Nikolay Punin
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Nikolay Punin | |
---|---|
Рожденный | Nikolay Nikolayevich Punin 28 ноября [ по ст. ст. ] 1888 г. 11 декабря Гельсингфорс , Великое Княжество Финляндское , Российская Империя. |
Умер | 21 августа 1953 г. Воркутлаг , РСФСР , СССР. | ( 64 года
Занятие | Ученый, писатель |
Предмет | современное искусство , история искусств |
Известные работы | Дневники |
Супруг | Анна Аренс (1917–?) |
Партнер | Anna Akhmatova |
Дети | Ирина |
Николай Николаевич Пунин (русский: Никола́й Никола́евич Пу́нин ; 28 ноября [ OS 11 декабря] 1888 — 21 августа 1953) — российский искусствовед и писатель. Он редактировал несколько журналов, в том числе «Изобразительное искусство» , а также был соучредителем Отдела иконографии Государственного Русского музея . Пунин был другом и гражданским мужем поэтессы Анны Ахматовой , известной автором стихотворения «Реквием» .
Биография
[ редактировать ]Ключевая фигура в мире русского искусства
[ редактировать ]Николай Пунин родился в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) Великого Княжества Финляндского в семье Николая Михайловича Пунина, врача Российской Императорской Армии, дислоцированного в Гельсингфорсе. Младший брат Николая Леонид Пунин позже стал командующим Белой армией . Юный Пунин переехал в Петербург и посещал классическую гимназию, где впервые познакомился с юной студенткой Анной Ахматовой . С 1907 по 1914 год Пунин учился в Петербургском университете , изучал историю искусств у профессора Дмитрия Айналова , который окончил в 1914 году по специальности историк искусства, и начал карьеру искусствоведа и редактора. Участие Пунина в таких школах, как акмеизм , конструктивизм , формализм и других течениях в искусстве и культуре, в конечном итоге сделало его одной из ключевых фигур в мире русского искусства.
Пунин был одним из первых искусствоведов, обративших внимание на возникающие новые направления и стили. Мультикультурная экспозиция Пунина, а также его разнообразное образование и широкое видение сделали его ведущим идеологом «левого искусства», охватывающим и представляющим многие новаторские и экспериментальные движения. И художники, и историки прозвали Пунина «футуристом» и «левым». В круг его друзей входили художники Казимир Малевич , Владимир Татлин , Владимир Лебедев , Лев Бруни , Николай Тырса и другие. Он приветствовал Октябрьскую революцию как возможность утвердить новое искусство.
В 1917 году Пунин женился на Анне Аренс, враче; у них родилась дочь Ирина. [ 1 ]
назначил Пунина В 1918 году Анатолий Луначарский на несколько важных должностей, таких как глава Петроградского комитета просвещения (Наркомпрос), нарком Русского музея и Эрмитажа . В течение следующих тридцати лет Пунин занимал несколько должностей в Государственном Русском музее.
Union with Anna Akhmatova
[ редактировать ]Николай Пунин состоял в гражданском союзе с поэтессой Анной Ахматовой в 1920-1930-е годы. У Пунина и Ахматовой было много общего еще с лет юности, когда оба были студентами в Царском Селе . Регулярные встречи у них были с 1913 года, когда оба работали в издательстве «Аполлон» в Петербурге. В то время Акматова была замужем за Николаем Гумилевым , а Пунин в 1910-е годы был постоянным гостем в их доме. В 1922 году Акматова приехала в гости к Пунину в его дом в садовом флигеле Шереметьевского дворца . В конце концов она съехалась с Пуниным, и их отношения продлились пятнадцать лет, вплоть до его ареста и ссылки в ГУЛАГ . [ 2 ] Дом Пунина и Ахматовой был местом встречи культурной среды Петербурга, а позже стал Литературно-мемориальным музеем Анны Ахматовой .
Ахматова спасла жизнь Пунину после его первого ареста в 1930-е годы, несмотря на то, что их отношения к тому времени закончились. Николая Пунина освободили только после письменного обращения Анны Ахматовой к Иосифу Сталину , но позже его снова арестовали. Пунин был дважды арестован и заключен в тюрьму советскими спецслужбами при диктатуре Сталина. [ 3 ]
В ноябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, вывезли из блокадного Ленинграда Ахматова была одной из немногих писателей, которых по приказу Сталина , поэтому она и Николай Пунин были спасены от голода и смерти и переведены из блокадного Ленинграда. в Ташкент и Самарканд на три года до 1944 года. [ 4 ]
Под диктатурой Сталина
[ редактировать ]
На Пунина было создано секретное дело с многочисленными обвинениями в его антисоветской деятельности. Большинство обвинений было сфабриковано различными агентами бывшего советского управления КГБ в Ленинграде, такими как лейтенант Прусаков, который обвинил «бывшего профессора Ленинградского университета и Академии художеств Пунина» в «антисоветской» пропаганде. Популярные лекции Пунина о европейских художниках, таких как Рембрандт и импрессионисты, рассматривались коммунистами как свидетельство его антисоветской деятельности. [ 5 ]
В 1949 году Пунин был арестован по обвинению в «антисоветской» деятельности, поскольку заявил, что многие тысячи портретов Ленина безвкусны. Советское правительство наказало Пунина заключением в лагерь ГУЛАГ , Абезлаг подлагерь Минлага в Коми АССР , где он и умер. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Пунин был известен как «спаситель художественных коллекций», поскольку он защищал многие ценные картины западных художников, которые коммунистическая пропаганда называла «декадентским буржуазным искусством». При этом Пунин пошел на большой риск, подняв свой голос против советских чиновников. Будучи хранителем Эрмитажа и Русского музея, Пунин спас многие важные шедевры искусства от уничтожения революционной мафией и малообразованными коммунистами. [ нужна ссылка ] Он подвергся резкой критике со стороны советских коммунистов за его усилия по сохранению «западного» искусства в советских музеях. [ нужна ссылка ] Его уважали художники и интеллектуалы как ключевую фигуру в истории русского искусства.
Пунин был также замечательным лектором; его лекции пользовались огромной популярностью среди непредвзятых членов советской академии и среди его многочисленных учеников. [ 7 ]
Художественные очерки и мемуары Пунина издавались на английском и русском языках. [ 8 ]
В июне 2012 года вышла первая биография Пунина, «Невоспетого героя русского авангарда». «Жизнь и времена Николая Пунина» , написанная искусствоведом Натальей Мюррей, была опубликована издательством «Брилл». [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Изобразительное искусство Ленинграда
- Рыков А. Между консервативной революцией и большевизмом. Тотальная эстетическая мобилизация Николая Пунина» // Новый литературный обозреватель №140 (4/2016) С. 240-258.
- Рыков А. Русский модернизм как фашизм. Дело Николая Пунина // Искусство и политика в Европе в новейшее время. Загреб, 2016. С. 81-82.
- Рыков А. Между консервативной революцией и большевизмом: тотальная эстетическая мобилизация Николая Пунина // Русские литературоведческие исследования, вып. 53, нет. 2, 2017, стр. 147–171, DOI: 10.1080/10611975.2017.1400270
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центр гуманитарных исследований Гарри Рэнсома
- ↑ Российский источник: «Хранитель будущего». Архивировано 27 октября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ НН (Николай Николаевич) Пунин. Дневники и переписка
- ^ [1] Анна из всех русских: Жизнь Анны Ахматовой Элейн Файнштейн, получено 8.13.2018.
- ^ «Досье Пунина в Сахаровском центре» . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 27 января 2008 г.
- ^ Экспонаты /Портрет Н.Н. Пунина. Фотография , Virtual Museum of the Gulag
- ^ Russian source: НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПУНИН (1888–1953) – ИСКУССТВОВЕД, ПЕДАГОГ, МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. [2]
- ^ Дневники Николая Пунина: 1904–1953 Техасского университета Press (1999) ISBN 0-292-76589-4 [3]
- ^ Наталья Мюррей, Невоспетый герой русского авангарда. Жизнь и времена Николая Пунина ISBN 9789004204751 [4]