Jump to content

Тест на беглость речи

Тест на беглость речи — это своего рода психологический тест , в котором участника просят произнести как можно больше слов из категории за заданное время (обычно 60 секунд). Эта категория может быть семантической , включая такие объекты, как животные или фрукты, или фонематической , включая слова, начинающиеся с указанной буквы, например, такой как p . [ 1 ] Тест на семантическую беглость иногда называют тестом на беглость категорий или просто как «свободный список», тогда как беглость букв также называют беглостью фонематического теста . Тест на ассоциацию контролируемых устных слов (COWAT) является наиболее используемым фонематическим вариантом. [ 2 ] [ 3 ] Хотя наиболее распространенным показателем эффективности является общее количество слов, можно провести и другие анализы, такие как количество повторений, количество и длина кластеров слов из одной и той же семантической или фонематической подкатегории или количество переключений на другие категории. [ 4 ] [ 5 ]

С помощью подбора кривых , временных кластеров, переключателей, [ 6 ] [ 7 ] начальный наклон и можно определить . В то время как общее количество слов и начальный наклон указывают на глобальную (макро) структуру, кластеры и переключатели оценивают локальную (микро) структуру производительности. [ 8 ]

Клиническое использование

[ редактировать ]

Тесты на беглость речи были валидированы как краткие когнитивные оценки для выявления когнитивных нарушений и деменции в неспециализированных клинических условиях. [ 9 ] [ 10 ]

В рамках Национального исследования здоровья и питания ( NHANES ) в 2011–2014 годах более трех тысяч участников в возрасте 60 лет и старше провели тестирование на знание животных. Обученные интервьюеры проводили тест в конце личного частного собеседования в экзаменационном центре. Был опубликован обширный анализ этих данных. [ 11 ] Баллы (медиана, 25-й процентиль, 75-й процентиль) снижались с возрастом: 60–69 лет: 19, 15, 22; 70-79 лет: 16,0, 12, 20; 80+: 14, 11, 17.

В целом, изменения в беглости речи наблюдались при таких состояниях, как афазия, шизофрения, эпилепсия, болезнь Альцгеймера или Паркинсона у взрослых, а также синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), синдром Дауна, расстройство аутистического спектра (РАС), нарушение речевого развития. (ДЛД), или дислексия у детей. [ 12 ]

Результаты тестов на беглость речи демонстрируют ряд последовательных характеристик как у детей, так и у взрослых: [ 13 ] [ 6 ] [ 14 ]

  • Снижение темпов производства новых предметов в течение срока выполнения задачи, которое долгое время обсуждалось как следствие либо экспоненциального [ 15 ] или гиперболический [ 16 ] курс времени, [ 7 ] которые, наконец, можно было показать как частные случаи объединяющей степенной функции (слитной функции Боусфилда). [ 17 ]
  • Более типичные экземпляры категории производятся с большей частотой (т.е. большим количеством субъектов) и раньше в списках, чем менее типичные.
  • Элементы создаются пакетами из семантически связанных слов в случае семантической версии и фонематических в случае фонематической версии. Показано, что и в случае фонематического варианта можно обнаружить всплеск семантически связанного слова. [ 18 ]

Нейронные корреляты

[ редактировать ]

Что касается областей мозга , задействованных в этой задаче, то нейропсихологические исследования охватывают как лобные, так и височные области, причем вклад первых более важен в фонематическом варианте, а вторых - в семантическом варианте. [ 19 ] Соответственно, различные неврологические патологии, поражающие эти области, вызывают нарушения (обычно уменьшение количества генерируемых заданий) в одном или обоих вариантах задания. [ 3 ] По этой причине тесты на беглость речи обычно включаются в клинические батареи . [ 1 ] они также широко использовались в когнитивно-психологических и нейропсихологических исследованиях.

Исследование семантической памяти

[ редактировать ]
Кластерный анализ данных семантической беглости животных у британских школьников. [ 20 ]

Исследования прайминга показывают, что когда слово или понятие активируется в памяти, а затем произносится, оно активирует другие слова или понятия, которые ассоциативно связаны или семантически похожи с ним. Эти данные свидетельствуют о том, что порядок, в котором слова воспроизводятся в задании на беглость, будет косвенным показателем семантической дистанции между сгенерированными элементами. Поэтому данные этого семантического варианта задачи стали предметом многих исследований, направленных на раскрытие структуры семантической памяти , определение того, как эта структура изменяется в ходе нормального развития или дезорганизуется при неврологических заболеваниях или психических заболеваниях .

В этих исследованиях обычно используются несколько списков беглости, чтобы оценить семантическое расстояние между парами понятий. [ 21 ] такие методы, как многомерное масштабирование и иерархическая кластеризация Затем для визуализации семантической организации концептуального пространства можно использовать . Такие исследования обычно показывают, что семантическая память, по крайней мере, как это отражено в этом тесте, имеет схематическую или основанную на сценариях организацию. [ 22 ] чьи основные аспекты могут оставаться стабильными на протяжении всей жизни. [ 20 ] [ 23 ] Например, на рисунке справа показан иерархический кластерный анализ данных семантической беглости речи животных, полученных от 55 британских школьников в возрасте 7–8 лет. [ 20 ] Анализ показывает, что у детей имеется схематическая организация этой категории, согласно которой животные группируются по местам, где их чаще всего можно увидеть (на ферме, дома, в океане, в зоопарке). Дети, взрослые и даже кандидаты наук по зоологии — все демонстрируют одну и ту же тенденцию группировать животных в соответствии с экологическим контекстом, в котором они наблюдаются. [ 24 ]

Было высказано предположение, что организация семантической памяти, лежащая в основе выполнения теста семантической беглости, нарушается в результате некоторых форм нейропсихологических расстройств, таких как болезнь Альцгеймера . [ 25 ] Болезнь Паркинсона [ 18 ] и шизофрения ; [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] однако доказательства этого были подвергнуты сомнению по теоретическим и методологическим соображениям. [ 21 ] [ 29 ]

Подбор кривой позволяет анализировать глобальную (макро) структуру, а также временную динамику кластеров и переключателей, а сочетание с семантическим анализом позволяет вывести временно-семантические отношения. Кроме того, на основе временного анализа задач на беглость речи посредством подбора кривой были сформулированы гипотезы о структуре базовой семантической сети. [ 7 ] [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Лезак, Мюриэль Дойч (1995). Нейропсихологическая оценка . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-509031-4 .
  2. ^ Лунстра А.С., Тарлоу А.Р., Селлерс А.Х. (2001). «Метанормы COWAT в зависимости от возраста, образования и пола». Приложение Нейропсихол . 8 (3): 161–6. дои : 10.1207/S15324826AN0803_5 . ПМИД   11686651 . S2CID   13558144 .
  3. ^ Jump up to: а б Ардила, А.; Остроски-Солис, Ф.; Бернал, Б. (2006). «Когнитивное тестирование на будущее: пример семантической вербальной беглости (ЖИВОТНЫЕ)». Международный журнал психологии . 41 (5): 324–332. дои : 10.1080/00207590500345542 .
  4. ^ Тройер А.К., Москович М., Винокур Г. (январь 1997 г.). «Кластеризация и переключение как два компонента беглости речи: данные здоровых взрослых молодых и пожилых людей» . Нейропсихология . 11 (1): 138–46. дои : 10.1037/0894-4105.11.1.138 . ПМИД   9055277 .
  5. ^ Тройер А.К., Москович М., Винокур Г., Лич Л., Фридман М. (март 1998 г.). «Кластеризация и включение тестов на беглость речи при болезни Альцгеймера и Паркинсона». J Int Neuropsychol Soc . 4 (2): 137–43. дои : 10.1017/S1355617798001374 . ПМИД   9529823 . S2CID   25320796 .
  6. ^ Jump up to: а б Грюневальд П.Дж., Локхед Г.Р. (1980). «Бесплатный отзыв примеров категорий». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 6 (3): 225–241. дои : 10.1037/0278-7393.6.3.225 .
  7. ^ Jump up to: а б с Викстед Дж.Т., Рорер Д. (1994). «Анализ динамики свободного воспоминания: комплексный обзор эмпирической литературы» . Психономический бюллетень и обзор . 1 (1): 89–106. дои : 10.3758/BF03200763 . ПМИД   24203416 . S2CID   18338411 .
  8. ^ Мейер DJ, Мессер Дж., Сингх Т., Томас П.Дж., Войчински В.А., Кэй Дж., Лернер А.Дж. (2012). «Случайная локальная временная структура ответов на беглость категорий» . Журнал вычислительной нейронауки . 32 (2): 213–231. дои : 10.1007/s10827-011-0349-5 . ПМИД   21739237 . S2CID   5902186 .
  9. ^ Зебальдт, Рольф; Далзиел, Уильям; Масуд, Фади; Танге, Андре; Уорд, Рик; Табане, Лехана; Мельник, Петр; Ландри, Пьер-Александр; Лескрауват, Бенедикт (сентябрь 2009 г.). «Выявление когнитивных нарушений и деменции с помощью теста беглости речи на животных: исследование DECIDE» . Канадский журнал неврологических наук . 36 (5): 599–604. дои : 10.1017/S0317167100008106 . ISSN   0317-1671 . ПМИД   19831129 .
  10. ^ Каннинг, С. Дж. Дафф; Лич, Л.; Стус, Д.; Нго, Л.; Блэк, ЮВ (24 февраля 2004 г.). «Диагностическая полезность сокращенных показателей беглости речи при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции». Неврология . 62 (4): 556–562. дои : 10.1212/WNL.62.4.556 . ISSN   1526-632X . ПМИД   14981170 . S2CID   12836529 .
  11. ^ Броуди, диджей; Крамаров, Э.А.; Тейлор, Калифорния; МакГуайр, округ Колумбия (1 сентября 2019 г.). «Когнитивные способности взрослых в возрасте 60 лет и старше: Национальное исследование здоровья и питания, 2011–2014 гг.». Национальный отчет о состоянии здоровья (126). CDC/Национальный центр статистики здравоохранения: 1–23. ПМИД   31751207 .
  12. ^ Карусу, Александра; и др. (2023). «Кластеризация и переключение в семантической вербальной беглости: их развитие и связь со словесной продуктивностью у типично развивающихся грекоязычных детей и подростков» . Журнал разведки . 11 (11): 209.
  13. ^ Хенли, Нью-Мексико (1969). «Психологическое исследование семантики животных терминов». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 8 (2): 176–184. дои : 10.1016/S0022-5371(69)80058-7 .
  14. ^ Кейл Р., Ниппольд М.А. (1984). «Неограниченное извлечение из семантической памяти». Развитие ребенка . 55 (3): 944–951. дои : 10.2307/1130146 . JSTOR   1130146 . ПМИД   6734329 .
  15. ^ Боусфилд, Вашингтон, Седжвик, CH (1944). «Анализ последовательностей ограниченных ассоциативных реакций». Журнал общей психологии . 30 (2): 149–165. дои : 10.1080/00221309.1944.10544467 .
  16. ^ Боусфилд, Вашингтон, Седжвик CH, Коэн Б.Х. (1954). «Некоторые временные характеристики запоминания речевых ассоциатов». Американский журнал психологии . 67 (1): 111–118. дои : 10.2307/1418075 . JSTOR   1418075 . ПМИД   13138773 .
  17. ^ Элен Ф, Фромм О, Фонберг И, Клостерманн Ф (2016). «Преодоление двойственности: объединенная функция Бусфилда для моделирования словообразования в задачах по беглости речи» . Психономический бюллетень и обзор . 23 (5): 1354–1373. дои : 10.3758/s13423-015-0987-0 . ПМИД   26715583 .
  18. ^ Jump up to: а б Хэнель, Том; Файги, Тим; Кунце, Юлия; Эплер, Андреа; Фрэнк, Аника; Бендиг, Йонас; Шнальке, Нильс; Вольц, Мартин; Теманн, Питер; Фалькенбургер, Бьорн (2 августа 2023 г.). «Модель семантической связанности для автоматического кластерного анализа фонематических и семантических задач по беглости речи, выполняемых людьми с болезнью Паркинсона: проспективное многоцентровое исследование» . JMIR Нейротехнологии . 2 : е46021. дои : 10.2196/46021 . ISSN   2817-092X .
  19. ^ Бальдо Дж.В., Шварц С., Уилкинс Д., Дронкерс Н.Ф. (ноябрь 2006 г.). «Роль лобной и височной коры в беглости речи, выявленная с помощью воксельного картирования симптомов поражения». J Int Neuropsychol Soc . 12 (6): 896–900. дои : 10.1017/S1355617706061078 . ПМИД   17064451 . S2CID   2319136 .
  20. ^ Jump up to: а б с Кроу С.Дж., Прескотт Т.Дж. (2003). «Непрерывность и изменение в развитии структуры категорий: выводы из задачи семантической беглости» . Int J Behav Dev . 27 (5): 467–479. дои : 10.1080/01650250344000091 . S2CID   54534372 .
  21. ^ Jump up to: а б Прескотт Т.Дж., Ньютон Л.Д., Мир Н.У., Вудрафф П., Паркс Р.В. (2006). «Новая мера несходства для поиска семантической структуры в данных о беглости категорий, что имеет значение для понимания организации памяти при шизофрении» . Нейропсихология . 20 (5): 685–699. дои : 10.1037/0894-4105.20.6.685 . ПМИД   17100513 .
  22. ^ Лукариелло Дж., Кирацис А., Нельсон К. (1992). «Таксономические знания - какие и когда». Развитие ребенка . 63 (4). Развитие ребенка, Vol. 63, № 4: 978–998. дои : 10.2307/1131248 . JSTOR   1131248 .
  23. ^ Мандлер Дж.М. «Представительство». В Flavell JH, Markman EM (ред.). Когнитивное развитие . Том. 3. Нью-Йорк: Уайли.
  24. ^ Шторм С (1980). «Семантическая структура терминов животных - исследование развития». Int J Behav Dev . 3 (4): 381–407. дои : 10.1177/016502548000300403 . S2CID   145575546 .
  25. ^ Чан А.С., Баттерс Н., Салмон Д.П., Джонсон С.А., Полсен Дж.С., Свенсон М.Р. (1995). «Сравнение семантических сетей у пациентов с деменцией и амнезией». Нейропсихология . 9 (2): 177–186. дои : 10.1037/0894-4105.9.2.177 . S2CID   210773289 .
  26. ^ Алоя А.С., Гурович М.Л., Вайнбергер Д.Р., Гольдберг Т.Е. (1996). «Исследование смыслового пространства у больных шизофренией». Журнал Международного нейропсихологического общества . 2 (4): 267–273. дои : 10.1017/S1355617700001272 . ПМИД   9375174 . S2CID   13149262 .
  27. ^ Полсен Дж.С.; Ромеро Р; Чан А.С.; Дэвис А.В.; Хитон РК; Джесте Д.В. (1996). «Нарушение семантической сети при шизофрении». Психиатрические исследования . 63 (2–3): 109–121. дои : 10.1016/0165-1781(96)02901-0 . ПМИД   8878307 . S2CID   19183218 .
  28. ^ Сумиёси С., Мацуи М., Сумиёси Т., Ямасита И., Сумиёси С., Курачи М. (2001). «Семантическая структура при шизофрении по оценке теста беглости категорий: влияние вербального интеллекта и возраста начала». Психиатрические исследования . 105 (3): 187–199. дои : 10.1016/S0165-1781(01)00345-6 . ПМИД   11814538 . S2CID   9571760 .
  29. ^ Стормс Г., Дириккс Т., Саеренс Дж., Верстратен С., Де Дейн П.П. (2003). «Об использовании масштабирования и кластеризации при исследовании семантических дефицитов». Нейропсихология . 17 (2): 289–301. дои : 10.1037/0894-4105.17.2.289 . ПМИД   12803435 .
  30. ^ Фромм О, Клостерман Ф, Элен Ф (2020). «Векторная пространственная модель для функций нейронной сети: вдохновение из сходства между теорией связности и логарифмическим ходом времени производства слов» . Границы системной нейронауки . 14:58 . дои : 10.3389/fnsys.2020.00058 . ПМЦ   7485382 . ПМИД   32982704 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1b541535fbb35b1455833311331bfb7__1720793160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/b7/e1b541535fbb35b1455833311331bfb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Verbal fluency test - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)