Социальный бизнес
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2012 г. ) |
Социальный бизнес был определен лауреатом Нобелевской премии мира профессором Мухаммадом Юнусом и описан в его книгах. [1] [2]
В этих книгах Юнус определил социальный бизнес как бизнес:
- Создан и предназначен для решения социальной проблемы.
- Компания без убытков и без дивидендов, т.е.
- Он финансово самостоятелен и
- Прибыль, полученная бизнесом, реинвестируется в сам бизнес (или используется для запуска других социальных предприятий) с целью увеличения социального воздействия, например, расширения охвата компании, улучшения продуктов или услуг или других способов субсидирования социальной миссии.
В отличие от бизнеса, максимизирующего прибыль, основная цель социального бизнеса не состоит в максимизации прибыли (хотя получение прибыли желательно). Более того, владельцы бизнеса не получают никаких дивидендов от прибыли бизнеса, если таковые имеются.
С другой стороны, в отличие от некоммерческой организации, социальный бизнес не зависит от пожертвований или частных или государственных грантов, чтобы выжить и работать, потому что, как и любой другой бизнес, он самоокупаем. Кроме того, в отличие от некоммерческой организации , где средства тратятся только один раз, средства в социальном бизнесе инвестируются для увеличения и улучшения деятельности бизнеса на неопределенный срок. Пер Юнус: «Благотворительный доллар имеет только одну жизнь; доллар социального бизнеса можно инвестировать снова и снова».
С философской точки зрения социальный бизнес основан на том, что Юнус называет двумя основными мотивами человека: эгоизмом и самоотверженностью. Эгоистично люди стремятся к прибыли через бизнес; однако социальный бизнес также основан на последнем мотиве, который побуждает людей оказывать благотворительные услуги, такие как открытие церквей, мечетей, синагог, художественных музеев, общественных парков, медицинских клиник или общественных центров. Для Юнуса прибыль, полученная от деятельности социального бизнеса, менее важна, чем благотворное влияние, которое он оказывает на общество. [3] Мухаммад Юнус совсем недавно основал Yunus Social Business (YSB) для изучения, поддержки и инвестирования в молодой социальный бизнес. [4]
Совсем недавно в более широком круге академических исследований было рассмотрено, как блокчейн и, в частности, смарт-контракты могут способствовать развитию концепции социального бизнеса. Исследователи считают, что блокчейн наряду со смарт-контрактами может выступать катализатором устойчивого социального бизнеса. [5]
Принципы социального бизнеса [6]
[ редактировать ]Семь принципов успешного социального бизнеса были разработаны профессором Мухаммадом Юнусом и сооснователем Grameen Creative Lab Хансом Рейцем:
- Целью бизнеса будет преодоление бедности или одной или нескольких проблем (таких как образование, здравоохранение, доступ к технологиям и окружающая среда), которые угрожают людям и обществу; а не максимизация прибыли .
- Финансово-экономическая устойчивость
- Инвесторы получают обратно только сумму своих инвестиций. Никаких дивидендов, кроме инвестиционных денег, не выплачивается.
- Когда сумма инвестиций окупается, прибыль компании остается у компании для расширения и улучшения.
- Гендерно-чувствительный и экологически сознательный
- Работники получают рыночную заработную плату и лучшие условия труда
- ...Делайте это с радостью
См. также
[ редактировать ]- Импакт-инвестирование
- Социальный предприниматель
- Социальное предпринимательство
- Социальное предприятие
- Двойной итог
- Тройной итог
- Список социальных предприятий
- Устойчивое предпринимательство
- Основание пирамиды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юнус, Мухаммед (2009). Создание мира без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма . Общественные дела. п. 320. ИСБН 978-1-58648-667-9 .
- ^ Юнус, Мухаммед (2011). Построение социального бизнеса: новый вид капитализма, который удовлетворяет самые насущные потребности человечества . Общественные дела. п. 256. ИСБН 978-1-58648-956-4 .
- ^ Латифи, Энамул Хафиз (2013), «Социальный бизнес: новое окно борьбы с бедностью» , The Financial Express , получено 28 июня 2015 г.
- ^ Латифи, Энамул Хафиз (2014), «Экономика туризма, загрязнение окружающей среды и социальный бизнес» , The Financial Express , получено 28 июня 2015 г.
- ^ Дивайн, Энтони; Джаббар, Абдул; Киммитт, Джонатан; Хризотомос, Апостолидис (ноябрь 2021 г.). «Концептуализация блокчейна социального бизнеса: сосуществование социальной и экономической логики» . Технологическое прогнозирование и социальные изменения . 172 : 120997. doi : 10.1016/j.techfore.2021.120997 .
- ^ «Семь принципов социального бизнеса» .
- Йегер, Урс (2010). Управление социальным бизнесом. Миссия, управление, стратегия и подотчетность . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 256 . ISBN 978-0-230-25254-7 .
- Юнус Мухаммад, Муингеон Бертран , Лоуренс Леманн-Ортега (2010), « Построение социальных бизнес-моделей: уроки опыта Грамин», апрель-июнь, том 43, № 2-3, Долгосрочное планирование, стр. 308-325 "
- Виммер, Нэнси (2012). Зеленая энергия для миллиарда бедных: как Грамин Шакти создала выигрышную модель социального бизнеса . МКРЕ Верлаг. п. 226. ИСБН 978-3-943310-00-9 .
- Агафонов, Алехандро и Кэм, Дональдсон (2015), «Экономическое обоснование модели социального бизнеса: программа исследований», Том 5, № 1, Социальный бизнес , стр. 5–16.