Фэнган
Фэнган | |
---|---|
![]() Не Хасимото Гахо (подробно) | |
Заголовок | монах поэт |
Персональный | |
Рожденный | |
Религия | буддизм |
Национальность | китайский |
Школа | Чань |
Фэнган ( упрощенный китайский : 丰干 ; традиционный китайский : 豐干 ; пиньинь : Fēnggān ; Уэйд-Джайлс : Fengkan ; букв. «Большая палка», японский Букан , фл. 9 век) был китайским дзен- монахом-поэтом, жившим в Тан. династия , связанная с Ханьшанем и Шиде в знаменитом « Тяньтайском трио». (天台三聖).
Биография
[ редактировать ]По легенде, однажды в храме Гоцин (расположенном на берегу Восточно-Китайского моря , в горном хребте Тяньтай) Фэн появился как монах ростом 6 футов (1,8 м) с небритой головой, верхом на тигре. С тех пор он поселился в храме за библиотекой, где чистил рис и читал сутры .
В немногочисленных рассказах о нем говорится, что он стал близким другом Ханьшаня и был тем, кто нашел осиротевшего Шиде, дал ему имя и привел в храм. Из этих и других анекдотов следует, что Фэн был самым старшим из троих.
Обстоятельства его смерти столь же мрачны, как и его жизнь: истории, в которых Фэн является для Ханьшаня не более чем именем или фоном , прекращаются после того, как он исцелил местного префекта. Было высказано предположение, что в стихотворении 50 Ханьшаня говорится о его смерти:
- Покажите мне человека, который не умирает;
- смерть остается беспристрастной.
- Я вспоминаю высокого человека
- который теперь является кучей пыли-
- Мир Нижний не знает рассвета
- растения наслаждаются еще одной весной
- но те, кто посещает это скорбное место
- сосновый ветер сбивает с горя.
Поэзия
[ редактировать ]Очень немногие стихотворения Фэна сохранились, но те, что сохранились, очень показательны; третий из четырех подтверждает отношения Фэна с другими участниками Тяньтайского трио:
- Всякий раз, когда Холодная Гора останавливается в гостях,
- или Пикап совершает свой обычный звонок,
- мы говорим о разуме, луне
- или широкое открытое пространство-
- реальность не имеет границ
- так что все настоящее включает в себя все это.
Первое из стихотворений, по-видимому, подтверждает историю о том, как он был странствующим монахом до того, как остановился в храме Гочин (и даже тогда он хотя бы один раз отправился в паломничество на гору Утай ):
Четвертое стихотворение особенно важно, поскольку оно безошибочно отсылает к вызову, который Пятый Патриарх Дзэн поставил перед своими потенциальными преемниками около 713 г. возможности:
- На самом деле нет ничего
- тем более пыль, которую нужно вытирать.
- Кто сможет это освоить
- не обязательно сидеть неподвижно.
(Упомянутый разговор происходил между двумя потенциальными преемниками Шэньсю и Хуэйнэн . Шэньсю, чтобы продемонстрировать свое мастерство дзэн, написал следующее стихотворение: Тело — это Дерево Бодхи \ ум подобен ясному зеркалу. \ Всегда протирайте его, \ не позволяйте оно собирает пыль, — возразил Хуэйнэн Бодхи, — это не дерево, \ ясно, что это не зеркало. \ На самом деле, здесь нет ничего — \ где ты берешь эту пыль ?
Трудно судить о поэтическом творчестве Фэна, имея всего четыре произведения, и только одно действительно поэтическое. Но похоже, что формальные структуры его поэзии были довольно традиционными, а идеи - со строго буддийской точки зрения; Ханьшань, напротив, часто играл с рифмами, тонами и структурой и очень часто опускал даосские отсылки до такой степени, что его реальная религиозная ориентация вызывает некоторые сомнения. См., например, второе стихотворение Фэна, выражающее строго буддийские идеи:
- Тонущий, как скала в море,
- дрейфуя по Трем Мирам-
- бедное эфирное существо
- навсегда погружен в сцены
- пока не сверкнет молния
- что жизнь и смерть — это пыль в космосе.
(«Три мира» относятся либо к мирам прошлого, настоящего и будущего, либо, альтернативно, к мирам формы, бесформенности и становления.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Сборник песен Холодной горы , Красной сосны , ISBN 1-55659-140-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рузер, Пол [переводчик], Ньюджент, Кристофер МБ [редактор] (2017). Поэзия Ханьшаня (Холодной горы), Шиде и Фэнгана
. Де Грюйтер Мутон . ISBN 978-1-5015-0191-3