Королевство Орунгу
Королевство Орунгу ( ок. 1700–1927 ) ( португальский : Reino da Orungu , французский : Royaume d'Orungu ) было небольшим доколониальным государством на территории нынешнего Габона в Центральной Африке . Благодаря контролю над работорговлей в 18 и 19 веках он смог стать самым могущественным из торговых центров, возникших в Габоне в тот период.
Происхождение
[ редактировать ]Королевство Орунгу названо в честь его основателей, орунгу , языке мьене народа неизвестного происхождения, говорящего на . Большинство ученых полагают, что они мигрировали в дельту реки Огоуэ в начале 17 века с юга. [1] Это дополнительно подтверждается тем фактом, что Орунгу, похоже, находились под сильным влиянием Королевства Лоанго или, по крайней мере, его БаВили . торговцев [2] В этот период миграции орунгу вытеснили другого народа, говорящего на языке миене, мпонгве , к устью Габона, пытаясь доминировать в торговле с европейцами. План оказался успешным, и на мысе Лопес возникло процветающее королевство . [1]
Правительство
[ редактировать ]Королевство Орунгу состояло примерно из 20 кланов . Один из этих кланов держал линию престолонаследия на посту короля, в то время как другие осуществляли контроль над морской торговлей, идущей из внутренних районов. [1] Королевство было уникальным на территории, где основной политической единицей был клан, управляющий деревней. Орунгу отказались от этого в пользу одного большого вождя/короля, который, как утверждает их традиция, произошел от легендарной фигуры по имени Мани Понго. [3] Названия политических должностей королевства были заимствованы из королевства Лоанго, а также чувство клановой иерархии. Эти учреждения, вероятно, переехали вместе с орунгу из района Чилонго в Лоанго. [2] Титул короля, Агамвинбони , по-видимому, возник среди самих орунгу и не заимствован из префикса «мани», прикрепленного к таким королевствам, как Лоанго и Конго .
Экономика
[ редактировать ]Королевство Орунгу развило брокерскую культуру благодаря своему положению на побережье. В 17 веке голландцы доминировали в прибрежной торговле, и слоновая кость была основным экспортным товаром. [4] Орунгу были культурой металлообработки и судостроения, что позволяло им доминировать в речной торговле. Морская торговля была разделена между некоролевскими кланами и включала торговлю слоновой костью, пчелиным воском, красителем, копалом и черным деревом. [1] К началу XIX века крошечное, но богатое королевство могло импортировать рабов из внутренних районов страны. [5]
Рабство
[ редактировать ]Побережье Габона, как и побережье Камеруна , играло лишь незначительную роль в трансатлантической работорговле по сравнению с дельтой Нигера , побережьем Лоанго или побережьем Анголы . Экспорт рабов стал значительным только в последней трети XVIII века. [4] Вначале королевство было скорее покупателем, чем продавцом рабов, которых покупали за слоновую кость. Помимо импорта рабов, королевство Орунгу также импортировало железо. [4] К 1760-м годам орунгу торговали рабами, благодаря чему агамвинбони смогли разбогатеть за счет налогов на реках Назарет и Сан-Мексиас . [1] Тем не менее, торговля на территории Орунгу бледнела по сравнению с ее южным соседом. В 1788 году мыс Лопес и устье Габона вывозили около 5000 рабов в год по сравнению с 13 500 рабами в год, вывозимыми с побережья Лоанго. [6] В начале XIX века лагуна Фернан-Ваз к югу от мыса Лопес поставляла большое количество рабов в Королевство Орунгу. [7] К середине 19 века наиболее известные прибрежные группы, такие как мпонгве, не продавали своего народа, а вместо этого совершали набеги на своих соседей. Орунгу, однако, часто продавали португальским работорговцам должников, колдунов, прелюбодеев и мошенников. [8] В 1853 году монархия Орунгу под руководством вождя Омбанго-Рогомбе согласилась отказаться от работорговли; старые бараки (или бараки) рабов недалеко от нынешнего Либревиля уже были отданы американским миссионерам. Они основали школу и церковное поселение, которое назвали Барака. Затем вождь просто перенес работорговлю вверх по реке и попытался тайно продолжить торговлю. [1] Торговля продолжалась до 1870-х годов, поскольку незаконные работорговцы отправляли людей из верховьев реки к португальским покупателям на побережье. [4]
Культура
[ редактировать ]Несмотря на свою репутацию самых известных работорговцев в регионе, некоторые посетители королевства оставили положительные отзывы о регионе и его людях. Джон Ньютон посетил этот район в 1743 году и заметил, что они казались «самыми гуманными и нравственными людьми, которых я когда-либо встречал в Африке; и они были людьми, которые в то время меньше всего общались с Европой». [4] Это не должно было оставаться верным в течение очень долгого времени. Со временем орунгу переняли европейскую одежду и обычаи. [4] Однако народ орунгу твердо придерживался своих традиционных верований и враждебно относился к европейским миссионерам; Миссия в Бараке была дипломатическим маневром в рамках переговоров с силами, выступающими против рабства. В результате немногие получили западное образование, что ограничивало их влияние в колониальной администрации или постколониальной политике Габона. Сегодня бывшее племя работорговцев является одной из небольших этнических групп Габона, насчитывающей около 10 000 человек. [1]
Отклонить
[ редактировать ]Падение Королевства Орунгу было напрямую связано с подавлением работорговли в Европе. Король попал в зависимость от него и не мог без него поддерживать обычай королевского покровительства . Это привело к распаду королевства, и в 1873 году вождь Нченге подписал договор, предоставляющий французам пост на территории Орунгу. [1] В 1927 году французы колонизировали остатки королевства.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Гейтс, Генри Луи и Кваме Энтони Аппиа (1999). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Нью-Йорк: Основные книги Civitas. стр. 2095 страниц . ISBN 0-465-00071-1 .
- Грей, Кристофер Дж. (2002). Колониальное правление и кризис в Экваториальной Африке: Южный Габон, Калифорния. 1850-1940 гг . Рочестер: Издательство Рочестерского университета. стр. 304 страниц . ISBN 1-58046-048-8 .
- Исичеи, Элизабет. (1997). История африканских обществ до 1870 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 590 страниц . ISBN 0-521-45599-5 .
- Мейер, Лайл Э. (1992). Дальний рубеж: шесть тематических исследований американцев и Африки, 1848–1936 гг . Торонто: Издательство Университета Саскуэханна. стр. 267 страниц. ISBN 0-945636-19-9 .
- Йейтс, Дуглас А. (1996). Государство-арендатор в Африке: зависимость от нефтяной ренты и неоколониализм в Республике Габон . Трентон: Africa World Press. стр. 249 Стр. ISBN 0-86543-521-9 .