Роберт Гилберт (музыкант)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2019 г. ) |
Роберт Гилберт | |
---|---|
Рожденный | Роберт Дэвид Винтерфельд 29 сентября 1899 г. Гамбург, Германия |
Умер | 20 марта 1978 г. Минузио, Швейцария | ( 78 лет
Род занятий | Композитор, автор текстов, певец |
Роберт Гилберт (урожденный Роберт Дэвид Винтерфельд) (29 сентября 1899 — 20 марта 1978) — немецкий композитор лёгкой музыки , автор текстов , певец и актёр. Его отцом был Макс Винтерфельд, композитор и дирижер, известный под Жан псевдонимом Гилберт . Его братом был Генри Винтерфельд , автор детских книг. Его стихотворение «Stempellied», которое иногда называют «разделенным автором», было положено на музыку Ханнсом Эйслером . Но наиболее известными его произведениями стали «Am Sonntag will mein Süsser mit mir segeln gehen» («В воскресенье я пойду плавать с моей возлюбленной») и «Das gibt's nur einmal» («Это случается только один раз»).
Жизнь
[ редактировать ]Гилберт родился в Берлине и был солдатом в последний год Первой мировой войны, где он познакомился с социалистическими и коммунистическими идеями, пробужденными политическим сознанием 1900-х годов. После службы на войне он изучал философию и историю искусств в Берлине и Фрайбурге и в это время участвовал в политических кампаниях и демонстрациях.
Отец Гилберта, Жан Жильбер, урожденный Макс Винтерфельд, был сыном гамбургского бизнесмена. Винтерфельд изо всех сил пытался войти в мир театра, начиная с дирижера и сочиняя различные пьесы. Французский водевиль был в моде, и в 1901 году, когда Роберту исполнился год, он взял себе псевдоним Жан Жильбер. Семья долгие годы жила в бедности и жила в захудалых отелях, его отцу приходилось работать по ночам, играя на пианино, везде, где он мог найти работу. Иногда было так холодно, что матери Роберта, Розе, приходилось согреваться в постели и шить шляпы, чтобы подзаработать.
Какое-то время отец Роберта был дирижером оркестра из 40 человек в цирке, авантюрной игровой площадке с цирковыми слонами для Роберта и его младшего брата Генри. Но эта жизнь длилась недолго. Оперетты Жана Жильбера « Польское виртшафт (1909) и «Die keusche Susanne» (1910) имели огромный успех, а его песня «Pupchen, du bist mein Augenstern» стала хитом. К 1911 году Жан Жильбер был всемирно известен и богат. У него были дома, женщины, необычная семья и богатство. Но Роберт восстал.
В 1918 году Гилберта призвали в армию, и там он познакомился с революционными идеями группы друзей, принадлежавших к группе, известной как спартакисты . [ 1 ] Он посещал собрания рабочих, слушал их речи и был тронут их трудностями. Затем, после освобождения из армии, он изучал философию в Берлине и Фрайбурге, читал Гете и крупнейших немецких писателей. Он встретил новых друзей, которые дали ему работы Маркса и Энгельса , и решил попытаться улучшить условия жизни трудящихся. Он выходил на демонстрации и принимал участие в политических акциях. Много лет спустя в интервью он сказал: «Я думал, что смогу изменить мир. Позже мы с друзьями поняли: не мы изменили мир, мир изменил нас».
В 1928 году под псевдонимом Давид Вебер он написал для Эрнста Буша , популярного пролетарского певца, das «Stempellied»: «Keenen Sechser in der Tasche/ Bloß 'nen Stempelschein./ Durch die Löcher der Kledasche/ Kiekt de Sonne». повод». («Ни гроша в кармане / Просто ваучер на пособие».) Ханнс Эйслер , который часто навещал Гилберта вместе с другими людьми из круга сторонников коммунистов, написал музыку к песне эпохи депрессии. Затем, в 1929 году, появилась веселая песня «Am Sonntag will mein Süsser mit mir segeln gehen» («В воскресенье я пойду в плавание с моей возлюбленной»). Сам Гилберт признал раскол в своих произведениях, заявив, что «определенный конфликт сохранялся на протяжении всей моей жизни. У меня был дар к развлечениям и легкой музыке, который во многом исходил от моего отца. Наряду с этим я всегда писал и другие вещи». Этими «другими вещами» были многие песни, которые принесли ему существенный доход. Коллега Хорст Будюн выразил этот раскол, заявив, что Гилберта всегда вдохновляли поэзия и деньги.
В 1920-е годы, в период инфляции, появился ряд депрессивных и циничных песен, в которых жизнь никчемна. Но когда экономика восстановилась, он вернулся к легкой музыке, и между 1929 и 1931 годами появилось множество романтических хитов Гилберта, которые стали его самыми запоминающимися произведениями. «Я никогда не знал, как я создавал хиты. Я всегда удивлялся, когда люди внезапно начинали петь «Das gibt's nur einmal» или «Liebling, mein Herz lässt dich grüssen»», - заявил Гилберт.
В 1930 году для оперетты Das Weisse Rössl ( «Таверна «Белая лошадь ») Гилберт работал над либретто, а также включил свою собственную песню «Was kann der Sigismund dafür, dass er so schön ist?» («Разве Сигизмунд виноват в том, что он такой красивый?») Шоу имело огромный успех, появилось множество хитов. После этого UFA заключила с Гилбертом контракт на создание фильмов, начиная с Die Drei von der Tankstelle , который положил начало его долгому музыкальному сотрудничеству с Вернером Рихардом Хейманном такими хитами, как «Ein Freund, ein Guter Freund» («Друг, хороший друг»). ) и «Liebling, mein Herz läst dich grüssen» («Дорогая, мое сердце шлет тебе привет»). Партнерство продолжилось с Der Kongress tanzt , хитом «Das muss ein Stück vom Himmel sein» («Это, должно быть, кусочек рая») и песней, которая всегда оставалась связанной с ними обоими, «Das gibt's nur einmal, das kommt nicht wieder» («Это случается только один раз, больше не повторяется»). Следующим хитом стал фильм « Бомбы в Монте-Карло» , в который вошли хиты «Eine Nacht in Monte Carlo» и «Das ist die Liebe der Matrosen» («Любовная жизнь моряков»).
Но возможность дальнейшего успеха была лишена, когда Адольф Гитлер стал канцлером в 1933 году и был принят первый из Нюрнбергских законов, запрещавший евреям доступ к работе в театре, кино, музыке или к любым видам искусства или развлекательным профессиям или местам. И Гилберт вместе с семьей бежал из Берлина. Следующие годы были проведены в Вене, где Гилберт выучил венский диалект и продолжал писать стихи по мере того, как нацистское влияние становилось все сильнее, пока Австрия не приветствовала Гитлера в 1938 году. Поскольку евреям не разрешалось путешествовать, ему пришлось бежать из Австрии лишь с большими трудностями. во Францию, а оттуда в Америку в 1939 году.
В течение десяти лет Гилберт, его жена Эльке и их дочь Марианна жили в Ривердейле , пригороде Нью-Йорка. Там Гилберт поставил перед собой задачу выучить английский язык, особенно повседневный язык, на котором говорят на улицах, в надежде в конечном итоге достичь Бродвея. Тем временем он нашел работу в клубах и кабаре, что приносило периодический заработок, а Эльке работала на фабриках швеей. В эти годы Гилберт опубликовал свой первый сборник стихов « Meine Reime, Deine Reime» , в котором содержались его серьезные идеи, а также острая политическая сатира и воспоминания о потерянном любимом городе Берлине. Том вызвал восхищение у Бертольта Брехта , который надеялся переиздать его в Германии.
Тем временем отец Роберта Жан Жильбер и его вторая семья также были вынуждены бежать из нацистской Германии, отправившись сначала в Испанию, затем в Англию и, наконец, в Аргентину. Жан Гилберт нашел работу дирижером оркестра на Радио Буэнос-Айреса в 1939 году, что, конечно, стало упадком его прежнего богатства и известности в Германии, но все же это была хорошая должность, где он мог использовать свои музыкальные таланты. Он неожиданно умер там в 1942 году в относительно молодом возрасте шестидесяти трех лет.
Несмотря на улучшение своего американского английского, попытки Гилберта попасть в театры Бродвея не увенчались успехом, и в 1949 году он вернулся в Европу. Там возрождалась послевоенная театральная и киноиндустрия, но не в Берлине, который все еще был разделенным городом, а в Мюнхене. Гилберта приветствовали по его возвращению, и в 1950 году он провел успешный сольный театральный вечер. После отмены военного запрета на произведения еврейских писателей и композиторов его ранние песни звучали повсюду. Они продолжали приносить некоторый доход. Одной из поразительных особенностей интервью и выступлений Гилберта в это время было отсутствие упоминания о причине его десятилетнего отсутствия или о убийственном преследовании евреев нацистами.
Но прошло двадцать лет с момента первых успехов Гилберта, и изменился не только ландшафт: после войны изменились и музыкальные вкусы. Хотя он работал не покладая рук, его более поздние песни не смогли достичь такой популярности, как его более ранние «вечнозеленые растения». В эти годы, как и в Америке, он всю жизнь работал над серьезной стороной своих сочинений, создав длинное, почти эпическое стихотворение о своих странствиях под названием «Одиссея шарманщика» , которое некоторые критики, такие как Ханна Арендт , считали его лучшим произведением. . Ближе к концу стихотворения рассказчик описывает Берлин, в который он вернулся в 1949 году: разбомбленные здания, все еще покрытые пеплом и пылью, мрачные в зимнюю стужу, настоящий город, мало чем отличающийся от того, который он представлял себе в Нью-Йорке в 1940 году. Гилберта «Одиссея» заканчивается рассказом о возвращающемся динамизме немецкого экономического чуда , автор которого с болью осознает, что растущее поколение компьютеров покидает его и его сверстников. позади.
В 1950-х годах он вступил во второй брак, и после рождения сына Стефана Гилберт переехал со своей новой семьей в Локарно в швейцарском регионе Тессин. Затем, в 1960-х годах, он начал успешную вторую карьеру, переводя американские бродвейские мюзиклы. Бывший близкий друг детства Фредерик (Фриц) Лоу познакомил Гилберта со своим коллегой Аланом Джеем Лернером , и эта встреча привела к созданию ряда главных хитов – немецких переводов «Энни, возьми пистолет» , «Привет, Долли» , «Джиджи» , «Моя прекрасная леди» и Человек из Ламанчи . Все эти международные хиты до сих пор идут в повторах во многих театрах немецкоязычных стран.
Гилберт умер в Локарно , Швейцария, в 1978 году в возрасте семидесяти восьми лет. Записи о его творчестве с названиями почти 400 написанных им песен, а также пять томов его стихов и множество личных писем можно найти в Академии искусств в Берлине.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Беззаботная Изабель (1927)
- Дочери Колхизеля (1930)
- Битва при Бадемюнде (1931)
- Любовное приключение (1932)
- Гостиница «Белая лошадь» (1952)
- Дочь лесника (1952)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гилберт, Роберт» , Феликс Блох Эрбен (на немецком языке)