Дасейская нотация

Дасейская нотация (или дасианская нотация ) — тип нотной записи, девятого века используемый в анонимных музыкальных трактатах Musica enchiriadis и Scolica enchiriadis . Музыка Musica enchiriadis и Scolica enchiriadis , написанная в дасейской нотации, является самым ранним известным примером письменной полифонической музыки в истории. [ 1 ]
Использование
[ редактировать ]Музыковед Вилли Апель назвал эту нотацию «средневековой имитацией древнегреческой нотации». [ 2 ] В самих трактатах он называется «дасия»; Это слово происходит от греческого слова daseia , которое означает « грубое дыхание » в начале слова в устной просодии . [ 3 ]
В дасейской нотации используется набор с разным количеством строк, от четырех до восемнадцати, а также система из четырех фигур, которые вращаются различными способами, чтобы представить полную гамму из восемнадцати тонов, используемых в трактатах. Эти восемнадцать звуков основаны на системе четырех повторяющихся тетрахордов, в результате чего получается следующая гамма: GAB♭ c | дефг | аб с' д' | е' е♯' г' а' | б' с♯''. Эта шкала не соответствует ни одной известной практике производительности. Когда он используется для построения полифонической музыки, как указано в трактатах, это приводит к появлению ряда написанных тритонов , которые теоретики сочли нежелательными в исполнении и, вероятно, были ошибками автора или подразумевали, что система может быть перенесена в CDE ♭ F. | ГАБ♭ с | дефг | аб с' д' | е' f♯' или defg | аб с' д' | е' е♯' г' а' | б' c♯'' d” e” | f♯'' g♯'' при необходимости. [ 4 ]
Затем знаки обозначений были помещены в крайнем левом углу нотоносца (по расположению аналогично современному ключу ), а некоторые иллюстрации дополнены буквами «T» и «S» между знаками, чтобы уточнить расположение полутонов . [ 5 ] Слоги произнесенных слов затем записывались на нотных линиях (см. пример выше). Если высота тона изменится, слоги слова будут повышены или понижены до другого нотоносца. Это использовалось для записи органума в двух, трех и четырехголосных стилях. [ 2 ]
Помимо трактатов Энчириадиса , это обозначение также используется в Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis . трактате [ 3 ] и «Об органе» (сказав все, что могли) . [ 6 ] Однако, несмотря на широкое распространение трактатов Энчириадиса , в практических источниках широкое распространение эти обозначения не получили. Нотные рукописи девятого и десятого веков записывают почти исключительно монофоническую музыку , и даже дошедшие до нас источники полифонической музыки, такие как « Винчестер Тропер» , написаны необостренными неймами . [ 7 ] Так продолжалось до тех пор, пока не была разработана широко используемая штатная система Гвидо Ареццо в одиннадцатом веке .
Филипп Спитта был первым современным музыковедом, правильно интерпретировавшим эти обозначения в публикации 1889 года. [ 2 ]

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буркхолдер, Граут и Палиска. История западной музыки . Нортон, 2006, с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с Апель, Вилли. Нотация полифонической музыки, 900-1600 гг . Переработанное 4-е издание. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1953, стр. 204–206.
- ^ Перейти обратно: а б Хили, Дэвид. «Дасиан [Дасейан] Нотация». Словарь музыки и музыкантов New Grove , под редакцией Стэнли Сэди. Лондон: Макмиллан, 2001.
- ^ Хоппин, Ричард. Средневековая музыка . Нортон, 1978, с. 192.
- ^ Затирка, с. 90.
- ^ Новая серия сочинений Гербертины Альтеры о музыке средневековья, 4 тома, изд. Эдмон де Куссмейкер, стр. 74-78; http://www.chmtl.indiana.edu/tml/9th-11th/HUCORG
- ^ Хоппин, стр. 198-199.