Ханьшань и Шиде

Ханшань и Шиде (по-японски: Кандзан и Джиттоку) — популярные фигуры в живописи дзэн, которых много раз изображали парой, а этот дуэт является мотивом в живописи дзэн и представителем более глубоких смыслов дзэн-буддизма в целом. Ханьшань , чье имя означает «Холодная гора», считается эксцентричным поэтом дзен из династии Тан (618–907), который жил на горе Тяньтан в провинции Чжэцзян. Шиде , чье имя означает «подкидыш» или «подкидыш», был кухонным работником в близлежащем храме Гоцин. Говорят, что его бросила семья, а затем нашел и вырастил Фэнган , еще один эксцентричный дзэн. Как гласит легенда, между ними сложилась близкая дружба: Шидэ крал объедки с кухни, чтобы привезти их в Ханьшань, и пара проводила время на природе, вдали от социальной структуры и институтов. О жизни этих двух фигур мало что известно, и они «существуют только в произведениях, которые оставили после себя. [ 1 ] "
Ханьшань и Шидэ легко узнать в живописи дзэн. Они почти всегда изображаются в лохмотьях и грязной одежде, растрепанными, бродящими по природе, смеющимися или с озорным выражением лица. Ханшаня можно узнать по свитку, который он держит в руке, что намекает на его поэтическую деятельность. Шиде можно узнать по метле, которую он держит, что отсылает к его работе уборщиком кухни в монастыре.
Значение и символизм
[ редактировать ]Фигуры Ханьшань и Шиде, хотя часто изображаются просто и с юмором, несут в себе глубокую символику религии дзэн-буддизма в целом. Как видно на прикрепленных изображениях, свиток Ханьшаня часто изображается пустым. Это указывает на то, «что письменные или напечатанные сутры — ничто по сравнению с книгой природы». Метлу Шиде можно рассматривать как инструмент, позволяющий «вымести паутину в наших нечистых душах». Их беззаботное отношение символизирует их знание того, что «то, к чему стремится большинство людей, — это иллюзии, и что на самом деле важно не положение или богатство, а их собственная природа Будды». [ 2 ] Кроме того, «в этих фигурах сумасшедших художники дзэн изображают нечто большее, чем просто пародию на их собственный у-син или бездумный образ жизни, поскольку гениальность тесно связана с безумием, и существует наводящая на размышления параллель между бессмысленным лепетом счастливого сумасшедшего. и бесцельная жизнь дзэнского мудреца». [ 3 ] Ханьшань и Шиде служат цели заставить зрителей «познакомиться с фундаментальным смыслом своего существования». [ 4 ]
Многие ученые периода Муромати считали Ханшан и Шиде воплощениями бодхисаттв Манджушри (Мондзю) и Самантабадхры (Фуген). [ 5 ] Эти бодхисаттвы олицетворяют мудрость и буддийскую практику соответственно, возможно, создавая параллель между мудростью и практикой Ханьшаня и Шиде. Манджушри часто связан с поэзией, ораторским искусством и письмом, точно так же, как Ханьшань связан со своими собственными стихами. Это сравнение предполагает скрытое значение этих эксцентричных и простых персонажей. [ 6 ]
Визуальные представления
[ редактировать ]Четыре спальных места
[ редактировать ]Ранние изображения Ханьшаня и Шидэ в живописи дзэн можно найти в изображениях «Четырех спящих». Точное создание этой темы неясно, хотя считается, что она стала частью дзэнской живописи в Китае в начале тринадцатого века. «Самое раннее известное нам упоминание о художественной обработке этой темы — это стихотворение в «Жуцзин Хэшанг юлу», написанное китайским аббатом Чанвэн Жуцзин (1163–1228) для ныне утерянной картины «Четыре спящих». [ 7 ] '"
Один из примеров ранних изображений «Четырех спящих» принадлежит японскому художнику Мокуану . В «Четырех спящих» Мокуана Ханьшань и Шиде крепко спят на земле вместе с Фэнганом (мастером дзэн, который нашел и вырастил Шиде) и тигром Фэнгана. Надпись на этом свитке гласит:
Старый Старый Фэн-кан обнимает своего тигра и засыпает.
Все сгрудились вместе с Ши-дэ и Хань-шанем.
Они мечтают о своей большой мечте, которая продолжается,
Пока хрупкое старое дерево цепляется за дно холодной пропасти.
Шао-му из [храма Сян-фу] приветствует, сложив руки. [ 8 ]
Образы четырех спящих стали популярными в Японии благодаря картинам, импортированным из Китая. Японские интерпретации этой темы появились еще в четырнадцатом веке. [ 9 ] '"
Изображения Четырёх Спящих призваны символизировать «мирное сосуществование с природой и просветлённым разумом». [ 9 ] » поскольку трое мужчин крепко спят среди тигра и на открытом воздухе, на природе. Кроме того, спящие фигуры намекают на «мир снов, который невозможно представить на бумаге» или «мирность Просветления, которого невозможно достичь в мире наяву». [ 10 ] Ключевые темы дзен-буддизма обретают форму в образах Четырех Спящих, такие как недвойственность мирно спящих человека и животного, безмятежность просветления и устранение противоположных фигур и сил. [ 7 ]
Представления в паре
[ редактировать ]Ханьшань и Шиде чаще всего изображаются друг с другом. В дзэнской живописи два эксцентрика обычно изображаются громко смеющимися, часто над дзэнской шуткой и над «напыщенными монахами» в их монастыре. [ 11 ] Ханьшань и Шиде носят потертую одежду, и их легко узнать по свитку и метле соответственно. На протяжении веков художники дзэн изображали эти фигуры в разных стилях и манерах, сохраняя при этом основные темы, мотивы и идеи, которые представляет эта пара.
Домодернистские представления
[ редактировать ]
14 век
[ редактировать ]
Картины Ханьшаня и Шиде пользовались популярностью среди монахов дзэн после китайской династии Сун (960-1279), и их популярность возросла в 13 и 14 веках в Китае и Японии. [ 12 ] В XIV веке такие известные художники дзэн, как Интуоло, монах Чань, родившийся в Индии и живший в Китае во времена династии Юань (1279-1368), создали изображения Ханьшаня и Шидэ, которые сейчас считаются национальными достояниями в Японии. В этот период художники следовали традиционным стандартам росписи фигур, сочетая тонкие и нежные линии для изображения лиц и более толстые линии на телах. Эти изображения почти всегда сопровождались надписью, хотя не все из них были переведены или приписаны автору. Этот стиль живописи также иллюстрируется парой картин Као Нинга «Эксцентрики дзен Ханьшань и Шиде» , изображающих фигуры.
15 век
[ редактировать ]

Тема Ханьшань и Шиде оставалась популярной в живописи дзэн XV века. В период Муромати (1392-1573) в Японии такие художники, как Резай, экспериментировали с цветом и тональностью больше, чем в предыдущие века. Изображение Ханьшаня и Шиде у Ресая сложное и созерцательное, поскольку пара изображена на краю горы с огромным пространством небытия за пределами того места, где они стоят. Они показаны обсуждающими и указывающими на небытие, возможно, исследуя различные грани просветления, как они это часто делали. Существуют различные тона чернил, а области заштрихованы и заполнены. Резай остается верным общим темам с Ханьшанем и Шиде, показывая их свиток, метлу, радостные лица и изображая их на природе.
Также в период Муромати рисовал Сэссю Тойо , которого называют самым выдающимся мастером живописи тушью того времени. Картина Сэссю Тойо, изображающая Канзан и Джиттоку, отличается от других увиденных, поскольку представляет собой изображение лиц двух фигур длиной до груди. Сэссю Тойо уделяет большое внимание передаче их эмоций и озорных взглядов, когда они вместе смеются, пока Канзан держит в руках пустой свиток. Благодаря этому он улавливает суть двух фигур. Сэссю Тойо использует вариации тональности чернил и толщины линий. Лица и руки фигур имеют трехмерное моделирование, демонстрирующее более возвышенный и продвинутый стиль живописи.
Современные представления
[ редактировать ]Изображения Ханьшаня и Шиде оставались очень популярными в Японии в 16, 17 и 18 веках, а также вплоть до 19 века.
В конце 18 века, в период Эдо (1615–1868), Ито Джакучу писал Ханьшань и Сидэ (Канзан и Дзитоку) . Его исполнение более абстрактно, чем любая из вышеупомянутых картин. Фигуры изображены обнявшимися и в противоположностях – один в черном одеянии, другой в белом, со свитком у ног и поднимающейся вверх метлой. Фона нет, акцент делается на самих фигурах. Надпись приписывается Айку Тайге (японец, 1723–1776) и гласит:
Один — Бодхисаттва Великого Пути,
Другой — Патриарх Великого Будды.
Какие доказательства есть? Сломанная метла, порванное писание и нерифмованный стих.

Надпись ссылается на их эманации Манджушри (Монджу) и Самантабадхры (Фуген).
В 19 веке японский художник дзен Мотидзуки Гёкудзен создал свиток, изображающий пару. Здесь мы видим изменение стиля по сравнению с предыдущими веками. Эта картина выполнена в более графической манере, и Мотидзуки Гёкузен использует разные цвета и более четкие линии, чтобы создать более мультяшный образ пары. Фигуры эмоциональны и смотрят вверх на что-то за пределами рамки изображения, а не на свиток. Тем не менее, мы видим общие мотивы: рваная одежда, метла и пустой свиток в руке Канзана.
Также в 19 веке, в период Мэйдзи (1868–1912), был Хасимото Гахо. Его висячий свиток, изображающий пару, выполнен тушью и легким оттенком на бумаге, отсылая к простым рисункам, выполненным тушью и тушью предыдущих столетий, хотя и выполненным в гораздо более современной манере. Хасимото Гахо использует вариации тональности и текстуры чернил, что видно по пушистым волосам, разным оттенкам земли, на которой они стоят, и меху на юбке Канзана. Джиттоку смеется и указывает на пустой свиток, в то время как Канзан с удовольствием наблюдает. Лица двух фигур смоделированы в трех измерениях, что делает их более реалистичными и современными, чем предыдущие изображения. Ветви деревьев направлены вниз к персонажам, чтобы привлечь внимание зрителей. В этой картине использованы почти все общие мотивы, связанные с фигурами, хотя она выполнена в современной и выразительной манере. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Борген, Роберт (1991). «Легенда о Ханьшане: забытый источник». Журнал Американского восточного общества . 111 (3): 575–579. дои : 10.2307/604274 . JSTOR 604274 .
- ^ Мюнстерберг, Хьюго (1961). «Дзен и искусство». Художественный журнал . 20 (4): 198–202. дои : 10.2307/774379 . JSTOR 774379 .
- ^ Алан Уоттс. «Путь дзен». Путь Дзен. Винтажные книги, 1999, с. 181
- ^ Ёсидзава, Кацухиро (2009). Религиозное искусство мастера дзен Хакуина . ISBN 978-1-58243-986-0 . [ нужна страница ]
- ^ «Ито Дзякучу | Ханшань и Шиде (яп. Кандзан и Джиттоку) | Япония | Период Эдо (1615–1868) | Метрополитен», www.metmuseum.org/art/collection/search/670929.
- ^ Тим Лерч, «Манджушри и Самантабхадра», https://kwanumzen.org/teaching-library/2003/09/01/manjushri-and-samantabhadra.
- ^ Jump up to: а б Бринкер, Хельмут; Канадзава, Хироши; Лейзингер, Эндрю (1996). «Мастера медитации ДЗЭН в образах и письменах» Артибус Азиатский. Дополнение . 40 : 3–384. дои : 10.2307/1522704 . JSTOR 1522704 .
- ^ Грегори Левин и Юкио Липпит, Пробуждение: живопись дзен-фигур в средневековой Японии, (Японское общество: 2007), стр. 106.
- ^ Jump up to: а б «Таварая Сотацу | Четыре спящих | Япония | Период Эдо (1615–1868) | Метрополитен», metmuseum.org/exhibitions/view?exhibitionId=%7B5bc821dc-2782-4897-854f-ebbdc0f09577%7D&oid=77247.
- ^ «Мировое искусство». Учащийся Анненберга, www.learner.org/courses/globalart/work/61/index.html
- ^ "Канзан и Джиттоку Чузана". Робин Бантин из галереи Гонолулу, www.robynbuntin.com/Kanzan-Jittoku-p/4524.htm.
- ^ «Ханьшань и Шиде». Иньтуоло: Ханьшань и Шиде | Китайский онлайн-музей, www.chinaonlinemuseum.com/painting-yintuolo-hanshan-and-shide.php
- ^ «Любимая пятница: китайские даосские бессмертные - Фрир | Саклер» . www.freersackler.si.edu . 22 мая 2015 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Авиман, Галит. Картины дзен в Японии Эдо (1600-1868): игривость и свобода в творчестве Хакуина Экаку и Сенгаи Гибона . , 2014. Печать.
- «Канзан (Ханьшань) и Джиттоку (Сидэ), ок. 1500-1625 гг.». Музей азиатского искусства | Образование, education.asianart.org/explore-resources/artwork/kanzan-hanshan-and-jittoku-shide-approx-1500-1625.
- «Руководство дзен-буддизма». Руководство по дзен-буддизму , автор Дайсетц Тейтаро Судзуки, Theophania Publishing, 2012, стр. 182.
- Ёсидзава, Кацухиро (2009). Религиозное искусство мастера дзен Хакуина . ISBN 978-1-58243-986-0 .