Серж синтезатор
Синтезатор Serge ( он же Serge Modular или Serge Modular Music System ) — аналоговая модульная синтезаторная система, первоначально разработанная Сержем Черепниным , Ричем Голдом и Рэнди Коэном в CalArts в конце 1972 года. Были построены первые 20 систем Serge (тогда называвшиеся «Черепнины»). в 1973 году в доме Черепнина. [ 1 ] Черепнин в то время был профессором Калифорнийского университета искусств и хотел создать что-то вроде исключительно дорогих модульных синтезаторов Buchla «для людей, которые были бы одновременно недорогими и мощными». [ 2 ] После создания прототипов Черепнин продолжил разработку наборов для студентов, которые могли бы недорого построить свой собственный модульный синтезатор, производство которого неофициально проходило на балконе второго этажа CalArts. Это привело к тому, что Черепнин покинул CalArts, чтобы начать коммерческое производство синтезаторов, начиная с 1974 года. [ 3 ]
После ухода из CalArts у Сержа была небольшая фабрика на Вестерн-авеню в Голливуде. В 1980 году он переехал в трехэтажный викторианский дом на Хейт-стрит. Хотя синтезаторы были недорогими по сравнению с Moog, Buchla и другими производителями, Серж Черепнин всегда делал упор на обеспечение музыкантов качественным оборудованием.
Хотя синтезаторы Serge сравнивают с Buchlas, их основная философия и схемотехника совершенно разные. Модули Serge были разработаны для того, чтобы вынести многие аспекты схем на переднюю панель, чтобы модули можно было подключать необычными и творческими способами, выходящими за рамки «обычных» функций модулей этого типа. Напротив, модули Buchla были оптимизированы для выполнения одной задачи: они использовали разные уровни сигнала и типы разъемов для разделения «звука и структуры» (аудио и управление). Концепция и философия модульной системы Serge больше обязаны системе Йельского университета «Pulsa», чем Buchla.
Синтезаторы Serge использовались такими композиторами, как Майкл Стернс и Кевин Брахени (который владел 15-панельной системой, получившей название The Mighty Serge ). Синтезаторы Serge известны своей гибкостью, качеством звука и относительной компактностью. Другие известные музыканты, использующие синтезаторы Serge, включают Малкольма Сесила , чья студия использовалась при записи альбомов Стиви Уандера ; Гэри Чанг , кинокомпозитор; Ричи Хотин ; [ 4 ] Роджер Пауэлл , клавишник Тодда Рандгрена ; Джон Адамс , композитор; Ингрэм Маршалл , композитор; Иван Черепнин , композитор; и многие музыканты-экспериментаторы и электронные музыканты, такие как Джим О'Рурк , Томас Анкерсмит , Сара Давачи , Р. Люк Дюбуа , Кейт Фуллертон Уитмен и Паоло Тофани из итальянской фри-джазовой и экспериментальной группы Area . Флейтистка из Кельна Камилла Хойтенга, эстонская пианистка Таави Керикмяэ и аргентинский техник Франсиско Коласанто использовали редкий модульный синтезатор Serge 1970-х годов, который когда-то принадлежал Карлхайнцу Штокхаузену , в своем проекте «Поляки», дань уважения Штокхаузену, сосредоточенному вокруг его композиции « Поляки» (1969-70).
Коммерческие сборки и наборы синтезаторов Serge для самостоятельной сборки в настоящее время доступны по лицензии ряда производителей.
Обзор
[ редактировать ]Изначально конфигурация модуля для систем Serge могла выбираться пользователем. Панели высотой 4U с шириной модуля обычно от 1 до 3 дюймов (иногда больше в случае секвенсоров), затем несколько модулей можно разместить на панели шириной 17 дюймов (всего 16 дюймов модулей), в результате чего получается индивидуальный встроенная панель. Первоначально они были организованы путем нанесения бумажной графики на металлическую панель (бумажную лицевую сторону), затем в начале 1980-х годов перешли к графике на металлической пленке и, наконец, к графике, напечатанной непосредственно на металлической панели в эпоху STS.
Ранние системы в основном использовали стандартные бумажные графические листы (на каждый модуль), но могли иметь собственную графику — или не иметь графики — в зависимости от прихоти художника. Верхняя и нижняя части графических листов были загнуты на заднюю часть панелей, и на них была напечатана информация о проводке. Затем вся панель покрывалась прозрачной пластиковой пленкой. Первоначально Серж использовал серию геометрических рисунков, обозначающих типы сигналов, входы, выходы и триггеры. Для большинства подключений использовались цветные гнезда диаметром 4 мм — синие, черные и красные; синий для (униполярных) управляющих напряжений, черный для биполярных сигналов (НЕ обязательно связанных по переменному току) и красный для импульсных/затворных сигналов, хотя они не были строго соблюдены. Позже были введены другие цвета, например, желтый для триггеров. Сохраняя низкое выходное сопротивление, Серж в значительной степени избежал необходимости использования экранированных кабелей. Разъемы 3,5 мм использовались для аудиоинтерфейса с внешним оборудованием.
В модулях Serge не были разделены разъемы аудиосигнала и управляющего напряжения, все сигналы передавались от модуля к модулю через банановые патч-корды. Кабели типа «банан» обеспечивают быстрое подключение и надежное соединение. Большинство штекеров типа «банан» можно штабелировать, что снижает необходимость в нескольких разъемах. Банановые провода, поставляемые Serge и STS, представляют собой 4-миллиметровые провода Pomona, изготовленные из тяжелого изолированного силиконового кабеля. Благодаря простому заземляющему соединению между различными устройствами можно обеспечить перекрестное соединение/модуляцию между системами.
Одним из первых синтезаторов Serge Modular стал аппарат, который Уильям (Уилл) Джексон использовал в первой экспедиции Гринпис по борьбе с китобойным промыслом (1975) для аппроксимации звуков китов и передачи их китам в открытом Тихом океане. (Фотографию можно найти в архивах газеты Vancouver Sun, май 1975 года.)
В начале 1980-х годов бизнес прекратился, а в начале 1990-х годов бизнес был передан Rex Probe, который переименовал его в Sound Transform Systems (STS). STS не предлагала комплекты, а позже прекратила использование модулей, выбираемых пользователем, сосредоточившись на 17-дюймовых предварительно сконфигурированных панелях «Магазин», а затем на панели «М-класса» половинного размера. Это 8-дюймовые панели меньшего размера, предоставляющие пользователю больше разнообразия, чем панели Салонные панели, но меньше, чем кастомные. Эти панели оснащены черной 1-дюймовой центральной панелью для распределения энергии.
Модули
[ редактировать ]Модули 1-го поколения (1973 г.)
[ редактировать ]Первое поколение модулей состояло из:
- Двухвольтный процессор
- Двойной аудиомикшер
- Пик и впадина
- Тройной двунаправленный маршрутизатор
- Тройной формирователь волн
- Ворота (СВУ)
- Кольцевой модулятор
- Генератор конвертов (странный ASR)
- Генератор (ГУН с формирователем волны)
- Двойной отрицательный поворот
- Двойной положительный сдвиг
- Тройной компаратор (плюс триггер Шмитта)
- Фильтр, управляемый напряжением (2-полюсное переменное состояние. LP, HP, BP)
- Отправка и возврат (аудиоинтерфейс)
- Программатор (4-ступенчатый контроллер, подключаемый для 8/12 ступеней)
- Секвенсор (только 10-шаговый импульс)
- Несколько
Отрицательные и положительные развороты могли функционировать как повторители огибающей, грубые фильтры нижних частот, модулирующие сигналы, генераторы субгармоник и аудиогенераторы. Программист служил интерфейсом исполнения, представляя собой секвенсор с ручным управлением. Его можно было подключить к (импульсному) секвенсору — в некоторых ранних системах они были жестко соединены вместе. Эти системы были по существу самодельными.
Модули 2-го поколения (1974/5)
[ редактировать ]Серж основал SMMS в 1974 году и приступил к расширению и обновлению ассортимента. Системы будут содержать модули первого и второго поколений и могут быть изготовлены на заводе или сделаны своими руками. Второе поколение модулей включало:
- Генератор плавных и ступенчатых функций
- Генератор шума (позже вкл. S&H)
- Фазовращатель
- предусилитель
- Реверберация (весна)
- Аналоговый сдвиговый регистр
- Генератор огибающей клавиатуры (VC ADSR)
Он также модернизировал микшер, двойной процессор, отправку и возврат, генератор и т. д. Некоторые печатные платы могли выполнять несколько функций, например, плата Smooth & Stepped также использовалась в генераторе случайных напряжений, двойном генераторе наклона напряжения постоянного тока, преобразователе частоты. Управляемый S&H и т. д. Вероятно, в этот период были изготовлены и другие специальные модули, но информации мало.
Помимо работы над модульной линейкой, Серж работал и с другими. Он разработал и создал специальные модули для системы TONTO Малкольма Сесила и Роберта Маргулеффа (которая использовалась на нескольких альбомах Стиви Уандера) и работал с Фрэнком Эвентоффом над его инструментами Sonica и Rainmaker.
Модули 3-го поколения (1976 г.)
[ редактировать ]Примерно в 1976 году Серж начал заменять большинство своих модулей первого поколения новой линейкой современных конструкций, включающих высокоточные генераторы с напряжением 1 В/окт и VCA с широким динамическим диапазоном (усилители, управляемые напряжением), новую технологию фильтрации с малошумящие и микшеры с равномощным многоканальным панорамированием. Также был представлен новый, более простой стиль графики панели, в котором потерялась большая часть геометрических рисунков, но остался простой прямоугольник вокруг выходных данных.
В дополнение к полнофункциональным стандартным модулям синтеза, таким как генераторы, управляемые напряжением , фильтры и генераторы огибающей , система Serge включает в себя экзотические процессоры аудиосигналов, такие как умножитель волны , многоцелевой модуль нарастания/огибающей и очень гибкий сенсорный клавиатуры контроллер в сочетании с 16-ступенчатым аналоговым секвенсором , известным как TKB. Новые модули включали:
- Четырехканальный СВУ
- Универсальная аудиопанель равной мощности
- PCO (высококачественный VCO)
- NTO (PCO плюс формирование сигналов, FM и т. д.)
- Переменная полоса пропускания VCF
- Переменный наклон VCF
- Variable Q VCF (также расширенный диапазон VCF)
- Волновые множители
- Двойной универсальный генератор наклона / Двойной генератор переходных процессов
- Сенсорный клавиатурный секвенсор (TKB)
- Расширенный ADSR
- Последователь высоты тона и огибающей (Gentle Electric [ 5 ] платы, установленные на панели Serge)
Он также расширил ассортимент микшеров и CV-процессоров. Многие из печатных плат можно использовать или комбинировать по-разному, и составить исчерпывающий список модулей будет сложно. Наборы фильтров производились в небольшом количестве, но неизвестно, были ли когда-либо построены какие-либо из шестигранных панорамизаторов, представленных в каталоге. Все фильтры были двухполюсными с переменным состоянием, 12 дБ/октава. (Некоторые источники ошибочно утверждают, что VCFS составляет 18 или 24 дБ/октаву.)
Хотя некоторые более ранние модули остались в производстве, новые модули заменили многие старые модули. Эти новые конструкции остаются в основе модульных систем Serge и по сей день.
Модули 4-го поколения (1979 г.)
[ редактировать ]Примерно в 1979 году начало появляться четвертое поколение модулей, дополняющее модули 1976 года и заменяющее некоторые более ранние модули. Примерно в это же время появился и нынешний графический стиль панели Serge. Новые модули включали:
- Активный процессор
- Резонансный эквалайзер
- 4//6/7/8 шаговый секвенсор
- Компаратор деления/n, двойной компаратор, триггер Шмитта
- Аналоговая задержка Wilson
- Сбалансированный модулятор
- Квантизатор
- Частотный сдвиг
- Квадратурный осциллятор
- Двойной СВУ
- Повторитель огибающей/предусилитель
- Голосовой контроллер N
Кроме того, была разработана новая электроника для модулей аудиомикшера/процессора/масштабирования/буферизации и VCA/паннеров, а графика на панели с «бумажной лицевой стороной» была заменена металлизированной пластиковой пленкой. На протяжении всего этого периода системы были доступны в собранном виде или в виде комплектов — платы поставлялись предварительно собранными и протестированными, но панели подключались самостоятельно. В 1979 году Серж предложил стандартную конфигурацию модуля — «Система 79».
Голосовой контроллер N представлял собой полифонический интерфейс, работавший с модифицированной клавиатурой Casio. Он появился примерно в 1982 году, незадолго до MIDI.
Модули СТС (начало 1990-х)
[ редактировать ]1980-е годы были не лучшими временами для производителей модульных синтезаторов, и после 1983 года больше модулей Serge не появилось. В начале 1990-х компания Sound Transform Systems взяла на себя управление линейкой и добавила в нее несколько собственных простых разработок. В их число вошли:
- Делитель импульсов
- Булева логика
- Аудиомикшер (с переключателем фазы)
- Модуль балансного выхода (на задней панели)
- MIDI CV (недолговечный)
Позже они представили новые варианты существующих модулей, таких как VC Timegen Osc/такты/двойные часы VC, и смогли использовать детали более высокого качества и осуществлять контроль качества. Качество доступных компонентов значительно улучшилось в 1980-е годы, особенно качественные и недорогие потенциометры.
STS постепенно отказалась от нестандартных панелей в пользу стандартизированных «панелей для магазинов». Были доступны одно- и двухпанельные системы.
- Animal — полная голосовая панель с 2 VCO
- Animate — панель обработки голоса/обработки
- Blue Voice — аудиопанель с 3 VCO
- Blue Control — обработка конвертов и резюме
- Red Fun Station — аудиопанель с 2 VCO
- Красная панель управления: панель конвертов/CV/квантизатора
- Панель секвенсора — двойной секвенсор плюс тактовый сигнал и логика
- Суповая кухня 1 – Панель обработки с частотным сдвигом
- Суповая кухня 2 — Панель обработки с 1 VCO
Примерно в 2010 году STS представляет панели М-класса половинной ширины. Две панели можно было установить по обе стороны от черной распределительной полосы шириной 1 дюйм в «лодочке» (коробке) Serge. Это позволило обеспечить большую настройку, чем панели магазина. Панели включают в себя:
- Существо
- Аллигатор
- Секвенсор
- Тройной осциллятор
- Четырехъядерный склон
- Волновой процессор
- Аудио интерфейс
- Клангзит
- хаос
И т. д.
Лицензирование (2010-е)
[ редактировать ]К концу 1990-х годов комплекты Serge больше не производились, а в отсутствие схем «поддержка» обычно означала отправку панелей в STS — дорого и неудобно для клиентов за пределами США. Поскольку цены были высокими, а у STS были доступны только целые панели, возник интерес и к приобретению отдельных модулей. Небольшая группа энтузиастов исследовала схемы для поддержки своих собственных инструментов, что привело к мелкосерийному производству печатных плат DIY Serge для собственного использования, особенно для моделей, снятых с производства раньше. В конце концов с Сержем Черепниным связались, и его интерес к синтезаторам возобновился.
С этого момента Серж принял активное участие, и его разработки были лицензированы производителями комплектов и модулей, такими как CGS, [ 6 ] Случайный*Источник, [ 7 ] ЭЛБИ Дизайн, [ 8 ] Самое громкое предупреждение, [ 9 ] и 73-75. [ 10 ] Некоторые из этих модулей также доступны в формате Eurorack . По состоянию на 2018 год сам Серж активно сотрудничает с Random*Source в качестве директора по инновациям и занимается разработкой новых схем.
Общий
[ редактировать ]Панели. Первоначально в панелях Serge были пробиты все стандартные отверстия, а этикетки на панелях закрывали неиспользуемые отверстия. Хотя это было очень универсально и позволяло обновлять или менять модули, это могло выглядеть немного неряшливо. Бумажные этикетки были заменены металлизированными примерно в 1981 году. Когда в начале 1990-х годов к власти пришла компания STS, они печатали графику непосредственно на своих панелях, что придавало им более солидный и профессиональный вид, но жертвовало возможностью менять типы модулей на панели. Они также представили ряд стандартных конфигураций «панелей магазина». Совсем недавно STS представила меньшие по размеру модули M, в которых две более узкие предварительно сконфигурированные панели подходят к каждой стороне центрального силового модуля.
Питание. Информации о ранних источниках питания Serge очень мало, но вскоре Серж остановился на коммерческих источниках питания Power One, рассчитанных на +/-12 В. Некоторым модулям первого поколения также требовалось питание +6 В, первоначально обеспечиваемое стабилизатором на 6 В, но по мере того, как этих модулей становилось меньше, регуляторы устанавливались рядом с модулями, а затем полностью вымирали примерно в 1980 году. Контроллер n-voice был уникальным, поскольку требовал питание с дополнительным источником питания 5 В для компьютерной платы. В какой-то момент вместо них стали использовать расходные материалы Condor — они были практически идентичны источникам питания Power One. В ранних поставках использовался 4-контактный разъем типа Cinch Jones, но где-то в середине/конце 1970-х годов они были заменены 5-контактными разъемами XLR. Распределение мощности в панелях Serge никогда не было таким хорошим, как могло бы быть, но постепенно улучшались: в середине 1970-х годов были представлены распределительные модули, а в последнее время - черная панель STS для m-модулей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вейл 2000 , с. 150
- ^ Вейл 2000 , с. 149
- ^ Вейл 2000 , с. 151
- ^ Дойл, Том (март 2023 г.). «Классические треки: Plastikman 'Consumed' » . Звук на звуке . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ «Домашняя страница Gentle Electric» . Gentleelectric.com .
- ^ Архивная версия веб-сайта CGS (с 2019 года модули CGS теперь продаются Elby Designs, а информационные страницы переехали на веб-сайт Elby Designs)
- ^ Веб-сайт RandomSource с объявлением о присоединении Сержа Черепнина к компании и ссылками на страницы продуктов различных модулей Serge.
- ^ Домашняя страница Elby Designs со ссылками на разделы CGS и EuroSerge.
- ^ Домашняя страница британской компании Loudest Warning.
- ^ Домашняя страница шведской компании 73-75 Serge Modular Music Systems Revisited
- Библиография
- Вейл, Марк (2000). Винтажные синтезаторы . Миллер Фриман Psn Inc. ISBN 0879306033 .
- Милано, Доминик. "Обзор" . Клавиатура (июль 1981 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эгрес — неофициальная страница Сержа (из archive.org)
- Модульные веб-страницы Serge от Carbon111
- Блог пользователя Serge Quadslope.com (недействительный URL-адрес по состоянию на февраль 2018 г.)
- Модульная музыкальная система Serge. Страница Кена Стоуна об истории Сержа (с сайта archive.org)
- Архивная версия страницы Кена Стоуна о создании синтезаторов своими руками, включая проекты Сержа.
- Случайные*Исходные веб-страницы
- Сертификат подлинности стороннего производителя для индивидуальных работ (URL-адрес недействителен по состоянию на февраль 2018 г.)
- Пользователи Serge на Soundcloud
- Синтезаторы на эко-фронте, март/апрель 1977 г.
- Форум Muffwiggler для обсуждения всего, что касается Сержа.
- Форум Muffwiggler для обсуждения мира SDIY (Synth Do-It-Yourself), который включает в себя множество дискуссий, посвященных Сержу.
- ЭЛБИ Дизайн веб -страниц
- Камилла Хойтенга: Три проекта с флейтой и фортепиано и/или аналоговым саржевым синтезатором