Тест на беглость речи
Тест на беглость речи — это своего рода психологический тест , в котором участника просят произнести как можно больше слов из категории за заданное время (обычно 60 секунд). Эта категория может быть семантической , включая такие объекты, как животные или фрукты, или фонематической , включая слова, начинающиеся с указанной буквы, например, такой как p . [ 1 ] Тест на семантическую беглость иногда называют тестом на беглость категорий или просто как «свободный список», тогда как беглость букв также называют беглостью фонематического теста . Тест на ассоциацию контролируемых устных слов (COWAT) является наиболее используемым фонематическим вариантом. [ 2 ] [ 3 ] Хотя наиболее распространенным показателем эффективности является общее количество слов, можно провести и другие анализы, такие как количество повторений, количество и длина кластеров слов из одной и той же семантической или фонематической подкатегории или количество переключений на другие категории. [ 4 ] [ 5 ]
С помощью подбора кривых , временных кластеров, переключателей, [ 6 ] [ 7 ] начальный наклон и можно определить . В то время как общее количество слов и начальный наклон указывают на глобальную (макро) структуру, кластеры и переключатели оценивают локальную (микро) структуру производительности. [ 8 ]
Клиническое использование
[ редактировать ]Тесты на беглость речи были валидированы как краткие когнитивные оценки для выявления когнитивных нарушений и деменции в неспециализированных клинических условиях. [ 9 ] [ 10 ]
В рамках Национального исследования здоровья и питания ( NHANES ) в 2011–2014 годах более трех тысяч участников в возрасте 60 лет и старше провели тестирование на знание животных. Обученные интервьюеры проводили тест в конце личного частного собеседования в экзаменационном центре. Был опубликован обширный анализ этих данных. [ 11 ] Баллы (медиана, 25-й процентиль, 75-й процентиль) снижались с возрастом: 60–69 лет: 19, 15, 22; 70-79 лет: 16,0, 12, 20; 80+: 14, 11, 17.
В целом, изменения в беглости речи наблюдались при таких состояниях, как афазия, шизофрения, эпилепсия, болезнь Альцгеймера или Паркинсона у взрослых, а также синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), синдром Дауна, расстройство аутистического спектра (РАС), нарушение речевого развития. (ДЛД), или дислексия у детей. [ 12 ]
ТТХ
[ редактировать ]Результаты тестов на беглость речи демонстрируют ряд последовательных характеристик как у детей, так и у взрослых: [ 13 ] [ 6 ] [ 14 ]
- Снижение темпов производства новых предметов в течение срока выполнения задачи, которое долгое время обсуждалось как следствие либо экспоненциального [ 15 ] или гиперболический [ 16 ] курс времени, [ 7 ] которые, наконец, можно было показать как частные случаи объединяющей степенной функции (слитной функции Боусфилда). [ 17 ]
- Более типичные экземпляры категории производятся с большей частотой (т.е. большим количеством субъектов) и раньше в списках, чем менее типичные.
- Элементы создаются пакетами из семантически связанных слов в случае семантической версии и фонематических в случае фонематической версии. Показано, что и в случае фонематического варианта можно обнаружить всплеск семантически связанного слова. [ 18 ]
Нейронные корреляты
[ редактировать ]Что касается областей мозга , задействованных в этой задаче, то нейропсихологические исследования охватывают как лобные, так и височные области, причем вклад первых более важен в фонематическом варианте, а вторых - в семантическом варианте. [ 19 ] Соответственно, различные неврологические патологии, поражающие эти области, вызывают нарушения (обычно уменьшение количества генерируемых заданий) в одном или обоих вариантах задания. [ 3 ] По этой причине тесты на беглость речи обычно включаются в клинические батареи . [ 1 ] они также широко использовались в когнитивно-психологических и нейропсихологических исследованиях.
Исследование семантической памяти
[ редактировать ]Исследования прайминга показывают, что когда слово или понятие активируется в памяти, а затем произносится, оно активирует другие слова или понятия, которые ассоциативно связаны или семантически похожи с ним. Эти данные свидетельствуют о том, что порядок, в котором слова воспроизводятся в задании на беглость, будет косвенным показателем семантической дистанции между сгенерированными элементами. Поэтому данные этого семантического варианта задачи стали предметом многих исследований, направленных на раскрытие структуры семантической памяти , определение того, как эта структура изменяется в ходе нормального развития или дезорганизуется при неврологических заболеваниях или психических заболеваниях .
В этих исследованиях обычно используются несколько списков беглости, чтобы оценить семантическое расстояние между парами понятий. [ 21 ] такие методы, как многомерное масштабирование и иерархическая кластеризация Затем для визуализации семантической организации концептуального пространства можно использовать . Такие исследования обычно показывают, что семантическая память, по крайней мере, как это отражено в этом тесте, имеет схематическую или основанную на сценариях организацию. [ 22 ] чьи основные аспекты могут оставаться стабильными на протяжении всей жизни. [ 20 ] [ 23 ] Например, на рисунке справа показан иерархический кластерный анализ данных семантической беглости речи животных, полученных от 55 британских школьников в возрасте 7–8 лет. [ 20 ] Анализ показывает, что у детей имеется схематическая организация этой категории, согласно которой животные группируются по местам, где их чаще всего можно увидеть (на ферме, дома, в океане, в зоопарке). Дети, взрослые и даже кандидаты наук по зоологии — все демонстрируют одну и ту же тенденцию группировать животных в соответствии с экологическим контекстом, в котором они наблюдаются. [ 24 ]
Было высказано предположение, что организация семантической памяти, лежащая в основе выполнения теста семантической беглости, нарушается в результате некоторых форм нейропсихологических расстройств, таких как болезнь Альцгеймера . [ 25 ] Болезнь Паркинсона [ 18 ] и шизофрения ; [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] однако доказательства этого были подвергнуты сомнению по теоретическим и методологическим соображениям. [ 21 ] [ 29 ]
Подбор кривой позволяет анализировать глобальную (макро) структуру, а также временную динамику кластеров и переключателей, а сочетание с семантическим анализом позволяет вывести временно-семантические отношения. Кроме того, на основе временного анализа задач на беглость речи посредством подбора кривой были сформулированы гипотезы о структуре базовой семантической сети. [ 7 ] [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лезак, Мюриэль Дойч (1995). Нейропсихологическая оценка . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509031-4 .
- ^ Лунстра А.С., Тарлоу А.Р., Селлерс А.Х. (2001). «Метанормы COWAT в зависимости от возраста, образования и пола». Приложение Нейропсихол . 8 (3): 161–6. дои : 10.1207/S15324826AN0803_5 . ПМИД 11686651 . S2CID 13558144 .
- ^ Jump up to: а б Ардила, А.; Остроски-Солис, Ф.; Бернал, Б. (2006). «Когнитивное тестирование на будущее: пример семантической вербальной беглости (ЖИВОТНЫЕ)». Международный журнал психологии . 41 (5): 324–332. дои : 10.1080/00207590500345542 .
- ^ Тройер А.К., Москович М., Винокур Г. (январь 1997 г.). «Кластеризация и переключение как два компонента беглости речи: данные здоровых взрослых молодых и пожилых людей» . Нейропсихология . 11 (1): 138–46. дои : 10.1037/0894-4105.11.1.138 . ПМИД 9055277 .
- ^ Тройер А.К., Москович М., Винокур Г., Лич Л., Фридман М. (март 1998 г.). «Кластеризация и включение тестов на беглость речи при болезни Альцгеймера и Паркинсона». J Int Neuropsychol Soc . 4 (2): 137–43. дои : 10.1017/S1355617798001374 . ПМИД 9529823 . S2CID 25320796 .
- ^ Jump up to: а б Грюневальд П.Дж., Локхед Г.Р. (1980). «Бесплатный отзыв примеров категорий». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 6 (3): 225–241. дои : 10.1037/0278-7393.6.3.225 .
- ^ Jump up to: а б с Викстед Дж.Т., Рорер Д. (1994). «Анализ динамики свободного воспоминания: комплексный обзор эмпирической литературы» . Психономический бюллетень и обзор . 1 (1): 89–106. дои : 10.3758/BF03200763 . ПМИД 24203416 . S2CID 18338411 .
- ^ Мейер DJ, Мессер Дж., Сингх Т., Томас П.Дж., Войчински В.А., Кэй Дж., Лернер А.Дж. (2012). «Случайная локальная временная структура ответов на беглость категорий» . Журнал вычислительной нейронауки . 32 (2): 213–231. дои : 10.1007/s10827-011-0349-5 . ПМИД 21739237 . S2CID 5902186 .
- ^ Зебальдт, Рольф; Далзиел, Уильям; Масуд, Фади; Танге, Андре; Уорд, Рик; Табане, Лехана; Мельник, Петр; Ландри, Пьер-Александр; Лескрауват, Бенедикт (сентябрь 2009 г.). «Выявление когнитивных нарушений и деменции с помощью теста беглости речи на животных: исследование DECIDE» . Канадский журнал неврологических наук . 36 (5): 599–604. дои : 10.1017/S0317167100008106 . ISSN 0317-1671 . ПМИД 19831129 .
- ^ Каннинг, С. Дж. Дафф; Лич, Л.; Стус, Д.; Нго, Л.; Блэк, ЮВ (24 февраля 2004 г.). «Диагностическая полезность сокращенных показателей беглости речи при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции». Неврология . 62 (4): 556–562. дои : 10.1212/WNL.62.4.556 . ISSN 1526-632X . ПМИД 14981170 . S2CID 12836529 .
- ^ Броуди, диджей; Крамаров, Э.А.; Тейлор, Калифорния; МакГуайр, округ Колумбия (1 сентября 2019 г.). «Когнитивные способности взрослых в возрасте 60 лет и старше: Национальное исследование здоровья и питания, 2011–2014 гг.». Национальный отчет о состоянии здоровья (126). CDC/Национальный центр статистики здравоохранения: 1–23. ПМИД 31751207 .
- ^ Карусу, Александра; и др. (2023). «Кластеризация и переключение в семантической вербальной беглости: их развитие и связь со словесной продуктивностью у типично развивающихся грекоязычных детей и подростков» . Журнал разведки . 11 (11): 209.
- ^ Хенли, Нью-Мексико (1969). «Психологическое исследование семантики животных терминов». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 8 (2): 176–184. дои : 10.1016/S0022-5371(69)80058-7 .
- ^ Кейл Р., Ниппольд М.А. (1984). «Неограниченное извлечение из семантической памяти». Развитие ребенка . 55 (3): 944–951. дои : 10.2307/1130146 . JSTOR 1130146 . ПМИД 6734329 .
- ^ Боусфилд, Вашингтон, Седжвик, CH (1944). «Анализ последовательностей ограниченных ассоциативных реакций». Журнал общей психологии . 30 (2): 149–165. дои : 10.1080/00221309.1944.10544467 .
- ^ Боусфилд, Вашингтон, Седжвик CH, Коэн Б.Х. (1954). «Некоторые временные характеристики запоминания речевых ассоциатов». Американский журнал психологии . 67 (1): 111–118. дои : 10.2307/1418075 . JSTOR 1418075 . ПМИД 13138773 .
- ^ Элен Ф, Фромм О, Фонберг И, Клостерманн Ф (2016). «Преодоление двойственности: объединенная функция Бусфилда для моделирования словообразования в задачах по беглости речи» . Психономический бюллетень и обзор . 23 (5): 1354–1373. дои : 10.3758/s13423-015-0987-0 . ПМИД 26715583 .
- ^ Jump up to: а б Хэнель, Том; Файги, Тим; Кунце, Юлия; Эплер, Андреа; Фрэнк, Аника; Бендиг, Йонас; Шнальке, Нильс; Вольц, Мартин; Теманн, Питер; Фалькенбургер, Бьорн (2 августа 2023 г.). «Модель семантической связанности для автоматического кластерного анализа фонематических и семантических задач по беглости речи, выполняемых людьми с болезнью Паркинсона: проспективное многоцентровое исследование» . JMIR Нейротехнологии . 2 : е46021. дои : 10.2196/46021 . ISSN 2817-092X .
- ^ Бальдо Дж.В., Шварц С., Уилкинс Д., Дронкерс Н.Ф. (ноябрь 2006 г.). «Роль лобной и височной коры в беглости речи, выявленная с помощью воксельного картирования симптомов поражения». J Int Neuropsychol Soc . 12 (6): 896–900. дои : 10.1017/S1355617706061078 . ПМИД 17064451 . S2CID 2319136 .
- ^ Jump up to: а б с Кроу С.Дж., Прескотт Т.Дж. (2003). «Непрерывность и изменение в развитии структуры категорий: выводы из задачи семантической беглости» . Int J Behav Dev . 27 (5): 467–479. дои : 10.1080/01650250344000091 . S2CID 54534372 .
- ^ Jump up to: а б Прескотт Т.Дж., Ньютон Л.Д., Мир Н.У., Вудрафф П., Паркс Р.В. (2006). «Новая мера несходства для поиска семантической структуры в данных о беглости категорий, что имеет значение для понимания организации памяти при шизофрении» . Нейропсихология . 20 (5): 685–699. дои : 10.1037/0894-4105.20.6.685 . ПМИД 17100513 .
- ^ Лукариелло Дж., Кирацис А., Нельсон К. (1992). «Таксономические знания - какие и когда». Развитие ребенка . 63 (4). Развитие ребенка, Vol. 63, № 4: 978–998. дои : 10.2307/1131248 . JSTOR 1131248 .
- ^ Мандлер Дж.М. «Представительство». В Flavell JH, Markman EM (ред.). Когнитивное развитие . Том. 3. Нью-Йорк: Уайли.
- ^ Шторм С (1980). «Семантическая структура терминов животных - исследование развития». Int J Behav Dev . 3 (4): 381–407. дои : 10.1177/016502548000300403 . S2CID 145575546 .
- ^ Чан А.С., Баттерс Н., Салмон Д.П., Джонсон С.А., Полсен Дж.С., Свенсон М.Р. (1995). «Сравнение семантических сетей у пациентов с деменцией и амнезией». Нейропсихология . 9 (2): 177–186. дои : 10.1037/0894-4105.9.2.177 . S2CID 210773289 .
- ^ Алоя А.С., Гурович М.Л., Вайнбергер Д.Р., Гольдберг Т.Е. (1996). «Исследование смыслового пространства у больных шизофренией». Журнал Международного нейропсихологического общества . 2 (4): 267–273. дои : 10.1017/S1355617700001272 . ПМИД 9375174 . S2CID 13149262 .
- ^ Полсен Дж.С.; Ромеро Р; Чан А.С.; Дэвис А.В.; Хитон РК; Джесте Д.В. (1996). «Нарушение семантической сети при шизофрении». Психиатрические исследования . 63 (2–3): 109–121. дои : 10.1016/0165-1781(96)02901-0 . ПМИД 8878307 . S2CID 19183218 .
- ^ Сумиёси С., Мацуи М., Сумиёси Т., Ямасита И., Сумиёси С., Курачи М. (2001). «Семантическая структура при шизофрении по оценке теста беглости категорий: влияние вербального интеллекта и возраста начала». Психиатрические исследования . 105 (3): 187–199. дои : 10.1016/S0165-1781(01)00345-6 . ПМИД 11814538 . S2CID 9571760 .
- ^ Стормс Г., Дириккс Т., Саеренс Дж., Верстратен С., Де Дейн П.П. (2003). «Об использовании масштабирования и кластеризации при исследовании семантических дефицитов». Нейропсихология . 17 (2): 289–301. дои : 10.1037/0894-4105.17.2.289 . ПМИД 12803435 .
- ^ Фромм О, Клостерман Ф, Элен Ф (2020). «Векторная пространственная модель для функций нейронной сети: вдохновение из сходства между теорией связности и логарифмическим ходом времени производства слов» . Границы системной нейронауки . 14:58 . дои : 10.3389/fnsys.2020.00058 . ПМЦ 7485382 . ПМИД 32982704 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сеть словесных ассоциаций — создает набор ассоциаций для предложенных пользователем слов.