Jump to content

Межправительственная группа экспертов по изменению климата

(Перенаправлено из МГЭИК )

Межправительственная группа экспертов по изменению климата
Аббревиатура МГЭИК
Формирование 1988 год ; 36 лет назад ( 1988 )
Тип Панель
Штаб-квартира Женева , Швейцария
Стул
Джим Ски
заместитель председателя
Юба Сокона
Головная организация
Всемирная Метеорологическая Организация
Программа ООН по окружающей среде
Веб-сайт www .ipcc Отредактируйте это в Викиданных

Межправительственная группа экспертов по изменению климата ( МГЭИК ) является межправительственным органом Организации Объединенных Наций . Его задача — продвигать научные знания об изменении климата, вызванном деятельностью человека. [1] Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) учредили МГЭИК в 1988 году. Позже в том же году Организация Объединенных Наций одобрила создание МГЭИК. [2] У него есть секретариат в Женеве , Швейцария, который находится в ВМО. входят 195 государств-членов . В состав МГЭИК [3] Государства-члены избирают бюро ученых для проведения цикла оценки. Цикл обычно составляет шесть-семь лет. Бюро отбирает экспертов в своих областях для подготовки отчетов МГЭИК. [4] Для поиска этих экспертов правительствами и организациями-наблюдателями проводится формальный процесс номинирования. МГЭИК имеет три рабочие группы и целевую группу, которые выполняют свою научную работу. [4]

МГЭИК информирует правительства о состоянии знаний об изменении климата. Для этого он изучает всю соответствующую научную литературу по этому вопросу. Сюда входят природные, экономические и социальные последствия и риски . Здесь также рассматриваются возможные ответа варианты . МГЭИК не проводит собственных оригинальных исследований. Он стремится быть объективным и всеобъемлющим. Тысячи ученых и других экспертов добровольно рецензируют публикации. [5] Они объединяют ключевые выводы в «Отчеты об оценке» для политиков и широкой общественности; [4] Эксперты охарактеризовали эту работу как крупнейший процесс рецензирования в научном сообществе. [6]

МГЭИК является уважаемым органом по вопросам изменения климата. Ведущие учёные-климатологи и правительства всех стран-членов поддерживают его выводы. [7] [6] Правительства, организации гражданского общества и средства массовой информации регулярно цитируют его доклады. Отчеты МГЭИК играют ключевую роль в ежегодных климатических переговорах, проводимых Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН). [8] [9] МГЭИК Пятый оценочный доклад оказал важное влияние на знаковое Парижское соглашение 2015 года. [10] МГЭИК разделила Нобелевскую премию мира 2007 года с Элом Гором за вклад в понимание изменения климата. [11]

МГЭИК начала свой седьмой цикл оценок в 2023 году. В августе 2021 года МГЭИК опубликовала вклад своей Рабочей группы I в Шестой доклад об оценке (IPCC AR6) по физико-научным основам изменения климата. [12] The Guardian назвала этот доклад «самым резким предупреждением» о «серьезных неизбежных и необратимых изменениях климата». [13] Многие газеты по всему миру поддержали эту тему. [14] В феврале 2022 года МГЭИК опубликовала доклад Рабочей группы II о воздействии и адаптации. [15] В апреле 2022 года он опубликовал вклад Рабочей группы III «Смягчение последствий изменения климата» в Шестую оценку. [16] Шестой оценочный отчет завершился сводным отчетом в марте 2023 года.

За период подготовки Шестого оценочного доклада МГЭИК выпустила три специальных доклада. Первым и наиболее влиятельным стал Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5°C в 2018 году. В 2019 году Специальный доклад об изменении климата и суши (SRCCL) и Специальный доклад об океане и криосфере в условиях меняющегося климата вышли (SROCC). вне. МГЭИК также обновила свои методологии в 2019 году. Таким образом, шестой цикл оценки стал самым амбициозным в истории МГЭИК. [17]

Происхождение

[ редактировать ]

Предшественником МГЭИК была Консультативная группа по парниковым газам (AGGG). [18] В 1986 году AGGG создали три организации. Это Международный совет научных союзов , Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО). AGGG рассмотрел научные исследования в области парниковых газов. Он также изучил увеличение выбросов парниковых газов. Наука о климате становилась все более сложной и охватывала все больше дисциплин. Этой небольшой группе ученых не хватало ресурсов для освещения науки о климате.

Агентство по охране окружающей среды США добивалось принятия международной конвенции по ограничению выбросов парниковых газов . Администрация Рейгана опасалась, что независимые ученые будут иметь слишком большое влияние. Поэтому ВМО и ЮНЕП создали МГЭИК в качестве межправительственного органа в 1988 году. Ученые принимают участие в МГЭИК как эксперты, так и представители правительств. МГЭИК выпускает отчеты, поддержанные всеми ведущими соответствующими учеными. Правительства стран-членов также должны одобрить отчеты путем консенсуса. Таким образом, МГЭИК является одновременно научным органом и правительственной организацией. [19] [20] Его задача — сообщить правительствам, что ученые знают об изменении климата. В нем также рассматриваются последствия изменения климата и варианты борьбы с ним. МГЭИК делает это путем оценки рецензируемой научной литературы. [21]

Организация Объединенных Наций одобрила создание МГЭИК в 1988 году. В резолюции Генеральной Ассамблеи отмечалось, что деятельность человека может изменить климат. Это может привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям. В докладе говорится, что увеличение концентрации парниковых газов может привести к нагреванию планеты . Это приведет к повышению уровня моря . Если не принять своевременные меры, последствия для человечества будут катастрофическими. [2]

Организация

[ редактировать ]
Утверждение Резюме для политиков Специального доклада МГЭИК о глобальном потеплении на 1,5°C в 2018 году

Способ работы

[ редактировать ]

МГЭИК не проводит оригинальные исследования. [22] Он производит комплексные оценки состояния знаний об изменении климата. Он готовит отчеты по специальным темам, связанным с изменением климата. Он также разрабатывает методологии. Эти методологии помогают странам оценить выбросы и абсорбцию парниковых газов через поглотители. Его оценки основаны на предыдущих отчетах и ​​научных публикациях. В ходе шести оценок отчеты отражают все больше свидетельств изменения климата. И они показывают, как это связано с деятельностью человека.

Правила и руководящие принципы

[ редактировать ]

МГЭИК утвердила свои правила процедуры в «Принципах, регулирующих работу МГЭИК». В них говорится, что МГЭИК будет оценивать: [9]

Согласно правилам МГЭИК, ее оценки являются всеобъемлющими, объективными, открытыми и прозрачными. Они охватывают всю информацию, имеющую отношение к научному пониманию изменения климата. При этом используется научная, техническая и социально-экономическая информация. Отчеты МГЭИК должны быть нейтральными в отношении политических рекомендаций. Однако они могут учитывать объективные факторы, имеющие отношение к принятию политики. [9]

Структура

[ редактировать ]

МГЭИК имеет следующую структуру:

  • Группа МГЭИК: Заседает на пленарных заседаниях примерно два раза в год. Он может собираться чаще для утверждения отчетов. [4] Он контролирует структуру, процедуры, программу работы и бюджет МГЭИК. Он принимает и утверждает отчеты МГЭИК. Группа является корпоративным подразделением МГЭИК. [4]
  • Председатель: Избирается Группой. Возглавляет Бюро и другие органы. Представляет организацию.
  • Бюро: Избирается Группой. В настоящее время в его состав входят 34 члена из разных географических регионов. Помимо председателя и трех заместителей председателя МГЭИК, они обеспечивают руководство тремя рабочими и целевой группой МГЭИК. [23] Он предоставляет Группе рекомендации по научным и техническим аспектам ее работы. [24]
  • Рабочие группы: каждая имеет двух сопредседателей: одного из развитой и одного из развивающейся страны. Каждую рабочую группу поддерживает отдел технической поддержки. На заседаниях рабочих групп утверждается Резюме оценки для политиков и специальные отчеты. Каждая рабочая группа имеет Бюро. В его состав входят сопредседатели и заместители председателя, которые также являются членами Бюро МГЭИК.
    • Рабочая группа I: Оценивает научные аспекты климатической системы и изменения климата. Сопредседатели: Робер Вотард (Франция) и Сяое Чжан (Китай) [25]
    • Рабочая группа II: Оценивает воздействие изменения климата на человеческие и природные системы. Оценивает варианты адаптации. Сопредседатели: Барт ван ден Хурк (Нидерланды) и Уинстон Чоу (Сингапур) [25]
    • Рабочая группа III: Оценивает, как остановить изменение климата путем ограничения выбросов парниковых газов. (Известный как «смягчение последствий»). Сопредседатели: Кэтрин Кальвин (Соединенные Штаты) и Джой Жаклин Перейра (Малайзия). [25]
  • Целевая группа по национальным инвентаризациям парниковых газов. [26] Разрабатывает методологии оценки выбросов парниковых газов. Сопредседатели: Такеши Эноки (Япония) и Мажар Хаят (Пакистан) [25]
    • Бюро Целевой группы: Состоит из двух сопредседателей, которые также являются членами Бюро МГЭИК, и 12 членов.
  • Исполнительный комитет: состоит из председателя, заместителей председателя МГЭИК и сопредседателей рабочих групп и целевой группы. В нем рассматриваются неотложные вопросы, возникающие между сессиями Группы. [27]
  • Секретариат: управляет деятельностью, поддерживает председателя и бюро, контактное лицо для правительств. При поддержке ЮНЕП и ВМО. [28]

Председателем МГЭИК является британский ученый-энергетик Джим Ски , который находится в Международном институте окружающей среды и развития (IIED). Скеа занимает эту должность с 28 июля 2023 года с момента избрания нового Бюро МГЭИК. [29] [25] Его предшественником был корейский экономист Хоесон Ли , избранный в 2015 году. Предыдущими председателями были Раджендра К. Пачаури , избранный в 2002 году, Роберт Уотсон , избранный в 1997 году, и Берт Болин , избранный в 1988 году. [30]

В состав Группы входят представители, назначенные правительствами. Они принимают участие в пленарных заседаниях МГЭИК и ее рабочих групп. Неправительственные и межправительственные организации могут присутствовать в качестве наблюдателей. [31] Совещания органов МГЭИК проводятся только по приглашению. [9] Около 500 человек из 130 стран приняли участие в 48-й сессии Группы экспертов в Инчхоне, Республика Корея. Это произошло в октябре 2018 года. В их число вошли 290 государственных чиновников и 60 представителей организаций-наблюдателей. Церемонии открытия сессий Группы и встреч ведущих авторов открыты для представителей средств массовой информации. В противном случае заседания МГЭИК будут закрытыми.

Финансирование

[ редактировать ]

МГЭИК получает финансирование через специальный целевой фонд . ЮНЕП и ВМО учредили этот фонд в 1989 году. Целевой фонд получает ежегодные финансовые взносы от правительств стран-членов. ВМО, ЮНЕП и другие организации также вносят свой вклад. Платежи являются добровольными и не требуют установленной суммы. ВМО покрывает операционные расходы секретариата. Он также устанавливает финансовые положения и правила МГЭИК. [32] Группа устанавливает годовой бюджет.

В 2021 году годовой бюджет МГЭИК составит около шести миллионов евро и будет финансироваться 195 государствами-членами ООН, которые вносят свой вклад «независимо и добровольно». [33] [34] В 2021 году в число стран, дающих больше всего денег, войдут США, Япония, Франция, Германия и Норвегия. [33] Другие страны, часто развивающиеся, вносят «вклад в натуральной форме, проводя встречи МГЭИК». [33] В 2022 году этот бюджет составил чуть меньше восьми миллионов евро. [33]

Список всех отчетов

[ редактировать ]
Год Название отчета Тип отчета
2023 Обобщающий отчет ДО6: Изменение климата, 2023 г. (март 2023 г.) Обобщающий отчет
2021 и 2022 годы Шестой доклад об оценке (ДО6): Изменение климата 2021: Физическая научная основа (Рабочая группа I, август 2021 г.), Изменение климата 2022: Воздействие, адаптация и уязвимость (Рабочая группа II, февраль 2022 г.), Смягчение последствий изменения климата (Рабочая группа III) , апрель 2022 г.) Отчет об оценке (вклад рабочей группы)
2019 Специальный доклад об океане и криосфере в условиях меняющегося климата (SROCC) Специальный отчет
2019 Специальный доклад об изменении климата и земле (SRCCL) Специальный отчет
2019 Доработка Руководящих принципов МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов, 2019 г. [35] Методический отчет
2018 Специальный отчет о глобальном потеплении на 1,5 °C (SR15) Специальный отчет
2014 Обобщающий отчет ДО5: Изменение климата, 2014 г. [36] Обобщающий отчет
2013 и 2014 годы Пятый оценочный отчет (ДО5) Изменение климата 2013: Физическая научная основа (Рабочая группа I, сентябрь 2013 г.), Изменение климата 2014: Воздействие, адаптация и уязвимость (Рабочая группа II, март 2014 г.), Изменение климата 2014: Смягчение последствий изменения климата ( Рабочая группа III, апрель 2014 г.) Оценка (вклады Рабочей группы)
2013 Дополнение 2013 г. к Руководящим принципам МГЭИК 2006 г. по национальным инвентаризациям парниковых газов: водно-болотные угодья [37] Методический отчет
2013 Пересмотренные дополнительные методы и рекомендации по эффективной практике, вытекающие из Киотского протокола, 2013 г. [38] Методический отчет
2011 Управление рисками экстремальных явлений и стихийных бедствий для содействия адаптации к изменению климата (SREX) [39] Специальный отчет
2011 Возобновляемые источники энергии и смягчение последствий изменения климата (SRREN) [40] Специальный отчет
2007 Обобщающий отчет ДО4: Изменение климата, 2007 г. Обобщающий отчет
2007 Четвертый отчет об оценке (ДО4) Изменение климата 2007: Физическая научная основа (Рабочая группа I, февраль 2007 г.), Изменение климата 2007: Воздействие, адаптация и уязвимость (Рабочая группа II, апрель 2007 г.), Изменение климата 2007: Смягчение последствий изменения климата (Рабочая группа III, май 2007 г.) Отчет об оценке (вклад рабочей группы)
2006 Руководящие принципы МГЭИК 2006 г. по национальным инвентаризациям парниковых газов Методический отчет
2005 Защита озонового слоя и глобальной климатической системы Специальный отчет
2005 Улавливание и хранение углекислого газа [41] Специальный отчет
2003 Руководство по эффективной практике землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства Методический отчет
2003 Определения и методологические варианты инвентаризации выбросов в результате прямой антропогенной деградации лесов и уничтожения других типов растительности Методический отчет
2001 Обобщающий доклад ТДО: Изменение климата, 2001 г. Обобщающий отчет
2001 Третий оценочный доклад (ТДО) Изменение климата 2001: Научная основа (Рабочая группа I), Изменение климата 2001: Воздействие, адаптация и уязвимость (Рабочая группа II), Изменение климата 2001: Смягчение последствий (Рабочая группа III) Отчет об оценке (вклад рабочей группы)
2000 Руководящие указания по эффективной практике и управление неопределенностями в национальных кадастрах парниковых газов Методический отчет
2000 Методологические и технологические проблемы трансфера технологий Специальный отчет
2000 Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство Специальный отчет
2000 Специальный отчет о сценариях выбросов (SRES) Специальный отчет
1999 Авиация и глобальная атмосфера Специальный отчет
1997 Региональные последствия изменения климата: оценка уязвимости Специальный отчет
1996 Пересмотренные Руководящие принципы МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов 1996 г. Методический отчет
1996 Обобщающий отчет SAR: Изменение климата, 1995 г. Обобщающий отчет
1995 Второй оценочный отчет (SAR) Изменение климата, 1995 г.: Наука об изменении климата (Рабочая группа I), Изменение климата, 1995 г.: Воздействие, адаптация и смягчение последствий изменения климата: Научно-технический анализ (Рабочая группа II), Изменение климата, 1995 г.: Экономическое и Социальные аспекты изменения климата (Рабочая группа III) Отчет об оценке (вклад рабочей группы)
1994 Руководящие принципы МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов Методический отчет
1994 Изменение климата, 1994 г.: радиационное воздействие на изменение климата и оценка сценариев выбросов IPCC IS92. Специальный отчет
1994 Технические руководящие принципы МГЭИК по оценке последствий изменения климата и адаптации Специальный отчет
1992 Изменение климата FAR : оценки МГЭИК 1990 и 1992 годов (июнь 1992 г.) (включает обзор всего отчета) Отчет об оценке (вклады рабочих групп)/обобщающий отчет
1992 FAR Изменение климата 1992 г.: Дополнительный отчет к научной оценке МГЭИК (Рабочая группа I, февраль 2022 г.), Изменение климата 1992 г.: Дополнительный отчет к оценке воздействия МГЭИК (Рабочая группа II, февраль 2022 г.) Отчет об оценке (вклад рабочей группы)
1990 Первый доклад об оценке (FAR) Изменение климата: Научная оценка МГЭИК (Рабочая группа I), Изменение климата: Оценка воздействия МГЭИК (Рабочая группа II), Изменение климата: Стратегии реагирования МГЭИК (Рабочая группа III) Отчет об оценке (вклад рабочей группы)

Деятельность, кроме подготовки отчета

[ редактировать ]

МГЭИК основывает свою работу на решениях ВМО и ЮНЕП, учредивших МГЭИК. Он также поддерживает работу РКИК ООН. [9] Основная работа МГЭИК заключается в подготовке оценок и других отчетов. Он также поддерживает другие виды деятельности, такие как Центр распространения данных. [42] Это помогает управлять данными, связанными с отчетами МГЭИК.

У МГЭИК есть «Гендерная политика и план реализации», призванный уделять внимание гендерным вопросам в своей работе. Он стремится выполнять свою работу инклюзивным и уважительным образом. МГЭИК стремится к сбалансированному участию в работе МГЭИК. Это должно предоставить всем участникам равные возможности. [43]

Коммуникационная и информационно-пропагандистская деятельность

[ редактировать ]

МГЭИК активизировала свою коммуникационную деятельность в рамках Пятого оценочного доклада. Например, оно предоставило одобренный отчет и пресс-релиз зарегистрированным средствам массовой информации, находящимся под эмбарго, до их публикации. [44] И он расширил свою информационно-просветительскую деятельность за счет информационно-пропагандистского календаря. [45] МГЭИК провела совещание экспертов по коммуникации в феврале 2016 года, в начале цикла Шестого оценочного доклада. На этом совещании члены старого и нового бюро работали с экспертами и практиками в области коммуникаций. На этом совещании был выработан ряд рекомендаций. [46] МГЭИК приняла многие из них. Один из них заключался в привлечении людей, обладающих опытом в области коммуникаций, в подразделения технической поддержки Рабочей группы. Другой вариант заключался в рассмотрении вопросов коммуникации на ранних этапах подготовки отчетов.

После этих шагов в области коммуникации МГЭИК увидела значительное увеличение освещения ее отчетов в средствах массовой информации. В частности, это касается Специального доклада о глобальном потеплении на 1,5 °C в 2018 году и «Изменение климата 2021: физические научные основы» — вклада Рабочей группы I в Шестой оценочный доклад — в 2021 году. свое отражение в молодежных и других движениях, возникших в 2018 году. [47]

Отчеты МГЭИК важны для информирования общественности об изменении климата и соответствующей политике. Это привело к проведению ряда академических исследований коммуникаций МГЭИК, например, в 2021 году. [48] [49]

Архивирование

[ редактировать ]

МГЭИК архивирует свои отчеты и электронные файлы на своем веб-сайте. Они включают обзорные комментарии к проектам отчетов. Архив наук об окружающей среде и государственной политике Гарвардской библиотеки также хранит их. [50]

Отчеты об оценке

[ редактировать ]
Количество страниц в последних шести докладах об оценках МГЭИК (с 1990 по 2021 гг.)

В период с 1990 по 2023 год МГЭИК опубликовала шесть комплексных оценочных отчетов, в которых рассматриваются последние достижения науки о климате. МГЭИК также подготовила 14 специальных докладов по конкретным темам. [51] Каждый отчет об оценке состоит из четырех частей. Это вклад каждой из трех рабочих групп, а также сводный отчет. В сводном отчете объединены материалы рабочих групп. Он также объединяет любые специальные отчеты, подготовленные в ходе этого цикла оценки.

Первый отчет об оценке был опубликован в 1990 году и обновлен в 1992 году. [52] Примерно с интервалом в шесть лет последовали новые издания Отчета об оценке МГЭИК.

Процесс обзора научной литературы

[ редактировать ]

МГЭИК не проводит собственных исследований. Он не отслеживает данные, связанные с климатом. В отчетах МГЭИК оцениваются научные работы и независимые результаты других научных организаций. МГЭИК устанавливает крайний срок публикации научных работ, которые будут включены в отчет. Этот отчет не будет включать новую информацию, которая появится после этого срока. Однако наблюдается устойчивая эволюция ключевых выводов и уровней научной достоверности от одного отчета об оценке к другому. [53] В каждом отчете МГЭИК отмечаются области, в которых наука улучшилась со времени предыдущего отчета. В нем также отмечаются области, в которых будут полезны дальнейшие исследования.

Выбор и роль авторов

[ редактировать ]

Координаторы государств-членов — лица, назначенные каждым государством для поддержания связи с МГЭИК — и организации-наблюдатели представляют в Бюро МГЭИК список личностей, который они самостоятельно составили. Бюро (точнее, сопредседатели соответствующей рабочей группы при помощи своего подразделения технической поддержки) использует эти списки как основу для назначения авторов, сохраняя при этом возможность назначения лиц, не включенных в список, в первую очередь на основе научного совершенства и разнообразия точек зрения и, в меньшей степени, путем обеспечения географического разнообразия, опыта работы в рамках МГЭИК и гендерного равенства. Помимо исследователей, среди авторов могут быть представители частного сектора и эксперты НПО. [54] [55] [56] [57]

Бюро МГЭИК или Бюро рабочей группы выбирает авторов отчетов из числа правительственных кандидатов. Ведущие авторы докладов МГЭИК оценивают имеющуюся информацию об изменении климата на основе опубликованных источников. [58] [59] Согласно руководящим принципам МГЭИК, авторы должны отдавать приоритет рецензируемым источникам. [58] Авторы могут ссылаться на нерецензируемые источники («серую литературу»), если они достаточно высокого качества. [58] Сюда могут входить отчеты правительственных учреждений и неправительственных организаций. Отраслевые журналы и результаты моделей являются другими примерами нерецензируемых источников. [58]

Авторы готовят проекты полного отчета, разделенного на главы. Они также готовят техническое резюме отчета и резюме для политиков . [58]

В каждой главе есть несколько авторов, которые пишут и редактируют материал. В типичной главе есть два ведущих автора-координатора, от десяти до пятнадцати ведущих авторов и большее количество соавторов. Ведущие авторы-координаторы собирают материалы других авторов. Они гарантируют, что материалы соответствуют стилистическим и форматным требованиям. Они отчитываются перед сопредседателями Рабочей группы. Ведущие авторы пишут разделы глав. Они приглашают авторов подготовить текст, графики или данные для включения. [60] Редакторы-рецензенты должны гарантировать, что авторы отвечают на комментарии, полученные на двух этапах рассмотрения проектов: первый открыт только для внешних экспертов и исследователей, а второй также открыт для представителей правительства. [61] [62]

При выборе авторов Бюро стремится учитывать широкий спектр мнений, опыта и географического представительства. Это гарантирует, что в состав команды авторов войдут эксперты как из развивающихся, так и из развитых стран. Бюро также стремится к балансу между авторами-мужчинами и женщинами. И он направлен на достижение баланса между теми, кто ранее работал над отчетами МГЭИК, и теми, кто впервые участвует в этом процессе. [60]

Ученые, которые работают авторами докладов МГЭИК, не получают никакого вознаграждения за эту работу, и все работают на общественных началах. [63] Они зависят от зарплат, которые они получают в своих родных учреждениях или на другой работе. Работа трудоемкая и требует больших затрат времени. Это может помешать исследованиям участвующих ученых. Это привело к обеспокоенности тем, что процесс МГЭИК может отпугнуть квалифицированных ученых от участия. [64] [65] Более 3000 авторов (ведущие авторы-координаторы, ведущие авторы, редакторы-рецензенты) приняли участие в составлении докладов МГЭИК с момента их создания. [63]

Процесс рассмотрения отчетов об оценке

[ редактировать ]

Эксперты-рецензенты комментируют проекты на разных стадиях. [66] Рецензентами являются правительства стран-членов и наблюдатели МГЭИК. Кроме того, любой может стать рецензентом МГЭИК, заявив, что обладает соответствующим опытом.

Обычно процесс рассмотрения состоит из трех этапов. [58] Сначала проводится экспертная оценка первых проектов глав. Следующим этапом является рассмотрение правительствами и экспертами пересмотренного проекта глав и первого проекта Резюме для политиков. Третий этап – это рассмотрение правительством пересмотренного «Резюме для политиков». Комментарии к рецензии и ответы авторов остаются в открытом архиве не менее пяти лет. Наконец, представители правительства вместе с авторами рассматривают «Резюме для политиков». Они просматривают «Резюме для политиков» построчно, чтобы убедиться, что оно является подходящим резюме для основного отчета. Этот окончательный обзор Резюме политиков проводится на заседаниях ответственной рабочей группы или Группы экспертов.

Документы получают несколько видов подтверждения:

  • Утверждение. Материал прошел детальное, построчное обсуждение и согласование. (Соответствующие рабочие группы утверждают резюме рабочих групп для политиков. Группа утверждает резюме сводного отчета для политиков.)
  • Принятие – Одобряется по разделам (а не построчно). (Комиссия принимает полный сводный отчет МГЭИК. Она также принимает обзорные главы методологических отчетов.)
  • Принятие – Не подлежит построчному обсуждению и согласованию. Но он представляет всеобъемлющий, объективный и сбалансированный взгляд на предмет. (Рабочие группы принимают свои отчеты. Группа принимает резюме рабочих групп для политиков после утверждения рабочей группой. Группа принимает отчеты по методологии.)

Ключевые выводы и последствия

[ редактировать ]

Отчеты об оценке от одного до пяти (1990–2014 гг.)

[ редактировать ]
МГЭИК по третьему оценочному отчету Сопредседатель рабочей группы I сэр Джон Т. Хоутон показывает цифру, которая была включена в «Резюме для политиков» этого отчета (« график хоккейной клюшки ») на климатической конференции в 2005 году.
  • МГЭИК Первый оценочный отчет (FAR) появился в 1990 году. В отчете был дан широкий обзор науки об изменении климата. На нем обсуждались неопределенности и приводились доказательства потепления. Авторы заявили, что уверены, что выбросы парниковых газов в атмосферу увеличиваются из-за деятельности человека. Это приводит к еще большему потеплению поверхности Земли . [67] [68] Отчет привел к созданию Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН). [51]
  • Второй отчет об оценке (SAR) был опубликован в 1995 году. Он подкрепил выводы Первого отчета об оценке. Данные свидетельствуют о том, что существует заметное влияние человека на глобальный климат, говорится в докладе. [69] Второй оценочный отчет предоставил важный материал для переговоров, приведших к принятию Киотского протокола РКИК ООН . [70]
  • Третий оценочный отчет (ТДО) был завершен в 2001 году. Он нашел больше доказательств того, что большая часть глобального потепления, наблюдаемого за предыдущие 50 лет, была вызвана деятельностью человека. [71] Отчет включает график, реконструирующий глобальную температуру с 1000 года. Резкий рост температуры в последние годы дал ей название « хоккейная клюшка ». Это стало ярким примером того, как температура растет вместе с изменением климата. В докладе также показано, как адаптация к последствиям изменения климата может уменьшить некоторые его пагубные последствия.
  • МГЭИК Четвертый оценочный отчет (ДО4) был опубликован в 2007 году. Он дает гораздо большую уверенность в изменении климата. В нем говорится: «Потепление климатической системы однозначно...» [72] Отчет помог привлечь внимание людей во всем мире к проблеме изменения климата. За эту работу МГЭИК получила Нобелевскую премию мира в год публикации отчета (см. ниже).
  • Пятый оценочный отчет (ДО5) был опубликован в 2013 и 2014 годах. В этом отчете еще раз констатировался факт изменения климата. Он предупредил об опасных рисках. И это подчеркнуло, как мир может противостоять изменению климата. Например, можно выделить три ключевых вывода: Во-первых, влияние человека на климатическую систему очевидно. Во-вторых, чем больше мы нарушаем климат, тем больше мы рискуем столкнуться с серьезными, всеобъемлющими и необратимыми последствиями . И в-третьих, у нас есть средства ограничить изменение климата и построить более процветающее и устойчивое будущее. [73] Выводы отчета легли в основу Парижского соглашения РКИК ООН 2015 года . [74]

Шестой доклад об оценке (2021/2022 гг.)

[ редактировать ]

Самый последний отчет МГЭИК – это Шестой оценочный отчет (AR6) . Первые три части ДО6 появились в 2021 и 2022 годах. Окончательный сводный отчет был завершен в марте 2023 года.

В августе 2021 года МГЭИК опубликовала отчет Рабочей группы I « Изменение климата 2021: физические научные основы» . [12] Это подтверждает, что климат уже меняется во всех регионах. Многие из этих изменений не наблюдались тысячелетиями. Многие из них, такие как повышение уровня моря, необратимы в течение сотен тысяч лет. Значительное сокращение выбросов парниковых газов ограничит изменение климата. Но для стабилизации климата может потребоваться 20-30 лет. [75] Этот отчет привлек огромное внимание средств массовой информации и общественности. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал это «красным кодом человечества». [76]

В феврале 2022 года МГЭИК опубликовала доклад Рабочей группы II « Изменение климата 2022: последствия, адаптация и уязвимость» . [77] Изменение климата, вызванное деятельностью человека, уже влияет на жизнь миллиардов людей, говорится в докладе. Это разрушает природу. В ближайшие два десятилетия мир столкнется с неизбежными опасностями даже при глобальном потеплении на 1,5°C, говорится в докладе. [78]

В апреле 2022 года МГЭИК опубликовала отчет Рабочей группы III « Изменение климата 2022: смягчение последствий изменения климата» . [79] Будет невозможно ограничить потепление 1,5°C без немедленного и глубокого сокращения выбросов парниковых газов. По его словам, к 2050 году все еще возможно сократить выбросы вдвое. [80]

Другие отчеты

[ редактировать ]

Специальные отчеты

[ редактировать ]

МГЭИК также публикует другие типы отчетов. Он готовит специальные отчеты по темам, предложенным правительствами или организациями-наблюдателями. В период с 1994 по 2019 год МГЭИК опубликовала 14 специальных докладов. Сейчас обычно над подготовкой специального доклада сотрудничают несколько рабочих групп. Процесс подготовки и утверждения такой же, как и для отчетов об оценке. [58]

Специальные репортажи в 2011 году

[ редактировать ]

В ходе пятого цикла оценки МГЭИК подготовила два специальных отчета. В 2011 году она завершила работу над Специальным докладом о возобновляемых источниках энергии и смягчении последствий изменения климата (SRREN). Этот отчет подготовила Рабочая группа III. В докладе рассмотрены варианты использования различных видов возобновляемой энергии для замены ископаемого топлива. В отчете отмечается, что стоимость большинства технологий использования возобновляемых источников энергии снизилась. Вероятно, с дальнейшим развитием технологий оно упадет еще больше. В нем говорится, что возобновляемые источники энергии могут расширить доступ к энергии. В отчете рассмотрено 164 сценария, в которых рассматривается, как возобновляемые источники энергии могут помочь остановить изменение климата. В более чем половине этих сценариев возобновляемые источники энергии будут обеспечивать более 27% поставок первичной энергии в середине столетия. Это более чем вдвое превысит долю в 13% в 2008 году. В сценариях с самой высокой долей возобновляемых источников энергии к 2050 году их доля составит 77%. [81]

Позже в 2011 году МГЭИК опубликовала Специальный отчет об управлении рисками экстремальных явлений и стихийных бедствий для содействия адаптации к изменению климата (SREX). Это было сотрудничество между Рабочими группами I и II. Это был первый раз, когда две рабочие группы МГЭИК работали вместе над специальным докладом. В докладе показано, как изменение климата способствовало изменению экстремальных погодных условий. И это показывает, как политика предотвращения экстремальных погодных явлений и подготовки к ним может уменьшить их воздействие. Точно так же политика реагирования на события и восстановления после них может сделать общество более устойчивым. [82] [83]

Специальные репортажи 2018-2019 гг.

[ редактировать ]

В ходе шестого цикла оценки МГЭИК подготовила три специальных доклада. Это сделало этот цикл самым амбициозным в истории МГЭИК. РКИК ООН поставила цель удержать глобальное потепление значительно ниже 2°C, одновременно пытаясь удержать его на уровне 1,5°C, когда она достигла Парижского соглашения на COP21 в 2015 году. Но в то время было мало понимания того, что такое потепление на 1,5°C. имел в виду. Было мало научных исследований, объясняющих, чем последствия потепления на 1,5°C будут отличаться от воздействия на 2°C. И было мало понимания того, как удержать потепление на уровне 1,5°C. Поэтому РКИК ООН предложила МГЭИК подготовить доклад о глобальном потеплении на 1,5°C. Впоследствии в 2018 году МГЭИК опубликовала Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °C (SR15). [84] В докладе показано, что в XXI веке можно удерживать потепление ниже 1,5°C. Но это будет означать глубокое сокращение выбросов. Это также будет означать быстрые и далеко идущие изменения во всех аспектах жизни общества. [85] В докладе показано, что потепление на 2°C будет иметь гораздо более серьезные последствия, чем потепление на 1,5°C. Другими словами: каждый шаг потепления имеет значение. SR15 оказал беспрецедентное влияние на отчет МГЭИК в средствах массовой информации и среди общественности. [47] Это поставило цель потепления на 1,5°C в центр климатического активизма . [86]

В 2019 году МГЭИК выпустила еще два специальных доклада, в которых рассматриваются различные части климатической системы. В Специальном докладе об изменении климата и земле (SRCCL) рассмотрено, как то, как мы используем землю, влияет на климат. В нем рассматривались выбросы от таких видов деятельности, как сельское и лесное хозяйство, а не от энергетики и транспорта. Также было рассмотрено, как изменение климата влияет на землю. Над отчетом работали все три рабочие группы МГЭИК и ее Целевая группа по национальным инвентаризациям парниковых газов. В докладе говорится, что изменение климата усиливает давление, которое мы оказываем на нашу землю, на которой живем и выращиваем продукты питания. [87] Удержать потепление на уровне значительно ниже 2°C можно будет только в том случае, если мы сократим выбросы во всех секторах, включая землю и продукты питания, говорится в докладе. [88]

В Специальном докладе об океане и криосфере в условиях меняющегося климата (SROCC) было рассмотрено, как океан и замерзшие части планеты взаимодействуют с изменением климата. ( Криосфера включает в себя замороженные системы, такие как ледниковые щиты, ледники и вечная мерзлота.) Рабочие группы I и II МГЭИК подготовили отчет. В докладе подчеркивается необходимость борьбы с беспрецедентными изменениями в океане и криосфере. [89] Он также показал, как адаптация может помочь устойчивому развитию .

МГЭИК подготовит специальный доклад об изменении климата и городах в ходе седьмого цикла оценки.

Методические отчеты

[ редактировать ]

МГЭИК имеет Национальную программу инвентаризации парниковых газов. Он разрабатывает методологии и программное обеспечение для стран, позволяющих сообщать о выбросах парниковых газов . Целевая группа МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов (TFI) управляет программой с 1998 года. [26] Японский институт глобальных экологических стратегий (IGES) [90] размещается отдел технической поддержки TFI.

МГЭИК утверждает свои методологические отчеты на сессиях Группы экспертов. Комиссия принимает обзорную главу методологического отчета, одобряя ее по разделам.

Пересмотренные Руководящие принципы МГЭИК 1996 г.

[ редактировать ]

МГЭИК выпустила свой первый методологический отчет – « Руководящие принципы МГЭИК для национальных инвентаризаций парниковых газов В 1994 году ». В пересмотренных «Руководящих принципах национальных инвентаризаций парниковых газов» МГЭИК 1996 года был обновлен этот отчет. [91] Два «отчета о передовой практике» дополняют данное руководство. Это « Руководство по эффективной практике и управлению неопределенностями в национальных кадастрах парниковых газов» и «Руководство по эффективной практике землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства» . Стороны РКИК ООН и Киотского протокола используют руководящие принципы 1996 года и два отчета о передовой практике для ежегодного представления кадастров.

Руководящие принципы МГЭИК 2006 г.

[ редактировать ]

дополняют Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК 2006 г. эти методологии. [92] Они включают большое количество «коэффициентов выбросов по умолчанию». Это факторы, позволяющие оценить объем выбросов в результате деятельности. МГЭИК подготовила эту новую версию руководящих принципов по запросу РКИК ООН. [93] РКИК ООН приняла их для использования на своей конференции по изменению климата COP19 в Варшаве в 2013 году. МГЭИК добавила дополнительный материал в свое уточнение 2019 года к Руководящим принципам МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов 2006 года . [94]

TFI начал подготовку методологического отчета по кратковременным факторам изменения климата (SLCF). [95] [96] Он завершит подготовку этого доклада в следующем, седьмом, цикле оценки.

Проблемы и противоречия

[ редактировать ]

Отчеты МГЭИК также вызывают критику. Критика исходит как от людей, которые говорят, что отчеты преувеличивают риски, так и от людей, которые говорят, что они их занижают. [97] Консенсусный подход МГЭИК столкнулся с внутренними и внешними проблемами. [98] [99]

Консервативный характер отчетов МГЭИК

[ редактировать ]

Некоторые критики утверждают, что отчеты МГЭИК, как правило, слишком консервативны в оценках климатических рисков. В 2012 году сообщалось, что МГЭИК подверглась критике со стороны некоторых ученых, которые утверждают, что в отчетах постоянно недооцениваются темпы и последствия глобального потепления. [97] В результате, по их мнению, это приводит к выводам, которые являются «наименьшим общим знаменателем». [100] [ нужны разъяснения ]

Дэвид Бьелло, пишущий в журнале Scientific American , утверждает, что из-за необходимости обеспечения консенсуса среди представителей правительств отчеты МГЭИК дают консервативные оценки вероятных масштабов и последствий глобального потепления. [101] Научный редактор Брукс Хэнсон заявляет в редакционной статье 2010 года: «В отчетах МГЭИК недооценены темпы изменения климата, но при этом переоценены возможности общества по ограничению выбросов парниковых газов». [102]

Ученый-климатолог Джеймс Э. Хансен утверждает, что консервативность МГЭИК серьезно недооценивает риск повышения уровня моря на несколько метров — достаточного, чтобы затопить многие низменные районы, такие как южная треть Флориды. [103] В январе 2024 года он сказал Guardian: «Сейчас мы находимся в процессе перехода к миру с температурой 1,5°C». Он добавил, что «преодоление мира с температурой 1,5°С является важной вехой, поскольку оно показывает, что история, рассказанная Организацией Объединенных Наций с молчаливого согласия ее научно-консультативного органа, МГЭИК, является полной чушью». [104]

Роджер А. Пилке-старший также заявил: «Люди существенно меняют глобальный климат, но множеством различных способов, помимо радиационного воздействия углекислого газа. Оценки МГЭИК были слишком консервативны в признании важности этих антропогенных воздействий на климат как они изменяют региональный и глобальный климат». [105]

Стефан Рамсторф , профессор физики и океанографии Потсдамского университета , в 2007 году утверждал, что тенденция МГЭИК проводить консервативные оценки рисков имеет свои преимущества. Рамсторф утверждал, что «в некотором смысле одна из сильных сторон МГЭИК - быть очень консервативной и осторожной и не преувеличивать риски изменения климата». [106] Отчеты МГЭИК направлены на информирование политиков о состоянии знаний об изменении климата. Они делают это, оценивая результаты тысяч научных работ, доступных по этой теме в данный момент. Отдельные публикации могут содержать выводы, отличные от отчетов МГЭИК. Сюда входят те, которые появились сразу после публикации отчета МГЭИК. Это может привести к критике, что МГЭИК является либо паникерской, либо консервативной. Новые результаты должны дождаться следующей оценки для рассмотрения. [107] [108]

Потенциальная промышленность и политическое влияние

[ редактировать ]

Записка ExxonMobil администрации Буша в США в 2002 году была примером возможного политического влияния на МГЭИК. Этот меморандум привел к тому, что администрация Буша стала активно лоббировать с целью смещения Роберта Уотсона , учёного-климатолога, с поста председателя МГЭИК. Они стремились заменить его Раджендрой Пачаури . В то время многие считали Пачаури более мягким и дружелюбным человеком. [109]

Правительства формируют членство в МГЭИК. Они являются основной аудиторией отчетов МГЭИК. Правила МГЭИК наделяют их официальной ролью в определении объема, подготовке и утверждении отчетов. [110] Например, правительства принимают участие в процессе обзора и работают с авторами над утверждением резюме отчетов для политиков. Однако некоторые активисты утверждают, что правительства злоупотребляют этой ролью, чтобы повлиять на результаты отчетов. [111]

В 2023 году сообщалось, что давление со стороны Бразилии и Аргентины , двух стран с крупной промышленностью по производству говядины, заставило МГЭИК отказаться от текста, рекомендующего переход на растительную диету. Более ранний проект отчета, в котором отмечалось, что «растительные диеты могут сократить выбросы парниковых газов до 50% по сравнению со средней западной диетой с интенсивными выбросами», был опубликован в сети в марте 2023 года. [112]

Споры и обзор после Четвертого оценочного отчета в 2007 г.

[ редактировать ]

МГЭИК попала под беспрецедентное внимание средств массовой информации в 2009 году в преддверии Копенгагенской конференции по климату . Этот « спор по электронной почте Отдела климатических исследований » связан с утечкой электронных писем от ученых-климатологов. Многие из этих ученых были авторами Четвертого оценочного отчета , который вышел в 2007 году. Обнаружение в этом отчете ошибки о том, что гималайские ледники растают к 2035 году, поставило МГЭИК под дополнительное давление. [113] Научные органы поддержали общие выводы Четвертого оценочного доклада и подход МГЭИК. [114] [115] Но многие считали, что МГЭИК следует пересмотреть то, как она работает. [116]

Обзор Межакадемического совета в 2010 году

[ редактировать ]

Общественные дебаты после публикации ДО4 в 2009 году поставили МГЭИК под пристальное внимание, вызвав разногласия по поводу предполагаемой предвзятости и неточности в ее отчетах. В 2010 году это побудило Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и председателя МГЭИК Раджендру К. Пачаури обратиться к Межакадемическому совету (МАС) с просьбой рассмотреть МГЭИК и рекомендовать пути укрепления ее процессов и процедур для подготовки ДО5. В отчете IAC содержатся рекомендации по укреплению структуры управления МГЭИК, дальнейшему развитию ее политики в отношении конфликта интересов, усилению процесса рассмотрения, уточнению руководящих принципов использования так называемой серой литературы , обеспечению последовательности в использовании вероятностей. для вероятности результатов и улучшить свою коммуникационную стратегию, особенно в отношении прозрачности и быстроты реагирования. [117]

В марте 2010 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций и председатель МГЭИК попросили Межакадемический совет (МАС) проанализировать процессы МГЭИК по подготовке своих отчетов. [116] [118] Комиссия IAC под председательством Гарольда Тафлера Шапиро опубликовала свой отчет 1 сентября 2010 года. [119] Группа IAC вынесла семь официальных рекомендаций по улучшению процесса оценки IPCC. МГЭИК выполнила большинство рекомендаций обзора к 2012 году. Одним из них было введение протокола для обработки ошибок в отчетах. [120] [121] Другие рекомендации включали усиление процесса научной экспертизы и улучшение коммуникаций. Но МГЭИК не приняла предложение о назначении постоянного исполнительного секретаря. [119] [122]

Проблемы с консенсусным подходом

[ редактировать ]

Майкл Оппенгеймер , давний участник МГЭИК, заявил, что консенсусный подход МГЭИК имеет некоторые ограничения. Оппенгеймер, ведущий автор-координатор Пятого оценочного доклада , призвал к совпадающим, меньшим оценкам особых проблем вместо широкомасштабного подхода, как в предыдущих оценках МГЭИК. [99] Другие видят «смешанные блага» в стремлении к консенсусу внутри МГЭИК. Они предлагают включить позиции инакомыслия или меньшинства. [123] Другие предлагают улучшить заявления о неопределенностях. [124] [125]

Критика со стороны экспертов, участвующих в процессе МГЭИК

[ редактировать ]

Часть критики исходила от экспертов, приглашенных МГЭИК для представления отчетов или работы в ее группах. Например, Джон Кристи , один из авторов, работающий в Университете Алабамы в Хантсвилле , объяснил в 2007 году трудности достижения научного консенсуса относительно точных масштабов деятельности человека по изменению климата. «Соавторам, по сути, предлагается внести небольшой текст в начале и просмотреть первые два черновика. У нас нет контроля над решениями о редактировании. Еще меньше влияния предоставляется примерно 2000 рецензентам. Таким образом, можно сказать, что 800 содействующих авторов или 2000 рецензентов достигли консенсуса по поводу всего, что описывает ситуацию, которая не соответствует действительности", - написал он. [126] Кристофер Ландси , исследователь ураганов, сказал о «той части МГЭИК, к которой имеет отношение мой опыт», что «лично я не могу добросовестно продолжать вносить вклад в процесс, который, по моему мнению, одновременно мотивируется заранее продуманными программами и с научной точки зрения необоснованно». [127] из-за комментариев Кевина Тренберта на пресс-конференции , которые Ландси не одобрил. Тренберт сказал, что «комментарии Ландси неверны»; [128] МГЭИК ответила, что «отдельные ученые могут делать все, что пожелают, в своих правах, при условии, что они ничего не говорят от имени МГЭИК». [129]

Одобрения и награды

[ редактировать ]

Отчеты МГЭИК являются эталоном для науки о климате . [130] МГЭИК пользуется широкой поддержкой В научном сообществе . Об этом свидетельствуют публикации других научных организаций и экспертов. [131] [132] Многие научные организации опубликовали официальные заявления, подтверждающие выводы МГЭИК. Например:

Нобелевская премия мира 2007 года.

[ редактировать ]

В декабре 2007 года МГЭИК получила Нобелевскую премию мира «за усилия по накоплению и распространению большего количества знаний об антропогенном изменении климата, а также за закладке основ для мер, необходимых для противодействия таким изменениям». Он разделил награду с бывшим вице-президентом США Элом Гором за его работу по изменению климата и документальный фильм « Неудобная правда» . [138]

Премия Гюльбенкяна за человечество в 2022 году

[ редактировать ]

В октябре 2022 года МГЭИК и МПБЭУ разделили Премию Гюльбенкяна за человечество . Эти два межправительственных органа получили премию, потому что они «продуцируют научные знания, предупреждают общество и информируют лиц, принимающих решения, чтобы они могли сделать лучший выбор в борьбе с изменением климата и потерей биоразнообразия». [139]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «О МГЭИК» . Межправительственная группа экспертов по изменению климата . Проверено 22 февраля 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/53 «Защита глобального климата для нынешнего и будущих поколений человечества»» ( PDF) . Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, 43-я сессия, 1988-1989 гг . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2022 года . Проверено 2 апреля 2022 г.
  3. ^ «Приложение C к Приложению C к Принципам, регулирующим работу МГЭИК» . Процедуры МГЭИК . МГЭИК.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Структура МГЭИК» . Межправительственная группа экспертов по изменению климата . Проверено 22 февраля 2019 г.
  5. ^ «Процедуры — МГЭИК» . Проверено 28 ноября 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б «МГЭИК, непревзойденный мировой авторитет в области науки о климате» . АФП. 9 августа 2021 г.
  7. ^ Сэмпл, Ян (2 февраля 2007 г.). «Ученые предложили деньги за оспаривание исследования климата» . Хранитель . Лондон . Проверено 24 июля 2007 г. Лорд Рис из Ладлоу , президент Королевского общества , самого престижного научного института Великобритании, сказал: «МГЭИК является ведущим мировым авторитетом в области изменения климата...»
  8. ^ «Что такое РКИК ООН?» . РКИК ООН .
  9. ^ Jump up to: а б с д и МГЭИК. «Принципы, регулирующие работу МГЭИК» . . Утверждено 1–3 октября 1998 г., последние поправки внесены 14–18 октября 2013 г.
  10. ^ Шлейснер, Карл-Фридрих; Рогель, Йоэри ; Шеффер, Михель; Лисснер, Табеа; Ликер, Рэйчел; Фишер, Эрих М.; Кнутти, Рето; Леверманн, Андерс; Фрилер, Катя; Заяц, Уильям (25 июля 2016 г.). «Научные и политические характеристики температурной цели Парижского соглашения» (PDF) . Природа Изменение климата . 6 (9): 827. Бибкод : 2016NatCC...6..827S . дои : 10.1038/nclimate3096 .
  11. ^ «Нобелевская премия мира 2007» . Нобелевская премия . Пропаганда Нобелевской премии.
  12. ^ Jump up to: а б МГЭИК, 2021: Изменение климата 2021: Физическая научная основа . Вклад Рабочей группы I в шестой оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата [Массон-Дельмотт, В., П. Чжай, А. Пирани, С.Л. Коннорс, К. Пеан, С. Бергер, Н. Код, Ю. Чен, Л. Гольдфарб, М. И. Гомис, М. Хуанг, К. Лейтцелл, Э. Лонной, Дж. Б. Р. Мэтьюз, Т. К. Мэйкок, Т. Уотерфилд, О. Елекчи, Р. Ю и Б. Чжоу (ред.)]. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, в печати, номер документа: 10.1017/9781009157896.
  13. ^ Харви, Фиона (9 августа 2021 г.). «Крупные изменения климата неизбежны и необратимы – самое суровое предупреждение МГЭИК» . Хранитель .
  14. ^ Салливан, Хелен (10 августа 2021 г.). « Красный код для человечества»: что пишут в газетах об отчете МГЭИК о климатическом кризисе» . Хранитель .
  15. ^ «Изменение климата 2022: последствия, адаптация и уязвимость» .
  16. ^ «Смягчение последствий изменения климата» .
  17. ^ «Решения, принятые 43-й сессией Группы экспертов» (PDF) . п. 11 решение 6.
  18. ^ Поттер, Томас Д. (зима 1986 г.). «Консультативная группа по парниковым газам, созданная совместно ВМО, ЮНЕП и МСНС» . Охрана окружающей среды . 13 (4): 365. Бибкод : 1986EnvCo..13..365P . дои : 10.1017/S0376892900035505 . S2CID   84551617 .
  19. ^ Уарт, Спенсер Р. (2008). «Демократия и политические советы (1980-е годы)» . Открытие глобального потепления (пересмотренное и расширенное изд.). Кембридж, Массачусетс, ISBN  978-0-674-41755-7 . OCLC   872115457 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ «Информационный бюллетень МГЭИК: Что такое МГЭИК?» (PDF) .
  21. ^ Халм, Майк; Махони, Мартин (октябрь 2010 г.). «Изменение климата: что мы знаем о МГЭИК?» . Прогресс в физической географии: Земля и окружающая среда . 34 (5): 705–718. Бибкод : 2010ПрПГ...34..705Х . дои : 10.1177/0309133310373719 . ISSN   0309-1333 . S2CID   130711399 .
  22. ^ «Что такое МГЭИК?» . Группа энергетической и климатической разведки . 18 октября 2021 г. Проверено 8 ноября 2022 г.
  23. ^ «Портал Бюро — МГЭИК» . Проверено 9 августа 2019 г.
  24. ^ «Бюро МГЭИК» . Бюро МГЭИК (см. Круг ведения) . МГЭИК.
  25. ^ Jump up to: а б с д и «IPCC завершает выборы в Найроби — IPCC» . Проверено 29 июля 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б «Целевая группа по национальным инвентаризациям парниковых газов» . Проверено 25 февраля 2019 г.
  27. ^ «Структура МГЭИК – Исполнительный комитет» . Структура МГЭИК .
  28. ^ «Круг полномочий Секретариата МГЭИК» (PDF) .
  29. ^ «МГЭИК избирает Джима Ски новым председателем — МГЭИК» . Проверено 29 июля 2023 г.
  30. ^ «16 лет научной оценки в поддержку Климатической конвенции» (PDF) .
  31. ^ «Структура МГЭИК – организаций-наблюдателей» . МГЭИК .
  32. ^ «Процедуры МГЭИК - Приложение B к Принципам, регулирующим работу МГЭИК: Финансовые процедуры Межправительственной группы экспертов по изменению климата» . Процедуры МГЭИК . МГЭИК.
  33. ^ Jump up to: а б с д Божон, Агата (9 августа 2021 г.). «Изменение климата: вопрос МГЭИК?» . Проблемы (на французском языке) . Проверено 2 июля 2023 г.
  34. ^ «Понимание МГЭИК» . Министерства Экологии Энергетические Территории (на французском языке) . Проверено 2 июля 2023 г.
  35. ^ МГЭИК 2019, 2019 Уточнение Руководящих принципов МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов 2006 г., Кальво Буэндиа, Э., Танабе, К., Краньц, А., Баасансурэн, Дж., Фукуда, М., Нгаризе, С., Осако, А., Пироженко Ю., Шерманау П. и Федеричи С. (ред.). Опубликовано: МГЭИК, Швейцария.
  36. ^ МГЭИК, 2014: Изменение климата 2014: Обобщающий отчет. Вклад рабочих групп I, II и III в пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата [Основная группа авторов, Р.К. Пачаури и Л.А. Мейер (ред.)]. МГЭИК, Женева, Швейцария, 151 стр.
  37. ^ МГЭИК 2014, 2013 Дополнение к Руководящим принципам МГЭИК 2006 года по национальным инвентаризациям парниковых газов: Водно-болотные угодья, Хираиси, Т., Круг, Т., Танабе, К., Шривастава, Н., Баасансурен, Дж., Фукуда, М. и Трокслер , Т.Г. (ред.). Опубликовано: МГЭИК, Швейцария.
  38. ^ МГЭИК 2014, 2013 Пересмотренные дополнительные методы и рекомендации по эффективной практике, вытекающие из Киотского протокола, Хираиши Т., Круг Т., Танабе К., Шривастава Н., Баасансурэн Дж., Фукуда М. и Трокслер, ТГ (ред.) Опубликовано: IPCC, Швейцария.
  39. ^ МГЭИК, 2012: Управление рисками экстремальных явлений и стихийных бедствий для содействия адаптации к изменению климата. Специальный отчет рабочих групп I и II Межправительственной группы экспертов по изменению климата [Филд, С.Б., В. Баррос, Т.Ф. Стокер, Д. Цинь, Д.Д. Доккен, К.Л. Эби, М.Д. Мастрандреа, К.Дж. Мах, Г.-К. Платтнер, С.К. Аллен, М. Тиньор и П.М. Миджли (ред.)]. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, и Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, 582 стр.
  40. ^ МГЭИК, 2011 - Оттмар Эденхофер, Рамон Пихс-Мадруга, Юба Сокона, Кристин Сейбот, Патрик Мачусс, Сюзанна Каднер, Тимм Цвикель, Патрик Эйкемайер, Геррит Хансен, Штеффен Шлёмер, Кристоф фон Стехов (ред.)Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, 1075 стр.
  41. ^ МГЭИК, 2005: Специальный отчет МГЭИК по улавливанию и хранению углекислого газа . Подготовлено Рабочей группой III Межправительственной группы экспертов по изменению климата [Мец, Б., О. Дэвидсон, Х. К. де Конинк, М. Лоос и Л. А. Мейер (ред.)]. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, 442 стр.
  42. ^ «Добро пожаловать в Центр распространения данных МГЭИК» . Ipcc-data.org. Архивировано из оригинала 19 мая 2016 года . Проверено 25 июня 2012 г.
  43. ^ «Гендер — МГЭИК» . Проверено 21 октября 2022 г.
  44. ^ «Информация МГЭИК для СМИ: отчеты Рабочей группы II и III МГЭИК, 2014 г.» . 21 февраля 2014 года . Проверено 24 марта 2022 г.
  45. ^ «Информационная программа» . archive.ipcc.ch .
  46. ^ «Совещание экспертов МГЭИК по коммуникации — МГЭИК» .
  47. ^ Jump up to: а б «Отчет о ходе коммуникационной и информационно-просветительской деятельности к 49-й сессии МГЭИК, 2019 г.» (PDF) .
  48. ^ О'Нил, Шафран (5 октября 2021 г.). «Запуск тематического сборника: Информирование об изменении климата и МГЭИК, 2021» .
  49. ^ О'Нил, Шафран; Пидкок, Роз (2021). «Представляем тематический сборник: «Информация об изменении климата и МГЭИК» » . Климатические изменения . 169 (3): 19. Бибкод : 2021ClCh..169...19O . дои : 10.1007/s10584-021-03253-3 . ISSN   1573-1480 . ПМЦ   8638646 . ПМИД   34876762 .
  50. ^ «Документы Межправительственной группы экспертов по изменению климата - Библиотека Гарвардского колледжа» . 27 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 27 апреля 2010 года . Проверено 27 октября 2022 г.
  51. ^ Jump up to: а б «МГЭИК: кто они и почему их климатические отчеты имеют значение?» . Союз обеспокоенных ученых: отчеты и мультимедиа - Ресурсы для активистов: Объяснители . Союз обеспокоенных ученых. 11 октября 2018 г.
  52. ^ «Изменение климата: оценки МГЭИК 1990 и 1992 годов — МГЭИК» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2021 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  53. ^ «Изменение климата: пять вещей, которые мы узнали из доклада МГЭИК» . Новости Би-би-си . 9 августа 2021 г. Проверено 12 августа 2021 г.
  54. ^ «Вопросы и ответы: Как пишутся отчеты МГЭИК, почему они важны и какую роль в них играют правительства» . СЭИ . Проверено 2 июля 2023 г.
  55. ^ «Информационный бюллетень МГЭИК: Как МГЭИК выбирает авторов?» (PDF) . МГЭИК .
  56. ^ Стэндринг, Адам (2023). «Отбор участников». В Де Прике, Кари; Халм, Майк (ред.). Критическая оценка межправительственной группы экспертов по изменению климата . Кембридж, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Порт-Мельбурн, Виктория, Нью-Дели, Сингапур: Издательство Кембриджского университета. стр. 63–66. ISBN  978-1-316-51427-6 .
  57. ^ Де Прик, Кари (2022). МГЭИК, голос климата . Академический сборник. Париж: Sciences po, пресса. стр. 43, 66–69. ISBN  978-2-7246-3870-7 .
  58. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Процедуры — МГЭИК» . Проверено 4 октября 2022 г.
  59. ^ МГЭИК. О МГЭИК
  60. ^ Jump up to: а б «Информационный бюллетень МГЭИК: Как МГЭИК выбирает авторов?» (PDF) . 30 августа 2013 года . Проверено 12 октября 2018 г.
  61. ^ «Руководство по роли редакторов-рецензентов Шестого оценочного отчета Рабочей группы I (WGI AR6)» (PDF) . МГЭИК .
  62. ^ «Открывается регистрация для экспертного рассмотрения вклада Рабочей группы II МГЭИК в Шестой оценочный доклад МГЭИК — МГЭИК» . Проверено 1 июля 2023 г.
  63. ^ Jump up to: а б Де Прик, Кари (2022). МГЭИК, голос климата . Академический сборник. Париж: Sciences po, пресса. стр. 65–66. ISBN  978-2-7246-3870-7 .
  64. ^ Комитет по анализу оценок глобальных изменений; Совет по атмосферным наукам и климату; Отдел наук о Земле и жизни (2007 г.). Анализ оценок глобальных изменений: извлеченные уроки . Пресса национальных академий . ISBN  978-0309104852 . Проверено 24 июля 2007 г.
  65. ^ Наука об изменении климата: анализ некоторых ключевых вопросов . Национальный исследовательский совет. Комитет по науке об изменении климата. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии. 2001. ISBN  0-309-52872-0 . OCLC   52816599 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  66. ^ МГЭИК. «Информационный бюллетень МГЭИК: Как работает процесс обзора МГЭИК?» (PDF) . Межправительственная группа экспертов по изменению климата . МГЭИК . Проверено 18 января 2018 г.
  67. ^ «FAR Изменение климата: научная оценка изменения климата — МГЭИК» . Проверено 10 ноября 2022 г.
  68. ^ «Изменение климата: Научная оценка МГЭИК: Резюме для политиков - Резюме» (PDF) . ipcc.ch. ​1990.
  69. ^ «Изменение климата, 1995 год: второй обобщенный анализ оценок» (PDF) . ipcc.ch. ​1995.
  70. ^ «Конвенция о биологическом разнообразии: рабочие отношения между Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата и Межправительственной группой экспертов по изменению климата» . 2012.
  71. ^ «Изменение климата, 1995 год: сводный отчет» (PDF) . ipcc.ch. ​1995.
  72. ^ «Изменение климата, 2007 г.: Основы физических наук – резюме для политиков» (PDF) . ipcc.ch.
  73. ^ «Опубликован пятый оценочный отчет МГЭИК» . ieaghg.org . Проверено 10 ноября 2022 г.
  74. ^ «Отчет МГЭИК (ДО5) – основа Парижского соглашения» . Эдинбургский университет . 7 ноября 2021 г. Проверено 10 ноября 2022 г.
  75. ^ «Пресс-релиз МГЭИК — вклад Рабочей группы I в шестой оценочный отчет» (PDF) . ipcc.ch. ​9 августа 2021 г.
  76. ^ «Отчет МГЭИК: «Красный код» для глобального потепления, вызванного деятельностью человека, предупреждает глава ООН» . Новости ООН . 9 августа 2021 г.
  77. ^ МГЭИК, 2022: Изменение климата 2022: последствия, адаптация и уязвимость . Вклад Рабочей группы II в шестой оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата [Х.-О. Пёртнер, Д. К. Робертс, М. Тиньор, Э. С. Полочанска, К. Минтенбек, А. Алегрия, М. Крейг, С. Лангсдорф, С. Лёшке, В. Мёллер, А. Окем, Б. Рама (ред.)]. Издательство Кембриджского университета. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, 3056 стр., doi: 10.1017/9781009325844.
  78. ^ "Пресс-релиз" . www.ipcc.ch. ​Проверено 11 ноября 2022 г.
  79. ^ МГЭИК, 2022 : Изменение климата 2022: Смягчение последствий изменения климата . Вклад Рабочей группы III в шестой оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата [П.Р. Шукла, Дж. Ски, Р. Слэйд, А. Аль Хурдаджи, Р. ван Димен, Д. МакКоллум, М. Патхак, С. Соме , П. Вьяс, Р. Фрадера, М. Белкасеми, А. Хасия, Г. Лисбоа, С. Луз, Дж. Мэлли, (ред.)]. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, Нью-Йорк, США. дои: 10.1017/9781009157926
  80. ^ "Пресс-релиз" . www.ipcc.ch. ​Проверено 11 ноября 2022 г.
  81. ^ «Возобновляемые источники энергии и смягчение последствий изменения климата — МГЭИК» . Проверено 16 ноября 2022 г.
  82. ^ «Управление рисками экстремальных явлений и стихийных бедствий для содействия адаптации к изменению климата — МГЭИК» . Проверено 16 ноября 2022 г.
  83. ^ «ПРЕСС-РЕЛИЗ: МГЭИК публикует полный отчет об управлении рисками экстремальных явлений и стихийных бедствий для содействия адаптации к изменению климата (SREX)» (PDF) . ipcc.ch. ​28 марта 2012 г.
  84. ^ «Глобальное потепление на 1,5 °C —» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  85. ^ «Пресс-релиз МГЭИК: Резюме для политиков специального доклада МГЭИК о глобальном потеплении на 1,5 ° C, одобренного правительствами» (PDF) . ipcc.ch. ​8 октября 2018 г.
  86. ^ «Грета Тунберг призывает лидеров в Давосе прислушаться к науке о глобальном потеплении» . Хранитель . 21 января 2020 г.
  87. ^ «Специальный доклад об изменении климата и земельных ресурсах — сайт МГЭИК» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  88. ^ «Земля является важнейшим ресурсом, говорится в докладе МГЭИК — МГЭИК» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  89. ^ «Специальный доклад об океане и криосфере в условиях меняющегося климата» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  90. ^ «Институт глобальных экологических стратегий (ИГЕС)» . ИГЕС . Проверено 17 ноября 2022 г.
  91. ^ «Пересмотренные Руководящие принципы МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов 1996 года — МГЭИК» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  92. ^ «Руководящие принципы МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов 2006 г. — МГЭИК» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  93. ^ «Требования к отчетности» . unfccc.int . Проверено 17 ноября 2022 г.
  94. ^ «Уточнение 2019 г. к Руководящим принципам МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов 2006 г. — МГЭИК» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  95. ^ «ОТЧЕТЫ О ПРОГРЕССЕ: Целевая группа по национальным инвентаризациям парниковых газов» (PDF) . ipcc.ch. ​13 сентября 2022 г.
  96. ^ «Короткоживущие загрязнители климата» . Всемирный банк . Проверено 17 ноября 2022 г.
  97. ^ Jump up to: а б Шерер, Гленн (6 декабря 2012 г.). «Прогнозы климатологов оказались слишком консервативными» . Научный американец . Проверено 27 октября 2022 г.
  98. ^ Оценка, характеристика и информирование о неопределенности межправительственной группой экспертов по изменению климата — вводное эссе. Изменение климата. Междисциплинарный международный журнал, посвященный описанию, причинам и последствиям изменения климата, Гэри Йохе и Майкл Оппенгеймер , 2011 г.
  99. ^ Jump up to: а б Оппенгеймер, Майкл ; О'Нил, Брайан С.; Вебстер, Морт; Агравал, Шардул (2007). «Изменение климата, пределы консенсуса». Наука . 317 (5844): 1505–1506. дои : 10.1126/science.1144831 . ПМИД   17872430 . S2CID   129837694 .
  100. ^ МакКиббен, Билл (15 марта 2007 г.). «Предупреждение о потеплении» . Нью-Йоркское обозрение книг . 54 (4): 18. Бибкод : 2004Natur.427..197S . дои : 10.1038/427197a . Проверено 21 февраля 2010 г.
  101. ^ Бьелло Д. (апрель 2007 г.). «Консервативный климат». Научный американец . 296 (4): 16–19. Бибкод : 2007SciAm.296d..16B . doi : 10.1038/scientificamerican0407-16 . ПМИД   17479619 .
  102. ^ Хэнсон, Брукс (7 мая 2010 г.). «Шаг назад; движение вперед» . Наука . 328 (5979): 667. Бибкод : 2010Sci...328..667H . дои : 10.1126/science.1190790 . ПМИД   20448154 .
  103. ^ Хансен Дж. Э. (апрель – июнь 2007 г.). «Научная сдержанность и повышение уровня моря». Письма об экологических исследованиях . 2 (2): 024002. arXiv : физика/0703220 . Бибкод : 2007ERL.....2b4002H . дои : 10.1088/1748-9326/2/2/024002 . S2CID   59929933 .
  104. В этом году глобальное потепление преодолеет порог в 1,5°C, говорит ведущий бывший учёный НАСА , Guardian, 8 января 2023 г.
  105. ^ «Климатология: основные выводы» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 11 декабря 2008 г.
  106. ^ «Изменение климата: Научная основа» . Телевизионная сеть СТВ . 5 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 г. Проверено 24 июля 2007 г.
  107. ^ «Новый доклад о климате на самом деле преуменьшает угрозу, утверждают некоторые исследователи» . www.science.org . Проверено 28 октября 2022 г.
  108. ^ «Как МГЭИК с большей вероятностью недооценивает реакцию климата» . skepticalscience.com . Проверено 28 октября 2022 г.
  109. ^ Боргер, Джулиан (20 апреля 2002 г.). «США и нефтяное лобби уволили ученого, занимающегося изменением климата» . Хранитель . Лондон . Проверено 24 июля 2007 г.
  110. ^ «Подготовка отчетов — МГЭИК» . Проверено 28 октября 2022 г.
  111. ^ «Утечки свидетельствуют о попытках принизить доклад ООН о климате – DW – 21.10.2021» . dw.com . Проверено 28 октября 2022 г.
  112. ^ Альмендраль, Аврора (24 марта 2023 г.). «Мясная промышленность заблокировала попытку МГЭИК рекомендовать растительную диету» . Кварц . Проверено 29 марта 2023 г.
  113. ^ Пирс, Фред (21 января 2010 г.). «Глава по климату допускает ошибку относительно гималайских ледников» . Новый учёный . Проверено 27 октября 2022 г.
  114. ^ МСНС (27 января 2011 г.). «ICSU публикует заявление по поводу разногласий вокруг 4-й оценки IPCC» . Международный научный совет . Проверено 27 октября 2022 г.
  115. ^ ПБЛ (6 июля 2010 г.). «Оценка оценки МГЭИК. Анализ заявлений о прогнозируемых региональных воздействиях в отчете 2007 года» . PBL Нидерландское агентство по экологической оценке . Проверено 27 октября 2022 г.
  116. ^ Jump up to: а б Блэк, Ричард (10 марта 2010 г.). «Ученые рассмотрят климатическое тело» . Новости Би-би-си . Проверено 4 апреля 2010 г.
  117. ^ «Отчет Межакадемического совета рекомендует фундаментальную реформу структуры управления МГЭИК» . Межакадемический совет. Архивировано из оригинала 6 августа 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  118. ^ Партнерство (IAP), ИнтерАкадемия (30 августа 2011 г.). «Отчет Межакадемического совета рекомендует фундаментальную реформу структуры управления МГЭИК» . www.interacademies.org .
  119. ^ Jump up to: а б Толлефсон, Дж. (2010). «Климатическая панель должна адаптироваться, чтобы выжить» . Природа . 467 (7311): 14. дои : 10.1038/467014a . ПМИД   20811426 .
  120. ^ «Процедуры — МГЭИК» . Проверено 28 октября 2022 г.
  121. ^ «Протокол ошибок МГЭИК» (PDF) .
  122. ^ МГЭИК – Межправительственная группа экспертов по изменению климата. «ОБЗОР ПРОЦЕССОВ И ПРОЦЕДУР МГЭИК» . archive.ipcc.ch . Проверено 27 октября 2022 г.
  123. ^ Уроки МГЭИК: должны ли научные оценки быть согласованными, чтобы быть авторитетными? Майк Халм , в (ред.) Даубелдей, Р. и Уиллесден, Дж., март 2013 г., стр, 142 и далее.
  124. ^ Должны ли научные оценки быть согласованными, чтобы быть авторитетными? Карри, Дж. А. и П. Дж. Вебстер, 2012 г.: Изменение климата: нет консенсуса по поводу консенсуса. CAB Reviews, в печати, 2012 г.
  125. ^ Лемоник, Майкл Д. (1 ноября 2010 г.). «Климатический еретик: Джудит Карри нападает на своих коллег» . Природа . дои : 10.1038/news.2010.577 . Проверено 22 декабря 2010 г.
  126. ^ «Письменные показания Джона Р. Кристи, доктора философии, перед Комитетом Палаты представителей по энергетике и торговле 7 марта 2007 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2007 года . Проверено 29 декабря 2008 г.
  127. ^ «Открытое письмо Криса Лэндси сообществу» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2007 года . Проверено 28 апреля 2007 г.
  128. ^ «Прометей: последняя глава, ураганы и МГЭИК, архив книги IV» . Sciencepolicy.colorado.edu. 14 февраля 2007 года . Проверено 29 августа 2010 г.
  129. ^ «Ураганы и глобальное потепление для МГЭИК» (PDF) . Вашингтон. Рейтер. 21 октября 2004 года . Проверено 30 декабря 2008 г.
  130. ^ Палья, Эрик; Паркер, Чарльз (2021), Боин, Арьен; Фэи, Лорен А.; 'т Харт, Пол (ред.), «Межправительственная группа экспертов по изменению климата: хранитель науки о климате», «Стражи общественной ценности » , Cham: Springer International Publishing, стр. 295–321, doi : 10.1007/978-3-030 -51701-4_12 , ISBN  978-3-030-51700-7 , S2CID   228892648
  131. ^ * «Ученые направили письмо Конгрессу и федеральным агентствам, поддерживающим IPCC» . Американский геофизический союз. Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года . Проверено 28 марта 2011 г.
  132. ^ Наука об изменении климата (PDF) , Совместное заявление 16 национальных академий наук, Лондон: Королевское общество, 17 мая 2001 г., ISBN.  978-0854035588 , заархивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2015 г. {{citation}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  133. ^ «Письмо CFCAS премьер-министру, 25 ноября 2005 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 года . Проверено 9 августа 2019 г.
  134. ^ "Краткое содержание" . Наука об изменении климата: анализ некоторых ключевых вопросов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. 2001. дои : 10.17226/10139 . ISBN  978-0-309-07574-9 .
  135. ^ «Европейский союз геонаук (EGU): Заявление о позиции» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2023 года . Проверено 1 ноября 2022 г.
  136. ^ админ (27 января 2011 г.). «ICSU публикует заявление по поводу разногласий вокруг 4-й оценки IPCC» . Международный научный совет . Проверено 1 ноября 2022 г.
  137. ^ «Совместное заявление Сети африканских академий наук (NASAC)» (PDF) . Сеть африканских академий наук . 2007. Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2008 года . Проверено 29 марта 2008 г.
  138. ^ «Лауреаты Нобелевской премии мира 2007 года» . Проверено 11 октября 2007 г.
  139. ^ «Премия Гюльбенкяна за человечество 2022 года отличает МПБЭУ и МГЭИК» . 13 октября 2022 г. Проверено 13 октября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63eea9d7e11e48e312c7f2af104a39bb__1721088840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/bb/63eea9d7e11e48e312c7f2af104a39bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Intergovernmental Panel on Climate Change - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)