Туземцы
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на белорусском языке . (Февраль 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Туземцы ( Польское произношение: [kraˈjɔft͡sɨ] , соотечественники или туземцы ; [ 1 ] литовский : Krajovcai , белорусский : Краёўцы ) — группа преимущественно польскоязычных интеллектуалов из Вильнюсского края , которые в начале 20 века выступали против разделения бывшего Речи Посполитой на национальные государства по этническому и языковому признаку. [ 2 ] Движение было реакцией на растущий национализм в Польше, Литве и Беларуси. Крайовцы пытались сохранить свою двойную самоидентификацию как польско-литовского ( gente Lithuanus, nationale Polonus ), а не просто поляка или литовца. Крайовцы были разрознены и малочисленны и в результате не смогли организовать широкомасштабное общественное движение. [ 2 ]
Просмотры
[ редактировать ]Крайовцы были в основном потомками дворян бывшего Великого княжества Литовского ( литовское дворянство входило в состав шляхты ). [ 1 ] Они идентифицировали себя с польской культурой, но сохраняли чувство верности старому Великому княжеству. Крайовцы состояли из двух крыльев: консервативно-умеренного крыла, состоящего в основном из крупных землевладельцев, и демократического крыла, сформированного из виленской интеллигенции. [ 3 ] Консервативное крыло в целом опасалось социальных потрясений и поэтому поддерживало власти Российской империи . Они стремились к расширению местного самоуправления и культурных свобод, но не хотели отделять Литву от Российской империи. [ 3 ] Демократические Крайовцы хотели нейтрализовать этническую рознь и предложили создать гражданское общество , в которое входили бы литовцы, поляки, белорусы, евреи, украинцы и представители других национальностей. на бывшей территории Великого княжества (главным образом Литву и Белоруссию) [ 1 ] Для них национальная идентичность не имела значения, пока человек идентифицировал себя с бывшим герцогством и чувствовал его лояльность. По их мнению, литовское государство будет формироваться не на основе этнической принадлежности, а на основе гражданства. Демократические краёвцы опирались и поощряли белорусское и литовское национальное возрождение , но лишь до некоторой степени — они выступали против национальных государств и антиполонизации . [ 3 ] Они не хотели разрывать культурные связи с Польшей, поскольку считали ее неотъемлемой частью литовской и белорусской истории и наследия. Демократические Крайовцы либо вяло поддерживали, либо выступали против польских федералистов , мечтавших о возрождении Речи Посполитой под руководством Польши. [ 3 ] Эти идеи не были приняты националистами: литовцы ненавидели польскую культуру, а поляки не могли перенять региональные традиции и лояльность. [ 4 ]
Члены
[ редактировать ]Епископ Антанас Баранаускас (1835–1902) придерживался взглядов, сходных с ранними крайовцами (хотя и не был одним из них). Хотя он писал о «нашем дорогом народе» на литовском языке , он был против распада бывшего Великого княжества на этнические образования: он был против как литовского, так и польского национализма и надеялся, что литовский и польский языки и культуры смогут сосуществовать. и расширяться вместе. [ 2 ]
Консерваторы-традиционалисты Крайовцы считали дворянство естественным лидером нации и хотели сохранить свой привилегированный статус. В их состав входили Игнаций Кароль Милевски и Констанция Скирмунтт . [ 5 ] Демократических Крайовцев возглавляли Михал Рёмер / Миколас Рёмерис (1880–1946), Тадеуш Врублевский (1858–1925). [ 6 ] и Людвик Абрамович (1879–1939). [ 7 ]
После начала Первой мировой войны и особенно после восстановления польского и литовского национальных государств членам Крайовцев было трудно сохранить свою двойную самоидентификацию, и они были вынуждены заявлять о своей лояльности одной стране или другой стране. другой. Большинство из них, как Мечислав Яловецкий , заявили о своей лояльности Польше. [ 8 ] Некоторые, такие как Михал Пий Ремер и Станислав Нарутович , выбрали Литву и стали там гражданами. Раман Скирмунт , активист краёвского движения в Беларуси, стал одним из лидеров Белорусской Демократической Республики .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Стальюнас, Дарюс (июль 2005 г.). «От этноцентрической к гражданской истории: изменения в современных исторических исследованиях Литвы» (PDF) . В Кимитака Мацудзато (ред.). Возникающие мезо-регионы в бывших социалистических странах: возрожденная история или импровизированная? . Славянские евразийские исследования. Том. 7. Центр славянских исследований Университета Хоккайдо. п. 325. ИСБН 978-4-938637-35-4 .
- ^ Jump up to: а б с Крапаускас, Вирджил (2000). Национализм и историография: пример литовского историзма девятнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 38, 95–96, 159. ISBN. 0-88033-457-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Кулакаускас, Антанас (2002). «Отношения между литовцами и поляками в начале XX века» . Родная история: С 7 по 12 класс (на литовском языке). Вильнюс: Электронное издательство. ISBN 9986-9216-9-4 .
- ^ Снайдер, Тимоти (2004). Реконструкция народов: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг . Издательство Йельского университета. п. 55. ИСБН 978-0-300-10586-5 .
- ^ Мастианица, Ольга (2016). Дворянство в литовском национальном проекте (конец XIX - начало XX века) (на литовском языке). Вильнюс: Литовский институт истории. Мистер. 140. ИСБН 978-609-8183-13-9 .
- ^ Куликаускене, Ядвига (2001–2002). «Обзор публикаций о жизни и творчестве Тада Врублевски за 1940-2000 годы» (PDF) . Библиотека Литовской академии наук (на литовском языке): 43. ISSN 1648-9772 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ Вандич, Петр Стефан (1974). Земли разделенной Польши, 1795-1918 гг . История Центрально-Восточной Европы. Том. 7. Издательство Вашингтонского университета. п. 349. ИСБН 978-0-295-95358-8 .
- ^ Нойбауэр, Джон; Влодзимеж Болецкий (2010). «Два регионалиста межвоенного периода: Юзеф Мацкевич и Мария Берде» . В Марселе Корнис-Поупе, Джон Нойбауэр (ред.). История литературных культур Центрально-Восточной Европы: переломы и разломы в XIX и XX веках . Сравнительная история литератур на европейских языках. Том. 4. Издательство Джона Бенджамина. п. 541. ИСБН 978-90-272-3458-2 .