июня 2023 г.). «Инновационные климатические испытания под руководством молодежи подходят к концу в Монтане» . Хранитель . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года.
- ^ Хэнсон, Эми Бет; Браун, Мэтью (14 августа 2023 г.). «Молодые активисты-экологи побеждают в первом в своем роде судебном процессе по изменению климата в Монтане» . АП Новости . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года.
- ^ Браун, Мэтью; Хэнсон, Эми Бет (10 июля 2024 г.). «Республиканцы призывают отменить знаковое решение молодых истцов по иску об изменении климата в Монтане» . АП Новости. Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года.
- ^ Jump up to: а б Тиг, Кристоффер (16 мая 2023 г.). «Новый антиклиматический закон Монтаны может оказаться самым агрессивным в стране» . Внутренние климатические новости . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Конант, RT; Д. Клюк; М. Андерсон; А. Бэджер; Б.М. Бустед; Дж. Дернер; Л. Фаррис; М. Хейс; Б. Ливне; С. Макнили; Д. Пек; М. Шульский; В. Смаль (2018). «Северные Великие равнины». В Рейдмиллере, ДР; К.В. Эйвери; Д. Р. Истерлинг; К.Е. Кункель; КЛМ Льюис; Т. К. Мэйкок; БК Стюарт (ред.). Воздействия, риски и адаптация в Соединенных Штатах: Четвертая национальная оценка климата, Том II (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия, США: Программа исследования глобальных изменений США. стр. 941–986. дои : 10.7930/NCA4.2018.CH22 . - эта глава Национальной оценки климата охватывает Монтану, Вайоминг, Южную Дакоту, Северную Дакоту и Небраску.