Ян Ингенховен
Йоханнес Теодор (Ян) Ингенховен ( Бреда , 19 мая 1876 г. — Хендерлоо , 20 мая 1951 г.) — голландский композитор и дирижёр. Он был одним из первых, кто представил новые влияния, формирующие европейскую музыку двадцатого века, в Нидерландах перед Первой мировой войной, а также привез современную голландскую музыку в Германию. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Ян Ингенховен родился в семье одаренных музыкантов-любителей: его отец (пекарь) играл на гобое и скрипке, а дядя - на саксофоне. Он научился играть на кларнете в раннем возрасте, пел в хоре и вскоре дирижировал местными хорами в Бреде и Дордрехте . С 1902 года он изучал гармонию и композицию у Людвига Феликса Брандта Байса (1847–1917). После женитьбы на Йоханне Гермине Францман в 1905 году он поселился в Мюнхене и продолжил обучение у австрийского дирижера Феликса Моттля . [ 2 ]
Ингенховен продвигал голландскую музыку за рубежом, организовав в 1906 году в Мюнхене голландский музыкальный фестиваль, на котором были представлены его собственная музыка и произведения его современников Альфонса Дипенброка , Йохана Вагенара и Карла Смолдерса (1863–1934). В следующем году он организовал аналогичный фестиваль в Берлине, представив музыку Анны Крамер , Кора Куилера (1877–1951) и Корнели ван Остерзее . [ 1 ]
С 1906 по 1909 год он дирижировал Мюнхенским оркестром Verein и Голландским филармоническим оркестром. Он также руководил хором Münchner Madrigal Vereinigung (1909–12), с которым успешно гастролировал по Европе. После 1915 года он переехал в Швейцарию ( озеро Тун ), а также провел время в Париже. Его жена умерла в 1929 году, и после этого Ингенховен сочинял очень мало. В 1937 году он подарил свой швейцарский дом Голландской ассоциации современной музыки, переехав в Дармштадт, ненадолго прежде чем снова поселиться в Нидерландах. Он вышел на пенсию и переехал в район Велюве , где и умер в 1951 году в возрасте 75 лет. [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Ингенховен сочинял оркестровую музыку в стиле позднего романтизма, сравнимого с Францем Шмидтом , Рихардом Штраусом и Александром Землянским . Типичными являются три оркестровых симфонических стихотворения ( лирические , драматические , романтические ), написанные между 1905 и 1908 годами: второе из них трижды исполнялось оркестром Консертгебау в сентябре 1915 года под управлением Эверта Корнелиса. Другими крупномасштабными оркестровыми произведениями примерно в том же духе являются « Симфоническая фантазия о Заратустре» (1906) и « Симфоническая фантазия Брабанта и Голландии» (1910–11). [ 4 ]
Более оригинальная сторона его творчества проявляется в песнях, вокальных квартетах и хоровой музыке. В песенном цикле «Блюменлидер» (1907–1908) - семи цветочных песнях со словами разных авторов - экспериментируется с декламативным стилем, который точно отражает акценты, относительную длину и интонации текста. [ 3 ] Вокальный квартет «Nous n'irons plus au bois» (1909) из 4 quatuors à voix mixtes был назван Ингенховеном первым атональным вокальным произведением голландского композитора. [ 1 ] [ 5 ] В хоровой настройке делается упор на сложную полифонию, заимствованную как из музыки эпохи Возрождения, так и из его современника Макса Регера . [ 1 ]
Ингенховен также написал много камерной музыки, в том числе три струнных квартета, квинтет для деревянных духовых инструментов, сонату для кларнета, две сонаты для скрипки, две сонаты для виолончели и различные комбинации трио. Его более поздняя музыка показала растущее влияние французской музыки (особенно Дебюсси ) и поворот от романтизма к более объективному стилю. [ 4 ] В частности, в более поздних камерных произведениях его интерес к полифонии сочетается с более гомофоническим подходом, гармонически неоднозначным с длинными мелизматическими мелодиями, не имеющими особой тематической функции. [ 3 ]
Его творчеством как композитора восхищались такие современники, как Маттейс Вермюлен , Виллем Ландре и Даниэль Рюйнеман . [ 6 ] но после немецкого периода сам Ингенховен мало что сделал для продвижения своих сочинений. [ 3 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- 4 квартета для смешанных голосов (1903–9). [ 5 ]
- Симфоническая поэма № 1 «Лирическая» , для малого оркестра (1905)
- Симфоническая фантазия на тему «Ночной песни Заратустры» для бас-солиста и оркестра (1906)
- Симфоническая поэма № 2, Драматическая для оркестра (1907)
- Три части для струнного квартета (1907–08)
- Blumenlieder , (Цветочные песни), цикл песен (1907–8)
- Две песни в сопровождении фортепиано: «Вечерняя серенада» , «Мечтающее озеро» (1908).
- Симфоническая поэма № 3 «Романтик» для малого оркестра (1908)
- Sint Jansvier (слова Гвидо Гезелле ) , хор а капелла (1909)
- Клаус Тинк , баллада для баритона и небольшого оркестра (1909)
- Северный пейзаж для мужских голосов, солистов и оркестра (1910)
- Симфоническая фантазия на тему «Брабант в Голландии» для оркестра (1910-11)
- Струнный квартет в одной части (1911)
- Квинтет, соч. 23 для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота (1911)
- An die Nacht (слова Клеменса Брентано ), хор в четыре части а капелла (1911)
- Струнный квартет № 3 (1912)
- Пьесы для 3-х разных инструментов № 1 , фортепианное трио, 1912–13.
- Симфонический концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и камерного оркестра (1912-13)
- Mietje (слова Гвидо Гезелле), хор в четыре части а капелла (1913)
- Пьесы для 3-х разных инструментов № 2 , флейты, кларнета, арфы, 1914–15.
- Соната для кларнета (1916-17)
- Пьесы для 3-х разных инструментов № 3 , скрипка, виолончель, арфа, 1918 г.
- Соната для виолончели № 1 (1919) [ 7 ]
- Соната для скрипки № 1 (1919-20) [ 8 ]
- Соната для скрипки № 2 (1921) [ 8 ]
- Соната для виолончели № 2, Quasi una fantasia (1922) [ 7 ]
- Четыре пьесы для флейты, гобоя, кларнета, фагота, 2-х валторн, литавр и струнных (1924)
- Три части для трёх кларнетов, трёх гобоев и фортепиано (1924-25)
- Дикий ветер (слова Гвидо Гезель), для мужских голосов a capella (1926)
- Какая тишина , для мужских голосов а капелла
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Энтони Зилхорст. «Ингенховен, Ян» в Grove Music Online (2001)
- ^ Дж. Х. Летцер: Музыкальные Нидерланды, 1850-1910 (1913), с. 85
- ^ Перейти обратно: а б с д Марджон Хёдеман: «Стилистические эксперименты в песнях Яна Ингенховена» , в Журнале Ассоциации истории голландской музыки 34 (1984), стр. 68-78
- ^ Перейти обратно: а б Николай Слонимский. Биографический словарь музыкантов Бейкера , седьмое издание (1984), стр. 1084
- ^ Перейти обратно: а б Ян Ингенховен. 4 Quatuors a̓ Voix Mixtes Sans Accompagnement , Журнал Ассоциации истории голландской музыки (1988)
- ^ Дэниел Руйнеман. Композитор Ян Ингенховен. Размышления в свете современной музыки . Де Шпигель, Амстердам, 1938 год.
- ^ Перейти обратно: а б Голландские сонаты для виолончели, Vol. 3 , Аудиомакс 903 1655-6 (2010)
- ^ Перейти обратно: а б Сонаты Флорана Шмитта, Яна Ингенховена и Ласло Лайты , Genuin, GEN 14312 (2014)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ян Ингенховен в голландской Википедии
- Ян Ингенховен, забивает на IMSLP
- Соната для кларнета в исполнении Франка ван ден Бринка, кларнет, и Франса ван Рута, фортепиано.