Констанс Скирмунтт
Констанция Скирмунтт (также Konstancja Skirmunttówna, литовский : Konstancija Skirmuntaitė историком- любителем ; 1851–1934) была польско-литовским , членом движения Крайовцев , которая хотела сохранить двойную польско-литовскую идентичность. [ 1 ] Скирмунтт родилась в дворянской семье с глубокими корнями в бывшем Великом Княжестве Литовском и провела большую часть своей жизни в Пинске или его окрестностях . Не имея никакого формального исторического образования, она написала четыре крупных исторических произведения, романтизирующих и идеализирующих прошлое. Написанные легким и доступным языком, они стали популярными. Она также публиковала статьи в польской и литовской прессе, обсуждающие вопросы польско-литовской идентичности. Она поддерживала Литовское национальное возрождение , но выступала против литовского и польского национализма. После Первой мировой войны она опубликовала критику Второй Польской Республики , ее политики и отношения к этническим меньшинствам .
Биография
[ редактировать ]родился в 1851 году в Колодное уезда ) губернии Российской империи ( ныне Столинский уезд Белоруссии Скирмунт . Ее семья из местных дворян ведет свою родословную с 13 века. [ 2 ] Ее мать, Хелена Скирмунт , была художницей и скульптором. Как и многие другие дети дворянства, Скирмунт получил домашнее образование у репетиторов. Оба ее родителя поддержали Январское восстание 1863 года, были арестованы и сосланы в Россию. Дети остались на попечении стареющей бабушки, которая отправила Скирмутта учиться в Калиш . [ 2 ] В 1869 году, когда ее родители были освобождены из ссылки, Скирмунт сопровождал их в Крым . Она оставила яркое и впечатляющее описание своих путешествий по Крыму, уделив особое внимание местным пещерам и так называемым «пещерным городам и монастырям». [ 3 ] Она вернулась после смерти матери в 1874 году и продолжала жить в Пинске до своей смерти в 1934 году. Она никогда не была замужем и не имела детей. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Ее первая работа по истории Литвы была опубликована под псевдонимом Поята в 1886 году. В 1897–1909 годах она опубликовала трехтомный труд по предыстории и ранней истории Литвы. Она романтизировала и идеализировала прошлое, восхваляла и прославляла различных великих князей (особенно великого князя Витовта ), критиковала Ягайло , поносила Тевтонский орден . [ 2 ] Ее книги были написаны доступным языком и переведены на литовский язык, став очень популярными среди активистов Литовского национального возрождения . Она также написала множество статей по политическим и этническим вопросам в польской и литовской прессе, включая Kraj , Przegląd Wileński , Kurier Wileński , Litwa , часто используя псевдоним Futurus. Два сборника ее статей вышли в 1907 и 1913 годах. [ 4 ] Она переписывалась с Элизой Ожешковой , польской писательницей-позитивисткой. [ 5 ]
За время пребывания у власти премьер-министра Петра Столыпина ей удалось защитить от разрушения католический костел в селе Городище под Пинском. [ 4 ] В 1910 году вместе с Марианом Здзеховским она безуспешно работала над приездом литовской делегации на празднование 500-летия Грюнвальдской битвы в Кракове . В 1911–1912 годах она безуспешно агитировала за создание литовского факультета Ягеллонского университета . За свои труды и усилия она была удостоена награды Pro Ecclesia et Pontifice Ватикана и звания почетного доктора Университета Витаутаса Великого . [ 4 ]
Политические взгляды
[ редактировать ]Скирмунтт поддерживала Литовское национальное возрождение и переписывалась с такими литовскими активистами, как Йонас Басанавичюс и Адомас Якштас , но не поддерживала ни литовский, ни польский национализм. [ 2 ] [ 4 ] Она идентифицировала себя как литовка, но говорила по-польски и поддерживала союз между Польшей и Литвой в исторических традициях Речи Посполитой (см.: Крайовцы ). В 1914 году она опубликовала 10-страничную брошюру на литовском языке Nosce te ipsum , в которой раскритиковала разделение на «нас» и «их» исключительно на основе языка – она сетовала на тот факт, что литовцы отвергли поэта Адама Мицкевича или композитора Станислава. Монюшко исключительно потому, что писали по-польски. [ 1 ] Хотя ее исторические работы были популярны, она подвергалась критике, и ее избегали как поляки (которые считали ее «сепаратисткой»), так и литовцы (которые не считали ее настоящей литовкой). [ 2 ] она назвала себя « последним могиканином ». Видя неизбежный рост национализма, в письме Басанавичюсу [ 5 ]
После Первой мировой войны Пинск вошел в состав Второй Польской Республики . Она раскритиковала мятеж Желиговского (в результате которого Польша захватила Вильнюс у Литвы) и политику Польши в отношении этнических меньшинств . [ 6 ] Она призвала Польшу понимать и уважать людей, живущих в Креси , которые имеют другую национальность и культуру, чем поляки. Эти взгляды она выразила в «Идее ягеллонской политики кресовой», опубликованной в 1925 году, и в брошюре « Квестя засад» , опубликованной в 1933 году. [ 4 ] [ 6 ] В то же время она раскритиковала правительство Литвы за подписание советско-литовского мирного договора в 1920 году или Учредительное собрание Литвы за начало земельной реформы, национализировавшей земли, принадлежавшие дворянству. [ 5 ]
Библиография
[ редактировать ]Ее основными работами были: [ 2 ] [ 4 ]
- История Литвы, изложенная в общих чертах (История Литвы в очерке; 1886; переведена на литовский язык в 1887–1888 годах и на французский язык в 1901 году).
- «Из древнейших времен литовцев» ; 1892 г.; переиздано в 1897 г. как первый том серии « Над Немнем и над Балтыкем» )
- Над Неманом и над Балтыкием (По Неману и Балтике ), три тома:
- На заре истории 1897 г.;
- Прохождение; Времена до Мендоги; История Древней Пруссии (Легенды, Времена Преминдаугаса, История Древней Пруссии ; 1903; переведена на литовский язык в 1922 году)
- Mindog, król Litwy ( Миндаугас , король Литвы; 1909; впервые опубликовано на литовском языке в 1908 году)
- Ягеллонская идея и пограничная политика 1925 г.;
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Крапаускас, Вирджил (2000). Национализм и историография: пример литовского историзма девятнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 38–40. ISBN 0-88033-457-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Буткувене, Анеле (2007). Известные литовские женщины (на литовском языке). Белые бантики. стр. 191, 196–198. ISBN 978-9955-23-065-6 .
- ^ Кизилов, Михаил (2002). "Крымские пещерные города по описанию Е. Скирмунт (Поята)" (PDF) . МАИЭТ . Вып. IX.: С. 543-548.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лоссовский, Петр (1997–1998). «Констанция Скирмунттовна (Скирмунтт)» . Польский биографический словарь (на польском языке). Том XXXVIII. Институт истории ПАС . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пукшто, Анджей (2010). «Gente Lithuana, Natione Lithuana»: забытая Констанция Скирмунтайте (1851–1934)» (PDF) . Труды и дни (на литовском языке). 53 : 261–264. ISSN 1392-0588 .
- ^ Перейти обратно: а б Томашевич, Анджей (2011). Критика политики Ю. Пилсудского и польского правительства в трудах польских публицистов в Вильнюсе в 1926 - 1939 гг. (PDF) (магистерская диссертация) (на литовском языке). Вильнюсский университет. стр. 5, 43, 50.
- 1851 рождений
- 1934 смерти
- Литовское дворянство XIX века
- Литовское дворянство ХХ века
- Историки Российской Империи.
- Жители Столинского района.
- Жители Пинского уезда.
- Белорусские дворянки
- Клан Домб
- Белорусские историки XIX века
- Белорусские историки ХХ века
- Белорусские женщины-историки
- Историки Литвы
- Белорусские писатели ХХ века.
- Белорусские писательницы ХХ века.