Рижский метрополитен
Рижский метрополитен | |||
---|---|---|---|
Обзор | |||
Местный | Рига , Латвия | ||
Тип транзита | Быстрый транзит | ||
Операция | |||
Начало работы | Никогда не начинал | ||
|
Рижское метро ( латышское : Рижское метро ) — планируемая система метрополитена в Риге , Латвия . [ 1 ] во времена Советского Союза . К 2021 году планировалось построить три линии с 33 станциями, однако в конце 1980-х годов, во время « Поющей революции» , весь проект встретил сопротивление и в сочетании с распадом Советского Союза строительство, которое планировалось начать в 1990 году так и не состоялся.
Население города сокращается из-за эмиграции и отрицательных темпов прироста населения с 1990 года, что делает перспективы создания полноценной системы метро, даже при финансировании ЕС, нереальными в ближайшем будущем. Фактически, после распада Советского Союза возможное строительство метрополитена редко обсуждалось публично и даже считалось ненужным.
История
[ редактировать ]
Идея Рижского метрополитена возникла в середине 1970-х годов, когда градостроители обдумывали, как интегрировать транспортную систему в столицу. Было предложено несколько концепций, в том числе реконструкция городской железной дороги или установка линий скоростного трамвая. Однако чиновники посчитали оба предложения неэффективными. Самой насущной проблемой было то, что население Риги быстро росло и, как ожидалось, в конечном итоге превысит один миллион, что было требованием для строительства метро в Советском Союзе.
Институт «Метрогипротранс» в Москве должен был спроектировать схему метрополитена, разработать экономическое планирование и разработать рабочую документацию самого проекта. Технико-экономическое обоснование проекта должно было быть завершено к 1978 году. Еще три года отводилось на доработку проекта, еще девять лет — на строительство первых восьми станций метро. Согласно этому плану, первая линия метро должна была быть открыта в 1990 году. Однако процесс разработки постоянно задерживался, в результате чего технико-экономическое планирование проекта было завершено на два года позже, в 1980 году.
Последовала еще одна пятилетняя задержка, приведшая к остановке строительных работ линии метро и станций, которые не могли начаться до завершения всех подготовительных работ. Из-за тяжелого геологического состояния грунтов проектирование первого участка в 1984 году было перенаправлено в институт Ленметропроект в Ленинграде , более опытный в этих условиях (Ленинград имел аналогичную геологию). В результате дату открытия Рижского метрополитена перенесли самое раннее на 1997 год.
Арт-декор интерьера станций был поручен местным архитекторам, имевшим опыт уже после застройки станции «Рижская» Московского метрополитена .
В 1986 году генеральный план метрополитена был обновлен и теперь включает три линии вместо двух. Несмотря на продолжающиеся задержки, этап проекта первой секции был завершен в 1989 году, подготовка к этапу строительства началась в 1986 году, а этап строительства должен был состояться в 1990 году, а дата открытия запланирована на 2000–2002 годы.
В конце 1980-х годов проект начал подвергаться резкой критике, и из-за общественного недовольства в сочетании с распадом Советского Союза запланированное строительство в 1990-е годы так и не началось.
Линии
[ редактировать ]
Первоначальный план предусматривал две линии, но затем была включена третья линия.
Первый план
[ редактировать ]- Линия 1: от Плескодале / Золитуде до Пурвциемса / Дрейлини.
- Линия 2: от мельницы до мыльного камня
Второй план
[ редактировать ]- Линия 1: Иманта – Центр – Югла
- Линия 2: Дрейлини / Плявниеки – Центр
- Линия 3: Межапарк – Центр – Зиепниекалнс.
- Расширение линии 2: Центр - Булли.
Первый раздел
[ редактировать ]Первый запланированный участок имел длину 8,3 км, путь от одной конечной остановки до другой занимал 12 минут и имел 8 станций (4 из которых находились глубоко под землей в центре): «Засулаукс», «Агенскалнс» (бывшая «Аврора»), «Даугава» (бывшая «Узварас»), «Вокзал» (бывшая «Центральная»), «Дружба» (бывший «Киров»), «Видземский рынок» (бывший «Райнис», «Революция»), «Ошкальный», «ВЭФ»
-
Проект станции Аврора 1983 г.
-
Один из альтернативных проектов Центрального вокзала 1983 г.
-
Один из альтернативных проектов Центрального вокзала 1983 г.
-
Проект станции Даугава 1983 г.
-
Проект станции Райнис 1983 г.
-
Один из альтернативных проектов станции ВЭФ 1983 г.
-
Один из альтернативных проектов станции Засулаукс 1983 г.
-
Один из альтернативных проектов станции Засулаукс 1983 г.
-
Один из альтернативных проектов станции Засулаукс 1983 г.
Денежные вопросы
[ редактировать ]Первое метро в советских республиках Балтии также должно было быть самым дорогим в Советском Союзе. Было подсчитано, что стоимость одного километра составит 25–26 миллионов советских рублей. [ предположение? ] . В то время, когда планировалось Рижское метро, метро в Минске строилось по цене 15 миллионов советских рублей за километр.
Чиновники в Риге не очень беспокоились о финансировании, поскольку необходимые деньги поступали в основном из Москвы . За счет бюджета Латвийской ССР должно было финансироваться железнодорожное депо (10–12 миллионов советских рублей), инженерные детали (2,5 миллиона советских рублей) и вестибюли станций (4–5 миллионов советских рублей). В результате ожидалось, что Рига потратит на городское метро менее 20 миллионов советских рублей. Однако городу пришлось бы конкурировать за финансирование со стороны Москвы, поскольку Одесса и Омск одновременно стремились к финансовой помощи в создании собственных систем метрополитена.
Критика
[ редактировать ]Возражения против Рижского метрополитена начали высказываться, когда окончательное проектное предложение было доработано. Наиболее насущные опасения, поднятые местным научным сообществом, касались полезности и эффективности такого масштабного и сложного проекта. Они утверждали, что проект принесет городу больше вреда, чем пользы, поскольку грунтовые воды в Риге очень высокие и имеют мигрирующие течения, и в результате никто не может сказать, где они будут через десятилетие. Если бы грунтовые воды перетекли через линии метро, система метро была бы затоплена. Однако этот же аргумент не помешал строить метро в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ), имеющем сходные с Ригой геологические особенности. Когда перестройка в Советском Союзе началась , местная пресса стала заполняться статьями о геологии и геодезии и о том, как эти проблемы могут повлиять на потенциальное строительство метро в городе.
Помимо опасений по поводу возможного затопления, авторов проекта также обвиняли в том, что они спланировали станции в неудобных местах, а сама идея метро устарела. После того, как эти аргументы были оценены и отвергнуты, автохтонное население Латвии начало протестовать против новой вероятной волны миграции славян в Ригу, поскольку строительство привлекло бы еще десятки тысяч рабочих из других советских республик. в город, где упала доля латышей, с более чем 60% в 1930-е годы до менее 36% в 1980-е годы. Говорили, что такая новая волна миграции создаст еще большую угрозу идентичности Латвии, где доля латышей упала в конце 1980-х годов всего до 52%, и латышскому языку .
Отмена
[ редактировать ]Конец 1980-х годов вызвал споры и сомнения относительно решений рижского и латвийского правительств по поводу метро, а также компетентности московских специалистов. В 1987 году экологические активисты организовали акцию протеста; Однако, несмотря на протест, было принято решение начать работы по второму этапу технологического и экономического планирования. Однако местным специалистам было предложено взять на себя большую часть работы, чтобы уменьшить зависимость Латвии от специалистов из Москвы.
Через два месяца комиссия по планированию пришла к выводу, что для продолжения проекта нет ни экономической, ни технологической основы, и двенадцать лет планирования закончились, а работа фактически не была проделана.