Теория взаимозависимости
Теория взаимозависимости — это социального обмена теория , которая утверждает, что межличностные отношения определяются через межличностную взаимозависимость, которая представляет собой «процесс, посредством которого взаимодействующие люди влияют на опыт друг друга». [ 1 ] (Ван Ланге и Баллиет, 2014, стр. 65). Самый основной принцип теории заключен в уравнении I = ƒ[A, B, S], которое гласит, что все межличностные взаимодействия (I) являются функцией (ƒ) данной ситуации (S), плюс действия и характеристики индивидов (A и B) во взаимодействии. [ 2 ] [ 3 ] Четыре основных предположения теории: 1) принцип структуры, 2) принцип трансформации, 3) принцип взаимодействия и 4) принцип адаптации. [ 2 ] [ 3 ]
Авторы
[ редактировать ]Теория взаимозависимости была впервые представлена Гарольдом Келли и Джоном Тибо в 1959 году в их книге «Социальная психология групп» . [ 4 ] Эта книга черпала вдохновение из теории социального обмена и теории игр и содержала ключевые определения и концепции, способствующие развитию структуры взаимозависимости. [ 2 ] [ 4 ] [ 1 ] Во второй книге « Межличностные отношения: теория взаимозависимости» [ 5 ] теория была полностью формализована в 1978 году. Гарольд Келли продолжил развитие теории взаимозависимости в 2003 году, выпустив книгу « Атлас межличностных ситуаций». [ 6 ] . Эта книга расширила предыдущую работу, добавив два дополнительных измерения к измерениям взаимозависимости, а также проанализировав 21 конкретный тип ситуаций. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] Кроме того, работа Келли и Тибо основывалась на работах Курта Левина , который впервые дал определение взаимозависимости и заявил, что «Сущность группы заключается не в сходстве или несходстве ее членов, а в их взаимозависимости». . . Изменение состояния любого подраздела меняет состояние любого другого подраздела. . . Каждое движение одного члена, условно говоря, глубоко повлияет на других членов и на состояние группы» (стр. 84–88). [ 7 ] [ 1 ] [ 4 ]
Четыре основных положения теории взаимозависимости
[ редактировать ]Принцип структуры (ситуации)
[ редактировать ]Все взаимодействия устанавливаются в контексте конкретной ситуации (известной в теории взаимозависимости как структура). Чтобы лучше проанализировать этот фактор, теория взаимозависимости представляет таксономию ситуаций, которая включает шесть измерений, перечисленных ниже. Ключевой концепцией Принципа структуры является возможность, или то, что ситуация предоставляет (делает возможным) для людей в рамках взаимодействия. [ 1 ] [ 2 ]
- Шесть измерений структуры:
- Степень/уровень зависимости. Это измерение фокусируется на уровне зависимости одного участника взаимодействия от другого участника взаимодействия. Это измерение характеризуется следующими типами контроля: а) Акторный контроль - влияние поведения человека на результаты человека, б) Партнерский контроль - влияние каждого отдельного поведения на результаты других людей во взаимодействии, в) Совместный контроль – совместное влияние поведения каждого человека на результат каждого человека. [ 3 ] [ 2 ] [ 5 ] Примером этого может быть то, что если человек А способен достичь положительного результата независимо от действий человека Б, то у человека А высокий уровень контроля над актерами. Если человек А зависит от действий человека Б, чтобы определить, достигнет ли он / она положительного результата, человек А имеет высокий уровень Партнерского контроля. Если человек А и человек Б зависят друг от друга в достижении положительного результата, у них высокий уровень совместного контроля.
- Взаимная зависимость. Это измерение фокусируется на уровне (и равенстве) зависимости каждого человека в рамках взаимодействия с другим человеком(ами) в рамках взаимодействия. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] По мере того как человек А становится более зависимым от человека Б, человек Б получает больший контроль над человеком А.
- Ковариация интересов. Это измерение анализирует уровень удовлетворения, которое получает каждый человек в ходе взаимодействия, в зависимости от полученного результата. Это измерение может варьироваться от полностью соответствующих уровней удовлетворения (координация) до противоречивого удовлетворения (нулевая сумма) (или любого диапазона между этими крайностями). [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Примером соответствующих уровней удовлетворения может быть ситуация, в которой человек А и человек Б просто пытаются достичь результатов в своих собственных интересах, но при этом также достигают результатов в интересах другого. Примером конфликтного удовлетворения является ситуация, когда все результаты, положительные для одного человека, полностью отрицательны для другого человека во взаимодействии.
- Основа зависимости. Это измерение фокусируется на средствах влияния, которое один участник взаимодействия оказывает на другого участника взаимодействия. Это измерение характеризуется следующими типами контроля: а) Акторный контроль - влияние поведения человека на результаты человека, б) Партнерский контроль - влияние каждого отдельного поведения на результаты других людей во взаимодействии, в) Совместный контроль – совместное влияние поведения каждого человека на результат каждого человека. [ 5 ] [ 3 ] [ 2 ] Примеры средств влияния включают обещания, угрозы, опору на социальные/моральные нормы, односторонние действия и очередность.
- Временная структура. Временная структура фокусируется на влиянии времени и последовательного процесса на ситуации. Ключевые концепции в этом измерении включают: 1) Ситуационный выбор, или «движение от одной ситуации к другой, приводящее партнеров в новую ситуацию, которая отличается от предыдущей ситуации с точки зрения вариантов поведения или результатов» (Van Lange & Balliet, 2014, стр. 71), [ 3 ] а также то, что придумал Аксельрод 2) «Тень будущего» (Van Lange & Balliet, 2014, стр. 79), [ 3 ] [ 8 ] или долгосрочная стратегия сотрудничества в ожидании будущих взаимных вознаграждений от другого человека в будущих взаимодействиях. [ 2 ] [ 6 ] [ 3 ]
- Доступность информации. Доступность информации фокусируется на объеме информации, которую люди имеют о мотивах другого человека, потенциальных результатах итерации и потенциальных будущих возможностях, которые может создать любое данное взаимодействие. Этот аспект предполагает, что непонимание часто коренится в низком уровне доступности информации. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Примером этого может служить то, что если человек А имеет определенную информацию о целях и мотивациях человека Б, действия человека А будут действовать иначе, чем если бы эта информация была неопределенной.
Принцип трансформации (что люди думают о ситуации)
[ редактировать ]Трансформация — это психологический процесс, посредством которого люди рассматривают возможные результаты, возникающие в результате как их действий, так и действий других, и сопоставляют эти результаты с возможными действиями и курсами действий (награды и затраты).
- Награды и затраты
- Теория взаимозависимости утверждает, что идеальные отношения характеризуются высоким уровнем вознаграждения и низким уровнем затрат. Награды — это «обмен ресурсами, которые доставляют удовольствие и удовлетворение», а затраты — это «обмен ресурсами, которые приводят к потере или наказанию». [ 9 ] В этой теории обсуждаются различные типы вознаграждений и затрат. Эта теория различает четыре типа вознаграждений и издержек. Эти типы следующие: эмоциональные, социальные, инструментальные и возможности.
- Эмоциональный
- Эмоциональные вознаграждения и издержки — это соответственно положительные и отрицательные чувства, которые испытываются в отношениях. Эти виды вознаграждений и издержек особенно актуальны для близких отношений. [ 10 ]
- Социальные
- Социальные вознаграждения и издержки связаны с социальным внешним видом человека и его способностью взаимодействовать в социальной среде. Социальные вознаграждения связаны с положительным аспектом социального внешнего вида человека и приятными социальными ситуациями, в которых ему приходится участвовать. С другой стороны, социальные издержки - это те, которые связаны с негативным аспектом социального облика человека и неинтересными социальными ситуациями, в которых человеку приходится присутствовать. [ 10 ]
- Инструментальный
- Инструментальные вознаграждения и затраты связаны с деятельностью и/или задачами в отношениях. Инструментальные вознаграждения — это вознаграждения, которые получаются, когда партнер человека умеет справляться с задачами, например, довести всю стирку до конца. Инструментальные затраты прямо противоположны; они возникают, когда партнер человека по отношениям заставляет выполнять ненужную работу или партнер мешает другому выполнить задачу, например, когда один человек в отношениях не выполняет никакой работы по дому. [ 10 ]
- Возможность
- Возможности, вознаграждения и затраты связаны с возможностями, которые возникают в отношениях. Награды за возможности — это те выгоды, которые человек может получить в своих отношениях, но которые он не смог бы получить самостоятельно. Альтернативные издержки возникают, когда ради отношений человек вынужден отказаться от чего-то, чего он обычно не делает.
- Эмоциональный
- Теория взаимозависимости утверждает, что идеальные отношения характеризуются высоким уровнем вознаграждения и низким уровнем затрат. Награды — это «обмен ресурсами, которые доставляют удовольствие и удовлетворение», а затраты — это «обмен ресурсами, которые приводят к потере или наказанию». [ 9 ] В этой теории обсуждаются различные типы вознаграждений и затрат. Эта теория различает четыре типа вознаграждений и издержек. Эти типы следующие: эмоциональные, социальные, инструментальные и возможности.
- Трансформация результата . Трансформация результата — это концепция, согласно которой люди могут принимать во внимание свои собственные результаты, а также результаты для другого человека во взаимодействии. [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ] Существуют ориентации, которые люди принимают при рассмотрении результатов для другого человека во взаимодействии (известные как неиндивидуалистические ориентации трансформации результатов). Эти неиндивидуалистические ориентации трансформации результатов включают следующее:
- Сотрудничество (MaxJoint): максимизирует совместные результаты. [ 3 ] [ 2 ] [ 5 ]
- Равенство (MinDiff): минимизирует различия в результатах. [ 5 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Альтруизм (MaxOther): максимизирует положительные результаты для других. [ 5 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Агрессия (MinOther) сводит к минимуму положительные результаты для других. [ 3 ] [ 2 ] [ 5 ]
Принцип взаимодействия (САБИ: I = ƒ[A, B, S])
[ редактировать ]Принцип взаимодействия (также называемый моделью SABI) используется для оценки переменных, влияющих на любое данное взаимодействие. Эта модель утверждает, что взаимодействия (I) являются функцией (ƒ) ситуации, мотивов, черт и действий человека A (A), а также мотивов, черт и действий человека B (B) (I = ƒ[A, B , С]). [ 3 ] [ 2 ]
Есть несколько факторов, которые люди привносят во Взаимодействие. Это их рассмотрение результатов, уровня сравнения и уровня сравнения альтернатив.
- Результаты
- В любых отношениях есть результат. Эти результаты определяются путем сравнения суммы вознаграждений, присутствующих в отношениях, с суммой присутствующих затрат. «Согласно теории взаимозависимости, люди мысленно учитывают вознаграждение и затраты, чтобы они могли оценить результат своих отношений как положительный или отрицательный». [ 10 ] Результат считается положительным, когда вознаграждение перевешивает затраты в отношениях. И наоборот, результат отрицательный, когда затраты перевешивают выгоды.
- Уровень сравнения (CL)
- Теория взаимозависимости также учитывает уровень сравнения. Это предполагает ожидание тех результатов, которые человек ожидает получить в отношениях. [ 4 ] Эти ожидания «сравниваются» с прошлыми отношениями человека и текущими наблюдениями за отношениями других людей. «Удовлетворение зависит от ожиданий, которые сформированы предыдущим опытом, особенно захватывающими событиями недавнего прошлого». [ 11 ] У человека будет высокий уровень сравнения, если все отношения, с которыми он столкнулся, были счастливыми. Следовательно, чтобы определить, находятся ли люди в удовлетворительных отношениях, необходимо учитывать как выгоды, так и издержки, очевидные в этих отношениях, а также собственный уровень сравнения этого человека.
- Уровень сравнения альтернативы (CL-alt)
- Уровень сравнения, коррелирующий с вознаграждениями и издержками отношений, определяет удовлетворение и приверженность конкретного человека в отношениях. Однако бывают ситуации, когда люди могут быть преданы друг другу, но не иметь удовлетворительных отношений, или они могут быть удовлетворены своими отношениями, но не привержены им. Таким образом, качество альтернатив помогает людям понять «альтернативы», которые у них есть за пределами их текущих отношений. [ 10 ] Альтернативой может быть любой другой вариант, кроме того, который имеется в настоящее время. Когда у людей есть хорошие альтернативы, они, как правило, менее преданы своим отношениям. Напротив, когда у людей есть плохие альтернативы, они, как правило, очень преданы своим отношениям. [ 12 ]
Принцип адаптации
[ редактировать ]Адаптация – это процесс, при котором воздействие аналогичных ситуаций приводит к возникновению привычных реакций, которые, как было доказано, приводят (в среднем) к положительным результатам. В дополнение к только что описанному типу состояния, основанного на воздействии, адаптация может возникнуть на основе правил социальных норм . [ 3 ] [ 2 ] Например, человек А может попасть в ситуацию, аналогичную ситуациям, с которыми он/она сталкивался раньше, на основе этого предыдущего опыта действия человека А направляются таким образом, чтобы получить те же положительные результаты, что и в предыдущих ситуациях. Точно так же социальные нормы направляют людей к конкретным, одобренным обществом действиям.
Академическое и практическое применение
[ редактировать ]Теория взаимозависимости использовалась учеными для «анализа групповой динамики, власти и зависимости, социального сравнения, конфликтов и сотрудничества, атрибуции и самопрезентации, доверия и недоверия, эмоций, любви и приверженности, координации и общения, риска и саморегуляции». производительность и мотивация, социальное развитие и нейробиологическая модель социального взаимодействия» (Van Lange & Balliet, 2014, стр. 67). [ 1 ] [ 6 ] [ 13 ] [ 14 ]
Кроме того, теория обеспечивает практическую основу для понимания основных психологических факторов, которые мотивируют других людей, с которыми вы взаимодействуете (как в личных, так и в профессиональных условиях), а также предоставляет основу для понимания основных психологических факторов, которые мотивируют ваши собственные действия, когда взаимодействуя с другими.
Дополнительные/родственные теории и концепции
[ редактировать ]- Теория ожиданий цели [ 15 ]
- Структурная теория ожиданий цели [ 16 ]
- Модель индивидуально-группового разрыва [ 17 ]
- Теория игр [ 18 ] [ 19 ]
- Теории прямой взаимности [ 8 ] и косвенная взаимность [ 20 ]
- Модель необходимости принадлежать [ 21 ]
- Инвестиционная модель процессов принятия обязательств [ 22 ] [ 23 ]
- Модель общинных (и обменных) ориентаций (в близких отношениях) [ 24 ]
- Модель эмпатии-альтруизма (объясняющая альтруизм и просоциальное поведение) [ 25 ]
- Реалистичная теория конфликтов (применительно к межгрупповым процессам) [ 26 ]
- Модель двойной заботы (применяется в сфере переговоров и переговоров) [ 27 ]
- Теория капитала [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
- Подход к саморасширению [ 31 ]
- Теория социального обмена
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ван Ланге, Пенсильвания, и Баллиет, Д. (2014). Теория взаимозависимости. Американская психологическая ассоциация . DOI: 10.4135/9781446201022.n39
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ван Ланге, премьер-министр (2011). История взаимозависимости. Справочник по истории социальной психологии. Интернет-руководства по Routledge.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ван Ланге, Пенсильвания, и Баллиет, Д. (2014). Теория взаимозависимости. Американская психологическая ассоциация. DOI: 10.4135/9781446201022.n39
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тибо, Дж.В., и Келли, Х.Х. (1959). Социальная психология групп . Нью-Йорк: Уайли.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Келли, Х.Х. и Тибо, Дж.В. (1978). Межличностные отношения: теория взаимозависимости. Нью-Йорк: Wiley-Interscience».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Келли Х.Х., Холмс Дж.Г., Керр Н.Л., Рейс Х.Т., Русбулт К.Э., Ван Ланге ПАМ. (2003). Атлас межличностных ситуаций . Нью-Йорк, Нью-Йорк Кембридж. 520 стр.
- ^ Левин, К. (1948) Разрешение социальных конфликтов: Избранные статьи по групповой динамике (GW Lewin, Ed.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу. Левин, К. (1952). Теория поля в социальных науках: избранные теоретические
- ^ Перейти обратно: а б Аксельрод, Р. (1984). Эволюция сотрудничества. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.
- ^ Спречер, С., (1998). Теории социального обмена и сексуальность. Журнал сексуальных исследований, 35 (1), 32–43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Герреро, Л.К., Андерсон, Пенсильвания, и Афифи, Вашингтон (2007). Близкие контакты: Общение в отношениях.
- ^ Тибо, Дж. и Келли, Х. (Дата неизвестна). Теория социального обмена. Первый взгляд на историю коммуникаций. получено с http://www.afirstlook.com/docs/socialexchange.pdf.
- ^ Кроуфорд, Д.В., Фэн, Д., Фишер, Дж.Л., и Диана Л.К. (2003). Влияние любви, справедливости и альтернатив на обязательства в романтических отношениях. Журнал исследований в области семьи и потребительских наук , 13, 253–271.
- ^ Русбулт, CE и Ван Ланге, PAM (2003). Взаимозависимость, взаимодействие и отношения. Ежегодный обзор психологии , 54, 351–371. doi:10.1146/annurev.psych.54.101601.145059
- ^ Ван Ланге, ПАМ, Де Кремер, Д., Ван Дейк, Э. и Ван Вугт, М. (2007). Собственный интерес и не только: Основные принципы социального взаимодействия. В А.В. Круглански и Э.Т. Хиггинсе (ред.), Социальная психология: Справочник основных принципов (стр. 540-561). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
- ^ Прюитт, Д.Г., и Киммел, М.Дж. (1977). Двадцать лет экспериментальных игр: критика, синтез и предложения на будущее. Ежегодный обзор психологии , 28, 363–392. doi: 10.1146/аннурев. пс.28.020177.002051
- ^ Ямагиши, Т. (1986). Структурная теория целей/ожиданий сотрудничества в социальных дилеммах. В Э. Лоулер (ред.), Достижения в групповых процессах (том 3, стр. 51–87). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
- ^ Инско, Калифорния, и Шоплер, Дж. (1998). Дифференциальное недоверие к группам и отдельным людям. В книге К. Седикидес, Дж. Шоплер и К. А. Инско (ред.), Межгрупповое познание и межгрупповое поведение: на пути к более тесному союзу (стр. 75–107). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- ^ Борнштейн, Г. (2003). Межгрупповой конфликт: индивидуальные, групповые и коллективные интересы. Обзор личности и социальной психологии, 7, 129–145.
- ^ Шеллинг, Т. (1980). Стратегия конфликта. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. (Оригинальная работа опубликована в 1960 г.)
- ^ Новак, Массачусетс, и Зигмунд, К. (2005). Эволюция косвенной взаимности. Природа, 437, 1291–1298. дои: 10.1038/nature04131
- ^ Баумайстер, РФ, и Лири, MR (1995). Потребность в принадлежности: стремление к межличностным привязанностям как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117, 497–529. дои: 10.1037/0033-2909.117.3.497
- ^ Русбулт, CE, и Агнью, CR (2010). Просоциальная мотивация и поведение в близких отношениях. В книге М. Микулинцер и П.Р. Шейвер (ред.), Просоциальные мотивы, эмоции и поведение: лучшие ангелы нашей природы (стр. 327–345). Вашингтон, округ Колумбия: американец
- ^ Русбулт, CE, Агнью, CR, и Арриага, XB (2011). Инвестиционная модель процессов принятия обязательств. В ПАМ Ван Ланге, А.В. Круглански и Э.Т. Хиггинсе (ред.), Справочнике по теориям социальной психологии Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage. Психологическая ассоциация. дои:10.1037/12061-017
- ^ Кларк, М.С., и Миллс, Дж. (2012). Теория общинных (и обменных) отношений. В П.А.М. Ван Ланге, А.В. Круглански и Э.Т. Хиггинсе (ред.), Справочник по теориям социальной психологии (том 2, стр. 232–250). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
- ^ Бэтсон, компакт-диск (1998). Альтруизм и просоциальное поведение. В Д.Т. Гилберте, С.Т. Фиске и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (стр. 282–316). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Шериф М., Харви О.Дж., Уайт Б.Дж., Худ WR и Шериф CW (1961). Межгрупповой конфликт и сотрудничество: эксперимент «Пещера грабителей». Норман: Книжный обмен Университета Оклахомы.
- ^ Прюитт, Д.Г., и Рубин, Дж.З. (1986). Социальный конфликт: эскалация, тупик и урегулирование. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Ван Иперен, NW и Буунк, AP (1991). Теория справедливости, обмен и общественная ориентация с межнациональной точки зрения. Журнал социальной психологии, 131, 5–20.
- ^ Уолстер Э., Уолстер Г.В. и Бершайд Э. (1978). Справедливость: теория и исследования. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
- ^ Адамс, Дж. С. (1965). Неравенство в социальном обмене. Достижения экспериментальной социальной психологии, 62, 335–343.
- ^ Арон А. и Арон EN (2000). Модель саморазвития: Мотивация и включение других в себя. В книге У. Икеса и С. Дака (ред.), Социальная психология личных отношений. Чичестер, Великобритания: Уайли