Камапуаа

В гавайской мифологии Камапуаа ( «ребенок-свинья»). [ 1 ] — человек свинья - плодородия , сверхчеловек , связанный с Лоно , богом земледелия. Сын Хины и Кахикиулы, вождя Оаху , Камапуаа был особенно связан с островом Мауи . [ 2 ]
Купуа , с которой ( полубог ), Камапуаа наиболее известен своим романтическим преследованием богини огня Пеле у него были бурные отношения. Несмотря на силу Пеле, настойчивость Камапуаа позволяет ему превратить ее лавовую скалу в плодородную почву.
Он связан с хумухумунукунукуапуаа (рифовый спинорог), государственной рыбой Гавайев. [ 3 ]
Лиликала Камелейхива описывает его как «бросающего вызов любой власти, смелого и необузданного» и заявляет, что он «помнит свиную натуру, которая дремлет в большинстве людей... Коварный и нежный, он жаждет хороших вещей в жизни — приключений , любовь и чувственное удовольствие. [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Камапуаа родился у человеческих родителей, Кахикиулы и Хины, на острове Оаху. Записано, что у него есть брат Кахикихонуакеле. [ 5 ] [ 6 ] Есть также много историй, связанных с его бабушкой, с которой он, кажется, очень близок. О его детстве информации не так много.
В детстве Камапуаа никогда не принимал отчим Олопана. Это ранило Камапуаа, потому что он хотел, чтобы его отец любил его и гордился им, но Олопана никогда не проявлял никакой любви и вместо этого издевался. Камапуаа разгневался и позволил ярости овладеть его душой. Это привело к его репутации озорника и негодяя. [ 7 ]
Взрослая жизнь
[ редактировать ]Камапуаа вырастает красивым и талантливым мужчиной. Его таланты очень разозлили Олопану. Раненый неодобрением Олопаны, Камапуаа уходит в холмы, чтобы успокоиться, где проводит время, собирая мусор и становясь сильнее. Позже он участвует во многих битвах с Олопаной и Пеле, в конечном итоге жестоко убивая Олопану. [ 7 ]
Мифология
[ редактировать ]На острове Мауи кукуи . является символом просвещения, защиты и мира Говорили, что Камапуаа мог превращаться в дерево кукуи . [ 8 ] Одна из легенд рассказывает о Камапуаа: однажды мужчина забил свою жену до смерти и похоронил ее под Камапуаа, пока он находился в форме дерева. Так как он увидел, что женщина была хорошим человеком, он воскресил ее к новой жизни, но обрек на смерть ее мужа. [ нужна ссылка ] Один хорошо известный миф связан с Олопаной и некоторыми птицами. Будучи Обманщиком, однажды Камапуаа украл несколько цыплят у Олопаны, который был в ярости из-за кражи. Олопана послал своих воинов за Камапуаа, который вместе со своими последователями сопротивлялся, пока не стало ясно, что они не смогут победить. Камапуаа взял своих последователей и бежал, пока они не натолкнулись на водопад , где, по-видимому, были загнаны в угол. Именно в этот момент Камапуаа превратился в свинью, которую его последователи использовали, чтобы подняться на следующий уровень водопада и выйти на свободу. Его форма свиньи запрудила воду Калиуваа, где они находились. Люди Олопаны преследовали его. Когда они поднялись на Калиуваа, Камапуаа выпустил воду, убив всех, кроме Олопаны. Олопана бежит в Вайанаэ, где в конечном итоге проигрывает Камапуаа.
Камапуаа и Пеле
[ редактировать ]Существуют противоречивые истории, изображающие отношения Камапуаа и Пеле. В одних версиях они описаны как враги (гавайский романс), в других — как любовники или муж и жена (гавайские народные сказки). Одна история о том, как встретились Пеле и Камапуаа, начинается с путешествия Камапуаа к дому Пеле. Камапуаа пыталась произвести впечатление на Пеле и ее сестер, выглядя как красивый мужчина. Он произвел впечатление на ее сестер, но Пеле не впечатлен, вместо этого она оскорбляет Камапуаа, называя его свиньей. Это расстроило Камапуаа, который затем превратил их разговор в спор оскорблений друг друга. Камапуаа попыталась приблизиться к Пеле, но Пеле направил на него свое пламя, оставив его в огненной яме. Камапуаа наносит ответный удар, вызывая свою сестру Макаханалоа; она тушит пожар туманом и дождем, а повсюду бегают свиньи. Остались только огненные палки; Пеле признает свое поражение. Камапуаа берет палки и разделяет районы, отдавая Пеле районы, затопленные потоками лавы; он берет наветренные районы с наибольшим количеством дождей. Камапуаа покидает Гавайи и заводит семью в океане, которому он принадлежит; Пеле теперь любит Камапуаа и пытается вернуть его любовными песнопениями. [ 9 ] Поскольку Камапуаа живет своей жизнью в океане, он по-прежнему наблюдает за своей частью острова. Он отправляется через океан в своей новой форме хуму-хуму-нуку-нуку апуаа. Он больше никогда не ступит на остров, потому что не хочет столкнуться с Пеле. [ 10 ] Позже Камапуаа вернулся на остров красивым мужчиной и занялся любовью с Пеле. [ 11 ] В их союзе родилась девочка, которую Пеле назвал Ка́овакаикалани. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Беквит, с. 201 .
- ^ Беквит, с. 201.
- ^ Аламейда, с. 20.
- ^ Безумие, Харви. «Юмор на Гавайях: прошлое и настоящее» (PDF) .
- ^ «Калиуваа: Сцена побега полубога Камапуаа из Олопаны» . Улукау: Гавайская электронная библиотека .
- ^ «Сцена побега полубога Камапуаа из Олопаны» . Гавайский зритель .
- ^ Перейти обратно: а б «Улукау: Гавайская мифология» . www.ulukau.org . Проверено 08 апреля 2019 г.
- ^ Мауэр, Нэнси Альперт (2001). «Камапуаа: Гавайский обманщик» . В Джин Кэмпбелл Рисман (ред.). Трикстер жив: культура и миф в американской художественной литературе . Издательство Университета Джорджии. п. 16. ISBN 978-0-8203-2277-3 .
- ^ Марта Беквит, Гавайская мифология (Гавайский университет Press, 1940), 205-206.
- ^ «Легенда о Камапуаа», Зимний информационный бюллетень LBD Coffee, http://www.coffeetimes.com/kamapuaa.htm , 2006 г., получено 16 ноября 2016 г., последнее изменение - 2006 г.
- ↑ Лиликала К. Камелеихива, Легендарная традиция Камапуа, Гавайского бога-свиньи (Гонолулу: Музей епископа, 1996), 112.
- ↑ Лиликала К. Камелеихива, Легендарная традиция Камапуа, Гавайского бога-свиньи (Гонолулу: Музей епископа, 1996), 116.
Ссылки
[ редактировать ]- Камеэлейхива, Лиликала (1996) Легендарная традиция Камапуаа, Гавайский бог-свинья , Bishop Museum Press, ISBN 0-930897-60-9
- Аламейда, Рой (1997) Истории Старых Гавайев , Bess Press, ISBN 978-1-57306-026-4 .
- Марта Беквит, Гавайская мифология (Гавайский университет Press, 1940), 205–206.
- «Легенда о Камапуаа», Зимний информационный бюллетень LBD Coffee, http://www.coffeetimes.com/kamapuaa.htm , 2006 г., получено 16 ноября 2016 г.
- Лиликала К. Камелеихива, Легендарная традиция Камапуа, гавайского бога-свиньи (Гонолулу: Музей епископа, 1996), 103,112,116.