Закон постепенности
В католической моральной теологии закон постепенности , закон постепенности или градуализма , представляет собой представление о том, что люди улучшают свои отношения с Богом и возрастают в добродетелях постепенно, а не скачут к совершенству за один шаг. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Что касается пастырской заботы , это предполагает, что «часто лучше поощрять положительные элементы в чьей-то жизни, чем наказывать их недостатки». [ 2 ] [ 4 ] Оно «столь же старо, как само христианство», [ 3 ] упоминается в нескольких отрывках Нового Завета . [ 1 ]
Это отличается от «постепенности закона», [ 5 ] идея, которая имела бы тенденцию умалять требования закона. [ 4 ] Это не означает, что «мы идем на компромисс по содержанию закона», а означает, что мы признаем свои недостатки и стремимся со временем соответствовать его требованиям. [ 3 ]
Градации зла
[ редактировать ]Закон постепенности признает, что жизнь и отношения людей с морально неприемлемым образом жизни могут содержать некоторые элементы добра, даже великого добра, такие как жертвенная любовь и постоянное уважение. Он признает, что добродетели не являются предложениями по принципу «все или ничего» и что элементы добра можно найти даже в контексте морально неприемлемых ситуаций. [ 2 ]
Постепенность признает элементы добра в том, что в целом заслуживает порицания, чтобы поощрять шаги к большему совершенству, а не просто наказывать людей за их ошибки. [ 2 ] В этом смысле градуализм — это признание того, что даже в вопросах тяжкого зла могут быть градации объективной порочности, хотя тяжёлое зло не перестаёт быть серьёзным злом. [ 6 ]
Рост к добру
[ редактировать ]В христианском смысле обращение не происходит один раз и заканчивается. Это «фундаментальное изменение направления — новый путь или образ жизни, по которому нужно научиться идти». [ 7 ] В своем апостольском обращении Familiaris consortio 1981 года Папа Иоанн Павел II заявил: «Необходимо постоянное, постоянное обращение», которое «осуществляется конкретными шагами, которые ведут нас всегда вперед. Таким образом, развивается динамичный процесс, который продвигается постепенно. ." [ 5 ] Он добавил, что человек «день за днём строит себя посредством своих многочисленных свободных решений; и поэтому он знает, любит и совершает моральное благо, поэтапно развиваясь». [ 5 ]
По сути, он сказал, что христианской жизни всегда можно достичь по благодати Божией, и наше стремление к ней становится легче по мере того, как мы применяем ее на практике. То, что Папа Иоанн Павел назвал законом постепенности в человеческом поведении, — это постепенное совершенствование человека в его практике христианской жизни. [ 8 ]
В статье для L'Osservatore Romano о письме Конгрегации доктрины веры от 1986 года о пастырской заботе о гомосексуалистах Бартоломью Кили заявил: «Закон постепенности» подразумевает, что когда существует подлинная (непритворная) слабость в Следуя моральной норме, человек обязан «стремиться создать [или установить] условия для ее соблюдения» ( Familiaris consortio , 34, пар. 4). Другими словами, человека необходимо предохранять от уныния, даже если путь к жизни христианского целомудрия сопряжен с особыми трудностями и сопровождается неоднократными неудачами». [ 9 ]
Постепенность закона
[ редактировать ]Гораздо более противоречивым было использование этой концепции некоторыми богословами в качестве основания для снисходительного отношения к моральным нормам, рассматривая их просто как идеалы. [ 1 ] [ 2 ] Некоторые ссылались на это понимание в таких вопросах, как запрет Католической церкви на искусственную контрацепцию, [ 1 ] [ 2 ] или сожительствующие пары. [ 7 ] Это «понижение планки» церковных учений, которые считаются слишком сложными. [ 7 ] был оклеветан как моральный релятивизм . [ 2 ] Некоторые полагали, что эта интерпретация, по-видимому, упоминалась в промежуточном дискуссионном документе, представленном на Третьей внеочередной Генеральной ассамблее Архиерейского Синода в октябре 2014 года: [ 1 ] но оно было исключено из итогового отчета Синода. [ 7 ]
Папа Иоанн Павел II предупредил, что «то, что известно как «закон постепенности», нельзя отождествлять с «постепенностью закона»». [ 5 ] А в рекомендациях для духовников в 1997 году Папский совет по делам семьи заявил, что они не должны руководствоваться законом постепенности, чтобы создать у людей впечатление, что покаяние не требует решительного разрыва с грехом. [ 1 ] [ 4 ]
Хотя Католическая церковь выступает против использования искусственных контрацептивов, Папа Бенедикт XVI заявил, что, когда проститутка использует презерватив, чтобы остановить распространение СПИДа, это может быть «первым шагом в движении к иному, более человечному пути». , живой сексуальности». [ 10 ] По словам Папы, это может быть «первым принятием на себя ответственности на пути к восстановлению осознания того, что не все разрешено и что человек не может делать все, что хочет». [ 10 ] Забота о других, таким образом, похвальна, но это не означает, что проституция или презервативы сами по себе хороши. [ 2 ] [ 7 ] [ 10 ]
В концепции «закона постепенности», писал Варфоломей Кили, те, кто действительно неспособен соблюдать норму, тем не менее обязаны попытаться, как сказал Папа Павел, «создать условия для ее соблюдения». Они всегда могут попытаться, даже если им не хватает свободы для достижения успеха. Напротив, в концепции «постепенности принятия закона» они не были бы обязаны даже предпринимать попытки. [ 11 ]
Папа Иоанн Павел сказал, что моральные учения всегда обязательны (нет «постепенности закона»), а практика облегчает их соблюдение («закон постепенности»). [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Акин, Джимми (13 октября 2014 г.). «Закон постепенности: 12 вещей, которые нужно знать и которыми стоит поделиться» . Национальный католический реестр . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Аллен-младший, Джон Л. (8 октября 2014 г.). «Ключевой поворот Синода: внезапное возвращение постепенности» . Крукс . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Люси-Смит, Александр (9 октября 2014 г.). «Смущает синод? Помните, любовь есть исполнение Закона» . Католический вестник . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Путеводитель для духовников о некоторых сторонах нравственности супружеской жизни» . Пастырский совет по делам семьи. 12 февраля 1997 года . Проверено 2 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Папа Иоанн Павел II (22 ноября 1981 г.). «Семейное партнерство» . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ «Отец Фессио объясняет высказывания кардинала Шенборна о гомосексуализме» . Католическая культура. 12 мая 2012 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грабовски, Джон С. (29 октября 2014 г.). «Закон постепенности: путь к Богу» . Наш воскресный гость . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ричард М. Хоган и Джон М. ЛеВуар, «Иоанн Павел II о любви» в книге Чарльза Э. Каррана, Джули Хэнлон Рубио (редакторы), «Брак» (Paulist Press, 2009 г.) ISBN 978-0-80914575-1 ), с. 90
- ^ Кили, Варфоломей. «Пастырская забота о гомосексуалистах: психологическая заметка» . Проверено 2 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Джанет (21 ноября 2010 г.). «Папа Бенедикт, презервативы и свет миру» . Зенит . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Бартоломью М. Кили, «Непрактичность пропорциональности» в Gregorianum , vol. 87, вып. 4, с. 684 ( ISSN 0017-4114 )